Самоанализ профессиональной деятельности преподавателя химии

Бибик Ольга Владимировна

Миссией «Байкальского техникума отраслевых технологий и сервиса» является инновационное развитие автономного образовательного учреждения СПО как фактор повышения качества образования и конкурентоспособности выпускников.

В концепции модернизации российского образования компетентность специалиста названа в числе наиболее значимых целей. Поэтому стратегической целью профессионального образования техникума  является подготовка конкурентоспособного специалиста, способного на основе единства профессиональных знаний, навыков и социальных компетенций осуществлять привычную и новую профессиональную деятельность, согласно требованиям работодателя.

В соответствии с миссией и стратегией техникума целью моей деятельности является развитие познавательного интереса на уроках химии, посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_bibik_o.v.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной деятельности преподавателя Бибик О.В.

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса»

САМОАНАЛИЗ

профессиональной деятельности

преподавателя химии

Бибик Ольги Владимировны

2012 г.


Самоанализ

профессиональной деятельности преподавателя

Областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Байкальского техникума отраслевых технологий и сервиса»

Бибик Ольги Владимировны

                                                                      Образование – это индустрия,

                                                                           направленная в будущее.

                                                                                      С.П. Капица

Бибик Ольга Владимировна, преподаватель дисциплины «Химии» Областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Байкальского техникума отраслевых технологий и сервиса». Стаж педагогической работы 16 лет. В данной должности – 11 лет.

Образование высшее, в 1993 году окончила Сибирский технологический институт по специальности «Технология переработки пластических масс и эластомеров», присвоена квалификация инженер-химик-технолог.

Профессия преподавателя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных, но в  то же время творческая и интересная, это приносит огромную радость и удовлетворение.

Подготовка конкурентоспособных, востребованных в регионе рабочих кадров требует концентрации усилий на повышение качества профессионального образования.

Миссией «Байкальского техникума отраслевых технологий и сервиса» является инновационное развитие автономного образовательного учреждения СПО как фактор повышения качества образования и конкурентоспособности выпускников.

В концепции модернизации российского образования компетентность специалиста названа в числе наиболее значимых целей. Поэтому стратегической целью профессионального образования техникума  является подготовка конкурентоспособного специалиста, способного на основе единства профессиональных знаний, навыков и социальных компетенций осуществлять привычную и новую профессиональную деятельность, согласно требованиям работодателя.

В соответствии с миссией и стратегией техникума целью моей деятельности является развитие познавательного интереса на уроках химии, посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе.

На основании анализа итогов контрольных работ, экзаменов по дисциплине «Химия», осуществленных в период с 2009 по 2012 г,  мною было выявлено ряд проблем, которые мешают, в полной мере, формированию знаний студентов в области дисциплины «Химия»:

  • Низкий уровень мотивации студентов к обучению;
  • Неумение самостоятельно осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения поставленных  задач.
  • Неумение использовать информационно-коммуникационные технологии для создания презентаций, написания рефератов, докладов и сообщений.
  • Необходимость пересмотра содержания дисциплины «Химия», в связи с переходом от знаниевого к компетентностному подходу в обучении, продиктованном ФГОС 3 поколения.

Для решения этих проблем мною сформулированы следующие  

задачи:

  • Создать условия  для появления внутренних побуждений к изучению дисциплины «Химия»,  осознания студентами ее важности для жизнедеятельности человека;
  • Максимально использовать интерактивные методы обучения, повышать субъектность в образовательном процессе;
  • Повышать качество обучения студентов по дисциплине «Химия», используя информационно-коммуникационные технологии обучения;

Для решения поставленных задач в своей работе  использую различные современные технологии, в основе которых дифференцированный подход и повышение мотивации к предмету.

