Методика разработки театрализованного мероприятия

Маркина Вероника Владимировна

Дополнительные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_razrabotki_teatralizovannogo_meropriyatiya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

2011 г.

Методика разработки театрализованного мероприятия.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Если вы задумались над тем, как создать театрализованное сценическое мероприятие, то вы должны знать, что его можно создать 4 известными способами:

  • 1 способ – списать! Если вы выбираете этот способ, то вы, либо слишком юны и у вас всё впереди, либо… у вас всё позади
  • 2 способ - мероприятие, основанное только на своей структуре: фанфары, конферанс, выступления, награждение -  то есть мероприятие БЕЗ «формы».

Что такое форма? Это «оболочка», «обёртка», «упаковка»… Представьте, что вы покупаете в магазине какой-то нужный вам предмет. На прилавке 2 вида этого предмета. У них одинаковая стоимость, одинаковое качество… они отличаются только дизайном: один обычный и примитивный, другой выглядит так, как вам нравится. Какой вы выберете? Наверняка второй.

Вот мероприятие тоже должно быть «упаковано». Любая конкурсная программа будет значительно интереснее для детей с занимательной формой, нежели без неё.

Надо знать, что «форма» вторична и существует только для того, чтобы лучше, точнее, интереснее, ярче ПРИПОДНЕСТИ ЗРИТЕЛЮ СОДЕРЖАНИЕ! Содержание без формы – скучно! Форма без содержания – глупо!

Если вы выбираете этот способ, то см. мой комментарий способу 1

  • 3 способ – относительно простой: «позаимствовать» форму мероприятия с какого-нибудь ТВ канала. Например, «Большая разница», «ВИДЕОбитва», «Минута славы», «Интуиция»… Для этого её нужно будет просто адаптировать под ваш «заказ». Но это не будет театрализованным мероприятием. Для того, чтобы мероприятие стало театрализованным, необходимо внести в него ИСТОРИЮ.
  • 4 способ – самый сложный: создать СВОЁ, УНИКАЛЬНОЕ, НОВОЕ. Этому мы и попробуем с вами научиться.

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА

Для начала ответим на ряд вопросов, которые помогут нам с вами лучше понять предмет разговора:

  • что такое сценическое театрализованное мероприятие? (это любое мероприятие на сцене, в основе которого лежит история (сюжет)
  • все сценические мероприятия являются театрализованными? (нет)
  • приведите примеры театрализованных и не театрализованных сценических мероприятий (н-р:  
  • «Алло, мы ищем таланты»: звучат фанфары; открывает конкурс творческий коллектив танцем или песней; выходят 2 ведущих, говорят, по какому поводу здесь все собрались, представляют жюри, объявляют выступающих; идут отрядные выступления; финал: танец или песня - это НЕ театрализованное мероприятие;
  • «Алло, мы ищем таланты» - 2: разыгрывается история о том, как в ДК (дом культуры) едет проверка из Москвы; для аккредитации ДК необходимо удивить чиновников талантами; директор ДК никак не может их найти, он их ищет по объявлениям, по телефону, при помощи фоторобота, поисковой собаки и т.д. в итоге он их находит, а начальство не приезжает… - в перипетиях этого сюжета показываются отрядные номера – это ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ мероприятие.
  • могут ли не сценические (не клубные) мероприятия быть театрализованными (да)
  • какие не сценические (не клубные) мероприятия называются театрализованными (основу игры составляет сюжет; организаторы игры и участники исполняют роли в этом сюжете; и организаторы и участники одеты в костюмы, пользуются на протяжении мероприятия игровым реквизитом; НО ГЛАВНЫМ ВО ВСЕМ ЭТОМ является присутствие театрализованного начала, театрализованного финала, театрализованных вставок. Если нет театрализованных начала, финала, вставок и сюжета, то это ролевая игра)
  • приведите примеры не сценических (не клубных) театрализованных и не театрализованных  мероприятий н-р:
  • «Ночь Ивана Купалы»: все дети и взрослые в нарядах наших бабушек и дедушек; открывается мероприятие введением в историю праздника, перемешанным с песнями и плясками того времени, продолжается - русскими народными игрищами/забавами на берегу реки, заканчивается - пусканием венков по реке и поиском папоротника – это НЕ театрализованное мероприятие, несмотря на то, что все в костюмах и открытие происходит на сцене.
  • «Бои гладиаторов»: импровизированная площадка оборудована под Коллизей, по стилистике соединённым с современным рингом; разыгрывается история о Цезаре и Бруте, которая перемежается выступлением гладиаторов (силовыми/спортивными конкурсами), финал – победа Цезаря над Брутом и «пир» в честь гладиатора-победителя – это ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ, хоть и спортивное мероприятие на улице.

