Описание системы опыта работы
С приложениями (1-16)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_opyta_raboty.doc | 78 КБ |
prilozhenie_no4.doc | 104 КБ |
prilozhenie_no5.doc | 166.5 КБ |
prilozhenie_no18.docx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
«Чтобы будущее стало твоим,
ты должен строить его своими руками
уже сейчас»
1. НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА.
«Гражданское и социальное становление подрастающего поколения».
2. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.
Воспитание у детей и подростков активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству, умению действовать в интересах своей личности, общества, Отечества, путём включения их в деятельность детского общественного движения.
4. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.
1. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ОПЫТА.
В настоящее время Россия переживает период подъема национального духа и гражданственности, происходит неуклонное развитие социального, политического и экономического потенциала, растет уверенность в завтрашнем дне. Россия обретает статус сильного и уважаемого во всем мире государства. Благодаря этому поднимается патриотический дух страны, люди перестают стесняться своей родины, а начинают ею гордиться и работать на её благо. Возрождается благотворительность, добровольчество. Наиболее актуальной проблемой стал процесс вовлечения детей и подростков в общественные объединения. Участие в работе которых, значительно расширяют опыт, знания и умения растущего гражданина, помогают ему выстраивать социальные отношения, реализовывать свой лидерский и творческий потенциал.
Детские общественные объединения третьего тысячелетия законодательно признаны государством в качестве субъекта деятельности и партнера в реализации государственной молодёжной политики.
Программы деятельности современных детских общественных объединений строятся с учетом интересов детей и подростков, основываясь на их инициативе и общественной активности. При этом предлагаются учащимся такие формы работы, которые помогают самоутвердиться, самореализоваться, предоставляют возможность испытывать новые ощущения, познать собственное «Я» и его возможности. Но основной целью моей деятельности является не только раскрытие индивидуальности и творческих способностей учащихся, но и нравственное формирование личности, под которым понимается определённое состояние развития внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующие уровень его человечности – уровень его отношения к другим людям, к природе, к миру.
Именно такой формой работы является детское общественное движение.
2. СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА.
Свою деятельность я начала с создания детской школьной общественной организации (далее ДШОО) «КРАСК&И» на базе МБОУСОШ № 17. Работа началась с создания инициативной группы из представителей 7-х – 11-х классов, которая взяла на себя две главные функции:
- Объединение школьного коллектива через координацию общих действий.
- Организацию внеурочной работы.
Но, первоначально была решена проблема создания такой группы - единого, сплочённого, заинтересованного, воспитанного и профессионально подготовленного коллектива учащихся. Такая группа была создана и начала свою работу в 2004-2005 уч.г.
В результате проведённых исследований в начале 2004-2005 учебного года было выявлено, что подавляющее большинство данной группы, нуждается в позитивных изменениях личностного роста (см. приложения №1.1 – 1.8). Для достижения поставленной цели была составлена программа «Лидер» (см. приложения №2.1 – 2.5) и план деятельности:
- Реализация психолого-педагогической работы с учащимися через систему тренингов, бесед, консультаций (курс «Лидер»).
- Проведение общешкольных дел, участие в мероприятиях и акциях уровней района и города, направленных на формирование нравственности, толерантности, устойчивой гражданско-патриотической позиции и др.
Но превратило эту группу в творческий самодеятельный коллектив участие в смене актива городского детского общественного движения «Юная Тула» (далее ГДОД ЮТ): Добрых дел кузнецы». Деятельность, построенная на специфике детского движения, сплотила группу, которая легко приняла традиции и формы работы детского движения, разделила его цели, задачи, эстетику, мировоззрение, миссию.
Из результатов повторного исследования, которое проводилось в сентябре 2005 учебного года (см. приложения №1.1 – 1.8), видна тенденция изменения показателей в сторону позитивного роста, что подтверждает эффективность работы.
Кроме этого, к началу 2005-2006 учебного года актив школы стал коллективом, находящимся по своему развитию на стадии «Мерцающий маяк» (использовалась методика изучения уровня развития детского коллектива А.Н. Лутошкина), при том, что начинал коллектив своё становление с первой стадии - «Песчаная россыпь».
Таким образом, первоначальные задачи были выполнены:
- Группа детей стала коллективом.
- В ходе реализации программы «Лидер» и участия в смене актива ГДОД вырос уровень воспитанности, общения, дисциплинированности, ответственности детей.
- При проведении школьных мероприятий и участии в делах ГДОД ЮТ вырос уровень организаторских умений, уровень самоуправления (что подтверждают награды актива за 2004-2005 учебный год – (см. приложение № 3).
В связи с этим возникла необходимость в постановке и решении следующих задач:
- Привлечение к общественной работе большего количества детей.
- Приоритетное направление деятельности – социально значимая работа.
Данные задачи были решены через реализацию:
- Выбора экспериментальной формы слияния ученического самоуправления и общественной организации. Почему мы пошли на этот эксперимент, соединив, как многие полагают, несоединяемые вещи. Во-первых, в одном
учебном заведении одному организатору трудно одновременно реализовывать 2 громоздких проекта: ученическое самоуправление и общественную организацию. Опыт разделения показывает то, что сами дети, выполняя
похожую работу, не понимают, в рамках чего они её выполняют, при необходимости являясь то лидерами самоуправления, то лидерами
общественной организации. Эти две ветви должны быть разделены в школе, но при условии их курирования разными руководителями. В той ситуации был только один человек, готовый реализовывать данный проект. Во-вторых, получив благодаря общественной работе отличные результаты личного роста детей по итогам года, хотелось внедрить данный опыт в более широком масштабе, сделать его как бы «официальным», признанным и понятным во всей школе.
Поэтому для привлечения к данной работе новых сторонников, необходимо было создать игровую модель, которая бы была интересна детям и позволила бы через игру выполнять серьёзную работу. Такой моделью стало ДШОО «КРАСК&И».
- Выбора новой формы работы для всей школы – общественной деятельности,
воспитывающей едва ли не самое главное человеческое качество – желание приносить пользу окружающим.
Так мы подошли к необходимости создания ДШОО.
Из-за высоких показателей тестирования было решено продолжать обучение и развитие детей (штабов) по курсу «Лидер» (программы обучения на 2005-2006 учебный год, 2006-2007 учебный год, 2007-2008 учебный год).
В 2007 г. лидеры ДШОО «КРАСК&И» вошли в состав городского волонтёрского вожатского (по традиции, действующей в Тульской области – «комиссарского») отряда «Компас» (далее ГКО «Компас»). Встала необходимость в обучении юных «комиссаров» вожатскому мастерству. Для этого была создана программа школы вожатых (см. приложение №4)
В ДШОО «КРАСК&И» на смену выпускникам штаба «Лидер» пришли члены штаба «Смена».
В 2008 г. юные штабисты кроме своих обязанностей взяли на себя функцию районного штаба детской общественной организации Советского района г. Тулы «Содружество» с функцией организации районных мероприятий.
В 2009 г. лидеры ДШОО «КРАСК&И» взяли новую высоту – стали штабом ГДОД ЮТ с организацией городских мероприятий и акций. На плечи юных лидеров легла более сложная работа, поэтому встала необходимость в создании новой программы дополнительного образования «Школа лидера» (см. приложение №5)
Именно с этого времени у руля движения «Юная Тула» оказалась сильная, сплочённая команда, состоящая из городского штаба актива ГДОД «Юная Тула» и ГКО «Компас».
5. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.
Новый вид деятельности, которым является общественная деятельность, подразумевает использование нестандартных форм и методов работы, поэтому в своей практике я с успехом использую:
- МЕТОДИКУ ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ, при которой создаются благоприятные условия для развития личности (ребёнку легче раскрываться в коллективе, где царит атмосфера понимания, поддержки), для воспитания
дисциплины, ответственности, самостоятельности (дети лучше реагируют на требования и критику своих друзей, нежели взрослых)
- ВОСПИТАНИЕ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ, при котором создаются условия взаимопонимания, поддержки, кураторства старшеклассников над малышами, обеспечивается начальная подготовка взрослых лидеров к вожатской работе.
- ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ, которая позволяет обучать и воспитывать в одном коллективе одарённых детей, социально уязвимых детей, детей, с ограниченными возможностями.
В качестве мотивации разработаны следующие формы:
- НОВАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ДШОО (см. приложение № 6), которая обеспечивает участие школьников в деятельности ДШОО по интересам.
- НОВАЯ СИМВОЛИКА ДШОО, усовершенствованы МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯ лидеров объединения (см. приложение № 7).
Для повышения заинтересованности детей в реализации самоуправления ДШОО обеспечивается работа с учётом ПРИНЦИПОВ ДЕМОКРАТИИ, РАВНОПРАВИЯ, СОВЕТА И СОГЛАСИЯ – главным руководящим органом самоуправления объединения наряду с руководителем, представителем педагогического состава школы, является ученик, представитель ученического коллектива школы.
Для наиболее полного и гармоничного развития личности детей используется ТРЕНИНГОВАЯ РАБОТА:
- тренинги, обеспечивающие развитие актёрского мастерства, которые развивают память, внимание, мышление, воображение, координацию движений, дисциплинируют, избавляют от мышечных и психологических зажимов;
- тренинги, обеспечивающие сплочение коллектива, которые развивают умение работать в группе, способность координировать свои действия и возможности с возможностями группы;
- тренинги, обеспечивающие развитие лидерских способностей, которые развивают умение владеть собой, брать на себя ответственность, отстаивать свою точку зрения, ставить цели и добиваться их.
Для наиболее гармоничного развития коллектива и личности в нём мною используются формы работы, которые были привнесены в педагогическую практику из деятельности детского общественного движения:
- «ОГОНЁК», который является нетрадиционной разновидностью фронтальной беседы, имеющий психотерапевтическую и рефлексивную функции. Разновидность конфликтного «огонька» - «ЧЁРНЫЙ» и «БЕЛЫЙ» СТУЛ - нетрадиционная разновидность методов воспитания, которая позволяет развивать активность подростков в перестройке и переделке своего характера.
- СЛЕДОВАНИЕ СОБСТВЕННЫМ ТРАДИЦИЯМ, которые позволяет наполнить обыденную жизнь романтикой, придать некоторым её этапам символический смысл.
- СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ИГРЫ (пример – «День АНГЕЛА»), которые помогают единению, приятию всех участников данного коллектива; эта форма работы, при которой возможно избежать появления изгоев в коллективе.
6. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Моя педагогическая практика по созданию и расширению деятельности ДОД осуществлялась по следующим этапам (см. приложение №8)
В данной деятельности были использованы следующие формы работы (см. приложение №9)
7. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, УСЛОВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОГО ОПЫТА.
Спустя 10 лет с момента основания ДШОО «КРАСК&И» можно с уверенностью сказать, что детское общественное движение создаёт наиболее благоприятные условия для социализации и развития личности ребёнка, его творческого и лидерского потенциала, социальной активности.
Это подтверждают следующие факты (см. приложения № 10.1 – 12.2), среди них увеличение количества призовых мест (см. приложения № 11, 12, 13), победы на областном, региональном и всероссийском уровнях (см. приложение № 14)
Большим достижением в данной работе является следующий факт – лидеры, окончившие школу, продолжают работу в детском общественном движении. 11 человек вошли в ГКО «Компас» (см. приложение № 15). Пятеро из них летом 2007 г. впервые работали «комиссарами» в смене.
Итог деятельности:
- ГКО «Компас» на протяжении 2007 – 2011г. преимущественно состоял из лидеров ДШОО «КРАСК&И».
- Городской штаб актива ГДОД «Юная Тула» на протяжении 2009 – 2011 г. преимущественно состоял из лидеров ДШОО «КРАСК&И».
- Выпускница ДШОО Пучкова Татьяна в 2007 году стала руководителем ДОО Советского района «Содружество».
- Лидеры ДШОО «КРАСК&И» нашли своё место в жизни, состоялись как успешные и яркие личности (см. приложение №16)
Подводя итог своей деятельности, я могу сказать - какие бы мы не использовали формы и методы работы, важнейшим фактором воспитания остаётся человеческий фактор. Посвящая своих детей в комиссарскую профессию, я сказала «… я счастлива тем, что являюсь для вас первым комиссаром, который открыл перед вами двери в детские души… входите туда осторожно… с любовью… и несите ответственность за то, с чем вы туда входите». Не зная, как поступить в трудной ситуации, я вспоминаю про эту ответственность, вспоминаю другие слова: «… за кого я тебя принимаю, так я к тебе отношусь – таким ты и становишься». Я хочу, чтобы они, мои дети, стали ЛЮДЬМИ, поэтому мне трудно будет войти к ним не с ЛЮБОВЬЮ.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
Городское детское общественное движение
«Юная Тула»
Образовательная программа
«Школа волонтёра»
(на базе волонтёрского педагогического отряда «Компас»)
Срок реализации: 1 год
Уровень реализации: среднее (полное) общее образование
Направленность: социально-педагогическая
Возраст: 18 – 20 лет
Составитель:
Методист Отдела развития детского
Общественного движения
Белоусова Г.Н.
Тула 2010 год
Приложение № 3
Программа утверждена
Координационным Советом
ГДОД «Юная Тула»
«_____» ____________ 2010 года
Председатель ГДОД «Юная Тула»
_____________Дедерер М.С.
Общие положения
В качестве механизма осуществления государственной молодёжной политики в Стратегии государственной молодёжной политике в Российской Федерации введено понятие «вовлечение молодёжи в социальные практики». Одной из основных составляющих вовлечения молодёжи в социальные практики является добровольческая (волонтёрская) деятельность, как часть социальных практик, также именуемых социальным служением.
Молодёжное добровольчество как участие молодёжи в общественно полезной деятельности, актуально в плане реализации основных направлений стратегии государственной молодёжной политики.
Социальное служение рассматривается как направление молодёжной политики и значимое условие реализации личностного потенциала подрастающего поколения. Особое внимание уделяется вопросам добровольческой, миротворческой, правозащитной и благотворительной деятельности молодёжи.
Созидательная работа молодёжи по улучшению жизни имеет патриотический и гражданский смысл, способствует изживанию иждивенческих настроений, социального эгоизма и апатии, безделья и праздности, пробуждению социальной инициативности. Работа в коллективе или команде над инициативами, проектами или программами, в планировании и реализации которых принимает участие каждый, является действенным средством воспитания, проявления ответственности, самостоятельности и самоорганизации.
Развитие и популяризация социального служения имеет большое значение, поскольку является базовым элементом национальной политики в интересах детско-молодёжной социально-демографической группы и предполагает «создание условий для эффективной реализации потенциала молодёжи».
