Формирование профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей. Выступление с обобщением опыта работы на предметной цикловой комиссии.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
ВЫСТУПЛЕНИЕ С ОБОБЩЕНИЕМ ОПЫТА РАБОТЫ НА ПРЕДМЕТНОЙ ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИ
Киреева Р.В., преподаватель
ГБПОУ КО «Калужский коммунально –
строительный техникум» им. И.К. Ципулина
Приоритетные направления системы образования СПО в Российской Федерации на современном этапе это обеспечение страны компетентными специалистами.
В соответствии с ФГОС третьего поколения оценка результатов освоения образовательной программы носит комплексный характер и выражается степенью сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.
При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда. В строительстве, как и во многих других сферах деятельности, большое значение приобретают социальная ответственность и оперативность в принятии решений, мобильное реагирование на нестандартные ситуации.
Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические технологии активного и интерактивного обучения.
Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, «каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.
Внедрение в образовательный процесс этих технологий позволяет мне отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс умственной деятельности каждого студента, автоматизировать его труд, так как сегодняшние студенты очень мало читают печатные издания, а общаются между собой непрерывно посредством сотовой связи, а современный мобильный телефон это миникомпьютер. Самой важной частью образовательного процесса для подготовки к итоговой государственной аттестации, считаю практические занятия и курсовое проектирование
Применение ИКТ при выполнении практических занятий позволило выполнять расчеты объемов работ в компьютерной программе Microsoft Office Excel.
В настоящее время актуально выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом курсового проектирования. Курсовой проект по профессиональному модулю является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов. Технологию работы над курсовым проектом стараюсь с каждым годом совершенствовать. Курсовое проектирование – это основной вид познавательной деятельности студентов, оно способствует развитию у студентов самостоятельных решений, стремление находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, умению работать со справочной и технической литературой.
По специальности 08.02.08 Монтаж внутренних сантехнических устройств, вентиляции и кондиционирования воздуха курсовое проектирование проводится на 4 курсе, в первом семестре по профессиональному модулю ПМ03 Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха : Часть 1 - Водоснабжение и водоотведение жилого здания и Часть 2 – Отопление и вентиляция жилого здания. Во втором семестре по профессиональному модулю ПМ 01 Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, по теме Проект производства работ систем ,соответственно, на основании частей 1 и 2.
Динамика качества по учебным годам разная, но радует 100% готовность студентов к защите проектов на экзамене по профессиональным модулям.
В 2013-2014 уч.году из 21 студентов на 4-5 защитили курсовые проекты по ПМ03 66%; по ПМ 01 – 71 %.
В 2014-2015 уч.году из 17 студентов на 4-5 защитили курсовые проекты по ПМ03 58%; по ПМ 01 – 60 %.
В 2015-2016 уч.году из 12 студентов на 4-5 защитили курсовые проекты по ПМ03 41%; по ПМ 01 – 60 %.
Результаты показывают хорошее качество подготовки студентов к итоговой государственной аттестации.
Работа над курсовым проектом дает возможность студентам проявить учебно-позновательные, информационные, социально-трудовые знания и навыки, коммуникативную способность, которые определяют в дальнейшем успешность функционирования специалиста в условиях профессиональной жизнедеятельности. Студент, видя, что его проект максимально приближен к настоящему, воспринимает свою работу как нужную и востребованную, достигнутые результаты помогают осознать, что знания необходимое средство, обеспечивающее способность человека принимать решения, адаптироваться в социуме, формируют уверенность в себе как в специалисте. Занятия по курсовому проектированию проходят аудиторно, пропуски занятий группой Ст 31 и Ст 41 только по болезни или другим уважительным причинам. Интерес к применению навыков проектирования и выполнению схем, эскизов в программе Autokad высокий. Не все студенты с одинаковой скоростью работают в программе, некоторым требуется больше времени для выполнения действий, но качество работ примерно одинаковое. Графическая часть и пояснительная записка курсовых проектов полностью выполнена с применением ИКТ.
Важный этапа курсового проектирования - защита проекта. Для многих наших студентов это первое в жизни публичное выступление, когда нужно не просто грамотно рассказать заученный текст, а отвечать на вопросы оппонентов, правильно их обосновывать, отстаивать свои решения. Экзамен по профессиональному модулю проводится в виде защиты курсового проекта. Это первый опыт в подготовке к итоговой государственной аттестации.
Мне как преподавателю курсовое проектирование дает возможность иметь объективную картину уровня знаний студентов по профессиональному модулю и междисциплинарным курсам входящим в него, оценить реально уровень полученных знаний и навыков. Для повышения мотивации к получении специальности защиты курсовых проектов провожу открыто с приглашением студентов младших курсов своей специальности, администрации техникума. Экзамен в виде защиты курсового проекта превращается в настоящий праздник знаний и мастерства студентов и педагогов-консультантов. Для молодых педагогов и педагогов других специальностей разработаны Методические рекомендации проведения урока-итога знаний в виде защиты курсового проекта.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций происходит успешно, если педагог делает процесс образования разносторонним, интересным, насыщенным.
Список литературы