«Учебники литературы для общеобразовательных учреждений
Школа играет важную роль в становлении личности человека. Основной задачей современного образования является развитие каждого учащегося с учётом индивидуальности и переход от информационно-репродуктивного обучения к активно-творческому и продуктивно-деятельному.
В связи с этим возникает проблема выбора учебной литературы.
Документом, который регулирует использование учебников в образовательном процессе, является Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации . При этом выбор учебно-методического комплекта относится к компетенции образовательного учреждения и осуществляется педагогами с учётом принципа преемственности и непрерывности содержания образования.
Издательство «Русское слово» выпустило УМК «Литература. 10-11 класс» (для профильного и базового уровня) Зинина С.А., Сахарова В.А., Чалмаева В.А.
Этот УМК входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г.
В 2004 году учебники новой линии В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева и С.А. Зинина для 10, 11 классов получили Национальную премию Русской Государственной библиотеки (бывшей им. Ленина в Москве.)
Что характерно для программы С.А. Зинина и этой линии учебников?
- Методический аппарат учебников и логичность, последовательность и доступность изложения материала помогает организовать дифференцированную самостоятельную работу учащихся на каждом уроке, что позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении и обеспечивает возможность формирования и развития у учащихся личностных, предметных и метапредметных универсальных учебных действий.
- Школьники учатся работать с текстом, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, то есть овладевают ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми и коммуникативными.
- Наличие в учебниках большого количества интересного материала, дополнительные рубрики расширяют кругозор учащихся, позволяют разнообразить уроки и использовать различные современные образовательные технологии, а также прививают любовь к русскому языку, литературе, Родине. Выполняя творческие задания, школьники приобретают навыки исследовательской деятельности
- Большое внимание в учебниках обращается на практическое значение полученных знаний, что способствует развитию интереса к общественно-гуманитарным наукам, воспитанию ответственного отношения к себе и обществу, в котором мы живём. Этому способствует и богатый иллюстративный ряд учебников
- Учебники «Русская литература ХIХ века. 10 кл.» (авт. В.И. Сахаров, С.А. Зинин) и «Русская литература ХХ века. 11 кл.» (авт. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин содержат развернутую картину развития отечественной литературы на протяжении двух эпох.
- В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ—ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку — главным и непререкаемым ценностям нашей культуры.
- Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте.
- Применительно к русской классике ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.)
- Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь), углубляющим и расширяющим курс предшествующего класса (следуя принципу завершенности основных ступеней общего образования, авторы тематически связали материал вводного обзора с содержанием концентра 9 класса, включающего развернутые разделы по творчеству упомянутых писателей).
- Существенно переосмыслены авторами структура и содержание курса литературы ХХ века. Авторы стремились избежать «перекосов» в соотношении различных пластов литературы XX столетия (реализм и модернизм, эмигрантские и советские авторы и т.д.). В учебник введены новые разделы, такие, как «Парижская нота русской поэзии», «Новейшая проза и поэзия 80—90-х гг.», «У литературной карты России». Обзорные и монографические разделы курса, взаимно дополняя друг друга, отражают общую динамику развития отечественной литературы на фоне великих исторических свершений и катаклизмов.
- Богатый историко-литературный материал, широко и разнообразно представленный в учебниках, организован в соответствии с задачей двухуровневого его использования, т.е. варьирования в зависимости от специфики класса. Включая необходимый объем базовых знаний по предмету, каждый из названных учебников дает учителю возможность планирования материала на профильном уровне, предполагающем более детальное, углубленное изучение историко-литературного курса. Наличие в учебниках разноуровневого материала не означает его жесткого разведения — напротив, «базовые» и «профильные» структурно-смысловые блоки имеют взаимопроникающий характер. Иными словами, учитель, преподающий в классе с непрофильным обучением предмету, волен использовать материал повышенной сложности по своему усмотрению, согласуя его с возможностями учащихся. То же относится и к конкретному ученику непрофильного класса, проявляющему яркие способности в области предмета и испытывающему потребность в расширении своего читательского кругозора.
- Учебники нового поколения призваны дать старшекласснику возможность выбора траектории освоения знаний, обеспечить его право на индивидуально-творческое погружение в то общее «поле культуры», которое формирует духовный мир личности в ее связи с общенациональной традицией. Основной текст разделов каждого из предложенных учебников структурирован в соответствии с установкой на его двухуровневое изучение.
