Советы классному руководителю
Предварительный просмотр:
Классный руководитель может добиться успеха в воспитательной деятельности своей группы, если он любит свою профессию и детей.
« Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель», - говорил про учителя Л.Н.Толстой.
Прежде чем начинать работать со студентами нового набора, классный руководитель должен хорошо изучить их возрастные и индивидуальные особенности. В первый месяц приходится наблюдать за студентами своей группы, за их взаимоотношением друг с другом, анализировать их поступки. В адаптационный период студенты привыкаюи друг к другу, не всегда их отношения между собой бывают доброжелательными, поэтому часто приходится вести беседы на такие темы как: «Добро и зло», «Что такое дружба?», «Правила поведения в колледже».
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы студентов и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого студента с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Изучив характеры студентов, становится легче строить свои отношения с ними, вести с ними воспитательную работу.
В чём же заключается воспитательная работа? Конечно же, в ежедневном общении с ребятами, в проведениях бесед, классных часов, мероприятий. Ну и конечно же в привитии понимания выбранной профессии! Пожалуй, именно это является ГЛАВНЫМ в работе классного руководителя в медицинском колледже.
Вся эта работа направлена на раскрытие творческих способностей, раскрепощение, объединение и сплочение нового коллектива единомышленников. Вся работа направлена на «выращивание» истинного профессионала, любящего и понимающего всю ответственность своей будущей профессии.
Изучение студентов должно охватывать также ознакомление с условиями жизни и воспитания дома, их внеколледжные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на поведение и обучение.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет всю последующую жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней подростки находятся значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности, и к поступлению в колледж его направляет именно семья.
Узнать об особенностях воспитания в семье можно разным способом: просто поговорить с родителями или же предложить заполнить анкету. Это происходит обычно на первом родительском собрании.
Преподаватели, а особенно классные руководители, всегда должны иметь тесную взаимосвязь с семьёй и совместно с родителями решать проблемы, возникшие с их детьми.
Нельзя оберегать студентов и от реальных трудностей - надо учить преодолевать их.
Нельзя скрывать противоречий общества - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения и находить путь к их разрешению.
В целом же, в создании атмосферы дружбы и уважения в студенческом коллективе, определяющую роль играет, конечно, сам педагог. Отношения классного руководителя и студентов складываются не только в беседах, но и в делах. Легко с теми ребятами, которые по натуре своей деятельны: работа видна. Сделали дело - молодцы! Труднее с теми, кто «показать» себя не умеет.
Ну и конечно же – классный руководитель должен любить профессию медика, даже не являясь таковым. И неустанно повторять о гуманности, необходимости и важности этого звания – Медицинский работник!
Предлагаю практические советы классному руководителю:
- Никогда не унижайте, не оскорбляйте ребят – своё негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре.
- Старайтесь как можно больше времени проводить с группой: бывайте с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходите с ними в походы, просто разговаривайте.
- Стремитесь понять расстановку сил в вашей группе, определите микрогруппы, выясните, кто является лидером.( Скрыт и явным)
- Старайтесь отталкиваться от положительных черт характера каждого студента, отмечайте успехи и положительные сдвиги в учёбе, организованности, в каком – либо деле.
- Не берите на себя больше, чем вы в состоянии сделать.
- Работайте в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами.
- Поощряйте самостоятельность.
- Будьте гибкими в отношениях с ребятами, умейте определять, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышайте голос никогда.
- Стремитесь быть справедливым во всём и ко всем, никогда не доводите ситуацию до конфликта.