Мой педагогический выбор

Федоркина Наталья Алексеевна

                                                                                                              Федоркина Наталья Алексеевна

  Преподаватель ГБПОУ СПТ

                                                                                                          им. Б.Г. Музрукова

город Саров

Мой педагогический выбор.

Каждый человек имеет право выбора всегда, но как просчитать, что твой выбор верный и ты не посеешь сомнение  в выборе. В детстве я хотела быть парикмахером, потом  медицинским работником, хирургом, а стала педагогом. Почему и что повлияло на мое мировоззрение? Так случилось, что мой выбор пришлось делать в очень непростое, а безумно сложное время 1995-1996 год. Свою трудовую деятельность я начала в 19 лет.  «Педагогом не рождаются, педагогом становятся» – вот фраза, отображающая сущность моего выбора. Ведь для того, чтобы стать педагогом, надо пройти нелегкий путь становления личности, самопознания. Профессия, требующая беспрерывного личностного самоанализа и самоотдачи. Развиваясь в этой профессии, оказываешься в позиции постоянного познания, тем самым, развивая, в первую очередь, себя. Получив диплом учителя истории, нужно было устраиваться на работу: воспитатель детского сада, учитель в сельской школе, преподаватель в вечерней школе и работа со студентами колледжа и техникума. Поработав в разных образовательных организациях, я поняла, что смысл моей жизни - это безумное желание работать только со студентами. Отдавать им часть своей души и воспитывать в них веру в себя, веру в людей, веру в доброе отношение к миру, к человеку - как к основе гармонии, любви, радости. Только приняв эти принципы и ценности  как нормы взаимодействия, можно обрести знания, мудрость, духовный опыт в освоении выбранной профессии. Педагог не создает человека. Он не рождает в нем способности любить, быть любопытным, философствовать или творить. Но дает возможность, побуждает, помогает тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Каждый студент -  это уникальная личность и при этом, как субъект творческой деятельности должен упорно работать. Принятие на себя студентом роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятельности – залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования познавательных интересов и потребностей, роста профессионализма будущих студентов. При организации учебного процесса приходиться постоянно отвечать на три очень трудных вопроса: Чему учить? Как учить? Для чего учить? Эти вопросы волновали и волнуют  педагогов  во все времена. Мудрая наука «Педагогика» даёт ответы на эти вопросы,  но  почему же тогда все, кто кого учили и учат, такие разные: одни стремятся жить полной жизнью, с благодарностью и теплотой вспоминая своих учителей, а другие  живут «как получится», и  слово «учитель», в лучшем случае,  не вызывает негативных эмоций? Может, дело не в содержании научных ответов, а в самих педагогах, в их педагогической позиции?

Меня, как и любого  педагога, волнует то, что некоторые современные молодые люди безразличны к знаниям. В их суждениях нет стремления  познать мир, сделать свою жизнь многогранной, а  определение «успешный человек» сводится к  количеству зарабатываемых им денег.    

Конечно, можно многое объяснить условиями жизни, социальной средой, но отношения учителя и ученика – это особые отношения, которые могут помочь юному человеку определить, какой жизненный путь ему выбрать, каким человеком ему стать. А для этого, я глубоко в этом убеждена, учителю нужно постоянно задавать себе эти вопросы: «Чему я учу?  Как я учу? Для чего я учу?», - и  быть честным самим с собой.

Итак, чему я учу?  Я учу студентов знать свою историю, любить свое прошлое. История – это учительница жизни и ее нужно знать хотя бы по тому, чтобы не совершать ошибок. Учу чувствовать, сопереживать, радоваться и огорчаться, не быть равнодушными к событиям нашего времени. Учу быть логичными и последовательными,  внимательными  и творческими. Вопрос второй: «Как учить?»  Сейчас я этот вопрос ставлю для себя по-другому: «Как помочь учиться? Как создать те условия, при которых юный человек захочет познавать новое, захочет самоизменяться и саморазвиваться?» И здесь  на первое место в моей педагогической практике  выступает  технология  развития критического мышления, применяя которую, я стараюсь повысить учебную мотивацию у студентов, понимать содержание изучаемого материала и осознавать собственные действия. Умение грамотно организовать учебное пространство, чётко определять связь между формой, содержанием и  результатом учебной деятельности, сформировать ряд жизненно-важных ключевых компетенций  –  моя цель, к достижению которой я стремлюсь. И чем больше мой педагогический опыт, тем острее я понимаю:  как много мне нужно ещё узнать самой, чтобы научить этому  своих студентов.

И вопрос третий:  «Для чего учить?»  Учу, для того чтобы, оказавшись в водовороте взрослой  жизни, молодой человек  был готов  идти  по жизни своим путём: был интересен и востребован, гуманен и реалистичен, умел противостоять стрессам и стал настоящим профессионалом своего дела,  был творческим и прогрессивным человеком – стремился познать всю палитру жизненных позиций. Опираясь на изложенные выше размышления, позволю себе сформулировать мои педагогические заповеди которые  держатся на трех китах: эмоциональная устойчивость, эмоциональная зрелость, компетентность в общении.

Моя жизненная философия, как и педагогическая, будет еще изменяться, но одно я знаю точно: основная задача философии – выявление и изучение законов развития общества, природы, сознания. Каждый человек – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире.

Мне очень повезло, что я работала и работаю в учебных заведениях, которые шагают не только со временем, но мне кажется  «впереди планеты всей», это Перевозский строительный колледж и Саровский политехнический техникум им.Б.Г.Музрукова.

Не сразу всё получалось у меня. Естественно, как любой педагог, сталкивалась с трудностями в работе, но, как говорил Вольтер, «никогда не бывает больших дел без больших трудностей». И подход к студентам искала, и с планами чуть ли не до утра вначале сидела, и  среди опытных коллег  какое-то время себя неуютно чувствовала. Но у меня, получается, преодолеваю трудности методом проб и ошибок, и еще в этом мне помог дружный, работоспособный, творческий коллектив педагогов .

Я с трепетом и радостью вхожу в свои новые группы. Попробуй сделать так, чтобы они приняли тебя и стали уважать! По-прежнему добросовестно, тщательно готовлюсь к урокам, строю их, опираясь на новые технологии, читаю и многое осваиваю, чтобы идти в ногу со временем.        

Профессия педагога обязывает меня быть активной и неуспокоенной. Приучаю своих студентов к исследовательской работе, воспитываю в них уважение к опыту, накопленному человечеством, любовь к  окружающему миру и жизни. И сама учусь вместе с ними, потому, что твёрдо знаю: педагог должен всю жизнь учиться, чтобы не сойти с однажды занятых позиций. Авторитет надо не только заслужить, но в течение всей жизни  поддерживать.

Работу педагога считаю очень сложной и ответственной. Трудно каждый день что-то утверждать, доказывать, убеждать. Считаю, что не все зависит только от педагога, многое зависит от самих студентов. Точно так же, как без хорошего педагога нет хороших студентов, без хороших студентов нет хорошего педагога.

Сейчас, с уверенностью могу сказать: это моя жизнь, моя судьба, мой правильный выбор.

 

 

Комментарии

Гущина Татьяна Владимировна

Приятно осознать, что ты не ошибся в выборе профессии