- Историко-литературный материал, предназначенный для изучения предмета на профильном уровне, маркирован в тексте двумя способами — особым шрифтом или значком. Последним помечены те монографические разделы курса, которые изучаются в профильных классах и расширяют представление о том или ином периоде развития литературы. Применительно к курсу русской литературы второй половины ХIХ века (10 кл.) речь идет о творчестве Н.Г. Чернышевского*, Н.С. Лескова* и А.К. Толстого*, а курс литературы ХХвека (11 кл.) дополнен именами Л. Андреева*, А.Н. Толстого*, А.П. Платонова*, В.В. Набокова* и Н.А. Заболоцкого*.
- Особо следует оговорить разделы «У литературной карты России»* (11 кл.), содержащие небольшие главки-монографии, посвященные писателям т.н. «второго ряда», имена которых в действительности представляют «золотой фонд» отечественной культуры (В.Я. Шишков, С.Н. Сергеев-Ценский, М.М. Пришвин, Б.В. Шергин, Е.И. Носов идр.). Работа по этим разделам может иметь отчетливо выраженный региональный характер (многие из этих писателей имеют на родине музеи), а может осуществляться в русле общей концепции профильного обучения по предмету.
- Перечисленные выше «маркированные» разделы могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного ознакомления, если речь идет о классах непрофильного уровня (материал данных разделов* может также послужить основой для докладов и рефератов учащихся на обзорных уроках по курсу).
- В ряде базовых разделов курса представлен анализ произведений, рекомендованных для классов гуманитарного профиля и также помечены значком (например, роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история»*, драма А.П. Чехова «Три сестры»*, повесть М. Горького «Фома Гордеев»*, поэма В.В. Маяковского «Про это»*, цикл М.А. Шолохова «Донские рассказы»* и др.)
- Текст внутри разделов, предназначенный для углубления знаний по предмету, выделен специальным шрифтом и имеет следующую содержательную направленность:
сведения культурно-исторического характера, раздвигающие границы видения литературной эпохи;
дополнительный материал к монографическим разделам, углубляющий представление об этапах творческого развития художника;
дополнительные факты биографии писателя, имеющие непосредственное влияние на его творчество;
краткий анализ произведений писателя, не входящих в основной круг чтения, но имеющих «знаковый» статус в его творчестве;
материал, обращенный к конкретной области поэтики писателя и углубляющий общее содержание раздела;
факты творческой (сценической) истории рассматриваемого произведения, способствующие формированию культуры читателя-исследователя;
характеристика литературного течения (группы), которое возглавлял или к которому примыкал изучаемый автор. - «Маркированный» текст может быть использован учителем разнообразно: и в качестве материала для дополнительного чтения, и как основа для подготовки индивидуальных сообщений учащихся, и как материал для выборочного конспектирования и составления рабочих схем. Основной текст учебника «работает» на учеников различного уровня подготовки и характера творческих способностей, давая старшекласснику возможность изучать русскую литературу как сложное, многообразное явление, постигаемое и в его множественных проявлениях, и в его неразрывной целостности.
- Формирование теоретико-литературной грамотности учащихся на базе двухуровневого учебника осуществляется различными способами:
а) закрепление специальной терминологии, ранее усвоенной учащимися, в разборе конкретных произведений;
б) разъяснение важнейших теоретико-литературных понятий в рамках статьи учебника (например, понятие о романе-эпопее в разделе по творчеству Л.Н.Толстого (10 кл.) или понятие о символе в обзоре «Серебряный век русской поэзии»(11 кл.);
в) вынесение круга новейших литературоведческих понятий в отдельный раздел в конце учебника (11 кл.) - Две первые из перечисленных позиций имеют базовый статус, тогда как перечень новейших терминов предназначен прежде всего для классов гуманитарного профиля. Такие понятия, как интертекстуальность, эссеистика, горизонт ожиданий и др., вводят школьника-читателя в проблематику современной науки о литературе, выходящую за рамки базовых знаний по предмету.
- Конкретные разделы курса представлены тем или иным кругом теоретико-литературных понятий, закреплению которых способствует рубрика «Основные понятия», помещенная в конце каждой монографической или обзорной статьи (к примеру, раздел, посвященный творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина (10 кл.), включает перечень таких понятий, как сатира, гротеск, аллегория, сатирический роман-хроника, антиутопия, а изучение монографической темы «М. Горький» в 11 классе опирается на понятиялегендарно-романтический мотив, «босяцкая» проза, центробежная драматургия, полилог, социально-философская драма). Таким образом, от десятого к одиннадцатому классу происходит динамичное наращивание и обогащение теоретико-литературного инструментария читателя-школьника, отдающего предпочтение гуманитарной области образования.
