статья
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
позитивные результаты работы в качестве классного руководителя | 45.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
Всем известно, что ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка дает классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя.
Я являюсь классным руководителем 5 класса.
Учащиеся 5 класса отличаются высоким уровнем интеллектуального развития, работоспособности, активности, самостоятельности как в учебной деятельности, так и во внешкольной и внеклассной. Умеют высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Дети всегда готовы к урокам, выполняют разнообразные учебные задания, много читают, расширяют свой кругозор. Активные участники творческих конкурсов.
Учащиеся данного класса стремятся следовать нормам морали в системе отношений с окружающим миром. Им свойственны доброта и сострадание, стремление разрешать жизненные конфликты мирным путем. Семиклассники бережно относятся к истории и культуре своей республики, своего города.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. За 7 лет работы в качестве классного руководителя у меня выработалась определенная система воспитания:
1. Система воспитательной работы.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.
Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.
При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.
Основываясь на Программе воспитательной деятельности МБООУ «Ийской санаторной школе-интернат», я в своей работе ставлю следующие воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
- Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
- Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
- Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
- Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
- Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
- Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей
В воспитательном процессе реализую следующие направления программы:
- духовно-нравственное воспитание;
- художественно-эстетическое воспитание;
- эколого-краеведческое воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- правовое воспитание;
- спортивно-оздоровительное воспитание;
- семейное воспитание;
- профилактическое направление.
Однако педагогу-воспитателю следует помнить, что ребёнка надо только направлять, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.
2. Наличие системы самоуправления в классе.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.
Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. Учащихся нужно объединять в группы согласно их характеристикам, интересам, возможностям. Только при этом условии группа будет двигаться, то есть плодотворно работать.
Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. С этой целью в классе работает система самоуправления.
Задачи структуры самоуправления:
- развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
- развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;
- развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива;
Модель ученического самоуправления за 7 лет работы в качестве классного руководителя часто видоизменялась. В настоящее время использую следующую структуру самоуправления:
Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года.
Главным органом самоуправления является классное собрание, принимающее решения по всем важным вопросам жизни коллектива. Общее классное собрание выбирает старосту класса, членов школьного актива.
Староста – следит за работой членов актива школы и помогает им во всём, 1 раз в неделю, совместно с советом класса и классным руководителем проводит классное собрание, где обсуждаются следующие вопросы:
- вопросы текущей недели;
- обсуждение нарушителей дисциплины;
- составление планов работы;
- подведение итогов работы ( отчет каждого сектора);
Управляет детским сообществом совет класса, состоящий из трех фракций: классный руководитель, ученики, родители. Классное собрание выбирает ответственных за каждый участок работы.
Трудовой сектор – несёт ответственность за выполнение в классе трудовых дел с течением времени: 1) уборка, 2) утепление окон, 3) ремонт школьного имущества и т.д.
Редколлегия – художественно – оформительская работа по каждому месячнику.
Спортивный сектор – несет ответственность за проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, участие на школьных мероприятиях.
Культмассовый сектор – оказывает помощь в проведении общешкольных культурно-массовых мероприятий, проводит классные КТД.
Учебный сектор – проводит рейды по проверке книг и тетрадей учащихся, подводит итоги успеваемости и посещаемости.
Цветоводы – отвечают за организацией в классе уютной обстановки.
Каждый ученик в классе имеет своё общественное поручение, и староста класса совместно с классным руководителем следят за своевременным и должным их выполнением. Каждый ученик отвечает за своё рабочее место: за её чистоту и аккуратность.
Совет класса работает под руководством Актива школы.
Организация классной деятельности осуществляется через коллективные творческие дела, для проведения которых создаются советы дела. Они составляют план мероприятия, обсуждают его с классом, готовят материалы по его проведению.
3. Высокий уровень воспитанности обучающихся.
Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. В научно-методических журналах и отдельными изданиями публикуется множество рекомендаций и руководств по диагностике воспитанности учащихся разных возрастных групп. Так что же такое воспитанность?
Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Уровень воспитанности моих детей изучался в 5 классе (результаты представлены в таблице). По итогам исследования сделан следующий вывод: общий уровень воспитанности учащихся – выше среднего. Учащихся с низким и критическим уровнями воспитанности в классе нет.
Результаты изучения уровня воспитанности учащихся 5 класса:
Фамилия, имя | Честность и скромность | Интерес к знаниям | Ответственное отношение к учёбе | Отношение к труду | Долг, ответственность | Общественная активность | Дисциплинированность | отношение к коллективу | Культурный уровень | Доброта и отзывчивость | Эстетический вкус | Средний бал | |
1 | Кол Монгун-Херел | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3,5 |
2 | Кукелиг Анчы-Кара | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,9 |
3 | Кызыл Бежик Луиза | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 |
4 | Мырлаа Чылгычы | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3,8 |
5 | Очур –оол Сайын | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5,0 |
6 | Оюн Чайхана | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,1 |
7 | Севенек Аюна | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4,5 |
8 | Тандарай Чодураа | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,1 |
9 | Хертек Сазанак | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5,0 |
10 | Дамдын Хулер | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,3 |
11 | Хертек Мерген | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4,2 |
12 | Ак Сайын-моге | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4,4 |
4 – проявляется
3 – проявляется слабо
2 – не проявляется
Итоговая оценка:
2 – 2,8 – низкий уровень
2,9 – 3,8 – средний уровень
3,9 – 4,4 – хороший уровень
4,5 – 5 – высокий уровень
В классе - 12 учеников
Высокий уровень - 2 уч-ся
Хороший уровень – 5 уч-ся
Средний уровень- 5 уч-ся
4. Динамика межличностных отношений.