С целью повышения мотивации студентов к изучению дисциплины «Химия» использую прием обращения к их жизненному опыту, который всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). Обращение к опыту – это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что студенты видят применимость получаемых ими знаний в своей жизни. Примером могут послужить темы:1. «Высокомолекулярные вещества», где используются наглядные пособия из полипропилена (РР) и полистирола (РS) в виде упаковочных материалов, посуды одноразового использования и т.п. Даю информацию, какой из полимеров является экологически чистым и почему, что, несомненно, пригодится в жизни. Студенты рассматривают маркировку на упаковках, вспоминают, где ещё в быту они могли встретиться с полимерами. А далее с огромным интересом рассматривают механизмы реакций полимеризации, в результате которых и были получены данные материалы; 2. «Дисперсные вещества» - в качестве наглядных пособий представляю гель и мусс для укладки волос, лак для ногтей, пенопласт и др. Рассматриваем содержимое ярких упаковок, выясняем, что в этих дисперсных системах является дисперсной средой, а что диспергированной частицей. Далее студенты уже самостоятельно приводят свои примеры из жизни и охотно рассматривают дисперсные системы, находящиеся на партах – «штрих», гелевая ручка и т.п. Также ссылаюсь на то, что приобретаемые сегодня знания понадобятся при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает. 

Повысить интерес к изучаемому материалу помогает применение интерактивных методов. Так, при изучении темы «Природные источники углеводородов и их переработка», применяется метод всех возможных вариантов -  «Дерево решений». Перед обучающимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, они осваивают определенные знания и умения, например: «Какие преимущества по сравнению с другими видами топлива имеет природный газ?», «Бензин какого вида крекинга обладает более высоким качеством?» Данный метод помогает вовлечь студентов в активную работу – дискуссию. Он позволяет оценить уровень базовых знаний и степень подготовленности учащихся. Очень эффективным приемом повышения мотивации является применение игровых методов,  задачами которых являются: выявление талантливых учеников, обобщение и углубление знаний, введение инновационных  подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Мною разработаны и апробированы ролевые игры: «Слабое звено», «Угадай формулу», «Что? Где? Когда?». Не менее важен метод Липецкого, применяемый на уроках химии, который заключается в выдаче житонов студентам за правильные ответы, дополнения и т.д. во время урока. Суммируя житоны – баллы, выставляется оценка. Таким образом, достигается максимальная активность обучающихся на уроках. Мною в интерактивном режиме разработан и апробирован урок по теме «Предельные углеводороды» (публикация в сборнике методических разработок «От методики к педагогической практике», издательство ГОУ НПО ПУ №16, г. Байкальск, 2008 г.)  

К каждому занятию готовлю дополнительный материал: интересные факты, историческую справку, результаты научных исследований, прогнозы, иллюстрации, новости химических технологий и прочую информацию.

Практикую опережающее знакомство обучающихся с новым материалом, для чего обучающимся предлагается подготовить доклады и рефераты по темам дисциплины, используя энциклопедии, Интернет-ресурсы. Данный приём совместной подготовки педагога и студента к занятиям развивает самостоятельность обучающихся.

Решая задачу повышения роли студентов в образовательном процессе, проводятся  обобщающие уроки в виде защиты учебных проектов. Например, для студентов   специальности «Автомеханик»  по темам «Фенолы» и «Альдегиды»  был создан и реализован учебный проект «Химия, экология и автомобиль». Цели исследования: изучить загрязнённость атмосферного воздуха доступными методами исследования; установить причины загрязнённости. Объект исследования: состояние атмосферного воздуха в г. Байкальске. Были предложены направления для проверки гипотез:1. Социологическое исследование «Какой автомобиль выбираю я?» Задачи: выяснить отношение людей к проблеме влияния загрязнения воздуха выхлопами автомобиля; каким путём можно решить данную проблему?2. Качество топлива. Задачи: Определить виды топлива, их маркировку; узнать какие химические процессы происходят при сгорании топлива; выяснить какие виды топлива имеются в продаже на заправках нашего города, их химический состав; 3. Неконтролируемое выделение выхлопных газов. Задачи: установить химический состав выхлопных газов автомобилей – количество альдегидов, фенолов; выявить способы измерения состава выхлопных газов; выяснить наличие измерительных приборов на станциях технического осмотра автомобилей.4. Загрязнения окружающей среды от неисправностей автомобиля. Задачи: установить причины дымления; установить зависимость цвета дыма от химического состава выхлопов. Студенты объединились в группы и провели исследование в  г. Байкальске. В ходе исследовательской работы  посетили заправки города, станции тех. осмотра автомобилей, автостоянки,  собирали справочную информацию о составе топлива, исследовали влияние химического состава выхлопов на растительность  вдоль трассы. Результаты своей деятельности  представили в форме презентаций и докладов.  Такие проекты формируют активную самостоятельность, повышают субъектность образовательного процесса, развивают рефлексивные навыки, способствуют реализации принципа  связи обучения с жизнью.

