Воспитуем ли человек?
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №1»
Воспитуем ли человек?
Автор: О. А. Архагельская
1993-2017
Вопросы, подлежащие обсуждению:
1. Что такое воспитание?
2. Психофизиологические основы воспитания
3. Самовоспитание
4. Самоконтроль
5. Возрастной аспект воспитания
6. Случаен ли культ личности?
7. Идеология, воспитание, нравственность
8. Воспитание и интернет
Что такое воспитание?
Чтобы ответить на вопрос, воспитуем ли человек, необходимо представить себе, что понимать под воспитанием. Педагогика определяет воспитание как процесс воздействия на человека с целью выработать у него определенное мировоззрение и навыки поведения.
Влияние в этом плане человек, начиная с самого раннего возраста, испытывает постоянно и, кроме того, на разных уровнях. В семье на ребенка оказывают воздействие родители и прочие родственники, вне дома: друзья, соседи и т.д., в школе – учителя. Влияют словом или делом, действием или бездействием. Влияют постоянно, закладывая тот фундамент восприимчивости к воздействию, который формирует характер человека, его наклонности и привычки.
Однозначно ответить на этот вопрос сложно, т.к. нужно иметь представление о том, что это за человек: каков его возраст, в какой стране он живет, каков уровень его развития на момент воздействия и т.д.
Психофизиологические основы воспитания.
Большое значение для воспитания имеет готовность человека воспринять воздействие. От типа нервной системы, психофизиологических характеристик человека зависит, как он воспримет то или иное влияние. Необходимо учитывать состояние объекта воздействия. Одни и те же факты воспринимаются разными людьми по-разному. Даже один и тот же человек воспринимает один и тот же раздражитель в разное время неодинаково.
Вероятно, что человек нерешительный предпочтет выслушать множество советов, но так и не предпримет ничего. Самостоятельный сам принимает решение. Человек, не привыкший особенно размышлять, будет действовать методом «проб и ошибок», мудрый проанализирует ситуацию и выберет оптимальный вариант.
Перечислять можно до бесконечности. Суть в том, что они разные люди, с разными характерами, по-разному воспитаны. Однако известно, что похожие характеры могут выработаться на основе разных темпераментов и наоборот. Многое зависит от особенностей данного индивида. Один с жадностью впитывает любую информацию, другой отличается определенной избирательностью, а есть люди, которые не терпят никакого влияния, считая его посягательством на свою свободу. Интересно, что люди склонные к размышлению и анализу, а так же обладающие хорошей памятью, совершают меньше ошибок, нежели люди импульсивные и невнимательные. Есть такая поговорка: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак на собственных». Вероятно все рано или поздно убеждаются в справедливости этих слов. Однако так же вероятно, что людей, вообще не совершающих ошибок, видимо не существует.
Самовоспитание.
Самовоспитание представляет собой процесс осмысления человеком воспитательной информации и принятия решения: сделать эту информацию руководством к действию или нет. Кроме того это еще и усвоения определенных навыков, позволяющих осуществить определенный стиль поведения и деятельности на практике.
Допустим, родители учат ребенка класть игрушки на место, постоянно напоминая ему об этом и следя за тем, чтобы он выполнял эти действия ежедневно. Наступает момент, и ребенок сам отдает себе этот приказ, вспоминая наставления старших. В конце концов он делает это уже машинально, а став взрослым, держит в порядке свои вещи. Процесс воспитания налицо. Но это положительный факт.
Может случиться, что ребенок так и не научится порядку, человек вырастет неряшливым. Это отрицательный факт.
И в том, и в другом случае можно говорить о воспитании, только в первом случае речь идет о хорошем воспитании, во втором – о плохом. Стало быть человек все же воспитуем? Вполне возможно.
Самоконтроль.
В чем проявляется та или иная степень воспитанности? Существуют определенные правила поведения, установленные людьми. Они вырабатывались на протяжении длительного времени, которое могло исчисляться тысячелетиями. В соблюдении (или несоблюдении) этих правил и проявляется уровень воспитанности. Характеризует же воспитанность самоконтроль. У любого человека есть так называемый внутренний (условно-рефлекторный) тормоз, табу, налагаемое самим человеком на свои поступки, слова, а порой и мысли. Должна существовать «золотая середина» в самоконтроле. Человек, запрещающий себе всё из-за страха, вряд ли свободен. Воспитание, данное ему, нельзя считать нормой. Тот, кто не знает запрета ни в чем, лишь кажется свободным, т.к. на самом деле не в состоянии отказать себе, является рабом своих привычек и желаний. Его «свобода» может даже вредить окружающим его людям. Наиболее известный контроль, который должен стать самоконтролем, базируется на семи заповедях. Библия, вероятно, одно из воспитательных средств и документов. Многие люди обращаются к ней в мыслях и разговорах, основывают на ней свое поведение.