Социальное служение способствует формированию нравственных понятий Честности, Справедливости, Семейственности, Дружбы, Верности, Милосердия, Ответственности, Созидательности, Толерантности, Трудолюбия, Добра.
Целевые установки организации социального служения молодёжи определяются личностными потребностями, общественным и государственным заказом.
Личностные потребности:
- Стремление к постоянному личностному росту, самосовершенствованию, профессиональному развитию, трудоустройству:
- Приобретение новых знаний, умений, развивающих творчекий потенциал и самоконтроль.
Общественный заказ:
- Строительство справедливого сообщества, уважающего достоинство каждого гражданина;
- Приобретение молодёжью новых знаний, умений и навыков, развивающих их инициативность, творческий потенциал, умение отстаивать свои права и свободы;
- Воспитание личности, заботящейся о преемственности многопоколенных традиций общества;
- Развитие молодёжных групп и объединений, осмысляющих, формулирующих, защищающих и обсуждающих права и обязанности.
Государственный заказ:
- Выполнение молодыми людьми своих гражданских обязанностей;
- Вовлечение молодых людей в процесс выявления и решения насущных социальных проблем;
- Воспитание нравственного и физически развитого молодого человека, обладающего полноценным физическим и нравственным здоровьем, ведущего здоровый образ жизни; человека – патриота, заботящегося о процветании страны, ее целостности и авторитете в мире.
В контексте данной программы, рассчитанной на реализацию деятельности волонтёрского педагогического отряда «Компас» Городского детского общественного движения «Юная Тула», будем подробно рассматривать добровольчество (волонтёрство), как одно из основных направлений социального служения.
Добровольчество (волонтёрство) – это деятельность граждан, направленная на решение социально-значимых задач на основе добровольности. Во «Всеобщей декларации добровольцев» определяется, что в соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года и Международной Конвенцией о правах ребенка 1989 года, исходя из принципа, «что любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации», волонтёры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, правозащитного развития.
Организация Объединенных Наций придает добровольческой деятельности особое значение. 2001 год был объявлен Международным годом добровольца, что послужило стимулом к бурному развитию добровольчества во всем мире.
Для молодых людей добровольческая работа — это, прежде всего, возможность реализации личностного потенциала, профессионального поиска, повышение социальной компетенции.
Рост во всём мире интереса к добровольчеству является показателем зрелости гражданского общества.
В основе добровольного служения лежит ДОБРОВОЛЬНОЕ искреннее желание человека оказать помощь другому человеку: защитить слабого, поддержать немощного, сделать доброе дело, которое кроме тебя никто не сделает. Изначально волонтёрство — это действенное проявление доброй души, порыв духовно живых людей.
- Добровольчество — это не кратковременная акция, а служение, подразумевающее некоторую длительность во времени.
- Волонтёр — это гражданское призвание!
- ДОБРО — не ради карьеры, славы или корысти!
- ДОБРО — не по принуждению!
- ДОБРО — потому, что кто-то так хочет!
- ДОБРО — потому что мы люди! Молодые люди!
Российская молодёжь готова участвовать в добровольческой деятельности, но для ее эффективного вовлечения необходимо создать соответствующие условия.
Примером социального служения в Туле является волонтерский педагогический отряд «Компас» Городского детского общественного движения «Юная Тула».
Своей целью волонтерский педагогический отряд «Компас» ставит сопровождение деятельности Городского детского общественного движения «Юная Тула», которое заключается в реализации основных проектов, программ, мероприятий Движения и специализируется на проведении летних профильных смен.
Волонтерский педагогический отряд «Компас» действует на основании Положения, Устава ГДОД «Юная Тула», Программы деятельности ГДОД «Юная Тула».
Волонтерский педагогический отряд состоит из студентов - волонтёров ВУЗов, средних специальных учебных заведений, рабочей молодёжи. В состав отряда входят вчерашние лидеры детского общественного движения, неравнодушные к его деятельности. Для многих из них комиссарство – начало профессионального педагогического пути. Комиссарский отряд сопровождает работу ГДОД «Юная Тула» в течение всего учебного года, организуя проведение мероприятий Движения.
Городской педагогический отряд действует на основании настоящей Программы и Устава ГДОД «Юная Тула», имеет свои органы самоуправления, символику, традиции. Работу комиссарского отряда возглавляет педагог.
Режим занятий
Программа Школы волонтера рассчитана на один учебный год.
Занятия проходят один раз в неделю три часа, что составляет 108 часов в год.
Состав группы- 15 – 20 человек.
Основными видами занятий могут быть:
- учебные занятия (лекции, семинары, круглые столы, тренинги, практические занятия, деловые и ролевые игры, мастер - классы);
- педагогическая деятельность (координация деятельности ГДОД «Юная Тула», подготовка коллективных творческих дел, тематических мероприятий, сборов);
- досуговая деятельность отряда (вечера, игры, конкурсы, встречи и т.д.);
- общественно-полезная деятельность (трудовые десанты, акции, субботники и т.п.).
Цель программы: содействие развитию детского общественного движения в Туле и Тульской области, привлечение социально активного студенчества к общественно полезной педагогической деятельности, реализация творческого потенциала студентов в интересах общественного становления и развития участников городского детского общественного движения «Юная Тула».
Задачи программы:
- Начальная профессиональная педагогическая ориентация студентов;
- Содействие развитию организаторских, творческих и педагогических способностей студентов;
- Укрепление кадрового корпуса педагогов-организаторов, координаторов и руководителей детских и молодёжных общественных организаций;
- Содействие студентам в поиске рабочих мест в сфере образовательной деятельности;
- Разработка и реализация программ организации летних профильных смен ГДОД «Юная Тула»;
- Подготовка молодых педагогических кадров для сопровождения деятельности ГДОД «Юная Тула» в течение учебного года;
- Участие в деятельности областного движения педагогических отрядов «Мы вместе».
К основным принципам деятельности волонтёрского педагогического отряда «Компас» относятся:
- социально-педагогическая направленность;
- добровольность;
- законность;
- самоуправление;
- непрерывность и систематичность;
- свобода выбора форм и методов работы;
- доступность информации об учредительных и программных документах;
- осознание членами отряда личностной и социальной значимости их деятельности;
- сочетание традиционного и инновационного;
- уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена;
- коллективность в работе, коллегиальность в принятии решений;
- взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.
Учебно – тематический план
№ | Темы разделов | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Городское детское общественное движение «Юная Тула». Основные аспекты деятельности. | 6 | 3 | 3 |
2 | Организация летнего отдыха детей. | 18 | 15 | 3 |
3 | Психолого-педагогические основы деятельности вожатого. | 18 | 9 | 9 |
4 | Управленческие основы деятельности вожатого. | 18 | 9 | 9 |
5 | Методические основы деятельности вожатого. | 18 | 9 | 9 |
6 | Педагогическая практическая деятельность. | 30 | - | 30 |
ИТОГО: | 108 | 45 | 63 |
Содержание программы
Тема 1 «ГДОД «Юная Тула. Основные аспекты деятельности» (6 часов)
Теория (3 часа). История создания ГДОД «Юная Тула». Структура деятельности. Направления деятельности. Программа деятельности. Устав ГДОД «Юная Тула». Участники ГДОД «Юная Тула». Символика. Традиции.
Практика (3 часа). Знакомство с документацией ГДОД «Юная Тула». Встреча с городским штабом лидеров Движения. Встреча со штабами (советами) детских общественных организаций – коллективных челнов ГДОД «Юная Тула». Совещание представителей по координации деятельности ГДОД «Юная Тула» на учебный год». Стартовые мероприятия.
