Стили родительского воспитания

Дога Елена Васильевна

как влияет стиль воспитания на личность подростка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stili_roditelskogo_vospitaniya.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили родительского воспитания

Слайд 2

Опросник С. Степанова «Стили семейного воспитания»

Слайд 3

1. Чем по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека -наследственностью или воспитанием? А . Преимущественно воспитанием. Б . Сочетанием врождённых задатков и условий среды. В . Главным образом врождёнными задатками. Г . Ни тем ни другим, а жизненным опытом

Слайд 4

2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? А . Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б . Абсолютно с этим согласен. В . Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г . Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

Слайд 5

3. Какое из суждений о воспитании Вы находите наиболее удачным? А. Если Вам больше нечего сказать ребёнку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгард Хоу) Б . Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить всему остальному (Томас Фуллер)

Слайд 6

4. Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? А. Меня никто этому не учил, их сама жизнь научит. Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное -позаботиться о том, чтобы оградить их от проявления безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

Слайд 7

5. Следует ли родителям давать ребёнку деньги на карманные расходы? А. Если попросит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определённую сумму на конкретные цели и контролировать расходы. В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определённый срок и (на неделю, на месяц), чтобы ребёнок сам учился планировать свои расходы. Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

Слайд 8

6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребёнка обидел сверстник ? А. Огорчусь, постараюсь утешить ребёнка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями, либо с самим обидчиком. В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги. Г. Посоветую ребёнку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

Слайд 9

7. Как Вы отнесётесь к сквернословию ребёнка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребёнка впредь надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г. Ребёнок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

Слайд 10

8. Дочь-подросток хочет провести выходные у подруги, где соберётся компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы Вы её? А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю её товарищей как порядочных и надёжных ребят. В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в её отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать.

Слайд 11

9. Как Вы отреагируете. Если узнаете, что ребёнок вам солгал? А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьёзный, не стану придавать значения. В. Расстроюсь. Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

Слайд 12

10. Считаете ли Вы, что подаёте ребёнку достойный пример? А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю.

Слайд 13

1.Авторитетный стиль Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать. Какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Слайд 14

2. Авторитарный стиль Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях Вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под Вашим контролем.

Слайд 15

3. Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребёнка, считаете простительным его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?

Слайд 16

4. Индифферентный стиль Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Слайд 17

это своего рода, сложившийся уклад жизни семьи. Стиль родительского поведения тип семейного воспитания т.е. способ взаимодействия (воздействия) в отношениях родитель - ребенок

Слайд 18

Стиль родительского поведения Э м о ц и он а л ь н о е п р и н яти е К о н т р о л ь авторитетный авторитарный либеральный индиферентный В родительской позиции выделяют две важнейшие переменные

Слайд 19

Если поведение родителей проявляется в: Признание и поощрение растущей автономии своих детей. Открыты для общения обсуждения с детьми установленных правил поведения Допускают изменения своих требований в разумных пределах авторитетный стиль поведения

Слайд 20

дети Превосходно адаптированы уверенны в себе у них развит самоконтроль и социальные навыки Они хорошо учатся в школе Обладают высокой самооценкой

Слайд 21

Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (Авторитетный) Особенности воспитания: учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; равноправие; взаимная забота и ответственность; поддержка, помощь и т.п. Формирующиеся черты характера у ребёнка: доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п. Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Роль ребенка в семье: РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН СЕМЬИ

Слайд 22

авторитарный Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Если родители:

Слайд 23

дети Как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы. Непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Слайд 24

Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ Особенности воспитания: ограничение свободы, выбора, самостоятельности игнорирование нужд, желаний, потребностей, высокие требования; много обязанностей; отсутствие поддержки; жесткая система запретов, санкций, наказаний; жесткое обращение; деспотизм, тирания; эмоциональное отвержение. Формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, комплексы, неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков. Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Роль ребенка в семье : ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.

Слайд 25

либеральный Если родители Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка Безусловная родительская любовь Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление Коммуникации - от ребенка к родителям

Слайд 26

дети им предоставлен избыток свободы Склонны к непослушанию и агрессивности На людях ведут себя неадекватно и импульсивно Нетребовательны к себе Лишь в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми

Слайд 27

Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА Особенности воспитания: удовлетворение прихотей Покровительство освобождение от трудностей и неприятных обязанностей преувеличение талантов и способностей слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п. Формируются черты характера: эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство, потребительство, требовательность, капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Девиз воспитания: «ВМЕСТО» Роль ребенка : кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький .

Слайд 28

индифферентный Если родители Не устанавливают для детей никаких ограничений. Безразличны к собственным детям. Закрыты для общения из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей)

Слайд 29

дети Их ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и Проявить склонность к делинквентному поведению

Слайд 30

Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность) Особенности воспитания: отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; попустительство в сфере контроля за поведением; вседозволенность; жесткие требования; деспотизм, тирания; упреки во всех своих бедах. Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д. Девиз воспитания : «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Роль ребенка : козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья .

Слайд 31

выбор остаётся за Вами

Слайд 32

т Заглянув в мир детско-родительских отношений, мы приоткрыли свою собственную дверь…. И надеюсь, что Вы узнали что-то нового и важного : Таким образом В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ ОПРЕДЕЛИЛИ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА : задайте себе вопросы: «какой тип воспитания все-таки преобладает в вашей семье?» «что вы можете изменить в воспитании своего ребенка?»

Слайд 33

Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!