Возрастной аспект воспитания.
Известно, что в разном возрасте человек неодинаково воспринимает влияние извне. Это зависит, как я уже упоминала, от готовности воспринять, т.е. психофизиологического состояния объекта, а так же от уровня воспитанности, приобретенного к настоящему моменту.
Младенец, например, впитывает любую информацию в любом количестве и с огромной скоростью. Некоторые авторы утверждают, что даже до рождения плод подвергается воздействию и не простому, а воспитывающему, со стороны родителей, особенно матери. Если она ласково разговаривает с ним, гладит живот, словом уделяет ему внимание, то ребенок рождается «с улыбкой». Это спокойный, ласковый малыш. Если же будущая мать совершенно игнорировала возможность приучать его к ласке и доброму слову, ребенок отличается замкнутостью, бывает хмурым, неспокойным. Вероятно ребенок любит и уважает родителей, которые уделяют ему внимание. Любовь присутствует всегда, уважение приходит позже, когда ребенок подрастает. Считается, что ребенок запоминает все, что видел и слышал. Чуть позже начинается отбор и обработка информации, ребенок задает множество вопросов. В этом возрасте слово – наисильнейший раздражитель – имеет для него воспитательное значение. Ребенок еще не сможет полностью осмыслить, но продолжает запоминать. Если для малыша авторитет – взрослый человек, то для подростка – сверстники. Здесь другие ценностные ориентации, вмешательство старших считается оскорблением. Хотя должна отметить, что не все подростки так бурно реагируют в этом возрасте. Лично у меня, например, не было никакого переходного возраста, я его перенесла спокойно без споров и эксцессов.
Однако, поступая наперекор взрослым, подросток воспитывает в себе те или иные качества. Что получится в итоге, неизвестно. Это может быть самостоятельность, а может быть и упрямство. Все зависит от мотивов, которые и приводят к поступкам. Информация начинает перерабатываться в мировоззрение.
В юношеском возрасте человек сформирован, но это не значит, что процесс останавливается. Юным свойственны критический настрой и ирония. Они не будут «есть глазами» взрослых и ловить каждое слово начальства, как малыши, не станут и все отрицать без разбора как подростки. В этом возрасте происходит стабилизация процессов накопления информации и ее усвоения. Сильны элементы самовоспитания. Простые приказы не проходят, необходимо убеждение, демонстрация доказательств целесообразности воздействия на них извне. Это уже довольно высокий уровень воспитанности.
Должна сказать, что данная градация весьма условна: и в юном возрасте человек может иметь зрелость суждений и поступков. А случается и наоборот, великовозрастный индивид демонстрирует неслыханную инфантильность взглядов и поведения.
Взрослый человек так же подвергается воспитанию и самовоспитанию как сознательно, так и неосознанно. Его мысли, оценка событий, принятие решения – все это следствие воспитания и самовоспитания. Сроки различны. Иногда требуется очень длительное время, чтобы данный человек стал таким, каков он есть. Случается, что взгляды меняются резко, кардинально под влиянием какого-то важного для него события.
Случаен ли культ личности?
В жизни каждого человека наступает момент, когда он не только думает о будущем, что людям вообще свойственно, а и начинает осмысливать прошлое. Кстати размышления эти необязательно следствие определенного возраста. Толчком к ним может послужить какое-нибудь событие. Можно в виде такого события рассматривать культ личности (кстати не только Сталина) как следствие социалистической системы развития государства. Эта система воспитала идолопоклонников, снабдив их садистской идеологией: кто не с нами, тот против нас.
Выработка идеологии – одна из самых важных функций государства. Идеология воспитывает людей, формируя из них нечто, необходимое государству. Причем одни искренне верили в «отца народов», его непогрешимость и гениальность. Другие насаждали эту идеологию, этот образ мыслей. Третьи боролись с ней или оставались в стороне, оставляя за собой право на исключительность. В данном случае на вопрос о воспитуемости можно ответить и «да» (ведь многие были фанатиками коммунизма), и «нет» (были люди, сохранившие индивидуальность, понимавшие порочность этой системы и ее идеологии). Интересно, что подобные культы имели место везде, где строился социализм, значит этот процесс не следует считать случайностью.