Мы с вами будем говорить о СЦЕНИЧЕСКОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ мероприятии.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО МЕРОПРИЯТИЯ

  1. ЭТАП ПЕРВЫЙ – ЗАКАЗ

Работа над любым мероприятием начинается с ЗАКАЗА. В заказ входит то, что необходимо знать для того, чтобы разработать мероприятие. В заказ может входить:

  • стиль/жанр (шоу, лирика, юмор и т.д.)
  • тематика (ВОВ, год молодёжи и т.д.)
  • вид  мероприятия (конкурсная программа, концертная программа…)
  • основа мероприятия («начинка»: выступления (песни, танцы, пародии, инсценировки, показ коллекций (причёски, мода, поделки и.т.д.) легенды и т.д. с домашним заданием или без него; конкурсы)
  • место проведения (стандартная сценическая площадка, импровизированная сценическая площадка: рекреация, лестница, крыша и т.д.)
  • время проведения (утро, день, вечер)
  • возрастные и индивидуальные особенности зрителей (возраст; лидеры, обычные учащиеся и т.д.)

В принципе, у нас выбор не велик – либо театрализованная конкурсная программа, либо театрализованная концертная программа. Разнообразие может быть только в этих двух вариантах. Например: театрализованная конкурсная шоу-программа, театрализованная юмористическая концертная программа и т.д.

Для того, чтобы всем нам было понятно о чём идёт речь, каждый пункт будем разбирать на примере. Для этого возьмём БСВ «РОЖДЕНИЕ ЧУДА».

Итак, наш ЗАКАЗ: жанр – лирика, тематика – РОЖДЕСТВО, вид мероприятия – театрализованная концертная программа, основа – отрядные легенды по теме «волшебство своими руками», место проведения - стандартная сценическая площадка, время проведения – рождественский вечер, зрители – лидеры среднего и старшего возраста.

  1. ВТОРОЙ ЭТАП – СТРУКТУРА

Разобравшись с заказом, следует обратить внимание на СТРУКТУРУ.

СТРУКТУРА – это этапы мероприятия, его «скелет». Этапами любого мероприятия являются: «зачин», основная часть (конферанс и выступления/конкурсы), финал. Если речь идёт о НЕ театрализованном сценическом мероприятии, то его структура будет следующей:

  • «зачин» - концертный номер, открывающий программу, вступительное слово ведущих, представление гостей и жюри, объяснение правил игры;
  • «основная часть» - это показ номеров или конкурсная программа, перемежающиеся конферансом;
  • «финал» - оценки жюри, награждение, завершающий программу концертный номер.

То же самое и с ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ сценическим мероприятием. Отличие только в его специфике:

  • «зачин» - начало истории, которая рассказывает о том, с чего всё начинается, знакомит с главными действующими лицами и обстоятельствами постановки;
  • «основная часть» - театрализованный конферанс, то есть прямых объявлений номеров и конкурсов не существует, к ним плавно подводит сама история, сам сюжет;
  • «финал» - завершение истории.

При необходимости, такие этапы как награждение, представление жюри и т.д. так же остаются в театрализованной программе, но они стилизуются под историю, принятый за основу постановки сюжет.

Как правило, этапы театрализованного мероприятия совпадают с «композицией» хорошо вам знакомой из художественной литературы: экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой. Экспозиция совпадает с «зачином», развитие действия - с конкурсами, отрядными выступлениями и игровым конферансом их связывающим, кульминация и развязка - с финалом мероприятия.

                             

  1. ЭТАП ТРЕТИЙ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ

После того, как вам стали известны заказ и структура, начинается творчество, то есть создание НОВОГО.

Надо начать с ТЕМЫ. Необходимо ответить на вопрос «О ЧЁМ?», «О ЧЁМ МЫ ХОТИМ РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ?». Например, наша история будет о взрослом, чёрством человеке, которого изменило случившееся с ним чудо.

  1. ЭТАП ЧЕТВЁРТЫЙ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРХЗАДАЧИ

Далее мы говорим о СВЕРЗАДАЧЕ. Это, своего рода цель. У мероприятия, грубо говоря, ДВЕ формулировки цели: первая – педагогическая – ей подчиняется ВСЁ мероприятие, вторая – художественная, которая подчиняет себе только постановку, и называется она СВЕРХЗАДАЧА.

