Программа профессионального модуля ПМ.03. Транспортировка грузов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТВЕРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
г. СТАРИЦА
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 03. «Транспортировка грузов»
2014г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО), входящим в состав укрупненной группы специальностей 100800.02. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение СПО ТТК г.Старица, Советский переулок, д.2
Разработчики:
Грязнов Владимир Петрович, преподаватель,мастер п/о
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| стр.
|
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
|
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
|
|
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
|
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ТРАСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ
|
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Транспортировка грузов
1.1. Область применения примерной программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности НПО 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): соответствующих профессиональных компетенций:
1.Управлять автомобилями категории «С» |
2.Выполнять работы по транспортировке грузов. |
3.Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
|
4.Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. |
5.Работать с документацией установленной формы. |
6.Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия |
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- управления автомобилями категории «С»
уметь:
- соблюдать правила дорожного движения;
- безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
- уверенно действовать во внештатных ситуациях;
- управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения;
- конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
- выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;
- заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
- устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
- соблюдать режим труда и отдыха;
- обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов;
- получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
- принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- соблюдать требования по транспортировке пострадавших;
- использовать средства пожаротушения;
знать:
- основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;
- правила эксплуатации транспортных средств;
- правила перевозки грузов и пассажиров;
- виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;
- правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;
- порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
- приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;
- правила обращения с эксплуатационными материалами;
- требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 284 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 214 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 70 часов;
лабораторные и практические занятия – 61 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Транспортировка грузов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Управлять автомобилями категории «С» |
ПК 3.2 | Выполнять работы по транспортировке грузов |
ПК 3.3 | Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования |
ПК 3.4 | Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. |
ПК 3.5 | Работать с документацией установленной формы |
ПК 3.6 | Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7 | Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности |
ОК 8 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля |
Всего часов
| Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов
| Учебная, часов | ||||
Всего, часов | в т.ч. лаб. работы и практические занятия, часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ПК 3.6 | Раздел 1.Оказание медицинской помощи |
| -24 | 15 |
|
|
ПК 3.1
| Раздел 2.Основы законодательства в сфере дорожного движения |
| 74 д6668 | 12 | Ззщзщ0 |
|
ПК 3.1
| Раздел 3. Основы безопасного управления транспортным средством |
| Л2424ололо | - - |
|
|
ПК 3.2- 3.5 | Раздел 4. Устройство, техническое обслуживание и эксплуатация транспортных средств. |
| 9299922222 | -2023344 | 2 |
|
| Всего |
| 214 | 55566155 |
|
|
| Учебная практика ( вождение автомобиля )*
| 60
|
|
|
| 60 |
* Вождение проводится вне сетки учебного времени в объёме 60 часов на каждого обучающегося
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ. 03.) «Транспортировка грузов»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
МДК.03.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С» |
|
|
| ||||||||
Раздел 1. Оказание медицинской помощи |
| 24 | |||||||||
Тема 1.1. Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП | Содержание | 1 | |||||||||
1 | Характеристика травм в зависимости от вида происшествия. Оснащение средствами безопасности транспортных средств. Обязанности водителя, медицинского работника, административных служб при ДТП с человеческими жертвами. |
| |||||||||
| |||||||||||
Тема 1.2. Основы анатомии и физиологии человека
| Содержание | 1 |
| ||||||||
1 | Основные представления о строении и функциях организма человека. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы. 1 |
|
|
| |||||||
|
| ||||||||||
Тема.1.3Терминальные состояния. Шок, острая дыхательная недостаточность, асфиксия, синдром утраты сознания.
| Содержание | 3 |
| ||||||||
1 | Определение и характеристика терминальных состояний. Признаки жизни и смерти, реанимационные мероприятия при наличии признаков жизни. Признаки и симптомы шока. Комплекс противошоковых мероприятий. Причины острой дыхательной недостаточности и асфиксии, комплекс мероприятий первой медицинской помощи и критерии его эффективности. Характеристика синдрома утраты сознания, кома, обморок, причины возникновения и первая медицинская помощь. | 1 |
| ||||||||
| |||||||||||
|
2 |
| |||||||||
Практические занятия |
| ||||||||||
| Комплекс противошоковых мероприятий. |
| |||||||||
| Комплекс мероприятий первой медицинской помощи при асфиксии. |
| |||||||||
| Первая медицинская помощь при синдроме утраты сознания, коме, обмороке. |
| |||||||||
|
|
| |||||||||
Тема 1.4. Проведение сердечно-легочной реанимации
| Содержание | 3 |
| ||||||||
| Практические занятия | 3
|
| ||||||||
| Показания к проведению мероприятий сердечно-легочной реанимации. Восстановление функции внешнего дыхания. Проведение искусственного дыхания методом «рот в рот», «рот в нос». Методика использования воздуховода. |
| |||||||||
| Техника проведения закрытого массажа сердца одним или двумя спасателями. Контроль эффективности реанимационных мероприятий. Ошибки при проведении сердечно-легочной реанимации. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей и пожилых людей |
| |||||||||
Тема 1.5. Кровотечение и методы его остановки
| Содержание | 3 |
| ||||||||
| Виды кровотечений. Способы остановки кровотечения (пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, наложение жгута или жгута-закрутки). Методика наложения жгута. | 1 |
| ||||||||
| Особенности остановки кровотечения из носа, ушей и полости рта. |
| |||||||||
| Первая медицинская помощь при легочном кровотечении и подозрении на внутрибрюшное кровотечение. |
| |||||||||
| Практические занятия | 2
|
| ||||||||
Способы остановки кровотечения: пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, максимальное сгибание конечности. |
| ||||||||||
| Методика наложения жгута или жгута-закрутки. Наиболее правильные места их наложения. |
| |||||||||
| Временная остановка кровотечения пальцевым прижатием артерий (плечевой, сонной, подключичной, подмышечной, бедренной) в типичных местах. |
| |||||||||
| Методика проведения передней тампонады носа. |
| |||||||||
| Использование салфеток «Колетекс ГЕМ» и порошка «Статин» с целью остановки капиллярного или венозного кровотечения.