Тема 2 «Организация летнего отдыха детей» (18 часов)
Теория (15 часов). Нормативно-правовые основы деятельности вожатого.
Основные положение Конвенции о правах ребёнка. Извлечения из Положения «О детском оздоровительном лагере». Уголовный кодекс Российской Федерации.
Трудовые отношения в детском оздоровительном лагере. Функции воспитателя и вожатого в детском оздоровительном лагере. Рабочее время вожатого.
Оплата труда вожатых. Ответственность вожатых. Профессиональные свободы воспитателя и вожатого. Профессиональная этика вожатого.
Практика (3 часа). Знакомство с документацией по теме. Практикум «Нормативно-
правовая база летнего отдыха детей».
Тема 3 «Психолого-педагогические основы деятельности вожатого» (18 часов)
Теория (9 часов). Физиологические и возрастные особенности детей 7 – 9 лет, 10 – 12 лет, 13 – 15 лет. Индивидуальные особенности детей. Темпераменты.
Особенности работы с детьми 7 – 9, 10 – 12, 13 – 15 лет. Дисциплина в отряде.
Социальный статус ребёнка в отряде. Особенности работы с детьми повышенной активности. Особенности работы с агрессивными детьми.
Поощрения и наказания в смене.
Практика (9 часов). Практические занятия «Психология детского возраста», «Типы темперамента», «Индивидуальные особенности». Семинарское занятие «Возрастные особенности детского периода».
Тема 4 «Управленческие основы деятельности вожатого» (18 часов)
Теория (9 часов). Характеристика комплексной организации смены в лагере (подготовительный, организационный, основной, заключительный период смены). Организация режимных моментов смены. Организация «родительского дня» смены. Организация «заезд» смены. Инструкции по технике безопасности (ТБ купания детей в водоёме, ТБ в корпусе, ТБ при посещении (организации дежурства) столовой, ТБ при проведении экскурсий и туристических походов, ТБ при проведении мероприятий, ТБ при проведении спортивных соревнований, ТБ при проведении отрядных «огоньков»). Документация смены (Программа смены, план-сетка смены, план-сетка отряда. Формы заявлений. Формы подведения итогов смены. Отчет о проведении смены).
Практика (9 часов). Практикум «Периодизация смены. Направленность мероприятий в разные периоды смены». Практикум «Инструкции по технике безопасности». Деловая игра «Планирование». Деловая игра «Анализ ситуации».
Тема 5 «Методические основы деятельности вожатого» (18 часов)
Теория (9 часов). Методика разработки профильной, игровой программы смены. Методика организации и проведения индивидуальной беседы с ребёнком в детском лагере. Методика организации экскурсионной поездки отряда. Методика развития детского самоуправления в смене. Методика наблюдения и изучения воспитанников. Методика проведения мастер-классов в смене. Методика организации и проведения вечерних «огоньков». Методика управления отрядом в «Королевскую ночь».
Практика (9 часов). Круглый стол «Из опыта работы вожатых: интересные и новые формы мероприятий в детском оздоровительном лагере». Мастер – класс «Огонёк в отряде». Практикум «Анализ мероприятий смены. Плюсы и минусы». Тренинг – класс «Индивидуальная работа с ребенком (совместно с психологом).
Тема 6 «Педагогическая практическая деятельность» (30 часов)
Данный вид деятельности волонтерского педагогического отряда вытекает из перспективного плана ГДОД «Юная Тула», составленного на один учебный год.
Практика (30 часов). Сопровождение мероприятий ГДОД «Юная Тула». Организация и проведение летней профильной смены ГДОД «Юная Тула».
Аналитическая справка
В 80-х годах прошлого столетия в Туле стали проводиться городские слёты пионерского и комсомольского актива. Встала необходимость в создании комиссарского отряда – организатора слётов. В 1977 году в Тульской области появился первый комиссарский отряд - «Пламя». Отряд работал в лагере областного комсомольского и пионерского актива (ЛОКПА) «Комиссары».
В первый комиссарский отряд входили такие известные и уважаемые ныне люди, как Елена Витальевна Шумилина (Трещёва), Сергей Рэмович Зеленин, Михаил Некрасов, Владимир Лигачёв, Елена Николаевна Романова (Митина), Галина Дурова (Якушкина), Елена Верхорубова, Алексей Осокин, Андрей Владимирович Веревкин. Слёты проходили на базах загородных пионерских лагерей.
В связи с роспуском пионерской и комсомольской организации городские слёты не проводились с 1990 по 1998 год. Активисты представляли Тулу на областных слётах.
В 1997 году было создано Городское детское общественное движение «Юная Тула», а в 1998 году была организована первая профильная смена лидеров ГДОД «Юная Тула». Она получила название «Созвездие талантов». Руководила работой комиссарского отряда Гостищева Алла Викторовна и Цой Павел Николаевич. Комиссарский отряд еще не имел своего названия.
С 1998 года, каждое лето лидеры ГДОД «Юная Тула» были участниками профильных смен лидерской направленности. Смены проходили на базах разных загородных лагерей, разные программы предлагались детям. Но неизменно было одно – всегда работой профильной смены руководил комиссарский отряд, - главный инициатор всех дел, где старшие товарищи всегда были образцом и примером для ребят.
В 2002 году по инициативе методиста Дворца детского (юношеского) творчества Дедковой Ирины Львовны было решено возвратить отряду имя «Компас». Были изготовлены галстуки сине-красного цвета, символизирующие стрелки компаса. В сочетании с белой футболкой комиссара эти цвета отражают российский триколор.
Хочется отметить руководителей комиссарского отряда Гостищеву Аллу Викторовну, Дедкову Ирину Львовну, Заздравных Инну Ивановну, Маркину Веронику Владимировну. Целое созвездие комиссаров, вчерашних воспитанников штаба «Юной Тулы», внесли большой вклад в развитие и совершенствование комиссарской методики в Туле. Это Давлетшин Алексей, Нефедов Владимир, Старухина Полина, Коровкина Екатерина, Коровкина Ольга, Гаврилова Мария, Киселева Анастасия, Морозова Наталья, Салькова Елена, Зыкова Мария, Ананьева Татьяна, Осташёва Юлия, Марьина Анна, Денисова Дарья, Бальзамова Дарья, Налимова Екатерина, Налимова Татьяна, Рубцова Инна, Утробина Дарья, Пушкина Екатерина, Фурсенко Алина, Ловина Елена.
Сегодня в волонтерском педагогическом отряде «Компас» продолжают лучшие традиции комиссарства и ведут детское движение города Монахин Сергей, Чесалин Павел, Пучкова Татьяна, Каширина Дарья.
Материальное обеспечение программы
Технические средства обучения:
- Телевизор;
- Видеомагнитофон и видеокамера;
- Компьютер и мультимедийный проектор;
- Видеокассеты, аудиокассеты, дискеты, диски;
- Экран.
Оборудование для занятий в кабинете:
- Учительский, и ученические столы;
- Доска магнитная;
- Стенды;
- Стеллажи для книг.
Учебно-методическое обеспечение:
- Плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления, методике КТД, технологии социального проектирования, программному подходу к деятельности общественного объединения, игровым технологиям, науке общения;
- Журналы «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Вожатый»;
- Сборники материалов из серии «Педагогические технологии», «Методики ВДЦ «Орлёнок»;
- Подборка папок со сценариями по направлениям ГДОД «Юная Тула»;
- Костюмы, игровой реквизит;
- Фотоархив, фотолетопись;
- Символика волонтёрского педагогического отряда «Компас».