Я специально упоминала о психофизиологических особенностях человека, поскольку одна и та же система на разных людей действовала неодинаково. Следовательно человеческая психика обладает избирательностью. Одним можно приказать, других – только просить. Одних удерживает от проступка возможность наказания, другие просто не способны совершить ничего плохого, т.к. убеждены, что к людям следует относиться так, как ты хочешь чтобы относились к тебе.
Сталинская система специально воспитывала коммунистических начетчиков, истребляя цвет науки и культуры, чтобы не потерять власть. В итоге появилось поколение людей, не знающих, что такое истинная свобода и нормальные условия жизни. Например, для этого периода характерна уверенность, что заработать честно большие деньги невозможно. У честного человека может быть только «хрен да луковица, крест да пуговица». И главное, что им ничего нельзя было объяснить: били себя кулаком в грудь и кричали: «Мы делали революцию…». Это – результат воспитания.
Еще один тип людей, которым безразлично все, лишь бы их не заставляли работать, не заставляли думать. И это результат воспитания той же системы. У людей отсутствует инициатива, что на руку системе, их воспитавшей. Причина же такого поведения в безверии, а безверие – опять-таки результат воспитания, а именно несоответствия слов, дел и мыслей.
Еще страшнее, когда люди позволяют обращаться с собой как со скотиной. Пронизывающий страх отнимает свободу, и это тоже результат воспитания. Говорят Сталин перед началом демонстрации сказал как-то: «А сейчас бараны пойдут…» В одном из давних номеров когда-то популярного журнала «Огонек» была статья А. Нуйкина «Открытое письмо»: «Увы триста лет монголо-татарского ига и триста лет крепостной кабалы, достойно увенчанные тридцатью годами сталинского «социализма» изменяли формулу нашей крови, вырождали наши души». О чем как ни о воспитании, причем не одного человека и даже ни одного поколения, а нескольких поколений идет здесь речь?
Воспитание и интернет.
Все выше изложенное относится к уже достаточно далекому прошлому, хотя многие идеи актуальны и по сей день.
Но было бы неверно не сказать о более чем современной реальности, которой является всемирная сеть. Если прежде требовались обширные средства массовой информации, способные донести до людей в отдаленных уголках планеты какую-то информацию, то сегодня практически везде, даже в богом забытых деревнях, есть wifi, для которого даже не нужны провода и который позволяет донести любую информацию практически мгновенно в любую точку земного шара.
Интересно, что даже очень пожилые люди проявляют интерес к этому явлению, хотя чем старше человек, тем, как правило, труднее ему понять какие процессы и законы формируют всемирную сеть.
Функции интернета не ограничиваются донесением информации до массы людей, хотя многие используют его именно с этой целью. Возможность получить очень быстро знания в самых разных областях, общаться в разных режимах, в том числе и в реальном времени, видеть собеседника и слышать его при общении или, напротив, не видеть и не слышать его, если это неприятно, а общение неизбежно или необходимо, размещать публикации, рассказать о своих возможностях и намерениях и еще многое другое буквально кружит голову, т.к. позволяет экономить время, силы, деньги.
Можно до бесконечности петь дифирамбы инету, т.к. это действительно нечто умопомрачительное, когда представляешь себе его возможности. Однако мне бы хотелось поговорить о других свойствах сети, связанных с воспитательным процессом. Именно все то, что является сильными сторонами интернета, одновременно является и его слабой стороной, отрицательной стороной, как это ни странно на первый взгляд. К сожалению дети самых разных возрастов, испытывая влияние всех проявлений сети на образовательный процесс, в котором они принимают участие вместе с преподавателями, меняются и не всегда в лучшую сторону.
Автоматизация самых простых действий колоссальна по своему объему и глубине, но, как показывает опыт, именно на этих простых вещах и обучаются люди самых разных возрастов и темпераментов. Как только процесс обучения был заменен гаджетами всех размеров и мастей, процесс обучения прекратился, возникли пробелы в образовании, что немедленно сказалось на качестве обучения, которое снизилось.
Теперь уже можно встретить немало детей, которые принципиально не хотят получать образование, считая, что и без диплома смогут устроиться «как-нибудь работать». Это результат воспитания. Есть и другая позиция: получить диплом. При этом диплом является самоцелью. Подкреплять его знаниями учащиеся не считают нужным, т.к. в принципе не привыкли задумываться и трудиться. И это результат воспитания. Лишь часть молодежи серьезно относится к процессу обучения и целенаправленно в нем участвует.
