Педагогические условия формирования профессиональных компетенций в условиях модернизации российского образования
В русле перехода России к демократическому правовому государству ФГОС нового поколения ставит перед образовательной системой важнейшую задачу модернизации отечественного образования, в том числе профессионального, и ориентации его на формирование работника нового типа. Основной целью модернизации образования является обеспечение качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Системообразующим фактором этой деятельности выступает уровень профессиональной компетенции выпускника, выдвигающий на первое место такой результат обучения, который удовлетворит запросам рынка труда, повысит конкурентоспособность молодых специалистов, эффективность их профессиональной адаптации и деятельности, для которой станет нормой принцип образования в течение всей жизни.
Такой подход диктует понимание профессиональной компетенции, как способности проявить весь комплекс знаний и умений работника в конкретной социально - профессиональной ситуации, а также быстрой переориентации его в соответствии с изменяющимися запросами рынка труда.
В ГБПОУ СПО Лицее сервиса и индустриальных технологий проводится большая опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного общества. Для этого используется система дополнительных факторов, стимулирующих процесс формирования не только необходимых, но и расширенных профессиональных компетенций. Это система мероприятий, содержащих задания теоретического и практического характера для выявления уровня профессиональной грамотности обучающихся, их мотивационно-ценностных критериев, коммуникативной и рефлексивно – оценочной деятельности.
Особый упор делается на использование возможностей дополнительной вариативной организации деятельности обучающихся в свободное от учебных занятий время. Она направлена на профессиональное самовыражение обучающихся через участие в творческих конкурсах и выставках, стимулирующих познавательную деятельность, развивающих навыки поиска наиболее интересного способа выражения идеи, укрепляющих мотивационную базу профессионального обучения. Фактором успешности конкурсно – выставочной деятельности является наличие лауреатов и призеров многих наиболее значительных выставок и конкурсов, проводимых в Санкт – Петербурге.
Хорошей традицией в лицее стало проведение недели профессии как комплексного мероприятия. Оно позволяет обучающимся систематизировать общие знания о профессии, выделить ее ключевые моменты, сформировать уважительное отношение к любому виду деятельности, понять ее значимость, проявить свой творческий потенциал и умение презентовать себя и профессию.
В лицее имеется интересный опыт проведения объединенных недель двух и более профессий одновременно. Это даёт возможность расширить восприятие профессии во взаимосвязи с другими видами деятельности и формирует у обучающихся понимание многоплановости его будущей профессии, возможности ее широкого использования в разных областях деятельности, например, использование художественной деятельности в профессии повара, кондитера.
Важным условием формирования профессиональных компетенций являются конкурсы профессионального мастерства и мастер – классы как динамичная, вариативная форма формирования профессиональных навыков. Участие в конкурсах профессионального мастерства позволяет поднять самооценку участника, формирует уважительное и ответственное отношение к профессии в условиях рационального соревнования как внутри лицея, так и на городском уровне.
В лицее ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства как внутри групп, так и между ними для выявления наиболее талантливых и профессионально ориентированных ребят.
Неоднократно лицей выступал организатором городских конкурсов профессионального мастерства по профессии «Художник росписи по дереву» с привлечение Колледжа традиционной культуры (Пантелеева М.А.) и других учебных заведений. Приглашенные участники наряду с нашими ребятами в честной и равноправной борьбе показали хорошую профессиональную подготовку
Обучающиеся лицея - постоянные участники выездных конкурсов профессионального мастерства в ЛЕНЭКСПО, по профессиям: Художник росписи по дереву» и «Художник росписи по ткани», где многие из них стали призерами (Шведчикова Я, Алексеева Т., Соколова Е, Аренд Ольга и др.)
Мероприятия городского уровня позволяют проанализировать разные подходы к решению задачи формирования профессиональных компетенций в разных учебных заведениях, что позволяет корректировать и свой подход к решению проблемы
В лицее практикуется такая форма стимуляции профессиональной деятельности как участие в научно – практических конференциях. Подготовка к ним позволяет организовать исследовательскую деятельность обучающихся, формировать их активную жизненную позицию. Участие в таких мероприятиях дает возможность обучающимся почувствовать свою сопричастность значимым профессиональным событиям. Наши ребята принимали активное участие в работе различных секций II и III Международных студенческих научно – практических конференций «Традиция и современность в сфере культуры и искусства», выступив с докладами по исследованию некоторых проблем традиционной культуры (Коптяева А., Краснова В., Шведчикова Я., Белехов П.).
Еще одним способом формирования профессиональных компетенций является форма сотрудничества с организациями профессиональной направленности (возможными работодателями) уже на стадии обучения. Это дает возможность максимально приблизить учебную деятельность к производственной, формирует осознание серьезности выполняемой работы, ее практической значимости, что позволяет формировать ответственное отношение к профессии и качеству собственной профессиональной подготовки. Хорошим примером служит сотрудничество художественного отделения Лицея сервиса и индустриальных технологий с детской театральной студией «Арлекин».
Результаты экспериментальной работы позволяют выделить педагогические условия формирования профессиональных компетенций:
· научное и учебно-методическое обеспечение образовательных программ;
· повышение уровня мотивации обучающихся к профессиональной деятельности ;
· согласование содержания образования с требованиями работодателя;
· формирование на разумной основе расширенных профессиональных компетенций;
· формирование приемов продуктивного обучения и профессиональной мобильности;
Реализация педагогических условий формирования профессиональных компетенций предоставляет широкие возможности для расширения образовательного пространства за пределы формального образования.
За счёт комплексного воздействия педагогических приёмов и методик обучающимися приобретается необходимый опыт профессиональной деятельности, который в дальнейшем позволит молодому работнику не только удовлетворить свои профессиональные потребности, но и оказать влияние на общественно-экономического развитие общества в целом.