Список литературы
Нормативно-правовая литература:
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, 20 ноября 1989 г. – ЮНИСЕФ, 1999.
- Закон Российской Федерации об образовании М.; ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- Федеральный закон об общественных объединениях: - Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года.
- Федеральный закон о внесении изменения в Федеральный закон «Об общественных объединениях»: - Принят Государственной Думой 18 апреля 1997 года.
- Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»: - Принят Государственной Думой 2 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.
- Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»: - Принят Государственной Думой 26 мая 1995 года.
- Приказ Министерства образования России от 18.06.2001 года № 2419 О реализации решения коллегии от 29.05.2001 года № 11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений».
- Закон Тульской области от 15 июня 200 года № 188-ЗТО «О государственной молодежной политике в Тульской области»: - Принят постановлением областной Думы от 15 июня 2000 года № 56/1669.
- Стратегия государственной молодежной политике в Российской Федерации. – М., 2006. – 36 с.
Педагогическая литература:
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Изд-во Просвещение, 1981.-207 с.
- Толерантность, как условие защиты прав ребёнка в деятельности ДОО в школе: Методич. пособие в помощь организаторам детского движения /Отв. Ред. В.А Фокин – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002-235 с., ил.
- Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых / Под общей редакцией Г.В. семья. – М.: 1998. 366 с.
- Командные игры-испытания. Сборник игр. Кипарис – 8./Сост. Ю.Д. Беляков – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. Триста творческих конкурсов – Кострома, МЦ «Вариант», 2000. – 112 с.
- Социальное проектирование: рекомендации по оформлению, оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. – 96 с.
- Учебное пособие по разработке и реализации социальных проектов. – М.: Фонд социального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа», 2007. – 195 с.
- Мозаика Российского добровольчества. Факты, ресурсы, мнения /Сост. Н.Ю.Слабжанин. – Ростов-на-Дону: Старые русские, 2003. – 187 с.
- Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря. Материалы научно-практической конференции /Сост. Е.Иванова. Под общей ред. О.Г.Миронец. – ВДЦ “Орлёнок”, 2000. – 86 с.
- И.В.Руденко. Введение в педагогику детского движения. Учебное пособие. – Москва 2004. – 127 с.
- Тетерский С.В. Ромашина Ю.В. Симонович В.Л. Учебное пособие из серии «Педагогические технологии» «Я в команде». Методика подготовки волонтеров. – Н.Новгород 2009. – 80с.
- Тетерский С.В. Решетников О.В. Социальное служение (участие молодёжи в общественной полезной деятельности). Учебное пособие из серии «Педагогические технологии» Н.Новгород 2009. – 145с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
Городское детское общественное движение
«Юная Тула»
Образовательная программа
«Школа лидера»
(на базе штаба лидеров ГДОД «Юная Тула»)
Срок реализации: 3 года
Уровень реализации: среднее (полное) общее образование
Направленность: социально-педагогическая
Возраст участников: 13 – 17 лет
Составитель:
Методист Отдела развития детского
Общественного движения
Белоусова Г.Н.
Тула 2010
Приложение № 2.
Программа утверждена
Координационным Советом
ГДОД «Юная Тула»
«_____» ____________ 2010 года
Председатель ГДОД «Юная Тула»
_____________Дедерер М.С.
Общие положения
Сегодня большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создание условий для развития лидерства в детских общественных организациях. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально-экономических условиях. Создавая потенциал будущего лидера, организатор вместе с организуемым, определяет способ его жизнедеятельности.
Формирование лидера – не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самостоятельность самих детей. Именно в этом и заключается социально – образовательная направленность программы.
Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры нового века, которые станут управлять государством на различных уровнях, - владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства.
Рассматривая различные определения лидерства, представленные в современной науке и практике, можно выделить несколько аспектов, которые должны стать основополагающими для реализации данной программы.
Первый из них – возможность и необходимость развития лидерских способностей в каждом подростке, независимо от его индивидуальных качеств, характера, жизненных установок. Это определяется тем, что некоторые лидерские качества такие, как общительность, самостоятельность в осуществлении выбора, организованность, являются личностно значимыми, необходимыми для жизненной успешности самого подростка.
Второй важный аспект – активная жизненная позиция лидера. Ее проявления разнообразны: от способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными требованиями, до деятельного отношения человека к жизни общества, т.е социальной, гражданской активности.
И последний аспект лидерства, ложащийся в основу содержания деятельности, определенного данной программой, связан с необходимостью получения подростком – лидером «допрофессиональных» знаний, т.е. компетентности в каком-либо виде деятельности.
Программа рассчитана на реализацию в рамках Городского детского общественного движения «Юная Тула». Может носить рекомендательный характер для сопровождения деятельности детского общественного движения.
Цель программы: обеспечить получение каждым подростком, участником штаба лидеров ГДОД «Юная Тула», определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, развитие его лидерских качеств, формирование лидерской позиции.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).
- Формирование практических умений по организации органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологи общения, технологии социального и творческого проектирования.
- Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности и способности к самообразованию.
- Развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала подростков в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
- Формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере.
- Развитие лидерских качеств личности.
Воспитательные:
- Содействие формированию активной гражданской позиции подростков.
- Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.
- Содействие профессиональной ориентации подростков.
Особо значимыми для реализации данной программы являются следующие принципы:
- Участие в программе каждого подростка, участника штаба лидеров ГДОД «Юная Тула», независим от наличия или отсутствия у него лидерского опыта;
- Опора на общечеловеческие и общекультурные ценности в организации образовательной деятельности подростков и взрослых, их жизнедеятельности в целом;
- Взаимосвязь педагогического управления, детского самоуправления, творческих и социальных инициатив детей;
- Включенность образовательного процесса в процесс жизнедеятельности подростков.
Педагогические условия, обеспечивающие достижение поставленных задач:
- Предоставление детям возможностей для творческой
деятельности, воплощение собственных творческих интересов, в том числе и организация своего досуга;
- Включение детей в реальные социально – значимые отношения;
- Стимулирование проявления детской активности и инициативы, в том числе социальной;
- Обеспечение условий для выбора детьми актуальной для них деятельности, уровня самореализации;
- Оптимальное соотношение индивидуального подхода к работе с подростками – лидерами и обучение их работе в команде, выстраиванию делового сотрудничества, групповых взаимоотношений;
- Привлечение детей к передаче опыта друг другу;
- Демонстрация педагогами образцов лидерской деятельности, привлекательных для ребенка результатов участия в программе.
Ожидаемые результаты.
- Получение практических знаний по организации работы органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования, политологии и права, игровым и организаторским технологиям.
- Приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности.
- Приобретение умений проведения анализа и выстраивания перспективы собственной деятельности.
- Повышение уровня социальной активности подростков.
- Владение навыками и умениями разработки и реализации социального и творческого проекта.
- Усвоение ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.
- Повышение уровня профессиональной ориентации подростков.
«Школа лидера» - это школа сотрудничества, сотворчества и содействия. Успех в «Школе лидера» - это первый социальный успех.
Ступени роста лидера в различных сферах деятельности имеют три относительно фиксированные позиции, которые проявляются в усложнении деятельности, расширении объема знаний, совершенствовании умений и навыков. Успех участия подростка в программе заключается в продвижении от первой позиции к последующим:
1 год обучения (первая ступень) – наблюдатель – участник.