Для того, чтобы определить сверхзадачу необходимо задать вопрос «РАДИ ЧЕГО?», «РАДИ ЧЕГО МЫ ХОТИМ РАССКАЗАТЬ ЗРИТЕЛЮ ЭТУ ИСТОРИЮ?», и главное, ради чего мы хотим рассказать ИМЕННО ЭТОМУ ЗРИТЕЛЮ, ИМЕННО ЭТУ ИСТОРИЮ, ИМЕННО ЗДЕСЬ И ИМЕННО СЕГОДНЯ? – это вопрос об АКТУАЛЬНОСТИ!

Рассматриваем постановку сверхзадачи на нашем примере: ребята старшего возраста стремятся ко взрослой жизни – она им кажется заманчивой, они стараются взрослеть, перенимать взрослые привычки и играть по взрослым правилам… Но в привилегию взрослой жизни входят не только права на вредные привычки, на независимость и личную жизнь… но и рутина повседневных обязанностей, повседневной ответственности, быт, привычка идти на компромиссы, заменять своё мнение на мнение вышестоящего руководства, привычка быть таким, каким тебя хотят видеть и т.д.

Так вот эту историю мы ставим СЕГОДНЯ ради того, что бы юный человек, подрастая, не забывал себя настоящего за рутинной жизнью и всегда оставался самим собой.

Эту фразу надо сформулировать более кратко, ёмко, переформулировать в ПРИЗЫВ. Например, «не убивайте в себе ребёнка!!!» - в значении не убивайте в себе естественность, искренность, добро и т.д. Эта фраза будет для нас «путеводной звездой» при постановке нашего театрализованного мероприятия. Всё, что мы будем говорить и показывать со сцены, будет существовать для подтверждения только этой мысли: «не убивайте в себе ребёнка».

  1. ЭТАП ПЯТЫЙ – НАПИСАНИЕ ФАБУЛЫ

Итак, мы знаем, о чём наша история - о взрослом, чёрством человеке, которого изменило случившееся с ним чудо. Теперь надо нафантазировать эту историю: ГДЕ происходит действие КОГДА, КАКОЕ ЧУДО с ним случилось, что произошло с этим человеком в результате….

Лучше в процессе фантазии придерживаться единства времени, места и действия:

  • «единство времени» - история происходит в данный момент. Эта рекомендация  связана с тем, что достаточно нелегко показать всевозможные перемещения во времени, или правдиво показать РЕАЛИСТИЧНЫЕ моменты в жизни героев после того, как прошло, например,  10 лет;
  • «единство места» - история происходит в одном месте, например, на чердаке. Эта рекомендация также связана с тем, что очень трудно ПРАВДИВО поставить историю, которая происходит в разных местах, например, сначала во дворе, затем, на кухне, потом в цирке и т.д.
  • «единство действия» - наличие одной сюжетной линии. Опять же, очень трудно показать историю сериального типа, когда в одной истории несколько сюжетных линий. Например, история о том, как распалась семья: одна сюжетная линия – мамы и папы, которые заняты каждый своей карьерой; другая сюжетная линия – дедушка, которого молодые члены семьи пытаются определить в дом престарелых; следующая сюжетная линия – несчастливая личная жизнь старшей дочери, которая между любимым человеком и карьерой выбрала последнее; ещё одна сюжетная линия – история подростковых  проблем младшей дочери… всё это очень трудно поставить. Не надо писать таких сериальных сценариев. Нужно ограничиться одной сюжетной линией.(Эта рекомендация для новичков, опытные же «постановщики» могут не обращать внимание на эти 3 пункта)

Итак, согласившись со всем вышеперечисленным, пытаемся нафантазировать свою историю о взрослом, чёрством человеке, которого изменило случившееся с ним чудо.

Фантазируем, задавая сами себе вопросы и получаем на них свои же ответы:

  • КТО ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ? – успешный, занятый только карьерой молодой человек
  • КОГДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ? – в рождественскую ночь
  • ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ? – на вечеринке в старом доме
  •  КАКОЕ ЧУДО ПРОИСХОДИТ? – в рождественскую полночь главный герой превращается в ребёнка
  • ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ ПОТОМ? – он встречает свои ожившие игрушки
  • ЧТО С НИМ ПРОИЗОШЛО В РЕЗУЛЬТАТЕ? – он стал делать то, что имеет ценность для его души, а не для кошелька.

