ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Лагуткина Ольга Александровна

В последнее время система образования претерпевает значительные изменения, связанные с необходимостью преодоления противоречий между традиционным темпом обучения и постоянно увеличивающимся потоком новой информации. Развитие компьютерной техники и телекоммуникационных технологий дает возможность создавать благоприятные условия для формирования единого мирового образовательного пространства.

Новая ситуация в обществе и системе образования требует подготовки специалиста, способного работать в современных,  изменившихся условиях. Специалисту сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем общей подготовки, но и нетрадиционно подходить к решению различных ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе.

Мировое цивилизованное сообщество сегодня во многом базируется на инфокоммуникационных технологиях (ИКТ). Под влиянием процесса информатизации складывается новая структура – информационное общество. Информационная культура становится частью повседневной жизни. Активное внедрение технологий информатизации современного общества не могло не коснуться и системы образования. Обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования ИКТ является одним из важнейших средств реализации новой государственной образовательной системы, направленной на создание максимально благоприятных условий для саморазвития личности.

Современный этап развития образования характеризуется активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих специалистов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, способных применять современные ИКТ. Основная идея совершенствования  образования, которое соответствовало бы требованиям современному времени,  заключается в том, что развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству.

Необходимость формирования информационной культуры будущих специалистов предъявляет новые требования и к педагогам. В условиях перехода к информационному обществу повышаются требования к профессиональной подготовке преподавателей - участников образовательного процесса, в особенности, к уровню их информационной компетентности, которые должны осуществлять подготовку будущего специалиста в условиях комплексного внедрения средств ИКТ в образовательный процесс.

Под информационной культурой будущего специалиста будем понимать способность: к реализации возможностей ИКТ для решения задач профессиональной деятельности; к предвидению последствий информационной деятельности; к информационному взаимодействию. Информационная культура и образование сегодня все более определяются как продолжающийся в течение всей жизни процесс, обеспечивающий поддержание и обогащение личностного статуса и профессиональной компетентности человека.

В современных условиях средства ИКТ являются элементом информационной культуры человека. ИКТ-компетентность, как готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий, является критерием профессиональной пригодности, причем как для обучаемого, для которого освоение ИКТ является залогом его будущего трудоустройства, так и преподавателя, воплощающего метод опережающего образования и являющегося носителем интеллектуальных ценностей общества.

Информационная культура проявляется:

Ø  в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации;

Ø  в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии;

Ø  в умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими;

Ø  во владении основами аналитической переработки информации;

Ø  в овладении практическими способами работы с различной информацией;

Ø  в знании морально-этических норм работы с информацией.

Для формирования информационной культуры будущих специалистов должны соблюдаться следующие условия:

1. Соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.

2. Внедрение в образование новых информационных технологий.

3. Формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности.

4. Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий.

5. Наличие современной технической (компьютерной) базы.

   Информационная подготовка будущих специалистов должна носить непрерывный характер. Поэтому можно утверждать, что формирование информационной культуры должно осуществляться на всех ступенях профессионального  образования и по всем направлениям изучаемых курсов.

На информационной стадии развития человеческой цивилизации важное значение приобретает развитие информационной культуры будущих специалистов. Информационно культурным считается тот человек, который не только в совершенстве владеет инфокоммуникационными технологиями, но в состоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать, способный к постоянному саморазвитию в течение всей профессиональной деятельности.

Использование ИКТ обучения в средне профессиональном  образовании занимает особое место. В области образования ИКТ рассматривается как средство, которое дополняет традиционную методику обучения и позволяет адаптировать систему образования к различным потребностям общества в образовательных услугах и уровнях подготовки кадров.

Формирование информационной культуры осуществляется в процессе овладения содержанием дисциплин, определенных Государственным образовательным стандартом, изучающих закономерности информационных процессов.

Формирование информационной культуры будущего специалиста не может осуществляться изолированно, только в рамках узкопредметной области «Информатика», что обусловливает необходимость междисциплинарной интеграции.

Студенту должен быть ясен смысл изучаемых дисциплин с точки зрения потребностей будущей профессиональной деятельности. Поэтому на первых же занятиях преподаватель, прежде всего, должен раскрыть цели изучения дисциплины, показать необходимость, полезность и значимость овладения составом знаний, умений и навыков, пробудить интерес обучающегося к изучению дисциплины.

Новые ИКТ позволяют воплотить на практике реальную интеграцию учебных дисциплин, найти точки соприкосновения между общеобразовательными и специальными дисциплинами и, тем самым, осуществить интеграцию различных образовательных областей и идею междисциплинарных связей. Таким образом, в поле зрения образования оказалась методологическая подготовка студента не только по каждой отдельной дисциплине, но и их интеграция с использованием ИКТ.

Постоянное совершенствование профессиональной подготовки специалистов требует от студентов формирования и развития целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. От умения добычи знаний качественно нового содержания по освоению инноваций зависит повышение эффективности учебного процесса.  Достижение каждым членом современного общества высокого уровня информационной культуры не только обеспечит необходимую адаптацию человека к современной, информационно-культурной среде, но и создаст базу для осуществления рационального и одновременно комфортного информационного поведения во всех сферах деятельности.

В соответствии с современными требованиями к информационной культуре специалиста должна разрабатываться и реализовываться система многоуровневой непрерывной информационно-технологической подготовки, которая особое внимание уделяет вопросам непрерывности, преемственности и достаточности информатизации учебного процесса, интеграции специальных и информационных дисциплин, формированию профессионально-ориентированной информационной среды и единого информационного пространства.

В основу содержания подготовки дипломированных специалистов должны быть положены следующие принципы:

формирование информационной культуры специалиста, соответствующей  современному уровню и перспективам развития информационных процессов и систем, возможно только при комплексном использовании информационных технологий в учебном процессе как совокупности трех взаимосвязанных компонентов — объектов изучения, инструментов изучения специальных,  а также общеобразовательных дисциплин и новых образовательных технологий;

разделы информатики, включающие основу информационной культуры, техническую базу информационных технологий, системное программное обеспечение и основы программирования, изучаются студентами всех специальностей в виде интегрированного курса, но с учетом профиля будущей профессиональной деятельности;

в содержании базового курса информатики выделяется инвариантная часть, включающая фундаментальные методологические знания, и изучаемая на лекциях, и вариативная часть, динамически меняющаяся и касающаяся программного и технического обеспечения ЭВМ, изучаемая на практических и лабораторных занятиях;

для повышения профессиональной компетентности выпускника в области информационных технологий помимо учебных планов общеобразовательного курса информатики дополнительно включаются прикладные курсы, ориентированные на предметную область и профессиональную среду деятельности  специалиста;

для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах предусматриваются элективные дисциплины информационного цикла, учитывающие разные уровни компьютерной подготовки обучаемых и сферу будущих профессиональных интересов;

используемые в учебном процессе компьютерно-ориентированные образовательные технологии должны рационально сочетаться с традиционными технологиями обучения студентов и поддерживаться современными техническими средствами.

От этого и будет зависеть  профессиональное становление будущего специалиста.