|
| |||||||||
Тема 1.6. Первая медицинская помощь при травмах. Раны и их первичная обработка.
|
| Содержание | 3 |
| |||||||
| Общая характеристика травм, особенности травм при ДТП. Классификация ран и их первичная обработка. Черепно-мозговые травмы. Закрытые повреждения мягких тканей. Синдром длительного сдавливания, особенности оказания медицинской помощи. Переломы костей скелета, характерные признаки перелома кости. Ожоги. Холодовая травма. Практические занятия | 1
2
|
| ||||||||
Методика наложения бинтовой повязки. Правила наложения типичных бинтовых повязок на различные части тела: циркулярная, спиральная, крестообразная, колосовидная, возвращающая. | |||||||||||
| |||||||||||
Методика наложения повязки Дезо. |
| ||||||||||
Методика наложения косы ночных повязок на различные части тела. |
| ||||||||||
Наложение герметизирующей повязки при пневмотораксе. |
| ||||||||||
Техника наложения индивидуального перевязочного пакета. |
| ||||||||||
Тема 1.7. Правила наложения транспортной иммобилизации |
| Содержание |
|
| |||||||
|
| Показания к применению транспортной иммобилизации и применяемые средства. Особенности транспортной иммобилизации при различных повреждениях и типичные ошибки при ее наложении. |
|
| |||||||
| Практические занятия | 2 |
| ||||||||
| Техника наложения транспортной иммобилизации с использованием подручных средств и стандартных шин при повреждениях: ключицы, плеча, предплечья, кисти, бедра, стопы. |
| |||||||||
| Техника наложения транспортной иммобилизации при повреждениях: позвоночника и костей таза, органов живота, множественных переломах ребер, черепно-мозговой травме. |
| |||||||||
Тема 1.8. Виды бинтовых повязок и правила их наложения |
| Содержание | 2 |
| |||||||
|
| Правила наложения повязок на различные части тела. Применение индивидуального перевязочного пакета. | 1 |
| |||||||
| Практические занятия | 1 |
| ||||||||
| Методика наложения бинтовой повязки. Правила наложения типичных бинтовых повязок на различные части тела: циркулярная, спиральная, крестообразная, колосовидная, возвращающая. |
| |||||||||
| Методика наложения повязки Дезо. |
| |||||||||
| Методика наложения косы ночных повязок на различные части тела. |
| |||||||||
| Наложение герметизирующей повязки при пневмотораксе. |
| |||||||||
| Техника наложения индивидуального перевязочного пакета. |
| |||||||||
Тема 1.9. Первая медицинская помощь пострадавшему с острым заболеванием и в состоянии неадекватности |
| Содержание | 2 |
| |||||||
|
| Особенности оказания первой медицинской помощи при острой сердечно-сосудистой недостаточности, гипертоническом кризе, диабетической коме, бронхиальной астме. Признаки и симптомы отравлений, оказание первой медицинской помощи. Симптомы острых заболеваний органов брюшной полости. Психические реакции и состояния неадекватности. Эпилептический припадок. |
|
| |||||||
Тема 1.10. Особенности транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение |
| Содержание | 2 |
| |||||||
|
| Практические занятия | 2 |
| |||||||
| Техника укладывания пострадавших на носилки и правила переноски с различными повреждениями. |
| |||||||||
| Техника переноски пострадавших с применением подручных средств. |
| |||||||||
| Техника переноски пострадавших на руках одним и двумя людьми. |
| |||||||||
| Порядок снятия одежды с пострадавшего при ДТП. |
| |||||||||
| Техника применения гипотермического пакетаконтейнера. |
| |||||||||
Тема 1.11. Правила пользования медицинской аптечкой |
| Содержание Практические занятия | 1 |
| |||||||
|
| Комплектация медицинской аптечки. Применение содержимого медицинской аптечки. |
|
| |||||||
|
| Зачёт по разделу 1. | 1 |
| |||||||
Раздел 2. Основы законодательства в сфере дорожного движения |
|
|
74 |
| |||||||
Введение |
| Обзор законодательных актов | 2 |
| |||||||
Тема 1. Правила дорожного движения. |
|
|
|
| |||||||
Тема 1.1. Общие положения. Основные понятия и Термины.Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров |
| Содержание | 4 |
| |||||||
| Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.
|
|
| ||||||||
|
| Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении. |
|
| |||||||
| Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции. |
| |||||||||
| Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам. |
| |||||||||
| Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств. |
| |||||||||
| Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасного дорожного движения.
