Стигматизация как предпосылка девиантного поведения личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://izdatelstvo.isea.ru/epm/archive.aspx?id=1 | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 336.14:353(57)
Е.Ю. Решетникова - магистрант,
кафедра управления человеческими ресурсами,
Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Иркутск, pu-6uvr@yandex.ru
СТИГМАТИЗАЦИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЕВИАНТНГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Раскрывается феномен навешивания ярлыков на проявления девиантных отклонений личности, Раскрывается социальная сложность феномена стигматизации, а также детерминанты её проявления. Люди, подверженные влиянию стигматизации имеют меньше возможностей наполнить свою жизнь смыслом, девиантное поведение может вылиться в мощное социально- деструктивное течение.
Ключевые слова: девиантное поведение, наклеивание ярлыков, стигма, стигматизация, подросток, первичная девиантность, вторичная девиантность
Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение, вопрос о причинах возникновения которого вызывает пристальное внимание всех его членов.
В словаре-справочнике по социальной работе под редакцией
М.А.Гулиной, определение девиантного поведения трактуется, как «поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества».[1] Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
Благосостояния российского общества растёт, происходящие в стране процессы демократизации охватывают его самые разнообразные социально-экономические и общественно-политические сферы и структуры. Однако, весьма актуальной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Молодежная среда становится опасной криминогенной средой. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как «омоложение» преступности, усиление ее группового характера.
Государство и общество, обеспокоенные проявлениями девиаций, особенно в подростковой среде, в качестве одной из основных причин рассматривают несовершенство современной образовательной системы в целом и низкий уровень учебно-воспитательного процесса в частности. Работники же самого образовательного сообщества, в свою очередь, обращают внимание государства и общества на недооценку ими причин социально-экономического характера, таких как социальное неравенство, разрушение института семьи, как базового социального института общества, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья ребёнка, как правило, ведущие к кризису духа, потере смысла существования и многие другие причины. К тому же, сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения.
Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением. Поэтому девиантом можно называть того подростка, кто не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение, которое носит социально-негативный характер.
Ни один из основных подходов, объясняющих причины возникновения девиаций, ни одна из социологических теорий, рассматривающая девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества, не способны дать полного объяснения данному общественному явлению. Каждый подход или теория высвечивают какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы. Установить все причины и условия, способствующие возникновению девиаций невозможно, но то, что на формирование поведения человека влияют три основные группы факторов: биологические, психологические и социальные, общепризнанно.
Поскольку девиантное поведение может принимать множество форм, то для определения задействованных в ней специфических факторов следует тщательно анализировать каждую из них и, соответственно, основательно исследовать каждую из многочисленных причин, способствующих тому или иному проявлению отклоняющегося поведения в школьной среде.
Безусловно, школа — это зеркало общества и отражает только то, что в нем происходит. Школьный этап жизни обязателен для каждого современного человека и, несмотря на свою относительную непродолжительность, оказывает определяющее влияние на весь его жизненный цикл. Следует понимать, что, переставая быть школьником, человек переходит в категорию родителя, затем дедушки или бабушки и вновь оказывается в зоне влияния школы. Несмотря на свою ограниченность в размерах и пространстве, образовательная общность — это единственное социальное образование, через которое реализуются фундаментальные потребности личности, причем каждой без исключения и на протяжении всей ее жизни. Целесообразным представляется попытаться выявить те часто скрытые за многообразием отношений причины, которые не только мешают ребенку развиваться в естественном для него порядке и темпе, но и провоцируют отклонения в его развитии, отрицательно программируют его жизненный путь. Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Очень часто люди навешивают ярлыки, как на себя, так и на других людей. Причем ярлыки, как правило, негативные. Навешивание ярлыков, как социальное явление, получило развитие и обоснование в теории навешивания ярлыков.
«Определяя какой-либо поступок человека, как девиантный, общество наклеивает ярлык. Таким образом, ярлыки - суть отрицательной оценки общества и при неумелом их применении они могут провоцировать асоциальное поведение».[2] Эта теория основана на том, что неравенство между группами людей в обществе может влиять на то, кто считается девиантом, а кто - нет.
Девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов на поведении менее защищенных групп. С человеком могут обращаться так, как будто он нарушил правило, даже если он этого не делал, только потому, что другие утверждают, что он это сделал. Большинство людей нарушают некоторые социальные правила. Подросток может покуривать сигареты с марихуаной, администратор делать приписки к счету, клерк – присваивать канцелярские принадлежности. Пока окружающие не обращают на это внимание, человек, нарушающий правила, не считает себя девиантом. Как только окружающие узнают об этом, на человеке будет поставлено клеймо девианта. С ним будут обращаться как с девиантом, постепенно он привыкнет считать себя девиантом, вести себя в соответствии с ролью. В отличие от концепций, обращающих внимание на особенности индивидов, способствующих девиации, теория стигматизации объясняет, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.
Всеобщее осуждение и изоляция подталкивают стигматизированных индивидов к девиантным группам, состоящим из людей, судьба которых похожа на их собственную. Участие в девиантной субкультуре - это способ справиться с критической ситуацией, найти эмоциональную поддержку и окружение, где тебя принимают таким, какой ты есть. В свою очередь вступление в подобную девиантную группу укрепляет у индивида представление о себе как о правонарушителе, способствует выработке девиантного жизненного стиля и ослабляет связи с законопослушным окружением. Итак, согласно теории навешивания ярлыков, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассматривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций.
Очень близка по своим основным положениям к теории ярлыков теория стигматизации. Термин «клеймо» («стигма», «штамп») обозначает действие или черту, которая воспринимается как отрицательная и отделяет человека от других людей. Иногда клеймо настолько сильно, что перевешивает все другие качества, которые, возможно, имеет данный человек, и может стать его основным статусом.
С помощью клейма люди классифицируются на положительных и отрицательных. Выделяются три вида стигм (клейм):
1. физические недостатки;
2. недостатки характера - слабая воля, неестественные увлечения, примитивные убеждения, психические болезни, алкоголизм;
3. расовые, национальные, религиозные черты, часто переносимые на всех членов данной расовой, этнической или религиозной группы.
По оценке Э. Гофмана, стигма - это то, что отлично от нас и в то же время - то, что мы не принимаем: человек с «пятном» - это неполноценный человек. Именно Э. Гофман ввёл в научный оборот понятие «стигма». Он особо интересовался способом взаимодействия людей друг с другом и сообщениями, которые они посылают словами и жестами. В одной из своих работ он исследовал людей с определенными характерными чертами, благодаря которым другие находят этих людей необычными, неприятными или девиантными. «При встрече с незнакомцем мы можем заметить свидетельства того, что он обладает неким качеством, отличающим его от других людей его категории и являющимся нежелательным для него: если взять крайний случай, то этот человек может быть основательно испорченным, опасным или слабым. Таким образом, в нашем сознании он превращается из цельного обычного человека в неполноценного, обладающего каким-то дефектом (подпорченного) [tainted, discounted]. Подобное качество – это и есть стигма, особенно если речь идет об очень сильном негативном воздействии; порою его называют также недостатком, дефектом, увечьем [failing, shortcoming, handicap]. Оно образует особый тип несоответствия между виртуальной и истинной социальной идентичностью. Обратите внимание, что есть и другие типы несоответствия между виртуальной и истинной социальной идентичностью – например, тот ее тип, что заставляет нас заново классифицировать индивида, перенося его из одной социально ожидаемой [socially anticipated] нами категории в другую, также вполне предсказуемую, или тот, что заставляет нас изменять нашу оценку индивида в лучшую сторону. Заметьте также, что речь идет не о всех нежелательных качествах, а только о тех, которые не соответствуют нашим стереотипным представлениям о том, каким должен быть данный тип индивида.
Таким образом, термин «стигма» будет использоваться для обозначения качества, выдающего какое-то постыдное свойство индивида [an attribute deeply discrediting]; причем характер этого качества определяется не самим качеством, а отношениями по поводу него». [3]
Представители теории стигматизации различают первичную и вторичную девиантность. В соответствии с теорией стигматизации, девиации – следствие того, что само общество (социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки (первичная девиантность). Первичная девиантность — это то, из-за чего общество снабжает индивида какой-нибудь стигмой, скажем «идиот», «криминальный тип», «дебил». Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность). Вторичная девиантность вызывается девиантной ролью, которую, по мнению общества, должен играть индивид. С этой точки зрения девиантное поведение создается общественной реакцией на первичную девиантность и представляет собой средство защиты или приспособления индивида к возникающим из этого проблемам. У людей, подверженных стигматизации меньше возможностей наполнить свою жизнь смыслом, девиантное поведение может вылиться в мощное социально-деструктивное течение.