Теперь мы должны себя спросить получается ли у нас краткая, понятная, логичная история? Если да, то переходим к следующему этапу. Если нет, то начинаем фантазировать заново, то есть, на те же самые вопросы ищем другие ответы. У нас история получилась и звучит она следующим образом: человек собирает вечеринку нужных ему людей, но из-за случившегося с ним чуда – его превращения в ребёнка, он попадает в свой мир детства, к своим друзьям игрушкам, по своей воли от них уходит во взрослый мир, но в последний момент его останавливает любимая игрушка. Человек остаётся с игрушкой, а не с, уже не нужными ему, людьми.

  1. ЭТАП ШЕСТОЙ – НАПИСАНИЕ СЮЖЕТА

Итак, в результате работы у нас получилась ФАБУЛА, то есть история, состоящая из событий.

Теперь нашу историю надо превратить в сюжет, то есть дать причинно-следственный комментарий к событиям.

Я думаю, этот момент многим покажется непонятным, поэтому нам всем надо уяснить отличие ФАБУЛЫ от СЮЖЕТА. ФАБУЛА – это цепь событий (то есть происшествий). Например, фабула сказки «КОЛОБОК»: бабка с дедом слепили колобка, колобок убежал от деда и бабки, колобок миновал одну опасность (зайца), другую (волка)… а лиса его съела. СЮЖЕТ – это РАСПРОСТРАНЁННАЯ ФАБУЛА,  это та же цепь событий, но с причинно-следственной связью. Например, сюжет сказки «Колобок»: у деда и бабки не было детей, им было одиноко и они слепили колобка; дед и бабка положили колобка на подоконник остудить (безответственный поступок родителей); колобок был непослушным и сбежал от деда и бабки;  колобок избегал опасностей, так как был хитрый и ему везло – он ушёл от зайца, волка, медведя…, которые хотели его съесть, но непослушных всегда настигает кара – обязательно встретиться тот, кто будет хитрее, этим кто-то оказалась лиса, которая его съела.

Итак, превращаем нашу фабулу «человек собирает на вечеринку нужных ему людей, но из-за случившегося с ним чуда – его превращения в ребёнка, он попадает в свой мир детства, к своим друзьям игрушкам, по своей воли от них уходит во взрослый мир, но в последний момент его останавливает любимая игрушка; человек остаётся с игрушкой, а не с, уже не нужными ему, людьми» в сюжет.

Главный герой приглашает в свой старинный дом на рождественскую вечеринку нужных для его бизнеса людей. Действие происходит на чердаке, на который доносятся звуки шумной вечеринки. На чердаке хранятся старые вещи, игрушки и, главное, старинные часы, которые никогда не ходили. Главный герой – молодой преуспевающий человек на минутку поднимается на чердак для того, чтобы скинуть на него очередной ненужный хлам… и вдруг слышит, что часы идут. Он подходит к ним ближе для того, чтобы проверить – не послышалось ли… В этот момент часы бьют 12. А, как известно, рождественская полночь творит чудеса. И взрослый человек превращается в маленького мальчика. В этот же момент начинают оживать игрушки. Они с мальчиком узнают друг друга. Он только не видит среди них свою любимую игрушку Арлекина. Другие игрушки сообщают ему, что Арлекин исчез, как исчезают те, о ком забывают. Игрушки объясняют мальчику, что взрослый мир изменил его не в лучшую сторону, что он забыл своих друзей, потерял их. Мальчик оправдывает себя и принимает решение вернуться обратно. Часы бьют час ночи – мальчик превращается во взрослого человека, но зерно сомнения уже заронилось в его сердце. Человек с трудом, но всё же уходит с чердака, как вдруг, его останавливает чей-то оклик. Это его любимая игрушка Арлекин. Человек и игрушка садятся вместе, свесив ноги с чердака и пускают мыльные пузыри.

  1. ЭТАП СЕДЬМОЙ - РЕКОМЕНДАЦИИ К ДЕЙСТВЕННОМУ РАЗБОРУ НАПИСАННОЙ ПОСТАНОВКИ

Следующий момент, у каждого произведения есть композиция.

Она состоит из ЭКСПОЗИЦИИ, ЗАВЯЗКИ, РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ, КУЛЬМИНАЦИИ, РАЗВЯЗКИ. Знать элементы композиции и разложить свою историю в соответствии с  этими элементами необходимо для построения действия в постановке.

