Формирование профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей. Выступление с обобщением опыта работы на предметной цикловой комиссии.

Киреева Раиса Викторовна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

ВЫСТУПЛЕНИЕ С ОБОБЩЕНИЕМ ОПЫТА РАБОТЫ НА ПРЕДМЕТНОЙ ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИ

Киреева Р.В., преподаватель

ГБПОУ КО «Калужский коммунально –

строительный техникум» им. И.К. Ципулина

 

 

Приоритетные направления  системы образования СПО в Российской Федерации на современном этапе это обеспечение страны компетентными специалистами.

 В соответствии с ФГОС третьего поколения оценка результатов освоения образовательной программы носит комплексный характер и выражается степенью сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.

При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда. В строительстве, как и во многих других сферах деятельности, большое значение приобретают социальная ответственность и оперативность в принятии решений, мобильное реагирование на нестандартные ситуации.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические технологии     активного и интерактивного обучения.

Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, «каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.

Внедрение в образовательный процесс этих технологий позволяет мне отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

 Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс умственной деятельности каждого студента, автоматизировать его труд, так как сегодняшние студенты очень мало читают печатные издания, а общаются между собой непрерывно посредством сотовой связи, а современный мобильный телефон это миникомпьютер. Самой важной частью образовательного процесса для подготовки к итоговой государственной аттестации, считаю практические занятия и курсовое проектирование

Применение ИКТ при выполнении практических занятий   позволило выполнять расчеты объемов работ в компьютерной программе Microsoft Office Excel.

 В настоящее время актуально выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом курсового проектирования. Курсовой проект по профессиональному модулю является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов. Технологию работы над  курсовым проектом стараюсь с каждым годом совершенствовать. Курсовое проектирование – это основной вид познавательной деятельности студентов, оно способствует развитию у студентов самостоятельных решений, стремление находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, умению работать со справочной и технической литературой.

По специальности 08.02.08 Монтаж внутренних сантехнических устройств, вентиляции и кондиционирования воздуха курсовое проектирование проводится на 4 курсе, в первом семестре по профессиональному модулю ПМ03 Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха : Часть 1 - Водоснабжение и водоотведение жилого здания и Часть 2 – Отопление и вентиляция жилого здания. Во втором семестре по профессиональному модулю ПМ 01 Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, по теме Проект производства работ систем ,соответственно, на основании частей 1 и 2.

Динамика качества по учебным годам разная, но радует 100% готовность студентов к защите проектов на экзамене по профессиональным модулям.

В 2013-2014 уч.году из 21 студентов на 4-5 защитили курсовые проекты по ПМ03 66%;  по ПМ 01 – 71 %.

В 2014-2015 уч.году из 17 студентов на 4-5 защитили курсовые проекты по ПМ03 58%;  по ПМ 01 – 60 %. 

В 2015-2016 уч.году из 12 студентов на 4-5 защитили курсовые проекты по ПМ03 41%;  по ПМ 01 – 60 %. 

Результаты показывают хорошее качество подготовки студентов к итоговой государственной аттестации.

Работа над курсовым проектом дает возможность студентам проявить учебно-позновательные, информационные, социально-трудовые знания и навыки, коммуникативную способность, которые определяют в дальнейшем успешность функционирования специалиста в условиях профессиональной жизнедеятельности. Студент, видя, что его проект максимально приближен к настоящему, воспринимает свою работу как нужную и востребованную, достигнутые результаты помогают осознать, что знания необходимое средство, обеспечивающее способность человека принимать решения, адаптироваться в социуме, формируют уверенность в себе как в специалисте. Занятия по курсовому проектированию проходят аудиторно, пропуски занятий группой Ст 31 и Ст 41 только по болезни или другим уважительным причинам. Интерес к применению навыков проектирования и выполнению схем, эскизов в программе Autokad высокий. Не все студенты с одинаковой скоростью работают в программе, некоторым требуется больше времени для выполнения действий, но качество работ примерно одинаковое. Графическая часть  и пояснительная записка курсовых проектов полностью выполнена с применением ИКТ.

Важный этапа курсового проектирования - защита проекта. Для многих наших студентов это первое в жизни публичное выступление, когда нужно не просто грамотно рассказать заученный текст, а отвечать на вопросы оппонентов, правильно их обосновывать, отстаивать свои решения. Экзамен по профессиональному модулю проводится в виде защиты курсового проекта.  Это первый опыт в подготовке к итоговой государственной аттестации.

Мне как преподавателю курсовое проектирование дает возможность иметь объективную картину уровня знаний студентов по профессиональному модулю и междисциплинарным курсам входящим в него, оценить реально уровень полученных знаний и навыков. Для повышения мотивации к получении специальности защиты курсовых проектов провожу открыто с приглашением студентов младших курсов своей специальности, администрации техникума. Экзамен в виде защиты курсового проекта превращается в настоящий праздник знаний и мастерства студентов и педагогов-консультантов. Для молодых педагогов и педагогов других специальностей разработаны Методические рекомендации проведения урока-итога знаний в виде защиты курсового проекта.

 Таким образом, формирование профессиональных компетенций происходит успешно, если  педагог делает процесс образования разносторонним, интересным, насыщенным. 

 

 

Список литературы

 

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
2. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
3. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.