Что касается современных учащихся, то и уровень их умственного состояния резко снизился, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства:
Во-первых, они разучиваются общаться между собой, используя слова. Редко можно наблюдать у них правильную речь, они часто «разговаривают» руками, жестами. Используют ничего не значащие слова и обороты. Зачем, если можно поставить смайлик, способный заменить целую фразу?
Во-вторых, они безграмотны, т.к. никто не следил за их чтением, в процессе которого и возникают навыки правильной речи, а окружающие тоже не могли их ничему научить по той или иной причине, а в школе вероятно занятия проводились не на должном уровне.
В-третьих, у них как правило ужасный почерк, поскольку многие считают, что если можно воспользоваться клавиатурой, то уметь писать необязательно. А между тем кисть руки, как кстати и речевой аппарат, имеют максимальные проекции на коре больших полушарий, и если не развиваются периферические органы, то не дифференцируются и нервные центры, отвечающие за их функционирование.
В-четвертых, постоянно пользуясь интернетом и считая, что информация может быть получена в любое время, многие люди не считают нужным развивать различные виды памяти. Например, многие мои студенты искренне считают, что вообще не нужно ничего запоминать, а отвечать на заданный вопрос можно просто зачитывая текст из интернета, а так же можно самим не выполнять задания, а просто скачать из инета материал и даже не проанализировав его, просто сдать как свой собственный. Никакие попытки объяснить им, что так не работают, не действуют.
Их мышление представляет собой набор информации «от и до», т.е. присутствует так называемое «файловое мышление».
На самом деле должно быть некое «информационное пространство», сосредоточенное в данном конкретном мозге, причем оно характеризуется шириной и глубиной. Из этого пространства и выбирается все, что позволяет ответить на заданные вопросы, выполнить определенные действия и получить необходимый результат. Это «информационное пространство» формируется и дифференцируется в течение всей жизни человека, углубляясь и расширяясь постоянно. Не развитый мозг не имеет ассоциативных связей, а они формируются в любом возрасте в течение всей жизни конкретного индивида, поэтому отдельные «файловые компоненты» не могут быть связаны между собой, что значительно тормозит, а часто и прекращает мыслительный процесс (продуктивное мышление), при котором новое знание логически вытекает из исходных знаний.
В-пятых, отсутствует информационная преемственность знаний, полученных на различных занятиях, не обязательно учебных, а любых. Не получается у них проведение аналогии в знаниях и действиях, которая позволяет существенно сократить время обучения на последующих этапах в любой деятельности.
Это значит, что не происходит накопления опыта, который является основой этой деятельности.
Можно продолжать до бесконечности, но важно другое: такой подход к обучению в любой сфере определен именно воспитанием, воспитанием интернетом.
На мой взгляд, интернет – это не только кладезь различных идей и мнений, это еще и огромная информационная помойка, куда сваливается все, что пожелают те, кто безнаказанно закачивают на страницы сети любые, в том числе и непроверенные данные. Принимать их без должного анализа и контроля не только не допустимо, но и преступно. Лично мои студенты (по крайней мере большинство из них) не способны проанализировать и отфильтровать тот информационный поток, который они собирают в интернете.
Уже давно известен термин «интернет-зависимость», характеризующий состояние человека, при котором виртуальная реальность считается более привлекательной, чем обычная. Здесь яркие краски, быстрое действие, возможность строить и сеять просто сидя в кресле и глядя на экран, где можно просто удалить то, что стало не нужно. Поэтому то, что говорит преподаватель, ими не воспринимается, а то, что нашли в сети – последняя инстанция.
Невероятные преимущества, которые дает электронная форма хранения информации в любом виде, интернет, позволяющий моделировать любые действия, оживлять объекты, просматривать и анализировать, общаться – это благо.
Но есть и обратная, отрицательная сторона, которую к сожалению игнорировать не представляется возможным: люди не хотят развивать свой мозг и навыки, наивно полагая, что интернет заменит все усилия.
Вывод, который можно сделать при этих обстоятельствах, следующий: интернет сам по себе не является ни добром, ни злом, а его влияние на данного конкретного человека зависит от того, как человек его использует. Можно превратить его в источник наживы и обмана людей, а можно с его помощью общаться, делиться опытом и оказывать помощь.
Хотелось бы, чтобы центральное место в нашей жизни все-таки занимали сами люди, а все остальное оставалось бы лишь средством их самовыражения и никоим образом не вредило бы им, а делало бы их разумнее и добрее.