ЭКСПОЗИЦИЯ - это начало истории, введение в курс дела, знакомство с обстановкой, персонажами…

ЗАВЯЗКА – это событие (то есть происшествие) с которого начинается сюжет.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ говорит само за себя – это перипетии сюжета.

КУЛЬМИНАЦИЯ - это наивысшая точка накала действия перед развязкой, момент, когда решается самое главное, то, ради чего написана история.

РАЗВЯЗКА – это то, чем история заканчивается, то, что произошло в результате действия, после кульминации. При необходимости развязка может отсутствовать, и постановка в этом случае будет заканчиваться кульминацией.

Теперь надо понять, где в нашей истории экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка:

  • ЭКСПОЗИЦИЯ : важные гости собираются на вечеринку, хозяин стараясь угодить им, суетится (это решено звуком, может быть тенями, так как мы договорились об единстве места и наше действие происходит на чердаке, а не в прихожей), что-то выбрасывает на чердак, замечает что сломанные часы идут…
  • ЗАВЯЗКА: старинные часы бьют полночь и главный герой превращается в ребёнка;
  • РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ: оживают куклы; они и ребёнок узнают друг друга; ребёнок узнаёт, что исчез его любимый друг-игрушка, после того, как ребёнок о нём забыл; игрушки убеждают мальчика в том, чтобы он изменился, он убеждает игрушек в том, что он всё делал и делает правильно; мальчик принимает решение вернуться во взрослый мир; часы бьют час – мальчик превращается во взрослого человека, а игрушки вновь становятся игрушками; внизу слышны крики его знакомых – они просят главного героя то сменить музыку, то принести второе блюдо…; главный герой направляется к выходу с чердака…

Именно в развитие действия включены конкурсы/выступления с конферансом. В нашем случае – легенды. Самое удобное место для отрядных легенд – конфликт игрушек и мальчика. Например, игрушки убеждают ребёнка в чём-то, за этим следует отрядная легенда, подтверждающая главную мысль игрушек. После чего главный герой опровергает их нравоучения каким-то поступком или примером, за этим следует отрядный номер, подтверждающий его точку зрения. Может быть и так – отрядные номера будут подтверждать только точку зрения игрушек, это могут быть истории, рассказанные игрушками, для того чтобы убедить главного героя измениться.

Далее разберём одну очень важную мысль. Как вы думаете, могут ли игрушки своими историями изменить человека? НЕТ!!! Это под силу только событию или событиям, случающимся с ним. На сцене нет места ГОВОРИЛЬНЕ, на сцене есть место ДЕЙСТВИЮ!

Действие – это усилия, принимаемые для изменения себя или окружающей действительности. Действие существует только за тем, чтобы достичь цель.

У каждого действующего лица должна быть своя цель! У игрушек изменить дорогого им человека (это ДЕЙСТВИЕ) у мальчика доказать что ОН прав (это ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ)!

Тогда получится конфликт – столкновение действия и противодействия – столкновение двух желаний: изменить человека и не поддаться изменению. В постановке развитие действия может проходить только  в конфликте. Иначе это будет ГОВОРИЛЬНЯ под которую ВСЕ СПЯТ!

Действие развивается, меняет своё направление от СОБЫТИЯ. Событие – это происшествие. Если вы хотите узнать, событие это или нет, спросите себя, поменяли ли вы после данного происшествия (события) свои планы – если да, то это событие. Например, я иду на работу. Меня обрызгала машина. Это событие? Нет. Я как шла на работу, так и пойду дальше, только расстроюсь. А если произойдёт что-то, что в корне поменяет мои планы, например, я пришла на работу, а здание снесли – это событие. Так вот, в постановке любого отрывка надо опираться на СОБЫТИЯ. Разные режиссёрские школы учат по-разному. Я предлагаю вам облегчённый вариант, который поможет нам в постановке элементарных вещей. Событий в отрывке несколько: ПЕРВОЕ событие совпадает с началом РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ. То есть это событие даёт толчок действию, если бы его не было – не было бы НИЧЕГО! В нашем случае 1 СОБЫТИЕ - ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО В РЕБЁНКА.

ВТОРОЕ событие – событие КУЛЬМИНАЦИИ – это событие, которое поворачивает сюжет к развязке.. В нашем случае 2 СОБЫТИЕ – появление исчезнувшей по вине главного героя игрушки. После этого события следует победа действия или контрдействия. В нашем случае, человек остаётся с другом-игрушкой.