Самостоятельная работа: решение тематических задач
|
| |||||||||
| |||||||||||
Тема 1.2 Дорожные знаки |
| Содержание | 12
|
| |||||||
|
| Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, повторные и временные знаки. |
| ||||||||
| Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком. |
| |||||||||
| Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета. |
| |||||||||
| Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Права водителей с ограниченными физическими возможностями и водителей, перевозящих таких лиц. Зона действия запрещающих знаков. |
| |||||||||
| Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения. |
| |||||||||
| Знаки особых предписаний. Назначение и общие признаки. Название, назначение и место установки каждого знака. |
| |||||||||
| Информационные знаки. Назначение. Общие признаки знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения. |
| |||||||||
| Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки. |
|
| ||||||||
| Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака. Самостоятельная работа: решение тематических задач |
| |||||||||
Тема 1.3 Дорожная разметка и ее характеристики |
| Содержание | 2 |
| |||||||
|
| Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки. |
| ||||||||
| Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки. |
| |||||||||
| Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки. Самостоятельная работа: решение тематических задач |
| |||||||||
| Практические занятия по темам 1.1- 1.3. Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств, макетов, стендов. Самостоятельная работа : тестовые задания | 4 |
| ||||||||
Тема1. 4. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств |
| Содержание | 14 |
| |||||||
|
| Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов. |
| ||||||||
| Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Действия водителя при наличии полосы разгона (торможения). Места, где запрещен разворот. |
| |||||||||
| Порядок движения задним ходом. Места, где запрещено движение задним ходом. |
| |||||||||
| Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования. |
| |||||||||
| Требования к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения, видов транспортных средств, скорости движения. |
| |||||||||
| Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на дорогу с реверсивным движением. |
| |||||||||
| Опасные последствия несоблюдения правил расположения транспортных средств на проезжей части. |
| |||||||||
| Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничения скорости в населенных пунктах. Ограничения скорости вне населенных пунктов, на автомагистралях для различных категорий транспортных средств. Запрещения при выборе скоростного режима. Выбор дистанции и интервалов. Особые требования для водителей тихоходных и большегрузных транспортных средств. |
| |||||||||
|
| Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции. |
|
| |||||||
Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещен. |
| ||||||||||
Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъемах и спусках. Опасные последствия несоблюдения правил обгона и встречного разъезда. |
| ||||||||||
| |||||||||||
Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Длительная стоянка вне населенных пунктов. Меры предосторожности при постановке транспортного средства на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещены. |
| ||||||||||
Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки. Самостоятельная работа: решение тематических задач |
| ||||||||||
Тема 1.5 Регулирование дорожного движения |
| Содержание | 2 |
| |||||||
|
| Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры. Светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе. |
| ||||||||
Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение. |
| ||||||||||
Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке. Самостоятельная работа: решение тематических задач |
| ||||||||||
Практические занятия по темам 1.4-1.5 Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств, макетов, стендов. Самостоятельная работа: тестовые задания | 4 |
| |||||||||
Тема 1.6.Проезд перекрестков |
| Содержание | 6 |
| |||||||
|
| Общие правила проезда перекрестков. Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества. |
| ||||||||
| Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке. |
| |||||||||
| Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог. |
| |||||||||
| Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление. |
| |||||||||
| Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т. П.) и при отсутствии знаков приоритета. Самостоятельная работа: решение тематических задач |
|
| ||||||||
Тема 1. 7 Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов |
| Содержание | 2 |
| |||||||
|
| Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей». |
| ||||||||
| Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств. |
| |||||||||
| Правила остановки транспортных средств перед переездом. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде. |
| |||||||||
| Запрещения, действующие на железнодорожном переезде. |
| |||||||||
| Случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги. |
| |||||||||
| Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. Самостоятельная работа: решение тематических задач |
| |||||||||
| Практические занятия по темам 1.6-1.7 Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств, макетов, стендов. Самостоятельная работа : тестовые задания | 4 |
| ||||||||
Тема 1. 8 Особые условия движения
|
| Содержание: | 4 |
| |||||||
|
| Движение по автомагистралям. Запрещения, вводимые на автомагистралях. Обязанности водителей при вынужденной остановке на проезжей части автомагистрали и на обочине. |
| ||||||||
| Движение в жилых зонах. |
| |||||||||
| Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка. |
| |||||||||
| Порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. Правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки. |
| |||||||||
| Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. |
| |||||||||
| Включение ближнего света фар в светлое время суток. Действия водителя при ослеплении. Порядок использования противотуманных фар, фары-прожектора, фары-искателя и задних противотуманных фонарей, знака автопоезда. |
| |||||||||
| Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов. |
|
| ||||||||
| Буксировка механических транспортных средств. Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки. |
| |||||||||
| Случаи, когда буксировка запрещена. |
| |||||||||
| Перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах. Опасные последствия несоблюдения правил буксировки механических транспортных средств. |
| |||||||||
| Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному транспортному средству. |
| |||||||||
| Требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных (запреты и возрастной ценз, с которого разрешается управление). Самостоятельная работа: решение тематических задач |
| |||||||||
Тема 1.9. Перевозка людей и грузов |
| Содержание | 1 |
| |||||||
|
| Требование к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей. |
| ||||||||
| Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства. |
| |||||||||
| Обозначение перевозимого груза. Случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с ГИБДД. Опасные последствия несоблюдения правил перевозки людей и грузов. |
| |||||||||
Тема 1. 10. Государственные регистрационные знаки, предупредительные надписи и обозначения |
| Содержание | 1 |
| |||||||
|
| Требования к оборудованию транспортных средств государственными регистрационными знаками и обозначениями. |
| ||||||||
Тема 1.11. Техническое состояние и оборудование транспортных средств |
| Содержание |
2 |
| |||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
|
| Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно - следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение. Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения Самостоятельная работа: решение тематических задач |
| ||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
|
| Зачет по темам 1. 1 -1. 11 Тестовые задания | 2 |
| |||||||
Тема 2. Нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере дорожного движения |
|
|
|
| |||||||
Тема 2.1. Административное право |
| Содержание | 2 |
| |||||||
|
| Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность. Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, в целях обеспечения производства по делу об АПН (изъятие водительского удостоверения, задержание транспортного средства и т.д.). |
|
| |||||||
Тема 2.2. Уголовное право |
| Содержание | 1 |
| |||||||
|
| Понятие об уголовной ответственности. Состав преступления. Виды наказаний. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности). Условия наступления уголовной ответственности. |
|
| |||||||
Тема 2.3. Гражданское право |
| Содержание | 1 |
| |||||||
|
| Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба. |
|
| |||||||
Тема 2.4. Правовые основы охраны окружающей среды |
| Содержание | 1
|
| |||||||
|
| Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы. |
| ||||||||
| Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух, заповедные природные объекты. |
| |||||||||
| Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности. |
| |||||||||
|
| Ответственность за нарушение законодательства об охране природы. |
|
| |||||||
Тема 2.5. Закон об ОСАГО |
| Содержание | 1 |
| |||||||
|
| Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы. |
|
| |||||||
|
| Комплексный экзамен | 2 |
| |||||||
Раздел 3. «Основы безопасного управления транспортным средством» |
|
|
24 |
| |||||||
Тема 1. Психологические основы безопасного управления транспортным средством |
|
|
|
| |||||||
Тема 1.1. Психологические основы деятельности водителя.