2 год обучения (вторая ступень) – участник – организатор.
3 год обучения (третья ступень) – организатор – координатор.
Первая ступень – наблюдатель – участник:
- Пробует себя в различных видах деятельности в качестве слушателя или участника.
- Охотнее выполняет поручения, чем участвует в управлении и самоуправлении.
Вторая ступень – участник - организатор:
- Постоянно участвует в делах объединения.
- Может обучать других.
- Участвует в разработке и реализации социального и творческого проекта.
Третья ступень – организатор – координатор:
- Способен самостоятельно организовать выполнение конкретного проекта.
- Организует выполнение стратегических планов и программ.
- Представляет объединение (штаб) на различных уровнях.
Специфика занятий заключается в постоянной смене форм работы: беседа, лекция, конкурс, дискуссионный клуб, деловая (ролевая) игра, тренинг, КТД, выставка, защита проектов, орлятский круг.
Режим занятий:
1 год обучения – одно занятие в неделю по три часа (108 часов в год)
2 год обучения - одно занятие в неделю по три часа (108 часов в год)
3 год обучения - одно занятие в неделю по три часа (108 часов в год)
Количественный состав группы – 15 – 25 человек.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Темы разделов | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение в образовательную программу. Организационная встреча. | 3 | 2 | 1 |
2 | Теория лидерства. | 18 | 6 | 12 |
3 | Личность и коллектив. | 15 | 3 | 12 |
4 | Наука общения. | 15 | 3 | 12 |
5 | Основы организаторской деятельности. | 9 | 3 | 6 |
6 | Основы школьного самоуправления. | 15 | 3 | 12 |
7 | Игра как инструмент лидера. | 12 | 3 | 9 |
8 | История развития детского движения в России. | 9 | 3 | 6 |
9 | Современное детское движение России. | 9 | 3 | 6 |
10 | Итоговое занятие. | 3 | - | 3 |
Итого: | 108 | 29 | 79 |
Содержание программы первого года обучения.
Тема 1 «Введение в образовательную программу. Организационная встреча».
Теория (2 часа). Знакомство с правилами поведения во Дворце детского (юношеского) творчества. Знакомство с инструкциями по технике безопасности и пожарной безопасности. Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе.
Практика(1 час). Знакомство. Огонёк «Расскажи мне о себе».
Тема 2 «Теория лидерства»
Теория (6 часов). Современное понимание лидерства. Типы и качества делового лидера. Стили работы лидера. Лидер и группа. Завоевание авторитета. Теория и практика проведения сборов группы (объединения).
Практика (12 часов). Анкетирование с целью выявления лидерских качеств. Игры на выявление лидеров. Тренинги на развитие лидерских качеств. Круглый стол по проблемам лидерства. Встречи с представителями комиссарских отрядов разных поколений.
Тема 3 «Личность и коллектив»
Теория (3 часа). Что такое личность. Направленность и способность личности. Характер и темперамент личности. Самореализация личности в группе. Организация групповой деятельности. Стадии развития коллектива (по А.Н.Лутошкину).
Практика (12 часов). Упражнения на сплочение коллектива. Тренинги на развитие толерантности. Деловые игры и игры на взаимодействие в группе.
Тема 4 «Наука общения»
Теория (3 часа). Культура и этика общения. Общение и его слагаемые. Правила общения. Стиль общения. Стили речи. Способность высказывать собственное мнение.
Практика (12 часов). Упражнения на бесконфликтное общение в коллективе. Проведение деловых игр с целью знакомства с правилами активного слушания, формирование умений публичного выступления.
Тема 5 «Основы организаторской деятельности»
Теория (3 часа). Представление о целях, задачах и их соотношениях. Поиск и выбор цели. Виды целей, виды планов. Этапы разработки планов и проектов. Отличие плана от проекта. Знакомство с теорией социального проектирования.
Практика (9 часов). Игра-путешествие с целью знакомства и практической деятельности по планированию своей деятельности, деятельности своего объединения.
Тема 6 «Основы школьного самоуправления»
Теория (3 часа). Понятие самоуправления. Принципы самоуправления общественного объединения. Организационная структура общественного объединения. История развития детского самоуправления. Знакомство с ГДОД «Юная Тула».
Практика (12 часов). Проведение деловых игр, дискуссионных центров для знакомства и обобщения опыта деятельности школьного самоуправления. Создание выставок, информационных стендов о деятельности различных моделей органов ученического самоуправления.
Тема 7 «Игра как инструмент лидера»
Теория (3 часа). Классификация игр. Основные принципы и компоненты игровой программы. Программа СПО (ФДО) «Игра – дело серьезное».
Практика (9 часов). Конструирование игр-путешествий на правовую тематику, игр на выявление лидеров в команде. Проведение игр на взаимодействие в группе, игр – знакомств, игр – шуток.
Тема 8 «История развития детского движения в России»
Теория (3 часа). Страницы истории. Годы 1917 – 1940. Годы 1941 – 1945. Годы 1946 – 1981. Годы 1982 – 1991.
Практика (9часов). Деловые игры «Страницы истории». Просмотр фильмов «Красногалстучная страна», «Главный лагерь пионеров», «ВДЦ «Орлёнок».
Встреча с интересными людьми, пионерами и пионерскими вожатыми разных лет. Оформление папки «Пионеры в моей семье».
Тема 9 «Современное детское движение России»
Теория (3 часа). Детские и молодёжные общественные организации и движения России. СПО (ФДО), РСМ, ДИМСИ.
Практика (9 часов). Практикум «Основы деятельности Всероссийских общественных организаций». Деловые игры «Узнаю о ДИМСИ», «Узнаю о РСМ». Встречи с представителями Всероссийских общественных организаций и движений.
Тема 10 «Итоговое занятие»
Практика (3 часа). Огонёк «Расскажи мне обо мне».
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Темы разделов | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Организационная встреча. | 3 | 1 | 2 |
2 | Правовые основы деятельности общественного движения. | 15 | 6 | 9 |
3 | Государственная символика и символика детского общественного движения. | 15 | 3 | 12 |
4 | Проектирование деятельности. Технология подготовки социального проекта. | 18 | 3 | 15 |
5 | Методика организации и проведения коллективного творческого дела. Основы диагностики. | 12 | 3 | 9 |
6 | Технология игр и игровых программ. | 18 | 6 | 12 |
7 | Ораторское искусство. | 9 | 3 | 6 |
8 | Этикет. | 6 | 3 | 3 |
9 | Детское движение Тулы. | 9 | 3 | 6 |
10 | Итоговое занятие. | 3 | - | 3 |
Итого: | 108 | 31 | 77 |
Содержание программы второго года обучения.
Тема 1 «Вводное занятие. Организационная встреча».
Теория. Знакомство с правилами поведения во Дворце детского (юношеского) творчества. Знакомство с инструкциями по технике безопасности и пожарной безопасности. Повторение пройденного материала. Совместное обсуждение плана работы на год.
Практика. Огонёк «Мое лидерское лето».
Тема 2 «Правовые основы деятельности общественного объединения»
Теория (6 часов). Понятие общественного объединения, принципы управления. Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об общественных объединениях». Алгоритм создания Положения об общественном объединении.
Практика (9 часов). Деловая игра по составлению Положения об общественном объединении. Круглый стол по проблемам защиты прав подростков «Каждый правый имеет право». Диспут по вопросам создания детского объединения. Конференции.
