ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ(ПО ОТРАСЛЯМ)

Данилова Ирина Яковлевна

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ  УЧЁТ(ПО ОТРАСЛЯМ)

И.Я.Данилова

 ГБОПУ ВО «Воронежский  политехнический  техникум»

danira13@yandex.ru

 

В современных условиях повсеместной информатизации общества  и доминирования информационных технологий во всех областях профессиональной деятельности современного человека особенно важным и  актуальным становится исследование методов формирования информационной   компетенции будущего специалиста. Сейчас  приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося определять  сначала учебные,  а затем и профессиональные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку – то есть  именно формирование информационной компетентности.

Понятие "информационная  компетентность" исследовалось  широким  кругом  учёных,  в том  числе  В.Л.Акуленко, М.Г.Дзугоевым, О.Б.Зайцевой, А.Л.Семёновым, Н.Ю.Таировой, О.М.Толстых.  Традиционно  данная  категория  определяется  как  сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора  личностных качеств; а также как новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических  средств. Уточнение категории "информационная компетентность" позволяет разработать технологию развития информационной компетентности студента  техникума.

 По  нашему  мнению,  сформированность  информационной компетентности   у  студентов    специальности 080114 Экономика и бухгалтерский  учёт (по  отраслям)   предполагает   наличие  у них следующих  качеств и способностей:

- понятий, связанных с информацией,  особенностей соответствующих процессов   и информационно-коммуникационных средств ее обработки;

-навыки применения ИКТ при реализации учебной, профессиональной деятельности и в повседневной жизни;

-способность  выбирать оптимальные пути решения задач (и их непосредственное решение), объектом в которых возникает информация;

-владение методами и способами, которые позволят осуществлять поиск, сбор, оценку, преобразование, обработку, анализ, представление, хранение, распространение информации и повышение качества реализации этих действий за счет приобретенного опыта;

-умение самостоятельно организовывать собственную информационную деятельность и реализовывать самоконтроль при ее осуществлении;

-способность оценить важность информации на современном этапе развития общества и личного взноса при осуществлении информационной деятельности и в соответствии эффективно и ответственно ее реализовывать.

Сегодня задачами преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения  на занятиях  общепрофессиональных  дисциплин и профессиональных  модулей  в соответствии с требованиями ФГОС   являются  следующие:

-отбор  необходимых для формирования информационной компетенции средств;

-проектирование учебного  занятия с отражением задачи  формирования  информационной  компетенции в целеполагании,  применение в процессе обучения эффективных методов реализации  поставленной  цели;

-планирование  самостоятельной  внеаудиторной  работы  студентов в рамках   решения задачи  формирования информационной  компетенции;

-получение реальных результатов формирования информационной компетенции,  ответствующих  запланированным.

При   формировании   информационной компетентности   студентов   ГБПОУ ВО «Воронежский  политехнический техникум» учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умению анализировать факты, обобщать  и делать логические выводы, самостоятельно  решать проблемные ситуации. Самостоятельно найденный ответ, правильный  вариант  выхода  из  предложенной  производственно-хозяйственной  ситуации – очередной  шаг в познании сложного мира  современных  реалий, что  придаёт будущему  выпускнику  уверенность в своих возможностях, создаёт  положительные эмоции и усиливает  мотивацию активного  участия в  процессе обучения.

Анализируя резуль­таты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что для развития информационной  компетенции студентов  техникума целесообразно использова­ние проблемно-поисковой (исследовательской) технологии, что способствует росту познавательной активности и самостоятель­ности студентов  в  процессе  освоения  профессиональных  приёмов и навыков  работы.

Проблемно - поисковый подход в обучении - это создание особого пространства учебной деятельности, в которой студент совершает субъективное открытие действующей нормы, явления, закономер­ности; осваивает способ познания и механизм приобретения но­вых знаний о действительности. Средством управления мышлением становятся проблемные во­просы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания.

