Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

Губина Людмила Анатольевна

 

 

Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст (14-16 л)

       Сами подростки не могут четко обозначить причину, по которой они решили совершить самоубийство (обычно причина суицида воспринимается подростком как тяготящая его проблема, решить которую не представляется возможным).

Суицидальное поведение

Включает в себя покушения, попытки и проявления:

•         К покушениям относят все неудачные попытки суицида;

•         Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им акта;

•         К суицидальным проявлениям в широком смысле этого слова относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Предпосылки к суициду

•         неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;

•         двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны — уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой - абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников);

•         максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий.

Факторы суицидального риска

ü Врожденные

ü Индивидуально-психологические

ü Приобретенные

К врожденным относят: наследственные психические, нервно-психические заболевания, тяжелые эндогенные заболевания, случаи самоубийств у близких родственников.

Индивидуально-психологическим, могут способствовать: высокая тревожность, агрессивность, эмоциональная нестабильность, замкнутость, депрессия, неадекватная заниженная самооценка (недовольство внешностью, способностями и т.д.), тяжелое переживание возрастных Кризисов, акцентуированное поведение, трудности адаптации к социуму или коллективу, отсутствие цели в жизни.

Приобретенные факторы в семье: деструктивное воспитание, наркомания, алкоголизм, правонарушения, неполные семьи, смерть родного человека, отсутствие теплоты и взаимопонимания в семье;

в учебных заведениях: неуспехи в учебе, конфликты с педагогами, администрацией, одноклассниками, страх несоответствия ожиданиям окружающих, ошибки в воспитательной и учебной деятельности;

в сфере общения: неразделенная любовь, нарушения социальной адаптации, неразвитые навыки общения, попадание под чужое влияние, насмешки и т.д.;

в сфере досуга: литературные, музыкальные, философские увлечения, религиозные, идеологические секты, СМИ, подражание кумирам, однообразие, скучная жизнь, отсутствие интересов и увлечений, интерес к смерти.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что для молодых людей характерны депрессии, высокий уровень тревожности, агрессии. "Но если в развитых западных странах уровень депрессии подростков не превышает 5%, то в России – около 20%. Мысль о самоубийстве появляется в голове у 45% российских девушек и 27% юношей. Суицидальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе –  шантажа. Андре́й Евге́ньевич Личко, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % - это крик о помощи. При обследовании группы подростков 14-18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установлено, что только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания. Большинство же эксцессов были совершены после ссоры со сверстниками, а у 49 % суицидальные действия были совершены в состоянии аффекта.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я. Жезловой, в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном - «сексуальные» и «любовные».

Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковых субкультур.

Примером тому, служит самоубийство Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернейшинал», после сообщения в СМИ о случившемся, несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

В течение последнего десятилетия частота суицидов среди молодежи возросла почти в 3 раза. Молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. В этих случаях они чувствуют себя биологическими чужаками, понимают, что шагают не в ногу с родителями и не подходят в качестве приемных членов семейного круга. Кроме того, у них часто безо всякой причины может появиться чувство своей нежеланности, они уверены в том, что родители не хотели их появления на свет. Это называется феноменом «отвергнутого ребенка».

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем слу­чае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым. Многие подростки, подпадая под зависимость от физического со­стояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятель­ности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Взрослым необходимо уделять больше времени внимательному выслушиванию своих детей и стараться понять, что они на самом деле имеют в виду и о чем думают. Со своей стороны молодежь тоже должна с пониманием относиться к взглядам и ценностям взрослых. Если возникают различия во взглядах, то тем и другим важно показать словом и жестом, что между ними сохраняются безусловная любовь и поддержка.

Суицид – это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Это -  «следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта». Эти конфликты могут быть связанны, как с семейными отношениями, так и со сверстниками.  Дезадаптация,  связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний. Конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения, алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.

ü Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.
 

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

§  суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);

 

§  суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;

 

§  суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

 

 К внешним формам суицидного поведения относятся:

§  суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;

 

§  завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

Все суициды делятся на три группы: истинные, скрытые и демонстративные.

Истинный суицид - никогда не бывает спонтанным - хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние, или просто мысли об уходе из жизни.

Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это явление психиатры часто называют демонстративным суицидом, который может проявляется как способ своеобразного шантажа (чаще со стороны именно слабых людей, у которых просто нет других способов воздействия).

Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее, другого пути опять же найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое "суицидально обусловленное поведение". Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.

В заключение хотелось бы сказать, что не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.  

Суициды совершаются по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем.

Самоубийство - явление негативное, необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на предсуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.

Крайне важно, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах он не одинок, а суицид - не единственный способ решения проблем.

Следует также донести мысль до подростка, что самоубийство на самом деле не является «изысканной» или «благородной» смертью «мужественного человека».

Естественная смерть рано или поздно приходит к каждому, а выбор не спешить умирать требует большего мужества, чем уход из жизни.

 

 

Список литературы

1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социально и клиническая психиатрия. - 1996. - №4.

2. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.

3. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. - СПб., 1999.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М., 1994.

5. Жезлова Л.Я. Об осоенностях формирования суицидальных тенденций у больных шизофренией в детском и подроттковом возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1978. - № 10.

6. КондрашенкоВ.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

8. Попов Ю.В., Бруг А.В. Сан-П. Научно - иследовательсикй психоневрологический институт им. В. М Бехтерева.

9. Персидская А.Е. Взаимосвязь семейного воспитания и суицидального поведения подростков. Город Чита. Россия.

10. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1984. - № 10.