Тема 3 «Государственная символика и символика детского общественного движения»
Теория (3 часа). Государственная символика. Символы России – флаг, герб, гимн. Символы города Тулы и Тульской области. Геральдика. Символы детских организаций.
Практика (12 часов). Защита проектов «Символы моей детской организации». Выставка «Эмблемы общественных объединений». Деловая игра «Символика». Викторина «Символы России: история и современность».
Тема 4 «Проектирование деятельности. Технология подготовки социального проекта»
Теория (3 часа). Определение понятия «проект». Отличие проекта от плана. Структура работы над проектом. Схема подготовки социального проекта.
Практика (15 часов). Анкетирование, социологический опрос, интервью с целью определения тематики социальных проектов. Сбор и анализ информации. Разработка и составлении социальных проектов различной направленности. Деловая игра «Думаю. Проектирую. Действую». Защита социальных проектов.
Тема 5 «Методика организации и проведения коллективного творческого дела. Основы диагностики»
Теория (3 часа). Шесть стадий проведения коллективного творческого дела (по И.П.Иванову). Организация благотворительных акций. Адреса заботы. Методики эмоционального состояния группы.
Практика (9 часов). Практикум «Составление Положения о проведении КТД». Конструирование и проведение КТД для класса, школы, района, города. Разработка анкет, проведение тестирования.
Тема 6 «Технология игр и игровых программ»
Теория (3 часа). Методика организации и проведения игровых конкурсных программ и интеллектуально-познавательных игр. Игры с залом, игры – дискуссии, деловые и ролевые игры.
Практика (12 часов). Конструирование игровых программ, игр различной тематики, разработка игр – путешествий. Составление пакета вопросов для интеллектуально-познавательных игр различной направленности. Защита игровых программ. Деловая игра «Викторина». Конкурсы. Игровые программы.
Тема 7 «Ораторское искусство»
Теория (3 часа). Основы ораторского искусства. Как готовиться к публичным выступлениям. Подготовка выступления по теме. Приемы привлечения внимания аудитории.
Практика (6 часов). Репетиционный процесс подготовки к выступлению.
Тема 8 «Этикет»
Теория (3 часа). Современный этикет на визитах, в общественных местах, за столом. Внешний вид. Представление и знакомство.
Практика (3 часа). Деловые игры «В театре», «В гостях», «На приеме», «В транспорте». Ролевая игра «Презентация».
Тема 9 «Детское движение Тулы»
Теория (3 часа). История развития детского общественного движения в Туле. Детпролеткульт. Современное детское общественное движение. ГДОД «Юная Тула».
Практика (6 часов). Просмотр фильма «Детское движение. 100 лет». Викторина «Детпролеткульт». Встречи с комиссарами разных поколений. Встречи органов самоуправления районных детских общественных организаций.
Тема 10 «Итоговое занятие»
Практика (3 часа). Презентация творческих проектов.
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ | Темы разделов | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Организационная встреча. | 3 | 1 | 2 |
2 | Правовые основы деятельности общественного движения. | 24 | 6 | 18 |
3 | Этика делового общения. | 9 | 3 | 6 |
4 | Конфликтология. | 9 | 3 | 6 |
5 | Координация подготовки и проведения КТД, реализация социальных и творческих проектов, игровых программ. | 36 | - | 36 |
6 | Всероссийский детский центр «Орленок». История лагеря. Смены, фестивали. | 15 | 3 | 12 |
7 | Актерское мастерство. | 9 | 3 | 6 |
8 | Итоговое занятие. | 3 | - | 3 |
Итого: | 108 | 16 | 92 |
Содержание программы третьего года обучения.
Тема 1 «Вводное занятие. Организационная встреча».
Теория (1 час) Организационная работа. Повторение правил поведения во Дворце детского (юношеского) творчества и инструкций по технике безопасности и противопожарной безопасности. Определение перспектив участия в конкурсах и проектах, планов на год
Практика (2 часа) Огонёк «Мое лидерское лето».
Тема 2 «Правовые основы деятельности общественного объединения»
Теория (6 часов). Программный подход к деятельности детского общественного объединения по материалам программы ГДОД «Юная Тула». Технология создания программ деятельности на материале ГДОД «Юная Тула», Уставе общественного объединения.
Практика (18 часов). Практикум по созданию программы детского общественного объединения, Устава детского общественного объединения. Защита программ. Практикум по созданию Устава детского общественного объединения.
Тема 3 «Этика делового общения»
Теория (3 часа). Особенности делового общения. Виды делового общения. Невербальные средства общения.
Практика (6 часов). Тренинги на знакомство, представление собеседников. Презентация. Вечер дружеского общения.
Тема 4 «Конфликтология»
Теория (3 часа). Понятие о конфликте. Определение конфликта. Структура и динамика конфликта. Классификация споров.
Практика (6 часов). Практикумы и тренинги на обучение навыкам выхода их конфликта.
Тема 5 «Координация подготовки и проведения КТД, реализация социальных и творческих проектов, игровых программ»
Практика (36 часов). Участие каждого обучающегося в следующих видах деятельности:
- Разработка и реализация социальных и творческих проектов
- Организация и проведение коллективных творческих дел
- Разработка программ, организация и проведение профильных смен различной направленности
- Организация и проведение занятий в «Школе лидера», на сборах, семинарах - практикумах
- Проведение конференций, конкурсов, фестивалей
Тема 6 «ВДЦ «Орленок». История лагеря. Смены. Фестивали»
Теория (3 часа). История развития лагеря. Детские лагеря «Орлёнка». Традиции, легенды. Смены различной направленности. Фестивали.
Практика (12 часов). Просмотр фильма «ВДЦ «Орлёнок». Встречи с орлятами разных поколений. Вечер орлятской песни. Вечер орлятских легенд.
Встреча со штабом Городского отделения Областной детской организации «Орлятское братство».
Тема 7 «Актерское мастерство»
Теория (3 часа). Основы актерского курса. Сценическая речь, движение.
Практика (6 часов). Практикумы «Сценическое искусство», «Ведущие мероприятия».
Тема 8 «Итоговое занятие»
Практика (3 часа). Проведение итогового круглого стола «Основы деятельности детского общественного движения»
По итогам курса обучающие должны показать следующие знания и умения:
По теме «Теория лидерства»
- Иметь представление о типах и качествах делового лидера, о стилях работы лидера.
- Иметь представление о способах изучения и развития лидерских качеств.
- Иметь представление о сферах применения знаний о лидерстве.
- Иметь представление о методах ведения сбора (собрания), о роли участников сбора, ведущего, члена и лидера группы.
- Уметь проводить самотестирование, анализировать полученные результаты.
- Уметь организовывать и проводить лидерские игры.
По теме «Личность и коллектив»
- Иметь представление о направленностях и способностях личности.
- Иметь представление о способах изучения качеств личности.
- Формирование мотивации к поиску возможностей и созданию условий для реализации своих интересов и потребностей в лидерской деятельности.
- Уметь обозначать дальние и ближайшие перспективы своего роста в избранном направлении.
- Принимать активное участие в работе группы, органе самоуправления ГДОД «Юная Тула».
По теме «Наука общения»
- Иметь представление о правилах и культуре общения.
- Иметь представление о правилах активного слушания.
- Формирование умений публичных выступлений, ведение диалога и дискуссии.
- Уметь организовывать игру, беседу, праздник.
