«Электронное портфолио-перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию»
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над развитием своего творческого потенциала. Учителя нельзя заставить быть творческим педагогом. Он должен сам хотеть этого. Задача каждого образовательного учреждения– предрасположить педагога к творческой деятельности, а именно создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности создается в нашей школе.
В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы.
Одним из путей разрешения данного противоречия является создание портфолио педагога.
Портфолио развития учителя - это своеобразное досье, позволяющее оценивать результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени. А в век информационных технологий и электронной коммуникации получило распространение электронная форма портфолио, основанная на применении современных информационных технологий.
Электронный Потрфолио как современная эффективная форма оценивания и средство решения важных задач:
1) поддержание высокого уровня мотивации;
2 )поощрение активности и самостоятельности;
3) расширение возможностей обучения и самообучения;
4) развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.
Электронный Портфолио позволит учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Электронный Портфолио обеспечит накопление информации, необходимой для:
1) повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
2) своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога;
3) принятия административных решений о поощрении педагога.
Электронный Портфолио как форма представления индивидуальных достижений учителя для широкой общественности.
Овладение информационными компетентностями педагогами школы.
Предложения по формированию электронного портфолио
Перечислю принципы, которые лежат в основе предлагаемой концепции электронного портфолио.
- Электронное портфолио по структуре должно соответствовать подготовленным федеральным рекомендациям, на основе которых проводилась апробация механизмов сбора и представления портфолио школьников.
- В концепции должны найти отражения позитивные предложения по уточнению понятия портфолио и области его применения. В частности, технология формирования портфолио вполне может применяться для оценки творческих достижений учителей, а также образовательных организаций (расширение области применения).
- Механизмы формирования электронного портфолио должны корреспондироваться с ожиданиями педагогической общественности, с сегодняшним уровнем оснащенности техническими средствами образовательных учреждений, уровнем подготовленности персонала школ и школьников в области информационных и коммуникационных технологий.
- Следует принять принцип эволюционного развития идеи электронного портфолио. В частности, при проектировании архитектуры среды электронного портфолио на сегодняшний день следует избегать излишне сложного понятийного аппарата.
Электронный портфолио применяется в профессиональном педагогическом сообществе как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.
Рекомендации по содержанию электронного портфолио:
Электронный портфолио ориентирован на: в первую очередь на профессиональное совершенствование (разделы «профессиональные достижения», «проекты»), рефлексию собственной профессиональной деятельности («профессиональные принципы», рефлексивный раздел, «личные достижения»)и стимулирование карьерного роста («резюме», «контакты»).
Среди перспектив использования ЭП в учебном процессе выделяю следующие:
совершенствование мультимедиа-компетентностей и информационно-коммуникативных компетентностей , формирование системы оценивания, нацеленной на индивидуальные достижения и индивидуальный прогресс и развитие стратегии электронного обучения.
Полагаю, что технологию Электронного Портфолио следует вводить на добровольной основе
Электронный Портфолио преподавателя, создаваемое в целях профессиональной презентации, может включать следующие разделы:
1) профессионально составленное резюме;
2) рефлексивный раздел, включающий описание карьерного потенциала и готовности к карьере, авторскую концепцию педагогической деятельности, оценки качества работы по результатам обученности учащихся;
3) раздел достижений, включающий демонстрацию индивидуальных педагогических технологий, результатов научной деятельности (проекты и гранты, учебные пособия,, выступления на научных конференциях, аннотации, рецензии и отзывы на различные работы),сертификаты курсов повышения квалификации, документы об участии и достижениях в общественной жизни школы, авторские разработки программ;
4) раздел учебных материалов, включающий программы курсов, созданные учебно-методические пособия, список образовательных ресурсов, организацию творческих групп.
Крайне важно в Электронном Портфолио представить отчет о деятельности преподавателя, самоанализ значимых образовательных результатов.
В целях объективизации оценок каждому показателю деятельности преподавателя должен быть присвоен рейтинговый вес в баллах. В этом случае при проведении конкурсов могут быть установлены внутренние пороговые значения показателей для различных категорий работников.
Если не предпринимать усилий по унификации представлений электронного портфолио, то коллекция школьных портфолио преподавателей и учеников на сайтах школ будет слабо структурированной и разношерстной. На множестве неоднородных объектов сложно организовать результативный поиск, атрибутивную выборку или ранжирование. Если же школам предложить единую структуру для формирования электронного портфолио, готовые шаблоны для заполнения, то на место хаоса придет "порядок". Пользователи интернет (в т.ч. родители, ученики) в этом случае смогут быстро находить интересующие их портфолио — образцы школьного творчества, результаты конкурсов и олимпиад, отзывы на творческие и исследовательские работы учеников и учителей. Посетители сайта портфолио смогут составлять запросы на поиск и отбор портфолио по заданным атрибутам, ранжирование компонентов портфолио по определенным параметрам.
Среди проблем и рисков, связанных с введением Электронного Портфолио, участники исследования отметили возможность плагиата и манипуляции информацией, а также нарушение конфиденциальности. Некоторые пути снижения указанных рисков очевидны.
Во-первых, необходимо обеспечить личную ответственность автора Электронного Портфолио за публикуемые сведения: например, установив требования публикации официальных документов, подтверждающих данный артефакт, наличия электронной подписи автора и т. п. Для устранения возможностей манипуляции информацией и нарушения конфиденциальности авторам портфолио может быть предоставлено право самостоятельно принимать решения о том, для каких групп заинтересованных лиц открыты различные разделы портфолио. Во-вторых, открытость, дискуссионность и демократичность процедуры оценивания как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны администрации школы.
По-моему мнению, Технология Электронного Портфолио в школе предоставляет широкие возможности для совершенствования оценки индивидуальных достижений, развития навыков самооценки преподавателей, расширяет спектр качественных методов оценки, повышает объективность оценки, дает основания для комплексного оценивания работы преподавателей в ходе аттестации и профессиональных конкурсов.
Электронный портфолио учителя позволяет пополнять школьный банк данных об эффективности профессиональной деятельности педагогов и её связи с повышением квалификации; демонстрирует желание и умение учителя поделиться своим положительным опытом для ознакомления и внедрения в педагогическую практику других учителей с целью осуществления профессиональной коммуникации в едином педагогическом пространстве.
Современный учитель-учитель, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и электронный портфолио позволяет собрать наработки в электронном виде, наглядно отобразить динамику профессионального развития учителя. Электронный портфолио помогает строить различные форматы визуализации. Материалы портфолио легко редактируются и совершенствуются.
Я считаю, что Электронный Портфолио не только инновационный инструмент оценивания достижений профессиональной деятельности учителя, но и выступает в качестве портфеля отчетных и демонстрационных документов, которые могут быть использованы при устройстве на работу, для участия в профессиональных конкурсах, а также как основа для авторской методики обучения. Использование индивидуального Электронного портфолио открывает широкие перспективы для профессиональной диагностики и объективной оценки разноплановых способностей и достижений учителя.
Материалы электронного портфолио могут быть использованы в сфере профориентационной работы по повышению педагогического престижа и демонстрации и распространения инновационного педагогического опыта, а также в целях получения и совершенствования навыков использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.