"Организация профессионально - ориентированного образовательного пространства обучающихся в учебно - профессиональной деятельности"

Доильницына Ирина Алексеевна

«Наука  Методика  Творчество Инновации-
успех формирования личности

современного рабочего»

 

         Образовательное учреждение «Колледж «Звездный» подготавливает рабочих и служащих занятых в различных сферах народного хозяйства: продавцы, коммерсанты, контролеры банка, секретари, сборщики обуви. Мною будет представлена профессия сферы сервиса и услуг: - парикмахер. Основная функция услуги - удовлетворять изменяющиеся потребности населения. Так как общество развивается, то растет количество новых потребностей населения. В связи с этим сфера услуг претерпевает  в последние десятилетия значительные изменения.

Современный рынок труда требует от будущих работников быть:

·         Конкурентоспособными

·         Уметь принимать самостоятельные решения в профессиональных ситуациях

·         Работать в команде

·         Использовать информационные технологии

·         Постоянно повышать свою квалификацию

·         Осваивать новые формы и способы труда

·         Быстро ориентироваться в ситуации экономических изменений

      «Колледж «Звездный» решает сложные задачи по формированию системного дифференцированного педагогического подхода в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных рабочих и служащих сферы сервиса и услуг.

Целью практической подготовки обучающихся является обеспечение готовности к профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, приобретения практических навыков по профессии.

Контингент обучающихся колледжа очень разнообразен - это дети из полных и неполных семей, дети без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей мигрантов с разным уровнем подготовки.

Главная задача процесса обучения сегодня, на мой взгляд - это формирование открытой, доступной, единой образовательной  информационной среды для всех категорий обучающихся, обеспечение качества образовательных услуг, формирование условий для развития самостоятельности, инициативности обучающихся, раскрытия творческого потенциала личности.

    Важным звеном в профессиональной подготовке является учебная и производственная практика, рабочие программы, которых разработаны в соответствии с ФГОС с учетом требований работодателей, на основе анализа изменяющегося рынка труда. Идет постоянное совершенствование содержания и структуры учебного процесса подготовки конкурентоспособных выпускников, используется передовой педагогический опыт, корректируется учебно-методический комплекс, внедряются и развиваются инновационные технологии, в основе которых лежит принцип личностно-ориентированного обучения, совершенствуются формы организации учебной и производственной практик.

В ходе учебной практики обучающиеся закрепляют умения, практические навыки, теоретические знания, формируют понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает устойчивый интерес к профессии.                                                                                                                                      В реализации этих задач мне помогает внедрение на уроках учебной практики различных инновационных технологий обучения:

·         Метод проекта, который позволяет обучающимся развивать мышление, творческие способности, коммуникативные качества, привычку к анализу потребительских, экономических ситуаций. Метод сочетает такие развивающие формы обучения как сотрудничество, работу в малых группах. Взаимодействие и диалог сближает учащихся, дает возможность формировать и отстаивать свою точку зрения. Такой метод я использовала для изучения передового опыта мастеров-технологов профессиональных социальных партнеров фирмы «Эстель», зарубежного опыта американской школы  подготовки парикмахеров PIVOT POINT с целью закрепления и самостоятельного применения трудовых действий, операций и приемов выполнения комплексных работ по стрижке и укладке волос, изученных ранее на уроках учебной практики.

·         Ролевые игры позволяют получить представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере услуг. Обучающиеся активно включаются в процесс игры, учатся владению собой, устанавливают взаимоотношения со всеми участниками  образовательного процесса, развивают дух соревновательности. Примером использования технологии является- игра «Салон красоты» по ПМ «Выполнение стрижек и укладок».

·         Кейс-метод, при котором обучающиеся работают по картам- заданиям

            с  профессиональной ситуацией.  В ходе учебной практики оттачивается

            профессиональные навыки решения конкретных задач.

      Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и                                      практику. Обучающиеся учатся в процессе дискуссий, находить

наиболее рациональные решения конкретных проблем, демонстрируют                  инициативность, оригинальность мышления,  лидерские качества.

            Этот метод я постоянно использую при  решении проблемной ситуации.

·         Имитационные упражнения, происходят на муляжах по заданным условиям. Обучающиеся отрабатывают практические навыки, формируют умения, доведенные до автоматизма.

