Жизненная безопасность и здоровьесбережение в условиях колледжа
Дога Елена Васильевна
воспитатель в студенческом общежитии
БУ «Урайский политехнический колледж»
«Жизненная безопасность и здоровье сбережение в условиях колледжа»
Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни во все времена была одной из ключевых проблем человечества. Несмотря на усилия государственных структур, направленные на сохранение здоровья, уровень здоровья населения в России падает. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, лишь здоровые люди в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. За последние годы в стране произошло значительное ухудшение здоровья студентов. По данным современных исследований, лишь 10% выпускников колледжей могут считаться здоровыми, 40% студентов имеют различную хроническую патологию. У каждого второго студента выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в колледже число студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз. Отмечено, что к концу учебного года у студентов: в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, повышенная невротизация отмечается у 55% – 83% студентов колледжа. Поэтому образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном развития культуры здорового образа жизни, в формировании и укреплении здоровья студентов, как будущего страны.
Студенческая среда относится к ситуациям повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. На здоровье подрастающего поколения влияет огромное количество факторов:
Учебно-организационные факторы:
- объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям студента, расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году, организационно-педагогические условия проведения занятий (плотность, чередование видов учебной деятельности);
- объем физической нагрузки — по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
- особенности устава колледжа и норм жизни колледжа, медицинское и психологическое обеспечение обучающихся колледжа, участие родителей студентов в жизни колледжа;
- стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали», психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали», интегрированность колледжа в окружающий социум, влияние администрации и других организаций на жизнь колледжа;
- наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни студентов, позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья студентов).
Психолого-педагогические факторы: (зависящие в большей степени от преподавателя):
- психологический климат в группе, на занятиях, стиль педагогического общения преподавателя со студентами;
- характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, степень реализации преподавателем индивидуального подхода к студентам (особенно, группы риска);
- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям студентов, степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений студентов на занятия (и вообще во время пребывания в колледже);
- личные, психологические особенности преподавателя, его характера, эмоциональных проявлений, состояние здоровья преподавателя, его образ жизни и отношение к своему здоровью, обременение преподавателя собственными проблемами, его способность психо-эмоционального переключения, степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности преподавателя, профессиональная подготовленность преподавателя по вопросам здоровье сберегающих образовательных технологий.
Санитарно-гигиенические факторы:
- шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, кубатура;
- дизайн, цвет стен (видео экологические факторы), используемые стройматериалы, краска, мебель: размеры, размещение в помещении;
- видео экранные средства — компьютеры, телевизоры;
- пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в колледже;
- экологическое состояние прилегающей к колледжу территории, состояние сантехнического оборудования.
С целью сохранения здоровья подрастающего поколения в учебных заведениях используют здоровье формирующие и здоровье сберегающие технологии. Здоровье формирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у студентов культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К. Смирнов). [6. С. 62.]
Здоровье сберегающие технологии (по Г.К.Селевко) - это: условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. [5. С. 124]
Задача здоровье сберегающих технологий — обеспечить выпускнику колледжа высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда диплом будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет студентам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
1. Формирование системы интеллектуального, духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся, развитие познавательных потребностей и индивидуальных творческих способностей, приобретение социальных навыков, здорового образа жизни и основ корпоративной культуры.
Приоритетной задачей любого учебного заведения является вооружение студентов всесторонней и исчерпывающей информацией о здоровом образе жизни. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровье сберегающей среды, проектированию здоровье сберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.
Особенности здоровье сберегающего пространства колледжа:
· позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья студентов.
· инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровье сбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся.
· направленность на вовлечение самих студентов в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению студентов из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровье сбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями.
Основные направления деятельности колледжа в рамках здоровье сбережения:
· создание здоровье сберегающей инфраструктуры с использованием современных технологий,
· профилактика и укрепление здоровья студентов и сотрудников,
· формирование культуры здорового образа жизни через спортивно-массовую работу.
Базовые знания о здоровье имеет каждый студент колледжа. Однако необходимо актуализировать эти знания в жизненный опыт безопасного существования личности, формируя в образовательном учреждении здоровье сберегающую среду. Эта среда представлена в колледже следующими блоками: медицинский, организация питания, психологический, учебно-воспитательный, методический, спортивно-оздоровительный.
В рамках работы медицинского блока студенты получают следующее обслуживание: первая медицинская помощь, профилактические прививки, ведение карты прививок каждого студента, медицинский осмотр, медикаментозное лечение, медицинские консультации, профилактические беседы.
Столовая колледжа вместимостью на 120 посадочных мест, позволяет организовать быстрое, качественное питание студентов и педагогов.
