Мой педагогический выбор
Федоркина Наталья Алексеевна
Преподаватель ГБПОУ СПТ
им. Б.Г. Музрукова
город Саров
Мой педагогический выбор.
Каждый человек имеет право выбора всегда, но как просчитать, что твой выбор верный и ты не посеешь сомнение в выборе. В детстве я хотела быть парикмахером, потом медицинским работником, хирургом, а стала педагогом. Почему и что повлияло на мое мировоззрение? Так случилось, что мой выбор пришлось делать в очень непростое, а безумно сложное время 1995-1996 год. Свою трудовую деятельность я начала в 19 лет. «Педагогом не рождаются, педагогом становятся» – вот фраза, отображающая сущность моего выбора. Ведь для того, чтобы стать педагогом, надо пройти нелегкий путь становления личности, самопознания. Профессия, требующая беспрерывного личностного самоанализа и самоотдачи. Развиваясь в этой профессии, оказываешься в позиции постоянного познания, тем самым, развивая, в первую очередь, себя. Получив диплом учителя истории, нужно было устраиваться на работу: воспитатель детского сада, учитель в сельской школе, преподаватель в вечерней школе и работа со студентами колледжа и техникума. Поработав в разных образовательных организациях, я поняла, что смысл моей жизни - это безумное желание работать только со студентами. Отдавать им часть своей души и воспитывать в них веру в себя, веру в людей, веру в доброе отношение к миру, к человеку - как к основе гармонии, любви, радости. Только приняв эти принципы и ценности как нормы взаимодействия, можно обрести знания, мудрость, духовный опыт в освоении выбранной профессии. Педагог не создает человека. Он не рождает в нем способности любить, быть любопытным, философствовать или творить. Но дает возможность, побуждает, помогает тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Каждый студент - это уникальная личность и при этом, как субъект творческой деятельности должен упорно работать. Принятие на себя студентом роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятельности – залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования познавательных интересов и потребностей, роста профессионализма будущих студентов. При организации учебного процесса приходиться постоянно отвечать на три очень трудных вопроса: Чему учить? Как учить? Для чего учить? Эти вопросы волновали и волнуют педагогов во все времена. Мудрая наука «Педагогика» даёт ответы на эти вопросы, но почему же тогда все, кто кого учили и учат, такие разные: одни стремятся жить полной жизнью, с благодарностью и теплотой вспоминая своих учителей, а другие живут «как получится», и слово «учитель», в лучшем случае, не вызывает негативных эмоций? Может, дело не в содержании научных ответов, а в самих педагогах, в их педагогической позиции?
Меня, как и любого педагога, волнует то, что некоторые современные молодые люди безразличны к знаниям. В их суждениях нет стремления познать мир, сделать свою жизнь многогранной, а определение «успешный человек» сводится к количеству зарабатываемых им денег.
Конечно, можно многое объяснить условиями жизни, социальной средой, но отношения учителя и ученика – это особые отношения, которые могут помочь юному человеку определить, какой жизненный путь ему выбрать, каким человеком ему стать. А для этого, я глубоко в этом убеждена, учителю нужно постоянно задавать себе эти вопросы: «Чему я учу? Как я учу? Для чего я учу?», - и быть честным самим с собой.
Итак, чему я учу? Я учу студентов знать свою историю, любить свое прошлое. История – это учительница жизни и ее нужно знать хотя бы по тому, чтобы не совершать ошибок. Учу чувствовать, сопереживать, радоваться и огорчаться, не быть равнодушными к событиям нашего времени. Учу быть логичными и последовательными, внимательными и творческими. Вопрос второй: «Как учить?» Сейчас я этот вопрос ставлю для себя по-другому: «Как помочь учиться? Как создать те условия, при которых юный человек захочет познавать новое, захочет самоизменяться и саморазвиваться?» И здесь на первое место в моей педагогической практике выступает технология развития критического мышления, применяя которую, я стараюсь повысить учебную мотивацию у студентов, понимать содержание изучаемого материала и осознавать собственные действия. Умение грамотно организовать учебное пространство, чётко определять связь между формой, содержанием и результатом учебной деятельности, сформировать ряд жизненно-важных ключевых компетенций – моя цель, к достижению которой я стремлюсь. И чем больше мой педагогический опыт, тем острее я понимаю: как много мне нужно ещё узнать самой, чтобы научить этому своих студентов.
И вопрос третий: «Для чего учить?» Учу, для того чтобы, оказавшись в водовороте взрослой жизни, молодой человек был готов идти по жизни своим путём: был интересен и востребован, гуманен и реалистичен, умел противостоять стрессам и стал настоящим профессионалом своего дела, был творческим и прогрессивным человеком – стремился познать всю палитру жизненных позиций. Опираясь на изложенные выше размышления, позволю себе сформулировать мои педагогические заповеди которые держатся на трех китах: эмоциональная устойчивость, эмоциональная зрелость, компетентность в общении.
Моя жизненная философия, как и педагогическая, будет еще изменяться, но одно я знаю точно: основная задача философии – выявление и изучение законов развития общества, природы, сознания. Каждый человек – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире.
Мне очень повезло, что я работала и работаю в учебных заведениях, которые шагают не только со временем, но мне кажется «впереди планеты всей», это Перевозский строительный колледж и Саровский политехнический техникум им.Б.Г.Музрукова.
Не сразу всё получалось у меня. Естественно, как любой педагог, сталкивалась с трудностями в работе, но, как говорил Вольтер, «никогда не бывает больших дел без больших трудностей». И подход к студентам искала, и с планами чуть ли не до утра вначале сидела, и среди опытных коллег какое-то время себя неуютно чувствовала. Но у меня, получается, преодолеваю трудности методом проб и ошибок, и еще в этом мне помог дружный, работоспособный, творческий коллектив педагогов .
Я с трепетом и радостью вхожу в свои новые группы. Попробуй сделать так, чтобы они приняли тебя и стали уважать! По-прежнему добросовестно, тщательно готовлюсь к урокам, строю их, опираясь на новые технологии, читаю и многое осваиваю, чтобы идти в ногу со временем.
Профессия педагога обязывает меня быть активной и неуспокоенной. Приучаю своих студентов к исследовательской работе, воспитываю в них уважение к опыту, накопленному человечеством, любовь к окружающему миру и жизни. И сама учусь вместе с ними, потому, что твёрдо знаю: педагог должен всю жизнь учиться, чтобы не сойти с однажды занятых позиций. Авторитет надо не только заслужить, но в течение всей жизни поддерживать.
Работу педагога считаю очень сложной и ответственной. Трудно каждый день что-то утверждать, доказывать, убеждать. Считаю, что не все зависит только от педагога, многое зависит от самих студентов. Точно так же, как без хорошего педагога нет хороших студентов, без хороших студентов нет хорошего педагога.
Сейчас, с уверенностью могу сказать: это моя жизнь, моя судьба, мой правильный выбор.
Комментарии
Приятно осознать, что ты не
Приятно осознать, что ты не ошибся в выборе профессии