- Важной составной частью статей учебника является перечень вопросов и заданий, позволяющий осмыслить проблематику изученной темы на новом, обобщенном уровне. Рубрика «Вопросы и задания» в предлагаемых учебниках соответствует специфике основного текста и имеет двухуровневую структуру (наряду с вопросами репродуктивного характера учащимся предлагается материал для проблемного осмысления). Задания, помеченные специальным значком отличаются повышенным уровнем сложности и требуют более глубокой проработки литературного материала. Типология данного вида заданий представлена следующим проблемно-тематическим рядом:
задания, основанные на межтекстовом сопоставлении литературного материала в рамках творчества отдельного писателя или разных авторов («Как авторская концепция истории в «Медном всаднике» соотносится с проблематикой других пушкинских произведений о Петре («Полтава», «Пир Петра Первого», «Арап Петра Великого» идр.)?»*; «Что выбрали символисты из «фонда преемственности», из наследия ХIХ века как нечто свое?»*);
задания, имеющие ярко выраженную культуроведческую направленность («Как соотносятся в «Грозе» языческие и христианские образы и мотивы? Рассмотрите с этих позиций ключевую символику пьесы»*; «Почему в полемике с символизмом поэтам-футуристам и Маяковскому понадобился союзник в лице авангардной живописи — прежде всего кубизма Пабло Пикассо и ФернанаЛеже?»*);
вопросы, касающиеся проблемы преемственности, «обратной связи» литературных явлений («Как в поэзии Тютчева представлены пушкинские традиции? Что в свое время привлекло внимание Пушкина в тютчевских стихотворениях, присланных из Германии?»*; «В творчестве Николая Рубцова немало стихов, посвященных великим русским поэтам («О Пушкине», «Приезд Тютчева», «Сергей Есенин»). Ощущается ли влияние указанных авторов на лирику Рубцова?»*);
задания, затрагивающие сложные теоретико-литературные категории («Как в романе «Что делать?» сходятся черты авантюрного романа, сатирического памфлета и социально-философского трактата?»*; «Какие детали свидетельствуют о том, что «Доктор Живаго» не является традиционным историко-революционным романом, а возвещает о рождении нового лирико-религиозного повествования?»*);
вопросы, связанные с определением роли и места художника в контексте литературной школы, течения («Чем выделялся Есенин в среде новокрестьянских поэтов?»*);
задания, требующие соотнесения литературных фактов с социально-историческими явлениями («В чем заключалась сущность взглядов Лескова на пути развития России?»*; «Как в творчестве Чехова отразились реалии «переходной» эпохи рубежа веков?»*);
вопросы, затрагивающие категории поэтики рассматриваемого автора («Как в «Отцах и детях» реализуется авторский принцип «тайной психологии»?»*; «Что сближает лирику и прозу Бунина с поэтикой символизма, провозглашавшего тезис о том, что «звуки правдивее слов»?»*);
вопросы, выявляющие сущность идейно-философских воззрений художника («Что представляет собой толстовское учение об «историческом фатализме», определяющем ход мировых событий?»*);
задания, затрагивающие проблему межавторского творческого диалога («Почему М. Цветаева, сравнивая себя с Брюсовым, писала: «В Вас больше берегов, во мне — течения»?»*);
задания интерпретационного характера, предполагающие дискуссионное обсуждение вопроса («Согласны ли вы с трактовкой образа маршала Жукова в стихотворении И. Бродского «На смерть Жукова»? Сопоставьте тему солдатского возвращения на Родину («возвращались в страхе») с тематикой «Дома у дороги» А. Твардовского, «Враги сожгли родную хату» М. Исаковского. Идентичны ли мотивы переживания героев?»*). - Круг вопросов и заданий для учащихся классов гуманитарного профиля не исчерпывается охарактеризованной выше рубрикой. В текст монографических разделов введен подраздел «Самостоятельный анализ текста», цель которого — совершенствование навыков целостного анализа и интерпретации художественного произведения. Данный учебный материал не является отступлением от основной темы раздела: самостоятельный анализ конкретного литературного текста дополняет и детализирует проблематику основной статьи, способствуя более глубокому восприятию курса в целом. Для анализа выбраны по преимуществу произведения «малоформатной» прозы, фрагменты крупных произведений и стихотворения различного жанра, что делает данный вид работы посильным для учащихся, а сам анализ — целостным и завершенным. Способы подачи «опорного» материала, помогающего учащимся выстроить канву анализа, методически разнообразны и одновременно едины в своем назначении — активизировать аналитические способности старшеклассников, их творческий потенциал.