|
| Содержание Зрение, слух и осязание - важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении транспортным средством. Внимание, его свойства (устойчивость (концентрация), переключение объем и т.д.). Основные признаки потери внимания.
|
2 |
| |||||||
|
| Причины отвлечения внимания (застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения; настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки; прикуривание или прием пищи; чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения; телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве и т.д.).
|
|
| |||||||
| Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством. |
|
| ||||||||
| Психологические качества человека (импульсивность, склонность к риску, агрессивность и т.д.) и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения. |
|
| ||||||||
| Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством. |
|
| ||||||||
|
| Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности. |
|
| |||||||
Тема 1. 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством.
|
| Содержание |
2 |
| |||||||
|
| Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стрема. Приемы и способы управлении я эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание. |
|
| |||||||
| Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса. |
|
| ||||||||
Тема 1.3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения.
|
| Содержание |
2 |
| |||||||
|
| Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. |
|
| |||||||
|
| Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности. |
|
| |||||||
|
| Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершении конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте. |
|
| |||||||
|
|
|
|
| |||||||
Тема 2. Основы управления транспортным средством и безопасность движения |
| Содержание |
|
| |||||||
Тема 2.1. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения.
|
| Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия и т.д. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками. | 2 |
| |||||||
|
| Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий. |
|
| |||||||
| Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам. |
|
| ||||||||
Тема 2.2. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством |
| Содержание |
2 |
| |||||||
|
| Три основные зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30-120 секунд), средняя (12-15 секунд) и ближняя (4-6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, построением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков. |
|
| |||||||
| Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки. |
|
| ||||||||
Тема 2.3. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения
|
| Содержание |
2 |
| |||||||
| Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Уровни допускаемого риска при выборе дистанции. Время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях. |
| |||||||||
Тема 2.4. Техника управления транспортным средством
|
| Содержание | 4
|
|
| ||||||
| Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. |
| |||||||||
| Контроль за соблюдением безопасности при перевозке пассажиров, включая детей и животных. |
| |||||||||
| Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению аварийной сигнализации, регулирования систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов. Приемы действия органами управления. Техника руления. Пуск двигателя. Прогрев двигателя, Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем. |
| |||||||||
| Действия педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием. |
| |||||||||
| Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользской дороге без буксования колес. |
| |||||||||
| Особенности управления транспортным средством при наличии АБС. |
| |||||||||
| Специфика управления транспортным средством с АКПП. Приемы действия органами управления АКПП. Выбор режима работы АКПП при движении на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. |
| |||||||||
|
|
|
| ||||||||
Тема 2.5. Действия водителя при управлении транспортным средством. |
| Содержание
Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления - условие безопасности движения | 6
|
| |||||||
| Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости |
| |||||||||
| Способы парковки и стоянки транспортного средства. |
| |||||||||
| Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения, населенного пункта и на автомагистралях. |
| |||||||||
| Обгон и встречный разъезд. |
| |||||||||
| Проезд железнодорожных переездов. |
| |||||||||
| Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы. |
| |||||||||
| Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам. |
| |||||||||
Тема 2.6. Действия водителя в нештатных ситуациях |
| Содержание | 2
|
| |||||||
|
| Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства. |
|
| |||||||
| Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади. |
| |||||||||
| Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления. |
| |||||||||
| Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. |
| |||||||||
| Зачёт по разделу 3 : тестовые задания |
|
| ||||||||
Раздел 4. Устройство, техническое обслуживание и эксплуатация транспортных средств. |
|
|
92
|
| |||||||
Тема 1. Устройство транспортных средств. |
|
|
|
| |||||||
Тема 1.1. Общее устройство транспортного средства |
| Содержание
| 2 |
| |||||||
|
| Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики грузовых автомобилей. Органы управления. Средства информационного обеспечения водителя. Системы автоматизации управления. Системы обеспечения комфортных условий в кабине (салоне). |
| ||||||||
Тема 1.2. Общее устройство и работа двигателя. |
| Содержание | 8 |
| |||||||
|
| Назначение, устройство и принцип работы бензинового и дизельного двигателей. Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма. Назначение, устройство и работа механизма газораспределения. Назначение устройство и работа системы охлаждения. Способы охлаждения. Охлаждающие жидкости и требования к ним. Тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости. Предпусковой подогреватель. Назначение устройство и работа сие темы смазки двигателя. Масла, применяемые для двигателей, их основные свойства. Контроль давления масла. Назначение, устройство и работа систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе). Виды топлив для автомобильных двигателей, их характеристики и свойства, экологические требования к различным видам топлива.
