Элементы восстановительных технологий в практике работы по профилактике конфликтов среди учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Элементы восстановительных технологий в практике работы по профилактике конфликтов среди учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Орлик Т. П.,
преподаватель КГПОАУ «Камчатский колледж технологии и сервиса»
Сегодняшнее образование стоит перед новыми вызовами социокультурной среды, подчас, достаточно агрессивной. Образовательные учреждения: школа, техникумы, колледжи утрачивают монополию на социализацию детей и подростков. Наряду с традиционными агентами социализации, такими, как: семья, образовательное учреждение, сверстники, спорт - набирают силу новые агенты. Это различного рода информационные технологии, в первую очередь, интернет-пространство и компьютерные видеоигры, в сюжетах которых широко распространены сцены насилия и жестокости. Многоуровневые сюжетно-ролевые игры, вызывающие зависимость у подростков, изобилуют сценами убийств и насилия, которое становится инструментальным – для достижения более высокого уровня необходимо уничтожить (убить) противника, одного или нескольких. Насилие, убийство, жестокость становится привычным фоном социализации современных детей.
Статистика и анализ преступлений, совершенных несовершеннолетними, сигнализирует о возрастающем уровне жестокости у подростков при их совершении (при снижении количества преступлений в целом по стране). Сюжеты телевизионных передач наполнены историями о повышенной агрессивности подростков в быту, в общении друг с другом, при разрешении конфликтных ситуаций.
Преподаватели, тьюторы и администрация учебных заведений среднего профессионального образования часто сталкивается с этой проблемой. Она осложняется особенностями учащихся средних профессиональных заведений: зачастую, это дети из неблагополучных семей с менталитетом жестокости в воспитании; дети из семей с низким материальным достатком, что провоцирует их чувство социального неравенства и желания восстановить его силовыми методами. Многие из этих ребят пережили опыт физического и эмоционального насилия в детстве, имеют слабое физическое здоровье, низкий порог переносимости психоэмоциональных нагрузок, слабые развитые познавательные способности и знания, особенно, это относится к воспитанникам интернатых учреждений, социальным сиротам, которые продолжают обучение в училищах, колледжах и техникумах.
Вместе с тем, учащихся учреждений среднего профессионального образования отличает высокий социальный интеллект, обусловленный ранней самостоятельной жизнью в неблагоприятной семейной среде, необходимостью зарабатывать, выживать и помогать своей семье.
Длительный опыт взаимодействия с данной категорией учащихся показал, что приоритетным для подростков является разрешение конфликтов в своей среде, без привлечения родителей и педагогов. Эту направленность можно было бы приветствовать, если бы она не сопровождалась повышенной агрессивностью и тенденцией к силовым методам решения конфликтов. Конфликтные ситуации возникают в межличностном взаимодействии учащихся, между педагогами и учащимися, между родителями и подростками. Неконструктивное решение конфликтов ведет к асоциальным последствиям, усугубляющим дезадаптацию подростка в социуме: уходам из дома, прогулам, дракам, психологическому противостоянию, фактам буллинга (травли) в учебном коллективе.
В своей педагогической практике специалисты нашего колледжа часто выступают в роли медиаторов при разрешении конфликтных ситуаций, используют приемы и методы, которые сейчас называют восстановительными. К одной из действенных технологий можно отнести методику Г. Цуккерман «Выбор», которую педагоги колледжа с успехом применяли в группах для разрешения возникших конфликтных ситуаций. Эту методику также можно применять и с профилактической целью.
Методика проста в использовании, вызывает живой интерес подростков. Ребятам предлагаются 4 реальные конфликтные ситуации из их жизни, затрагивающие разные сферы: интимно-личностную (любовный конфликт), семейную (конфликт с одним из родителей), учебную (конфликт с педагогом), сферу общения (конфликт со сверстником одного пола). Ситуации можно взять из книги Г. Цуккерман «Психология саморазвития» (5), либо придумать самим - мы их меняли несколько раз, исходя из реалий жизни наших студентов. Учащиеся выбирали способы решения каждой конфликтной ситуации, и записывали свой выбор, обозначив его буквами:
А – (агрессия), У – (уход), М-К – (мир-компромисс).
Значение букв расшифровывалось педагогом после окончания выполнения задания, затем давался краткий анализ каждого выбора, и делался вывод о наиболее эффективном способе решения конфликта. Каждый из учащихся анализировал свои выборы, после своеобразной экспересс-диагностики получал рекомендации о необходимости изменения своего привычного способа решения конфликтных ситуаций. Тем, ребятам, кто выбирал во всех четырех случаях только одну букву (А или У), было рекомендовано обратиться к психологу и тут же выдавались визитки Камчатского Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации. Те, из группы, кто демонстрировал высокий уровень коммуникативной культуры, психологическую грамотность (выбирали все четыре раза мирно- конструктивный способ решения конфликта без ущемления своих прав и интересов) приглашались педагогом в актив класса, в помощники тьютору и преподавателям. Таким образом, формировалась своеобразная добровольческая группа ребят, которые впоследствии выступали медиаторами при решении внутригрупповых конфликтов. К сожалению, таких ребят за два года применения этой методики было выявлено только 6%. Агрессию при решении конфликтов в качестве приоритетного способа выбрали 58%, уход от проблемы без ее решения 23%. Только 13% учащихся продемонстрировали смешанные способы решения конфликтов, что говорит о крайне низких адаптивных способностях учащихся первых и вторых курсов и необходимости продолжения работы в данном направлении.
Методика «Выбор» имеет отсроченный терапевтический эффект: 12% учащихся после проведения самодиагностики обратились к психологу, 3% стали активно помогать преподавателю и социальному педагогу при решении внутригрупповых конфликтов, 87% в анкетировании по итогам года отметили этот классный час, как наиболее полезный и результативный для их развития.
Представляется, что применения подобных, простых в использовании, доступных для педагогов методик, поможет внедрению в образовательное пространство новых способов, способствующих разрешению конфликтов в среде учащихся способами, минимизирующими негативные последствия для психики и биографии наших учащихся.
Литература:
1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток / Р. Байярд, Д. Байярд. - М.: Просвещение, 1991. 224 с.
2. Беличева С. А. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / С. А. Беличева. - М., 1991. - 109 с.
3. Дубровина И. В. Практическая психология образования. - М.: «Сфера, 1997. - 528 с.
4. Наш проблемный подросток / Под ред. Регуш Л. А. – СПб.: Союз, 1999. – 142 с.
5. Цукерман Г., Мастеров Б. Психология саморазвития / Г. Цукерман, Б. Мастеров. - М.: Интерпакс, 1995. – С . 137 - 139.
- Мне нравится (1)