- Важнейшей частью методического аппарата названных учебников является раздел «Вопросы для обобщения по курсу», систематизирующий и подытоживающий материал историко-литературного курса. Предлагаемые учащимся вопросы актуализируют внутрипредметные связи курса, способствуют закреплению понятия об историко-литературном процессе как целостном, внутренне диалогичном явлении, имеющем «горизонтальные» и «вертикальные» оси развития. Задания данного раздела ориентированы на возможность «сквозного», панорамного рассмотрения литературных явлений в связи с конкретной проблемой (традиции и новаторство, этапы развития определенного литературного жанра, общность архетипических, «вечных» формул бытия, универсальность христианских мотивов, проблемно-тематическая преемственность и т.п.). Обсуждение этих вопросов возможно в форме «круглого стола», импровизированной читательской конференции и т.п.
Как это явствует из приведенных примеров, система разноуровневых многоцелевых вопросов и заданий рассчитана на целостное, объемное постижение материала историко-литературного курса, охватывающего два века отечественной литературы. - Методический аппарат каждого из характеризуемых учебников включает темы сочинений, докладов и рефератов, предназначенных для текущего и итогового контроля знаний по предмету. Монографические разделы курса содержат перечни тем сочинений различного уровня сложности, предоставляющие учащимся право выбора темы в соответствии с индивидуальными запросами и литературными предпочтениями. В качестве примера приведем соответствующую часть монографического раздела «А.А. Блок» в учебнике В. Чалмаева и С. Зинина для 11 класса:
1. Продолжение традиций любовного романа в стихах в цикле А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
2. Лики «страшного мира» в поэзии Блока.
3. «Трилогия вочеловечения» и образ художника в лирике Блока.
4. Образ Незнакомки и его развитие в творчестве Блока разных лет.
5. Личность и История в цикле Блока «На поле Куликовом».
6. Образ Руси в поэзии А. Блока.
7. Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать».
8. «Почему Христос?» (Загадка финала «Двенадцати»).
9. Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы А. Блока «Двенадцать». - Из приведенного перечня видно, что его основу составляют темы проблемного характера, раскрытие которых требует серьезного погружения в поэтику автора, знания необходимого объема литературного материала, умения рассматривать конкретное произведение или персонаж в заданном контексте. Преобладание в перечне тем повышенного уровня сложности формирует некую «планку» требований к усвоению литературного материала, мобилизует учащихся на этапе накопления наблюдений над текстом и подготовки к итоговой работе по конкретной теме курса.
Содержание ученических докладов и рефератов также отражает общий уровень литературной подготовки учащихся, их готовность к серьезной исследовательской работе по предмету. Тематика раздела многопланова и ориентирована на широкий круг интересов читателя-школьника («Историческая тема в драматургии А.Н. Островского», «Роман «Обломов» в зеркале русской критики», «Автобиографические мотивы в некрасовской лирике», «Жанровые разновидности «Сказок для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина», «Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского», «Мифологические сюжеты и образы в лирике В. Брюсова», «Анна Ахматова и Марина Цветаева: особенности творческого диалога», «Трудные места» романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Сатирические мотивы в прозе В. Шукшина» и т.п.). Распределение материала в соответствии с жанром работы (доклад или реферат) осуществляет учитель по согласованию с учащимися, локализуя или укрупняя задачу докладчика (исследователя). Выполнению этой задачи способствуют списки рекомендуемой литературы, являющиеся необходимой частью каждого из разделов учебника.
Авторы заинтересованы в том, чтобы найти в учителе единомышленника, чтобы помочь ему в использовании учебника в двухуровневом обучении. С.А. Зинин написал Методические рекомендации по использованию учебника в 10 и 11 классах. Он же разработал и опубликовал Поурочное планирование при изучении, ориентированном и на 102, и на 170 ч.
- Учебники В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева и С.А. Зинина для старших классов ,на наш взгляд,отвечают современным требованиям к базовому и профильному уровням образования.
Единственное, на наш взгляд, современный учебник должен содержать ссылки на информационные ресурсы Интернет.