Значение производственного обучения

Инсапова Римма Вагизовна

Успешность производственного обучения в значительной степени определяется наличием у обучающихся прочной и разносторонней ориентировочной основы их предстоящих действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_proizvodstvennogo_obucheniya.docx45.54 КБ

Предварительный просмотр:

Значение производственного обучения

Демонстрация (показ) трудовых приемов и способов

Успешность производственного обучения в значительной степени определяется наличием у обучающихся прочной и разносторонней ориентировочной основы их предстоящих действий.
Процесс производственного обучения первоначально начинается с освоения трудовых движений, приемов, операций, их типичных сочетаний. Это «преддверие» к освоению собственно трудового процесса, характерного для осваиваемой профессии. При этом закладываются основы будущего профессионального мастерства обучающихся. Все это определяет необходимость особого педагогического внимания мастера к четкости и точности восприятия, понимания и выполнения учащимися этих элементарных частичек умелой деятельности.
В процессе создания ориентировочной основы учебной деятельности обучающиеся на этих периодах освоения профессии при всей важности таких ее составляющих, как «что делать», «для чего», «с помощью чего», «чему должно соответствовать», главное - «как» нужно выполнять разучиваемые или отрабатываемые действия. Вот это «как» в первоначальные периоды обучения во многом обеспечивается путем качественного, методически грамотного показа мастером предстоящих к изучению и освоению трудовых действий.

При этом мастер всегда должен иметь в виду, что все изучаемые приемы, операции, способы работы, правила организации труда для обучающихся - новое, незнакомое, трудное дело и они особо нуждаются в четком и доходчивом их разъяснении. Для мастера же, который является квалифицированным специалистом, все эти приемы, способы, правила, обязанности никакой трудности не представляют. Этим и обусловлены те недостатки в инструктировании, проводимом неопытными мастерами. Они на первых порах затрудняются выделить главное, определить, что трудно для обучающихся , чему нужно уделить особое внимание, как это довести до обучающихся наиболее эффективно. Опытные же мастера всегда знают, в чем чаще всего испытывают затруднения обучающиеся, какие типичные ошибки они обычно допускают, и процесс вводного инструктирования строят с позиций предупреждения этих ошибок и затруднений.
Воспринимая показ, обучающиеся должны не только понять, но и запомнить во всех деталях то, что показывает мастер. Поэтому показ изучаемых приемов и способов следует повторять, производить несколько раз подряд.
Полный и точный образ трудового действия в сознании обучающегося возникает не мгновенно. Вначале он запечатлевается в общем виде, а затем постепенно уточняется в деталях. Для того чтобы учащиеся смогли осознать и запомнить показываемое во всех подробностях, им нужно в течение некоторого времени раздельно воспринимать каждую его деталь, часть. Поэтому мастер должен выполнить показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолированные части, делая паузы между ними.

Не все осмысливается и запоминается в трудовом процессе с одинаковой легкостью и быстротой. Наиболее трудно воспринимается выполнение различных действий одновременно разными рабочими органами (например, двумя руками, несколькими пальцами), а также моменты перехода от одного трудового движения, приема, действия к последующим, если в обычных условиях нормальной работы между ними нет перерыва. Мастер специально выделяет и показывает все такие моменты в еще более замедленном темпе и большее количество раз, чем все остальные. По совмещенным элементам действия показ производится как в составе целостного трудового процесса, так и расчленено, с обращением внимания учащихся на вычлененные элементы его. Целесообразно также выделять и промежуточные характерные моменты в трудовом действии, особенно если оно выполняется одновременно двумя руками.
Например, при демонстрации способов перемещения напильника по заготовке или детали по притиру внимание учащихся следует фиксировать не только на конечных, но и на промежуточных точках координированного движения рук.

Мастер всегда должен помнить о сугубо служебной роли этих методических приемов показа, такого методического «препарирования» трудового действия. Сознание обучающихся в конечном итоге должно быть направлено на решение конечной задачи, на формирование образа полных и точных естественных трудовых действий. Поэтому показ приемов, действий, процессов должен завершаться нормальным рабочим темпом и ритмом.
С учетом изложенных рекомендаций процесс показа трудовых приемов, действий, процессов можно представить следующим образом:

Показ приемов слитно, в нормальном рабочем темпе

Показ приемов в замедленном темпе, с остановками в характерных моментах; расчленение приемов на элементы и показ отдельных трудовых движений

Показ приемов слитно, в нормальном рабочем темпе

   
Однако это - только общая формула; успешность показа, прочное усвоение сущности правильных приемов и способов обучающимися она полностью не обеспечивает. Важно не только произвести показ в замедленном темпе, сделать где-то остановки, обратить внимание обучающихся на положение рук, ног, пальцев, координацию движений и т. д. Успех показа зависит от умения мастера выбрать из всего многообразия трудовых движений те, которые обеспечивают максимальную эффективность выполнения всего трудового действия, процесса в целом, умение показать их так, чтобы обучающиеся поняли «секрет успеха», чтобы у них в памяти ярко запечатлелся образ приема, движения, действия, которому они на первых порах будут подражать, и с которым будут сравнивать свои первые попытки выполнить прием самостоятельно.
Показывая приемы и способы труда, мастер должен суметь мысленно поставить себя на место обучающегося и посмотреть на себя его глазами, суметь понять, что для  обучающегося трудно воспринять, и постараться это показать четко, образно, доходчиво. Такая «методическая обработка» трудового действия в целях обучения этому действию обучающихся - определенное педагогическое искусство, которому следует постоянно учиться. Поэтому начинающий мастер должен наблюдать, как показывают трудовые приемы его более опытные коллеги; при подготовке к урокам можно попросить старшего или более опытного мастера со стороны понаблюдать и оценить, как получается пробный показ.