Чтобы перейти непосредственно к процессу обучения, необходимо продумать методы формирования информационной компетенции, применимые  к специфике  данной  дисциплины  или конкретного  занятия. Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией :

I. Поиск и сбор информации:

-задания на поиск информации в справочной литературе, нормативно-законодательной  базе, регулирующей  данный вопрос, с привлечением  сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с первоисточниками, в библиотеках и т.д.;

-задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от второстепенной и ненужной);

- с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

II. Обработка информации:

-задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование). Применительно к заданиям по профессиональному  модулю ПМ.05.раздел 5 это может быть   аргументированное принятие (или же непринятие) расходов при исчислении  налоговой  базы  со  ссылкой на  главу, статью, пункт, подпункт и абзац  Налогового  Кодекса, содержащего положение по порядку  действий  в данной  конкретной  ситуации;

-составление планов к учебному  материалу;

-подготовка вопросов , составление  тестов;

-составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;

-задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;

-задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

III. Передача информации может включать следующие виды  работ:

-подготовка докладов, сообщений по теме;

-подготовка плакатов, презентаций MS Power Pointк учебному материалу;

-подготовка учебных пособий по теме;

-подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

Поскольку исследуемая компетенция формируется непосредственно  по отношению к информации, ее источникам, носителям и функциям, в ходе учебного процесса целесообразно строить работу студентов на основе разнообразных (текстовых, графических, картографических, изобразительных, звуковых) источников на бумажных, магнитных и цифровых носителях.

Большое  значение при этом  приобретает состояние и совершенствование  материально-технической  базы  учебных  кабинетов, специализированных   на  общепрофессиональных  дисциплинах  или  междисциплинарных  комплексах.  К примеру, для  формирования информационной  компетентности в  ходе  выполнения  аудиторной  и внеаудиторной  самостоятельной  работы   студент  может  воспользоваться  следующими  методическими  материалами, созданными в электронном  виде и  размещёнными на   персональных  компьютерах  кабинета  анализа  финансово-хозяйственной  деятельности, налогов и аудита, а  также  в библиотеке техникума:

- банк  базовых  конспектов  по изучаемым  дисциплинам экономического  цикла;

- банк иллюстрационных и материалов , разработанных в рамках  программы  дисциплин и профессиональных  модулей;

-методические  разработки  по  выполнению  курсовых и расчётно-практических  работ и т.д.

  На  базе  кабинета анализа  финансово-хозяйственной  деятельности, налогов и аудита реализуется  проектная  деятельность в рамках  выполняемых студентами  курсовых и научно-исследовательских  работ.

Важную роль в формировании информационной  компетентности  студентов   специальности 080114 Экономика и бухгалтерский  учёт (по  отраслям) играют практические занятия  в рамках  изучения  междисциплинарных курсов и профессиональных  модулей.

В качестве иллюстрации хочу поделиться опытом прове­дения одного из занятий профессионального  модуля ПМ.05. раздел 2 на тему «Формирование налоговой  базы  по  НДФЛ. Применение  налоговых  вычетов», на котором студенты самостоятельно   при   помощи  непосредственной  работы  с нормативной  базой  (глава 23 Налогового  Кодекса Российской  Федерации, часть II)  устанавливают :

-виды   налоговых вычетов, предоставляемых  гражданам  при  исчислении НДФЛ;

-перечень   применяемых  стандартных  вычетов,

-перечень категорий  граждан, особенности и  и условия  предоставления  перечисленных вычетов.

Далее, в  процессе  работы  с нормативной  информацией  использованием с широким  использованием  информационно-коммуникационных  технологий, используя  Интернет и иные  источники, студенты корректируют  полученную  информацию на поправки, внесённые актуальными  письмами и постановлениями Минфина РФ и ФНС РФ  пор  данному  вопросу. Интернет – ссылки по  рассматриваемой  налоговой  ситуации приведены  в списке  используемых  источников.