|
| ||||||||
Тема 1.3. Источники и потребители электроэнергии. |
| Содержание | 6 |
| |||||||
|
| Назначение аккумуляторной батареи. Основные характеристики, свойства и маркировка аккумуляторных , батарей. Электролит и меры предосторожности при обращении с ним. Обслуживание и храпение аккумуляторных батарей. Назначение, устройство и работа стартера. Назначение, устройство и работа генератора. Назначение, устройство и работа системы зажигания. Назначение, устройство и работа приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, стеклоомывателей, систем отопления кондиционирования (вентиляции).
|
| ||||||||
Тема 1.4. Устройство, назначение и работа трансмиссии |
| Содержание | 6 |
| |||||||
|
| Устройство и назначение трансмиссии. Схемы трансмиссии с одним или несколькими ведущими мостами. Способы смазки агрегатов, сборочных единиц и деталей трансмиссии. Трансмиссионные масла и пластичные смазки, их применение, основные свойства и маркировка. Сцепление, его назначение, общее устройство и принцип действия. Устройство и работа сцепления с механическим и гидравлическим приводом, регулировка привода сцепления. Назначение коробки передач. Типы коробок передач. Передаточное число. Схемы механизма переключения передач. Общее устройство и работа коробки передач. Назначение, устройство и работа делителя передач. Управление коробкой передач с делителем. Назначение, принцип действия, устройство и работа синхронизатора. Назначение, устройство и работа раздаточной коробки. Назначение, устройство и работа коробки отбора мощности. Устройство механизмов включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности. Особенности эксплуатации различных типов коробок передач (механической, автоматической и др.). Назначение, устройство и работа карданной передачи и приводов ведущих колес. Главная передача, дифференциал и полуоси.
|
| ||||||||
Тема 1.5. Несущая система |
| Содержание | 4 |
| |||||||
|
| Ходовая часть Назначение и общее устройство рамы. Виды подвесок, назначение и устройство. Назначение и работа амортизаторов. Назначение и устройство передней подвески автомобиля. Работа деталей передней подвески. Углы установки передних колес. Устройство и работа задней подвески. Работа деталей подвески. Устройство колес, их установка и крепление. Устройство шин, их классификация.
Нормы давления воздуха в шинах, Система регулирования давления воздуха в шинах. Виды кабин. Оперение. Платформа. Тягово-сцепное устройство. Лебедка |
| ||||||||
Тема 1.6. Тормозная система |
| Содержание | 4 |
| |||||||
|
| Назначение, тормозной системы. Принципиальная схема тормозной системы. Устройство и работа тормозной системы с гидравлическим приводом. Тормозные жидкости, их свойства. Устройство и работа тормозной системы с пневматическим приводом. Контроль давления воздуха в системе пневматического привода тормозов. Назначение, устройство и работа элементов вспомогательной тормозной системы |
| ||||||||
Тема 1.7. Рулевое управление |
| Содержание | 2 |
| |||||||
|
| Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления: привода рулевого механизма, усилителя рулевого управления, привода управляемых колес. Основные требования, предъявляемые к рулевому управлению.
|
| ||||||||
Тема 1.8. Системы активной и пассивной безопасности |
| Содержание | 2
|
| |||||||
|
| Виды систем активной безопасности: антиблокировочная система(АВ8), антипробуксовочная система (ASC), система голосового управления функциями (IAF), система помощи при торможении (BAS, В А), система распределения тормозных сил (EBD), система самовыравнивания подвески (SLC), парктроник (PDS), электронная программа динамической стабилизации (или система курсовой устойчивости) (ESP). Их назначение и использование в движении. Виды систем пассивной безопасности: ремни безопасности, система пассивной безопасности (или подушки безопасности) (SRS), преднатяжители ремней безопасности, детские кресла. Их назначение, и выполняемые функции при попадании ТС в аварию. |
| ||||||||
|
|
Зачёт : тестовые задания
|
2 |
| |||||||
Тема 2. Техническое обслуживание |
|
|
|
| |||||||
Тема 2.1. Виды и периодичность технического обслуживания
|
| Содержание Периодичность и объем работ, выполняемых при техническом обслуживании. Эксплуатационные материалы и их назначение. Условия, вызывающие ускоренный выход из строя шин, аккумуляторных батарей и повышенный расход эксплуатационных материалов. Сроки службы шин и аккумуляторных батарей. Нормы расхода топлива для автомобилей. Расход топлива при низких температурах, в, горной местности, при работе в тяжелых дорожных условиях. Нормы расхода моторных и трансмиссионных масел, пластических смазок и специальных жидкостей. Пути повышения сроков службы шин и аккумуляторных батарей, экономии топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов | 12 |
| |||||||
Тема 2.2. Техника безопасности и охрана окружающей среды
|
| Содержание Общие требования безопасность при эксплуатации автомобилей. Опасность Правила безопасности при пользовании, электроприборами. Безопасности труда при погрузке, выгрузке и перевозке грузов, при монтаже и демонтаже шин. Меры по противопожарной безопасности, правила тушения пожара на транспортном средстве. Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте автомобиля. Мероприятия по снижению токсичности и уровня дымности отработавших газов автомобильных двигателей
| 2 |
| |||||||
Тема 2.3. Характерные неисправности и способы их устранения.