Есть ещё и ДЕЙСТВЕННЫЕ ФАКТЫ (мелкие события, которые тоже развивают действие, но не меняют его направление). Например, я иду на работу и меня обрызгала машина – «обрызгала машина» это и будет действенный факт.

Вспомните, любая конфликтная история в вашей жизни – это столкновение действия, поступка, совершённого вами с КОНТРдействием, поступком, совершённым против вас. Обратите внимание, именно ДЕЙСТВИЕ, ПОСТУПОК, а не слова. Это важно и для инсценировки истории. Поэтому необходимо найти в истории действенные факты, которые будут опорными точками этой истории, которые будут подстёгивать к выполнению своей цели представителей 2-х лагерей и мальчика и игрушек. Ведь человек/главный герой сам по себе не меняется, его меняют какие-то происшествия, случающиеся с ним. В нашем случае ДЕЙСТВЕННЫМИ ФАКТАМИ служат: новость о исчезновении игрушки-друга, а так же истории-аргументы, рассказанные игрушками – всё это влияет на главного героя, вводит его в смятение, но координально разворачивает его мировоззрение, только ВТОРОЕ событие – появление в реальном мире его любимой игрушки.

  • КУЛЬМИНАЦИЯ: главного героя окликает его любимая игрушка – она ожила ради него.
  • РАЗВЯЗКА: главный герой между когда-то нужными ему людьми и старым другом-игрушкой выбирает друга.

  1. ЭТАП ВОСЬМОЙ – НАПИСАНИЕ КОНКУРСОВ

Если мы с вами имеем дело с конкурсной программой, то в восьмом пункте мы пишем конкурсы, соответствующие по теме и жанру игровому конферансу, написанному выше. В нашем случае мы имеем дело с концертной программой, поэтому мы пропускаем седьмой пункт и переходим к написанию сценария.

  1. ЭТАП ДЕВЯТЫЙ - НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ

Сценарий позволяет соединить воедино работу всех организаторов данного мероприятия: актёров, звук, свет, декорации, отрядные выступления и т.д.

Обычно для удобства сценарий заносится в следующую таблицу:

  • таблица рисуется на альбомном параметре страницы;
  • первая графа «действия» - это физические действия, выполняемые действующими лицами;
  • вторая графа «реплики» - это слова, произносимые действующими лицами;
  • третья графа «свет», он включается или выключается на тех словах или действиях, напротив которых расположен в таблице;
  • четвёртая графа «музыка», она включается на тех словах или действиях, напротив которых расположена в таблице.

ДЕЙСТВИЯ

РЕПЛИКИ

СВЕТ

МУЗЫКА

(№ трека)

ВКЛ

ВЫКЛ

ВКЛ

ВЫКЛ

Х

№1

Главный герой включает свет на чердаке

Х (общий)

Главный герой оставляет вещи и, уходя, выключает свет

Х

Х (луч на часы)

№2

Главный герой останавливается

ГЛАВН.ГЕРОЙ: Странно… они идут… не может быть… этого не может быть…

Главный герой подошёл к часам и снял с них покрывало

Х

№3

По такой таблице-партитуре звукорежиссёр и оператор по свету смогут выполнить свою работу самостоятельно, без вашего присутствия рядом с ними во время постановки. Разумеется, эту партитуру необходимо отдать сотрудникам заранее, для того, чтобы они смогли с ней ознакомиться.

Если сценарий нужен только лично вам для постановки, лучше хранить его в таблице.

Если вы готовите сценарий для методички, то необходимо его оформить следующим образом:

  • данные составителя (ФИО, возраст,  принадлежность к ДОО/учебное заведение/место работы);
  • педагогические цель, задачи (не путать с постановочными целью и задачами);
  • рекомендуемый возраст участников;
  • рекомендуемое время, место проведения;
  • д/з командам (в нашем случае это отрядные легенды на тему «волшебство своими руками»);
  • изложение сюжета (этот пункт необходим для того, чтобы люди не читали весь сценарий – это долго и никому не нужно; достаточно просмотреть сюжет для того, чтобы определиться, нужен тебе этот сценарий или нет);
  • оборудование, реквизит, костюмы;
  • ход сценария (в таблице).

На этом - всё.

Желаю Вам и Вашему творчеству быть обоюдно довольными друг другом

Маркина Вероника Владимировна, МКОУДОД «ДД(Ю)Т»