Рекомендации студентам-первокурсникам по адаптации.

Романова Надежда Сергеевна

Методические рекомендации студенту-первокурснику по адаптации.

Процесс приспособления студента-первокурсника к новым условиям студенческой жизни называется адаптацией. Определенную роль в данном процессе играет куратор академической группы и другие общественные объединения вуза. Физиологическая адаптация предполагает приспособление студента к изменившимся условиям (переход из привычной школьной среды в вуз) и устойчивый уровень функциональных систем в организме студента в условиях обучения на протяжении некоторого времени. Адаптация студентов к образовательным условиям обусловлена следующими трудностями:

-изменение привычного ритма жизни;

-недостаток времени на самоподготовку;

-требовательность преподавателей;

-перегрузки учебной деятельности и т.д.

Адаптация будет успешной, если вы – оптимист (у вас активная жизненная позиция, есть чувство юмора; вы находите время для полноценного питания, сна, занятий физической культурой; вы – активный участник вузовских адаптационных мероприятий).

Уже в первые дни вузовской жизни вы ознакомитесь с особенностями учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Большую помощь вам в этом окажет куратор академической группы или товарищи-старшекурсники.

Профессиональная адаптация – это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и научной работе. В вузе, как и в школе, необходимо систематически посещать учебные занятия. Ваша посещаемость и успеваемость в центре внимания главным образом куратора академической группы, который проинформирует родителей о ваших успехах.

Ваши беседы с куратором академической группы и встреча с преподавателями выпускающей кафедры помогут вам определить степень специфики и характера получаемой профессии. Также вы сможете осознать правильность выбора учебного заведения и профессии. Уже в первом семестре вузовской жизни начнется привлечение студентов преподавателями к изучению вами научных направлений и к исследовательской работе. Развитие научных интересов студентов представляется через организацию их внеучебной деятельности, например, посещение научно-технических выставок, предприятий, заводов соответствующего профиля и т.п. Авторы многих исследований отмечают, что у студентов имеется определенная потребность к самообразованию, но уровни этой потребности различны. Ваша задача и задача куратора заключается в формировании побудительных мотивов к самообразованию, оказанию необходимой помощи. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента. Уровень вашей адаптации, удовлетворенность ею окажут воздействие на основные профессиональные качества. Задача профессиональной адаптации состоит в том, чтобы у вас было постоянное стремление к совершенствованию своей деятельности.

Социально-психологическая адаптация – это сложный, многоуровневый процесс взаимодействия вас и окружающей среды. Социально-психологическая адаптация подразумевает как усвоение вами определенных социальных норм, правил, так и формирование личностных качеств, ценностей, обусловленных новой социальной ситуацией. Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе. Для этого существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя – качество», «Я не умею» и другие). Наиболее доступной для вас формой знакомства друг с другом является беседа, проводимая вашим наставником, или тренинг «Знакомство» педагога-психолога, во время которого в живой и непринужденной форме вы смогли бы познакомиться друг с другом, наладить общение. Проведение в группе беседы и тренинговых занятий под руководством психолога позволит снизить уровень тревожности, возникающий у большинства первокурсников в первые месяцы адаптации и поможет вам развить коммуникативные способности и навыки, расширить круг психологических знаний и представлений. Вопросы взаимодействия с сокурсниками, с преподавателями и вашими личными проблемами, будет уделять внимание куратор группы.

Таким образом, ваша адаптация к вузовской жизни на основе последовательного и правильного использования данного материала, будет успешной.

Всего хорошего!

 

Комментарии

Поваляева Галина Александровна

Сейчас адаптация проходит и на 2 и на 3 курсе, т.к. студенты идут с низкой мотивационной готовностью, особенно на педагогические профессии (воспитатели и т.д.)и бегаем как мамы за ними и уговариваем и за ручку на экзамены водим и на пересдачи.