|
| Содержание Двигатель не запускается. Посторонние стуки в двигателе. Дымность выпуска отработавших газов. Перегрев двигателя. Низкое давление масла. Двигатель не развивает полной мощности. Увеличенный свободный ход рулевого колеса. Тугое вращение рулевого колеса. Недостаточная эффективность торможения. Неполное растормаживание всех колес. Притормаживание одного из колес. Занос или увод автомобиля в сторону при торможении | 8 |
| |||||||
|
|
Практические занятия Проверка технического состояния системы охлаждения. Замена охлаждающей жидкости Разборка, сборка и промывка масляных фильтров, очистка масляных каналов и трубопроводов Замена топливных фильтров. Замена фильтрующего элемента воздухоочистителя Проверка технического состояния передней подвески Проверка давления в шинах. Замена колеса. Демонтаж и монтаж колеса Проверка люфта рулевого колеса. Проверка люфта шаровых пальцев рулевого управления Проверка герметичности гидравлического и пневматического тормозного привода. Оценка состояния тормозной системы измерением тормозного пути Проверка состояния аккумуляторной батареи Замена неисправных электроламп и плавких предохранителей Проверка работоспособности свечей зажигания и их замена Проверка натяжения и замена приводных ремней Проверка состояния и регулировка привода стояночного тормоза Проверка исправности систем вентиляции, отопления Проверка исправности стеклоподъемников, стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла. |
26
|
| |||||||
|
|
Зачёт: тестовые задания |
2 |
| |||||||
Тема 3. Основы организации перевозок
|
|
|
|
| |||||||
Тема 3.1. Основные показатели работы грузового автомобиля
|
| Содержание Технико-эксплуатационные показатели работы. Повышение грузоподъёмности подвижного состава.Зависимость производительности труда водителя от грузоподъемности подвижного состава. Экономическая эффективность автомобильных перевозок.
| 1 |
| |||||||
Тема3.2. Организация перевозок грузов и пассажиров.
|
| Содержание Принципы и организация перевозок различных грузов. Специализированный подвижной состав и его характеристика. Перевозка пассажиров в грузовых автомобилях. Способы использования грузовых автомобилей. Перевозка грузов по рациональным маршрутам. Маятниковый и кольцевой маршруты. Челночные перевозки. Перевозка грузов по графику. Междугородные перевозки. Перевозка грузов в контейнерах и пакетами. Пути снижения себестоимости автомобильных перевозок | 1 |
| |||||||
Тема 3.3. Диспетчерское руководство работы подвижного состава. |
| Содержание Диспетчерская система руководства перевозками. Централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства. Контроль выполнения графиков движения и работы подвижного состава на линии. Диспетчерское руководство работой грузового автомобиля на линии. Формы и технические средства контроля и диспетчерской связи. Оформление и сдача путевых листов и товарно-транспортных документов при возвращении с линии. Обработка путевых л истов. Оперативный учет работы водителей. Порядок оформления документов при несвоевременном возвращении с линии. | 1 |
| |||||||
Тема 3.4.Режим труда и отдыха водителей, охрана труда водителей.
|
| Содержание Основные положения законодательства о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий. Продолжительность рабочей смены. График сменности работ водителей. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей. Работа в ночное время. Сверхурочные работы. Дежурство. Работа в выходные и праздничные дни. Суммарный учет рабочего времени. Порядок оплаты за сверхурочные работы. Основные положения законов о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий. Подготовка и проверка состояния рабочего места водителя. Правила техники безопасности. Противопожарное оборудование и правила пользования им. Основные причины возникновения пожара на автотранспортных предприятиях и автомобилях. Правила тушения пожаров на стоянке и в пути и меры по их предупреждению | 1 |
| |||||||
|
| Зачёт по разделу 4. Тестовые задания | 2 |
| |||||||
Учебная практика ( вождение автомобиля)
|
|
| 60
|
| |||||||
Тема1. Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами |
| Содержание: Ознакомление с автомобилем. Посадка водителя. Зеркала заднего вида. Органы управления и приборы сигнализации. Приёмы управления педалями сцепления, тормоза, подачи топлива.. | 1 |
| |||||||
Тема 2. Приёмы управления ТС.
|
| Содержание: Запуск двигателя. Трогание с места. Движение по прямой. Остановка. | 1 |
| |||||||
Тема 3. Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках и с изменением направления. |
| Содержание: Переключение передачи в восходящем порядке. Переключение передачи в нисходящем порядке. Плавное, прерывистое, ступенчатое и экстренное торможение. Повороты на право и на лево. Движение задним ходом по прямой с поворотами на право и на лево. | 4 |
| |||||||
Тема 4. Остановка в заданном месте, развороты.
|
| Содержание: Остановка в заданном месте. Разворот без применения заднего хода . Разворот с применением заднего хода. | 4 |
| |||||||
Тема 5. Маневрирование в ограниченных проездах.
|
| Содержание: Въезд и выезд из ворот передним ходом. Въезд и выезд из ворот задним ходом. Проезд по змейке. | 6 |
| |||||||
Тема 6. Сложное маневрирование
|
| Содержание: Трогание на подъёме с остановкой на спуске. Повороты на 90º. Разворот и парковка. Параллельная парковка задним ходом. | 6 |
| |||||||
Контрольное занятие №1.