Слово «отношение» имеет много значений в русском языке. Всем хорошо известны примеры трогательных отношений человека и домашних животных. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.
Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру, наиболее важные для формирования личности те, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, то есть межличностные отношения.
Межличностные отношения – это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения – взаимопознания и взаимопереживания.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточна сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в детстве.
Для изучения взаимоотношений учащихся моего класса применялись следующие методики: методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) и социометрическая методика. Первая из методик позволяет комплексно оценить уровень социально-психологического развития системы коллективистических взаимоотношений в классе. Вторая из названных методик дает картину взаимных отношений типа симпатии и антипатий, существующих среди учащихся данного класса.
Было выявлено: в 5 классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. В классе существуют нормы уважительного отношения ко всем членам, хотя изредка отмечается нетерпимость к мнению остальных со стороны отдельных учащихся. Высоко ценятся ответственность, трудолюбие, умение дружить, быть верным данному слову. В отношениях между микрогруппами в 6Б классе существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
5. Уровень групповой сплоченности учащихся.
Уровень групповой сплоченности в 5 классе изучался дважды. Исследования показывают, что индекс групповой сплоченности класса поднялся. Если в 4-м классе среди учащихся класса были непринятые, то в 5-ом классе их почти не осталось.
6. Правонарушения.
Учащиеся 5 класса не нарушают общественный порядок в классе, в школе. На профилактическом учете в инспекции ПДН по с.Ий Тоджинсого р-на не состоят.
7. Пропуски занятий. В 5 классе практически отсутствуют пропуски учебных занятий обучающимися без уважительной причины. Если и есть пропуски, то они связаны с болезнью, с посещением медицинских учреждений, по семейным обстоятельствам.
8. Участие класса в жизни местного социума
Учащиеся 5 класса принимают активное участие в жизни не только класса, но школы и района.
9. Работа с родителями.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. При работе с родителями я руководствуюсь следующими правилами:
· к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;
· общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
· изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
· изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
В своей работе с родителями использую различные формы работы. Назову основные из них:
Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.
Не секрет, что родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды.
С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения родительского собрания любым членом семьи, свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), через родительский комитет по телефону.
К собранию надо обязательно готовиться заранее. Перед родительским собранием я обязательно обхожу всех учителей - предметников, беседую с ними о классе и учениках; выписываю текущие оценки детей по предметам; подготавливаю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, сочинений детей и т.д.
Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.
Стараюсь показать родителям, что судьба их детей мне не безразлична, что я заинтересована в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.
Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.
Работа с родительским комитетом. В состав родительского комитета входит 3 человека. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.
Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, но уже после того, как я познакомилась и с учащимися, и с родителями.
Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей принять участие в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им, насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.
Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, посещения на дому помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.
Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.
10. Жалобы.
За время работы классным руководителем не было ни одной жалобы родителей на мои неправомерные действия.
В классе созданы все условия для проявления и развития способностей учащихся, учитываются индивидуальные особенности детей, справедливо оцениваются достижения.
11. Реализация здоровьесберегающих технологий.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная. В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и говорят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными заболеваниями хронического характера.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровье сберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию.
Не секрет, что от правильной организации урока, уровня его рациональности, психологической атмосферы во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Поэтому на уроках, особенно в 5 и 6 классах, стараюсь использовать игровые технологии, оригинальные задания, делаю небольшие отступления, которые позволяют снять эмоциональное напряжение.
Важен и психологический климат во время урока. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
Отдельное внимание отвожу гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещение, в котором занимаются учащиеся, часто проветривается и имеет оптимальную температуру. Постоянно проводится влажная уборка.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, правонарушений, поведения в общественных местах, на дороге и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.
Учащиеся 5 класса активно занимаются спортом:
Очур-оол Сайын- волейбол
Дамдын Хулер– волейбол
Ак Сайын-Моге–борьба(хуреш)
Кол Монгун Херел- борьба(хуреш)
Кукелиг Анчы -Кара– футбол
Тандарай Чодураа–волейбол
Севенек Аюна - волейбол
Мырлаа Чылгычы–волейбол
На учете по состоянию здоровья стоит 1учащихся –Хертек Сайзанак.
12. Духовно – нравственное воспитание и народные традиции.
Как известно, в школе преподаются основы естественных и гуманитарных знаний. Однако технические науки могут не понадобиться будущему гуманитарию, а многие гуманитарные – будущему инженеру. Но есть одна наука, которая потребуется абсолютно всем выпускникам школ, независимо от выбора профессии. Это наука о принятии нравственных решений, дающая четкие ориентиры в определении критериев добра и зла в любой возможной жизненной ситуации.
Именно поэтому программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.
С целью воспитания духовно-нравственной личности провожу внеклассные мероприятия и классные часы по следующей тематике:
1. Классный час «Я в школе, я дома, я среди друзей»
2. Классный час «О дружбе и друзьях»
3. Классный час «Рассказы о жестокости и милосердии»
4. Классный час «Добро и зло. Причины наших поступков»
5. Игра « Знаешь ли ты историю Саранска?»
В своей работе я стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Воспитывая детей, я получаю право, осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая ребятам знания и опыт, полученный мной когда-то от своих уважаемых учителей.
Директор школы: /Чечен У.Б./