Иначе говоря, как бы актуализируя   для  себя  ранее полученные  знания  о порядке и методике  начисления  заработной  платы  каждого  отдельного  работника,   суммы НДФЛ, причитающейся  в бюджет, они   учатся  самостоятельно и обоснованно  выполнять  расчёты, сформулированные  в требованиях ФГОС по  данной  специальности. В частности, студент по  результатам   прохождения профессионального модуля ПМ.05. в разрезе  изучения МДК.05.02 должен   рассчитывать  налоговую  базу  и сумму  налога  на  доходы  с физических  лиц, причитающуюся  к уплате  в бюджет, ориентироваться в предоставлении  работникам различных льгот. В рамках темы они  работают  с выборкой  информации по конкретному  налоговому  случаю, анализируют и  сравнивают, прослеживают закономерности, делают выводы.

Например, рассматривается  ситуация, когда  работник  организации   И.И.Сергеев в течение года помимо расходов на уплату дополнительных взносов на накопительную часть пенсии (12 000 руб.) понес расходы на обучение в вузе - 30 000 руб., на лечение - 95 000 руб. Перед  студентами  ставится  задача определить на основании действующих нормативно-законодательных  норм общую  сумму  расходов, по которой  данный  работник  вправе заявить  социальный  вычет.

При выполнении данного  задания студенты  действуют  по следующему  алгоритму:

1.Используя  актуальную  версию  действующей  редакции Налогового Кодекса РФ  они  должны  установить  предельную  сумму предоставляемого  социального  вычета. По результатам поисков информации студент  должен дать следующий  ответ: «Вычет предоставляется в сумме дополнительных взносов, которые фактически уплатил сам налогоплательщик (абз. 1 пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ). Вместе с тем он ограничен предельным размером. Так, размер социального вычета не может превышать 120 000 руб. (абз. 3 п. 2 ст. 219 НК РФ)».

2. Студент должен определить  в какой  сумме  вправе воспользоваться данный   конкретный  работник. В нашем  случае общая сумма расходов, по которым И.И.Сергеев вправе заявить социальный вычет, превышает 120 000 руб. (12 000 руб. + 30 000 руб. + 95 000 руб. = 137 000 руб.). По итогам года он вправе воспользоваться социальным вычетом лишь в пределах 120 000 руб. Оставшаяся сумма 17 000 руб. учтена не будет.

3.Кроме того, студенты должны отметить, что средства, которые направляют на накопительную часть трудовой пенсии работодатель налогоплательщика и государство (в виде софинансирования), не учитываются  при предоставлении   социальных  вычетов (абз. 1 пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Приведённый  пример  демонстрирует, что  с применением  проектно-поисковых методов и  при  условии  широкого  использования  информационно-компьютерных  технологий    у студентов не только  формируется  информационная  компетентность, которая  для  профессии  бухгалтера  в современных  условиях  является   залогом успешности, но и воспитывается   постоянное  стремление обновлять профессиональные  знания, исключать ошибки, которые могли быть результатом использования  неверной  нормативной, инструктивно-методической  или   производственно-хозяйственной   информации.

 

Литература и используемые  источники.

1. Молчанова Т. К., Виноградова Н. К. Составление образовательных программ (практические рекомендации). – М. : УЦ «Перспектива», 2006-116с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : уч. пос. / сост. : Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. – М. : Академия, 2000. -234,

3. Селевко Г. К. Традиционные педагогические технологии и их гуманистиче-ская модернизация. – М. : НИИ школьных технологий. – М., 2005. – С. 68.

4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. – М., 2003. -142с.

5.Интернет-источники:

http://www.garant.ru/

https://www.nalog.ru/rn20/taxation/taxes/ndfl/

http://www.zakonprost.ru/content/info/99

          http://online-buhuchet.ru/raschet-ndfl-primer-vychety/

          http://buhonline24.ru/nalogi/ndfl/kak-rasschitat-ndfl.html