|
| Содержание: 1. Трогание с места. 2. Движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линии.. 3. Движение по «змейке» передним ходом. 4. Трогание на подъёме с остановкой на спуске. 5. Повороты на 90º. 6. Разворот и парковка. 7. Параллельная парковка задним ходом. | 1 |
| |||||||
Тема 7. Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения.
|
| Содержание: Вождение по вне городским дорогам с малой интенсивностью. Вождение по городским дорогам с большой интенсивностью. | 14 |
| |||||||
Тема 8. Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.
|
| Содержание: Вождение по вне городским дорогам с большой интенсивностью. Вождение по городским дорогам с малой интенсивностью | 16 |
| |||||||
Тема 9. Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях.
|
| Содержание: Устранение недостатков в вождении. Совершенствование навыков. Проверка готовности к экзаменам. | 6 |
| |||||||
Экзамен.
|
| Содержание: Проверка навыков управления ТС на закрытой площадке. Проверка навыков управления ТС в условиях реального дорожного движения на контрольном маршруте. | 1 |
| |||||||
При выполнении упражнений предусмотрено привлечение обучающегося к проведению контрольного осмотра транспортного средства перед выездом и в пути, а также обслуживания в конце смены. Эти виды работ проводятся как практические занятия за счёт часов предусмотренных на вождение.
|
|
| |||||||||
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов: « Основы законодательства в сфере дорожного движения»,
« Устройство автомобилей», лаборатории по устройству и техническому обслуживанию автомобилей.
Оборудование учебного кабинета
«Основы законодательства в сфере дорожного движения »:
-учебно-наглядное пособие « Дорожные знаки». |
-учебно-наглядное пособие « Дорожная разметка». |
-учебно-наглядное пособие « Сигналы регулировщика». |
-учебно-наглядное пособие « Схема перекрёстка». |
-учебно-наглядное пособие « Схема населённого пункта, |
расположения дорожных знаков и средств регулирования». |
-учебно-наглядное пособие « Маневрирование транспортных средств на проезжей части». |
|
-учебно-наглядное пособие « Приёмы безопасного вождения |
автомобиля». |
-учебно-наглядное пособие « Оказание первой медицинской помощи пострадавшим». |
|
- модель светофора. |
- модель светофора с дополнительными секциями. |
- набор средств для проведения занятий по оказанию первой |
помощи пострадавшим. |
- медицинская аптечка водителя. - автотренажёр ЗИЛ - 130 |
- технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, компьютеры |
Оборудование учебного кабинета
« Устройства автомобилей »:
Учебно-наглядные пособия « Схемы устройства и работы систем и механизмов транспортных средств»:
- плакаты
- стенды
- макеты узлов и механизмов
- комплекты деталей систем и механизмов
Оборудование учебной лаборатории по устройству и техническому обслуживанию автомобилей:
- карбюраторный ( дизельный) двигатель в разрезе с навесным оборудованием и в сборе
со сцеплением в разрезе, коробкой передач в разрезе.
- передняя подвеска и рулевой механизм в разрезе.
- задний мост в разрезе в сборе с тормозными механизмами
- комплект деталей кривошипно-шатунного механизма
- комплект деталей газораспределительного механизма
- комплект деталей системы охлаждения
- комплект деталей системы смазки
- комплект деталей системы питания
- комплект деталей системы зажигания
- комплект деталей электрооборудования
- комплект деталей передней подвески
- комплект деталей рулевого управления
- комплект деталей тормозной системы
- колесо в сборе
- средства диагностики и технического обслуживания
- станки
- компрессор
- эстакада
- учебный автомобиль ГАЗ-53
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Правила дорожного движения Российской Федерации.- М., ООО « Мир автокниг», 2012г.
Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др. //Тематические задачи категорий «С» и «Д»,- М., « Третий Рим», 2011г.
Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др.// Экзаменационные билеты категорий
« С» и « Д».,-М., « Рецепт-Холдинг», 2011г.
О.В.Майборода. // Основы управления автомобилем и безопасность движения ( категорий
«С», «Д», «Е»).- М., « За рулём», 2012г.
В.Н.Николенко.// Первая доврачебная медицинская помощь, - М., « Академия», 2012г.
А.В.Смагин.// Правовые основы деятельности водителя.- М., « Академия», 2013г.
Г.И.Родичева. // Устройство грузовых автомобилей: Практикум.- М., « Академия», 2010г.
Г.И.Родичева //Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: Категории «С».- М., « Академия», 2010г.
Дополнительные источники
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Теоретическое обучение проводится в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с перечнем учебных материалов для подготовки водителей транспортных средств категории «С».
Практическое вождение проводится индивидуально с каждым обучающимся. Продолжительность одного часа вождения 60 минут. Первоначальное обучение вождению проводится на закрытой площадке. Вождение в реальных условиях на учебных маршрутах проводится после получения первоначальных навыков управления транспортным средством.
По завершению обучения проводится итоговая аттестация в виде теоретического комплексного экзамена и экзамена по практическому вождению.
По результатам итоговой аттестации выдаётся свидетельство о прохождении обучения действующего образца, дающее право на сдачу квалификационных экзаменов в ГИБДД
Освоению данного модуля предшествует изучение учебных дисциплин общепрофессионального цикла:
- основы материаловедения и технология общеслесарных работ;
- техническая механика с основами технических измерений;
- основы электротехники;
- безопасность жизнедеятельности;
профессиональных модулей:
- эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования;
- выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.
Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессионального модуля «Транспортировка грузов» является освоение учебной программы для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации преподавателей по предметам:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортным средством»
Преподаватель по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством» должен иметь:
высшее или среднее профессиональное образование;
действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Требования к квалификации преподавателей по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»
Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.
Требования к квалификации преподавателей по предмету «Оказание медицинской помощи» Преподаватель по предмету «Оказание медицинской помощи» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.
Требования к квалификации мастера производственного обучения
Мастер производственного обучения должен иметь:
образование не ниже среднего (полного) общего;
документ на право управления транспортным средством соответствующей категории;
документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории;
непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет.
Преподаватели и мастера производственного обучения, не имеющие педагогического образования, и лица, вновь поступившие на работу, должны в течение года с момента утверждения программы пройти обучение по программе повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств».
Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и практических навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.
Обучение по профессиональному модулю завершается в форме комплексного экзамена по профессиональному модулю, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся и объединений работодателей.
Формы и методы текущего контроля и по профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Для текущего контроля и образовательными учреждениями создаются контроль но оценочные средства(КОС).
КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблица).
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1.Управлять автомобилями категории «С» | Знание: - основ законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения; - правил эксплуатации транспортных средств; - видов ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации -переченя неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение; -требований, предъявляемых к режиму труда и отдыха, правил и норм охраны труда и техники безопасности; Умения: -соблюдение правила дорожного движения; - безопасное управление транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях; - уверенные действия во внештатных ситуациях; - управление своим эмоциональным состоянием, уважение прав других участников дорожного движения; -конструктивное разрешение межличностных конфликтов, возникших между участниками дорожного движения. - соблюдение режима труда и отдыха
|
Оценка за выполнение тестовых заданий
Оценка за выполнения практического задания
Оценка за выполнение Д.з |
ПК 3.2.Выполнять работы по транспортировке грузов | Знание: - правил перевозки грузов и пассажиров; - правил техники безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ; Умение: - обеспечение приема, размещения, крепления и перевозки грузов. | Оценка за выполнение тестовых заданий Оценка за выполнения практического задания Оценка за выполнение Д.з |
ПК 3.3.Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования | Знание: - правил техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств; - порядка выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию; - правил обращения с эксплуатационными материалами Умение: - выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки; - заправки транспортных средств горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
| Оценка за выполнение тестовых заданий
Оценка за выполнения практического задания
Оценка за выполнение лабораторной работы
Оценка за выполнение Д.з |
ПК 3.4.Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. | Знание: - назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств; - приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию; Умение: -устранение возникших во время эксплуатации транспортных средств мелких неисправностей, не требующих разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности.
| Оценка за выполнение тестовых заданий
Оценка за выполнения практического задания
Оценка за выполнение лабораторной работы
Оценка за выполнение Д.з |
ПК 3.5.Работать с документацией установленной формы |
Умение: - получение, оформление и сдача путевой и транспортной документации | Оценка за выполнение тестовых заданий Оценка за выполнения практического задания Оценка за выполнение Д.з |
ПК 3.6.Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия | Знание: - основ законодательства в сфере дорожного движения, Правил дорожного движения Умения: -принятие возможных мер для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; - соблюдение требований по транспортировке пострадавших; - использование средств пожаротушения. | Оценка за выполнение тестовых заданий
Оценка за выполнения практического задания
Оценка за выполнение Д.з. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений (таблица).
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно -коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
| Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического обучения, учебной практики и производственной практики. Анализ ситуации на рынке труда. Быстрая адаптация к внутри организованным условиям работы. Участие в работе кружка технического творчества, профессионального мастерства, профессиональных олимпиадах
Соответствие способов достижения цели, способам определенным руководителем.
Объективная оценка рабочей ситуации в соответствии поставленной задачей. Самостоятельное принятие оптимальных решений в стандартных и нестандартных ситуациях. Проведение своевременного контроля и корректировки деятельности в соответствии с нормативной технической документацией.
Целесообразное использование различных источников при подготовки к учебной практике, докладов, сообщений и т.д.
Владение поисковыми системами в сети интернет; -получение необходимой информации из электронных учебников и обучающих программ для профессиональной деятельности.
выполнение работ в малых группах, звеньях, бригадах; -формирование коммуникативных способностей (в общении с коллегами, руководством, клиентами) -создание толерантного пространства в коллективе - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами производственного обучения в ходе обучения
Знание и строгое соблюдение требований охраны труда и экологической безопасности
Формирование основ начальной военной подготовки; -применение профессиональных знаний при исполнении воинской обязанности
| Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
|
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица)
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90- 100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
Показатели выполнения работы | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
Работа полностью выполнена в установленный срок в соответствии с планом или технологией проведения работы без помощи мастера или преподавателя. | 5 | отлично |
Работа полностью выполнена без помощи мастера или преподавателя при установке дополнительно отведенного времени (но не более 1/3 от первоначально установленного времени). | 4 | хорошо |
Работа полностью выполнена с помощи мастера или преподавателя. Работа полностью выполнена за пределами установленного времени. | 3 | удовлетворительно |
Работа не выполнена до завершения или при выполнении работы были допущены нарушения технологии проведения. | 2 | неудовлетворительно |
К работе не преступил вследствие отсутствия необходимых навыков | 1 | плохо |
Разработчики:
ГБОУ СПО ТТК преподаватель ______________ В.П.Грязнов
ГБОУ СПО ТТК методист ____________ Н.А.Коваленко