По теме «Основы организаторской деятельности»
- Иметь представление о значении процесса целеполагания, планирования своей деятельности и деятельности объединения.
- Иметь представления о социальном проектировании.
- Иметь представление о стадиях и шагах работы над проектом, уметь разбивать работу на части, распределять ее во времени.
- Уметь составить план проведения дела в удобной для работы форме.
По теме «Основы школьного самоуправления»
- Иметь представление о самоуправлении в детском объединении.
- Иметь представлении об истории развития детского самоуправления.
- Иметь представление о деятельности органов самоуправления школы, района, города.
- Знать принципы самоуправления и модели органов самоуправления детского объединения.
- Иметь навыки создания Положения об органах самоуправления детского объединения.
По теме «Игра - как инструмент лидера»
- Иметь представление о многообразии игр, о роли игры в обеспечении качественного уровня организации досуга в детском общественном объединении.
- Иметь представление об основных принципах конструирования игр и игровых программ.
- Формирование умений проводить игры-знакомства, игры на взаимодействие в группе и конкурсные программы, наиболее применяемые в педагогической практике
По теме «История развития детского движения в России»
- Иметь представление о зарождении детского общественного движения.
- Кратко знать историю создания ВПО им. В.И. Ленина, основные этапы ее развития, направления деятельности, структуру.
По теме «Современное детское движение России»
- Иметь представление об Общероссийских общественных организациях России и основах их деятельности.
- Знать основные направления развития Общероссийских общественных организаций.
По теме «Правовые основы деятельности общественного объединения»
- Иметь представление о понятии «общественное объединение».
- Иметь представление о правах и обязанностях подростков.
- Иметь представление о функциях общественного объединения.
- Знать механизм защиты прав подростков.
По теме «Государственная символика и символика и детского
общественного движения»
- Иметь представление о значении и роли символов государства в жизни гражданина страны.
- Знать основные понятия о символах и эмблемах.
- Знать общепринятое толкование цветов в геральдике.
- Знать гимн России и гимн «Юной Тулы».
По теме «Проектирование деятельности. Технология подготовки социального проекта»
- Иметь представление о проекте.
- Иметь представление о схеме работы над проектом.
- Уметь составлять анкеты.
- Уметь собирать и анализировать информация.
- Уметь представиться, вести переговоры.
По теме «Методика организации и проведения коллективно-творческого дела. Основы диагностики»
- Иметь представление о стадиях проведения КТД.
- Иметь представление о плане подготовки КТД.
- Уметь составить план проведения и подготовки КТД.
- Уметь провести анализ КТД.
По теме «Технология игр и игровых программ»
- Иметь представление о существующих формах организации игровых программ.
- Уметь разработать и наполнить содержание программ, в зависимости от тематики.
- Уметь придумать название программе.
По теме «Ораторское искусство»
- Иметь представление об ораторском искусстве.
- Иметь представление о видах подготовки к публичному выступлению.
- Иметь представление о формах преподнесения материала, как сделать так, чтобы помещение помогло.
- Уметь составлять план выступления.
По теме «Этикет»
- Иметь представление о правилах этикета.
- Уметь вести себя в общественных местах.
По теме «Детское общественное движение Тулы»
- Иметь представление об истории развития детского движения в Туле.
- Иметь представление о Детпролеткульте – прообразе детской организации.
- Знать историю создания и развития ГДОД «Юная Тула», основные направления деятельности, традиционные формы мероприятий.
- Знатьсимволику ГДОД «Юная Тула» уметь о ней рассказывать.
- Знать районные детские организации Тулы.
По теме «Этика делового общения»
- Иметь представление об особенностях и видах делового общения.
- Иметь представление о понятии «общение» и его слагаемых.
- Иметь представление о рациональном пользовании невербальными средствами общения.
- Уметь представить себя.
- Уметь вести деловую беседу, переговоры, телефонный разговор.
По теме «Конфликтология»
- Иметь представление об основах полимического мастерства.
- Иметь представление о понятии конфликта.
- Иметь представлении о понятии выхода из конфликта, спора.
- Уметь применять юмор, иронию при ведении спора.
По теме «Координация подготовки и проведения КТД, реализации творческих и социальных проектов, игровых программ»
- Искать, находить или создавать возможности для реализации своих интересов.
- Создавать и осуществлять творческие и социальные проекты.
- Сравнивать конечный результат с исходной целью.
- Анализировать свой опыт и работы в «команде».
- Делать выводы на будущее.
- Организовывать работу объединения.
По теме «ВДЦ «Орлёнок». История лагеря. Смены. Фестивали»
- Знать историю создания ВДЦ «Орлёнок», называть детские лагеря центра.
- Иметь представления о сменах различной направленности, фестивалях.
- Знать и разучивать орлятские песни.
- Применять на практике методику ВДЦ «Орлёнок» (КТД, легенды, традиции, законы).
Материальное обеспечение программы
Технические средства обучения:
- Телевизор;
- Видеомагнитофон и видеокамера;
- Компьютер и мультимедийный проектор;
- Видеокассеты, аудиокассеты, дискеты, диски;
- Экран.
Оборудование для занятий в кабинете:
- Учительский, и ученические столы;
- Доска магнитная;
- Стенды;
- Стеллажи для книг.
Учебно-методическое обеспечение:
- Плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления, методике КТД, технологии социального проектирования, программному подходу к деятельности общественного объединения, игровым технологиям, науке общения;
- Журналы «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Вожатый»;
- Сборники материалов из серии «Педагогические технологии», «Методики ВДЦ «Орлёнок»;
- Подборка папок со сценариями по направлениям ГДОД «Юная Тула»;
- Костюмы, игровой реквизит;
- Фотоархив, фотолетопись;
- Символика ГДОД «Юная Тула».
Список литературы
Нормативно-правовая литература:
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, 20 ноября 1989 г. – ЮНИСЕФ, 1999.
- Закон Российской Федерации об образовании М.; ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- Федеральный закон об общественных объединениях: - Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года.
- Федеральный закон о внесении изменения в Федеральный закон «Об общественных объединениях»: - Принят Государственной Думой 18 апреля 1997 года.
- Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»: - Принят Государственной Думой 2 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.
- Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»: - Принят Государственной Думой 26 мая 1995 года.
- Приказ Министерства образования России от 18.06.2001 года № 2419 О реализации решения коллегии от 29.05.2001 года № 11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений».
- Закон Тульской области от 15 июня 200 года № 188-ЗТО «О государственной молодежной политике в Тульской области»: - Принят постановлением областной Думы от 15 июня 2000 года № 56/1669.
- Стратегия государственной молодежной политике в Российской Федерации. – М., 2006. – 36 с.
Педагогическая литература:
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Изд-во Просвещение, 1981.-207 с.
- Толерантность, как условие защиты прав ребёнка в деятельности ДОО в школе: Методич. пособие в помощь организаторам детского движения /Отв. Ред. В.А Фокин – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002-235 с., ил.
- Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых / Под общей редакцией Г.В. семья. – М.: 1998. 366 с.
- Командные игры-испытания. Сборник игр. Кипарис – 8./Сост. Ю.Д. Беляков – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. Триста творческих конкурсов – Кострома, МЦ «Вариант», 2000. – 112 с.
- Социальное проектирование: рекомендации по оформлению, оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. – 96 с.
- Учебное пособие по разработке и реализации социальных проектов. – М.: Фонд социального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа», 2007. – 195 с.