Психологический блок включает выявление интересов и ценностных ориентаций студентов, их вербальное и реальное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, степень их сформированности в до колледжный период жизни. Осуществляется социально-психологическое сопровождение с целью повышения адаптивных возможностей студентов. Систематическое анкетирование студентов с целью выявление и оценки распространения факторов риска, различных заболеваний и вредных привычек. Анализ полученных данных, с последующим проведением коррекции и профилактических мероприятий с целью расширения знаний о здоровом образе жизни, формированием ценностных ориентаций и отношений к собственному здоровью. Важной задачей педагога-психолога является воспитание у студентов привычки обращать внимание на свой организм, анализировать свое состояние и самочувствие. Обсуждать на занятиях и в разных ситуациях факторы здоровья, которые поддаются коррекции, научить познавать свой организм. Иными словами, главная цель образования в области здоровья - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира - с самим собой.
Формирование здоровье сберегающего пространства начинается с первых дней обучения в колледже на занятиях и во внеаудиторной работе, где у студентов формируется ответственное отношение к своему здоровью.
Согласно ФГОС обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла включает изучение дисциплины «Физическая культура», в ходе освоения которой обучающийся должен уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, знать: о роли физической культуры и общекультурном профессиональном и социальном развитии человека, основы здорового образа жизни; Обязательная часть профессионального учебного цикла как базовой, так и углубленной подготовки предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
В процессе обучения у студентов должны быть сформированы:
· понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности;
· навыки управления своим здоровьем;
· знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, понимание сущности этих явлений;
· навыки оказания первой медицинской помощи; культура межличностных отношений;
· навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Среди всего многообразия форм работы при обучении студентов вопросам здоровья мы выделяем как наиболее эффективные следующие: дискуссионно-семинарские занятия, практические занятия, психолого-педагогические тренинги, проектные и деловые игры, разбор профессиональных ситуаций.
В вопросах здоровье сбережения большая роль отводится внеаудиторной работе. В колледже работают объединения дополнительного образования, различных направлений. Литературная гостиная «Вдохновение», «Дебат - клуб», вокально-хореографическая студия, патриотический клуб «Вымпел», студенческое научное общество «Сова», волонтерское движение «Радуга». Что позволяет организовать свободное время студентов по интересам, минимизировать попадание студентов под влияние асоциальной среды. Ведь одной из составляющих здорового образа жизни является – здоровый, полноценный отдых. Значимость составляющих здорового образа жизни лучше проявляется при их сопоставлении с наиболее характерными противоположностями: неправильным питанием, гиподинамией, курением, алкоголизмом и наркоманией, безнравственным поведением и их страшными последствиями. Обозначенный круг вопросов поднимается и обсуждается с разных позиций не только на учебных занятиях, но и во внеаудиторной работе. Классные руководители проводят тематические классные часы о здоровом образе жизни, о борьбе с курением с использованием видеоматериалов, презентаций, подготовленных совместно со студентами, например: «Скажи наркотикам «НЕТ», «Современная молодежь и здоровье», «Курить или не курить?». В колледже проводятся декады, недели, Дни отказа от курения.
В полной мере потенциальные возможности образовательной среды в области здоровье сбережения раскрываются в спортивно-массовом направлении, которое четко ориентировано на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, повышение интереса и привлечение преподавателей и студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, обеспечение их доступности. Занятия проводятся в спортивных и тренажерном залах, в бассейне спортивного комплекса «Старт». Возможность заниматься физической культурой имеют все желающие студенты. Для этого организована работа спортивных секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис. Студенты активно участвуют в товарищеских встречах и спартакиаде колледжа, города и округа. Проводятся спортивные праздники «Дни здоровья». Наряду со студентами преподаватели колледжа участвуют в городской спартакиаде.
Правильность выбора пути к здоровью и здоровому образу жизни зависит от того, насколько студенты почувствуют убежденность в его необходимости. Какие бы методы и технологии сохранения и укрепления здоровья не использовались в колледже, ожидаемого эффекта не будет, если у студентов не будут сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к здоровью, не будут выработаны умения и навыки совершенствования своего физического и психического здоровья. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Поэтому предполагается активное участие самого студента в освоении культуры человеческих отношений, в приобретении опыта здоровье сбережения, который приобретается путем постепенного расширения сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Ещё в древности мудрецы говорили: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля».
Библиографическая ссылка:
1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие, М., КНОРУС, 2011г. - 240с.
2. Митяева А.М. Педагогика здоровья: учебно-методическое пособие – Орел, ГОУ ВПО «ОГУ»2007. - 413с.
3. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184с.
4. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. - 147с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 256с.
6. Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285с.
8. Спицын К.О., Мельникова С.В. Здоровье сберегающие технологии - одно из средств духовно - нравственного воспитания обучающихся // Электронный научный журнал Педагогического колледжа №18 "Митино". – 2014. – № 5.
9. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровье сберегающие образовательные технологии.
10. Журнал Студенчество. Диалоги о воспитании. №5 2014г. Проект здоровье сбережения. Ю.В. С.26-27.
11. Журнал НаркоНет №3 2014г. Сохранить здоровье и честь смолоду! С.18-21.