·         Интегрированные обучающие семинары, мастер-классы -  в проведении которых неоценимую помощь и поддержку оказывает наш социальный партнер «Академия парикмахерского искусства», компания «Эстель» ( директор Л.Охотин). Семинары интегрируются в график проведения учебной практики. На круглых столах и заседаниях ЦМК согласовывается тематика семинаров в соответствии с календарно-тематическим планированием. Проведение таких семинаров на I II III курсах дает возможность обучающимся закрепить общие и профессиональные компетенции, применять навыки в выполнении заданий разного уровня сложности как самостоятельно так и в сотрудничестве с мастером п/о и технологом компании. «Эстель». В ходе интегрированного обучения мастер выступает в роли помощника и партнера. Для самоконтроля и самооценки в конце каждого семинара проводится тестовое задание, результаты которого учитываются при выставлении оценок.

·         Эффективность обучения повышают использование информационных технологий с использованием ЭОР, презентаций, применения интерактивных досок. ЭОР-сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе. Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.

ЭОР могут использоваться на всех этапах обучения:

• при объяснении нового материала;

• закреплении;

• повторении;

• контроле знаний, умений и навыков.

Так в свободном доступе для всех участников процесса имеются ЭОР по ПМ «Выполнение стрижек и укладок», по ПМ «Оформление причесок», ЭОР по дисциплине общепрофессионального цикла «ОФКиВ», «ОКПО».

Электронная презентация по ПМ «Выполнение окрашивания волос», разработанная технологами  академии «Эстель» создает условия для активизации профессиональной деятельности, повышает мотивацию к обучению.

 

·         Портфолио обучающегося ярко отражает эффективность его обучения, где представлены документы, свидетельствующие о приобретении навыков в профессии. Портфолио представляется при трудоустройстве работодателю.                                                              Колледж привлекает работодателей  в качестве независимых экспертов для оценки квалификационных экзаменов, защиты выпускной квалификационной работы.    Профориентационные мастер-классы, кружки дополнительного образования, метод социальных проб в акции-«Красота - в подарок» для пенсионеров обеспечивают высокий уровень личностной компетентности, что повышает уровень конкурентоспособности выпускников на рынке труда.                                                                                                      

·         Трудоустройство на производственную практику - осуществляет  «Фонд содействия парикмахерскому искусству», он обеспечивает лучших обучающихся местами производственной практики и дальнейшим трудоустройством по профессии «парикмахер». Наличие салонов красоты в разных районах города и области позволяют найти место практики и работу вблизи от места проживания, что является немаловажным фактором комфорта для человека в современном мегаполисе.

На круглых столах, которые стали традиционными, совместно с социальными партнерами обсуждаются разные виды совместной деятельности с работодателем:

§  Проведение внеаудиторных мероприятий профессиональной направленности(выездные уроки учебной практики в академии)

§  Экскурсии на производственные площадки города и области компании «Эстель», которые формируют кругозор в профессии

§  Профессиональные конкурсы,«Фонд содействия парикмахерскому искусству» под руководством Д.Ершова на протяжении многих лет организует разнообразные формы участия в ежегодных профессиональных конкурсах, фестивалях красоты, чемпионатах по парикмахерскому искусству.«Академия парикмахерского искусства», компания «Эстель» ( директор Л.Охотин) - организует конкурсы колористов «Колорлайф», «Звезда Эстель». Обучающиеся выполняют подготовку по номинациям под руководством мастера п/о и самостоятельно выступают на соревнованиях. Это дает возможность обучающимся проявить свои лидерские качества, инициативу, почувствовать важность и актуальность своей работы, значимость своей личности, приобрести опыт творческой работы.

§  Ежегодные курсы повышения квалификации для мастеров п/о. в академии «Эстель».

В заключение хочется отметить следующее: в условиях рыночной экономики молодой специалист должен правильно оценивать реальную экономическую ситуацию и быстро адаптироваться к развитию технологий и производства. Сформировать эти качества можно лишь при активном внедрении в образовательный процесс колледжа новых технологий, способствующих развитию у обучающихся умений поиска, переработки и анализа необходимой информации.

 

Статью подготовила мастер п/о, преподаватель спец. дисциплин:

 Доильницына И.А.

 

 

Список литературы:

А.в.Баранников Организация открытого (мобильного) образовательного  пространства/ Педагогика №5,2015

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – Москва, 1989. – 192с.

Васильева А.А. Педагогическое сопровождение при обучении рабочим профессиям./Профессиональное образование №10 ,2015

Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах

http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692

 

 

Ю.Ф.Шуберт., Н.Н.Андреещева Формирование у студентов профессиональных компетенций/ Среднее профессиональное образование №12 2011