Участие в учебных проектах расширяет кругозор студентов, формирует учебно-познавательную, коммуникативную и информационную компетенцию.

В рамках работы цикловой комиссии естественно-научного и общетехнического профиля проводятся олимпиады по химии; конкурсы: на составление газет, кроссвордов по предмету химия,  на лучшую тетрадь среди студентов техникума, «Мини–лотереи»; интеллектуальные игры. Активные и творческие студенты награждаются грамотами за призовые места.

 Один из способов повышения интереса учащихся к предмету – введение профильного направления в обучении. Так, например, в рамках профильного обучения разработан и систематически проводится интегрированный урок-семинар с использованием информационных технологий в группах по специальности «Повар-кондитер» на тему «Роль химии в пищевой промышленности». На уроке подводятся итоги освоения обучающимися  программы Microsoft Power Point с использованием материала по предмету «Химия». Студенты представляют  в виде презентации описание продукта по его характеристикам: наименование, молекулярная формула, физические свойства, химические свойства, применение. Урок не только обобщает и расширяет  знания, но и раскрывает  творческие способности обучающихся.

          В рамках предмета «Химия» разработаны и апробированы факультативные занятия «Химия и жизнь». Цели факультатива – дать представление студентам о различных сторонах развития химической науки; способствовать развитию принятия и усвоения теоретических основ предмета химии. Задачи факультатива: сформировать знания о применении химии в жизни человека; развивать стремление к дальнейшему познанию химических явлений; заинтересовать в изучении науки химии.  

    Для решения задачи повышения качества обучения студентов дисциплине «Химия» использую личностно-ориентированный подход и информационно-коммуникационные технологии.

Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет повысить результативность обучения посредством активного вовлечение студентов в учебный процесс с учетом личностных потребностей и возможностей обучающихся.

Это способствует развитию навыков самообучения, формирует ИКТ-компетентность, в том числе умение осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее в решении поставленных задач.

Продолжается системная работа по созданию учебно-методического комплекса дисциплины «Химия». Разработан перечень лабораторных работ и практических занятий в соответствии с учебной программой дисциплины. Разработаны инструкции к выполнению лабораторно-практических работ и правила по технике безопасности. Составлены методические указания для студентов по выполнению практических занятий (алгоритмы, памятки, схемы). Созданы контролирующие задания по проверке практических умений и навыков обучающихся. Разработано тематическое планирование аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы учащихся по учебной дисциплине. Разработаны методические рекомендации по организации учебного проекта «Химия, экология и автомобиль». Составлены методические разработки дидактических игр.   Составлен перечень теоретических вопросов и практических заданий по всему учебному курсу. Составлены экзаменационные билеты по предмету «Химия». Составлен сборник заданий   в тестовой форме, включая материалы ЕГЭ. Составлен перечень материалов, разрешённых к использованию студентами на контрольной работе, зачёте, экзамене. Систематически обновляется комплект по изучению отдельных учебных тем. Подобраны электронные учебники по предмету «Химия».