Индивид, получая публичное определение, которое возводится в стереотип, объявляется правонарушителем, насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступником. Стигма способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера ("человека не нашего круга"). Подобный "главный" статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророчества. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь.
По словам Т.П.Липай, суть социальной стигматизацией проявляется в реакции на любые отклонения от норм конкретного сообщества и последующем закреплении этих отклонений с помощью различных символических форм — стигм (ярлыков). Стигматизированное состояние (навязываемое социальное качество или признак) принимаются человеком, становятся его неотъемлемой характеристикой, определяют его место и роль в данной общности. Социальная стигматизация как явление возникает в процессе взаимодействия людей внутри социальных общностей и обнаруживается в результате разрешения противоречия между ценностно-нормативными стереотипами общности и ценностно-нормативными установками человека. При этом она, как правило, возникает по инициативе доминирующих членов социальной общности и выступает в качестве символической формы определения социального статуса человека (на основе тех или иных его отклонений от принятых в данной социальной общности норм).[4]
Стигматизация распространена во всех слоях любого общества, любого народа, в быту, на производстве и, естественно, в образовательной среде. Наиболее явственно она проявляется при решении одной из ведущих проблем образования — проблемы социального выбора. Стигма может произвольно сочетаться с такими характеристиками человека, как цвет кожи, манера разговора, поступки, и выступает условным знаком социального клеймения людей, показателем определенной социальной роли индивида в обществе. Отсюда следует вывод: стигматизация определяется очень часто групповой оценкой индивида, а не поведением или конкретным индивидуальным поступком. Самое страшное то, что сообщество может ошибочно заподозрить человека в проступке, которого он не совершал, и присвоить ему обидное клеймо, от которого трудно или невозможно избавиться.
Человек со стигмой часто не знает как к нему «по-настоящему» относятся другие люди; каждый новый контакт для таких людей всегда неопределённость — их либо примут, либо отвергнут. Стигматизированный человек постоянно должен думать о том, какое впечатление он производит на других людей. Это, безусловно, затормаживает процессы социализации.
Стигматизируют учащегося в первую очередь члены учебной группы. В то же время, нельзя недооценивать роль учителя: она влияет на степень распространения социальной стигматизации.
На вопрос «Что является основанием для навешивания ярлыков учащимся», опрошенные педагоги ответили, что чаще всего это отношения ребёнка со сверстниками, на втором месте отношение к семье ребёнка, включая материальное положение семьи и отношения родителей с учителями. Из личного наблюдения за подростками одной из школ, в которой довелось работать, отмечено, что учащиеся из малообеспеченных семей, школьники, относящиеся к национальным меньшинствам, малоимущие скорее получат ярлык «девиант» за какой-либо поступок, нежели дети из более обеспеченных, привилегированных семей, которые ведут себя таким же образом. Им часто удаётся избежать стигматизирования, несмотря на проявление таких же форм поведения, как и у школьника из семьи с низким социальным статусом родителей.
Наклеивание ярлыков и стигматизация в подростковой среде часто бывают стихийными, при этом представляют сложные процессы социального взаимодействия. Эти процессы влияют на развитие человека, процессы его социализации. Знание закономерности возникновения этих процессов позволяет предупреждать их появление и нейтрализовать их негативное воздействие.
Поэтому меры по предупреждению стигматизации и коррекции её последствий необходимо предпринимать начиная со школьного возраста, в частности подросткового периода развития личности, как особенно уязвимого и важного для личного развития и роста.
Список использованной литературы
1.Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе [Электронный ресурс] / сайт. – Санкт-Петербург, 2008.- Режим доступа: http://fictionbook.ru/slovar_spravochnik_po_socialnoyi_rabote/read_online.html?page=1
2.Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 38 - 43.
3.И.Гофман. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность (главы 3-6).
4.Липай Т. П. Маргинальность и явление стигматизации в трансформирующемся обществе / Т. П. Липай // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества: Материалы VI международной методической конференции. Мн., 2003. Ч. 1. С. 97–98