2007-2010 г.г. - работа в качестве классного руководителя в группе №18 «Автомеханик», учащиеся группы показывали высокие результаты по успеваемости, посещаемости и участию в общественных и спортивных мероприятиях, по окончании учебных годов имели следующие итоги среди групп техникума: 2007-2008г.г. – 3 место; 2008-2009г.г – 3 место; 2009-2010 -1 место. Создан фото- и видеоархив группы

Обобщение опыта осуществляю посредством активного участия в  работе методической комиссии, педагогического совета, публикации статей, проведении мероприятий:

- проведение открытого педсовета на область «Создание инновационной модели выпускника», г.Байкальск, 2008 г.;

- проведение общих открытых внеклассных мероприятий на техникум

  «Межэтническая толерантность», «Экологический классный час», 2008г;

- участие во втором муниципальном «Фестивале педагогических идей»,

   г.Слюдянка, 2009г.;

-  выступление на педсовете «Стандарты 3-го поколения», 2012 г.;

- проведение мастер-класса «Разработка КОСов и КОМов», 2012г;

- участие в выставке «Методическая копилка» внутри техникума, 2012г.;

- с группой авторов-педагогов занималась разработкой  примерных  программ по специальности 101101 Гостиничный сервис, отправленых на рецензию в Министерство Образования и Науки РФ ФГАУ «ФИРО», 2012 г.;

 Публикации статей:

- «Методический калейдоскоп», из опыта работы ГОУ НПО ПУ №16, издательство ГОУ НПО ПУ №16 г. Байкальск,   статьи: «Повышение интереса учащихся к предмету», - О.В.Бибик, «Использование информационных технологий на уроках химии», - О.А.Азорина, О.В.Бибик, 2006 г.;

-  «От методики к педагогической практике», сборник методических разработок инженерно-педагогических работников ГОУ НПО ПУ№16, издательство ГОУ НПО ПУ № 16,  статья «Урок химии «Предельные углеводороды»» - О.В.Бибик, 2008г.;

– «Модернизация профессионального образования: конкурентоспособность, инновации, качество»,  материалы научно-практической конференции, Иркутск, ИПКРО  издательство ИГУ, – раздел 4. Бибик О.В. статья: «Формирование ключевых компетенций в образовательных учреждениях начального профессионального образования», 2012 г.

Эффективному решению поставленных задач также способствует моя работа по повышению квалификации:

- 2008 г., «Алтайский государственный университет», г. Барнаул, «Инновационный стиль профессионального мышления будущего специалиста», 72 часа;

- 2011 г., «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», «Общественно активное образовательное учреждение, от теории к практике», 144 часа;

-  14.03. 2011г. – 21.08.2012, ОГАОУ ДПО «ИИПКРО», по программе 030500 «Профессиональное обучение», с присвоением квалификации педагог профессионального обучения, 774 часа;  

-  2012 г., Иркутский институт повышения квалификации работников образования, «Введение моделей интегрированных образовательных программ», 8 часов;

- 2012г., «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», «Информационно – методическое обеспечение системы сертификации квалификаций», 16 часов;

- 2012 г., Министерство Образования и Науки РФ ФГАУ «ФИРО», «Разработка КОСов и КОМов» с получением сертификата эксперта по разработке КОС для ОПОП НПО и СПО.

Результатом  целенаправленной работы по освоению и внедрению информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов, личностно-ориентированного подхода,  исследовательской работы стала положительная динамика качества усвоения учебного материала студентами по дисциплине «Химия», которые отражают показатели успеваемости и качества знаний:

Результаты

2009/2010

2010/2011

2011/2012

Качество обучения (%)

56%

58%

62%

Общая успеваемость(%)

100%

100%

100%

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках исследовательской деятельности студентов, учебных проектов, участие студентов во  ХIV Всероссийском турнире имени М.В. Ломоносова

(февраль – 2013 года, заявка подана), продолжение внедрения интерактивных методов в учебный процесс – разработка кейс-метода по теме « Углеводы».

Планируется продолжать  работу по созданию комплекса учебно-методического обеспечения дисциплины «Химия». Также в 2012-2013 учебном году продолжаю работу по теме самообразования «Развитие познавательного интереса на уроках химии, посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе», чтобы совершенствовать опыт по применению различных технологий, в основе которых дифференцированный подход к обучающимся и мотивация к предмету.

Руководитель образовательного учреждения ______________ М.Н.Каурцев

М.П.                                                        «  3  »    октября       2012 г.