Эффективность показа трудовых приемов и способов как метода обучения зависит от соблюдения ряда правил и условий. Основные из них следующие:
1. важно суметь убедить учащихся в практической значимости и важности изучаемых приемов и способов, в необходимости качественного их усвоения для успешного овладения профессией, т. е. создать у обучающихся положительную установку на качественное усвоение показываемого;
2.  необходимо обеспечить хорошую видимость показываемого (правильный выбор места показа, нормальная освещенность, правильное расположение обучающихся у рабочего места мастера);
3.  демонстрацию приемов следует сочетать с демонстрацией наглядных пособий, на которых изображены соответствующие положения рук, ног, пальцев, корпуса, инструментов, с зарисовками на доске, а также с использованием инструкционных карт и технических средств обучения: фрагментов видеофильма, слайдов, диафильмов и т. п.;
4. следует широко практиковать попутный контроль восприятия обучающимися показываемого, повторный показ трудных для восприятия приемов, побуждать обучающихся задавать вопросы мастеру, если им что-либо непонятно.

Большое значение для повышения эффективности показа имеет правильное сочетание демонстрации и слова мастера. Только с помощью показа как такового невозможно раскрыть обучающимся сущность трудового действия. Во время показа они не всегда обращают внимание на основные, наиболее важные стороны демонстрируемого действия. Увлекаясь внешней картиной его выполнения, которая для них доступнее и интереснее, обучающиеся обычно не замечают существенных особенностей этого действия. Поэтому показ всегда должен сопровождаться пояснениями.
При помощи слова мастер объясняет задачи, сущность и значение изучаемых приемов и способов работы; дает попутные пояснения, обращая внимание на обучающихся  наиболее существенное, на «невидимую» часть показываемого; побуждает обучающихся к мысленному подражанию; подводит итоги показа.
Значительно повышается эффективность показа и его восприятие, если у мастера на рабочем месте имеется инструкционная карта с эскизами и рисунками, раскрывающая наиболее рациональную последовательность трудовых действий и приемов, содержащая необходимые инструкционные указания о правилах их выполнения. В таком случае мастер вначале зачитывает рекомендации, содержащиеся в инструкционной карте, а затем показывает соответствующие трудовые действия и приемы.

Приведенная выше типовая формула методически правильного показа трудовых действий отработана в те времена, когда в профессиональных учебных заведениях обучали в основном профессиям ручного и машинно-ручного производства, для которых двигательные действия являются преобладающими. Со временем перечень профессий и содержание их труда в значительной степени изменились, профессии ручного труда все больше стали насыщаться механизацией и автоматизацией, возникло много новых профессий машинного, механизаторского, автоматизированного характера труда, содержание которых принципиально отличается от чисто ручных. Формула же методической обработки трудовых приемов для их демонстрации в целях четкого усвоения и отработки осталась прежней. Так что же - отказаться от нее? Ни в коем случае.
Во-первых, там, где в содержании труда обучаемым профессиям содержатся «двигательные» элементы, формула показа трудовых приемов и способов может и должна сохраняться полностью. В любых других случаях сохраняется основная аналитико-синтетическая идея методики показа: вначале показываются, демонстрируются и отрабатываются приемы и способы выполнения частей целостного трудового действия, а затем все действие в комплексе составляющих его приемов, способов, операций.

Демонстрация наглядных пособий


Наглядные пособия и другие средства создают в сознании  обучающихся наглядный образ предмета, явления, процесса, действия и т. д. Однако само по себе наглядное пособие к процессу обучения нейтрально, его демонстрация вне связи с деятельностью мастера и обучающихся может придать зрелищность занятию, но не решает проблему наглядности обучения. Наглядный образ сугубо субъективен. Он зависит не только от характера и особенностей воспринимаемого предмета, но и от особенностей обучающегося, от его убеждений и установок, жизненного и производственного опыта и знаний, обученности и способностей, от его интересов и того смысла, который имеет для него познание данного предмета или явления, наконец, от его настроения в данный момент. Все это требует от мастера умелого руководства процессом восприятия наглядных средств обучения, обеспечения таких условий, когда учащиеся не только бы наблюдали, но и видели, рассматривали, анализировали, извлекали из наблюдаемого необходимую информацию.

Планируя использование средств наглядности на уроке, мастер должен, прежде всего, четко представлять, какую функцию эти средства выполняют в учебном процессе, для чего их применять, какую роль они могут и должны сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью.
Функции средств наглядности могут быть различными. В одних случаях наглядные пособия являются иллюстрацией к рассказу или объяснению мастера, в других - средством создания у обучающихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которые учащиеся еще не наблюдали. Наглядные пособия могут выступать и как самостоятельное средство получения новой информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа учащихся с ними.

Все средства наглядности, используемые в процессе производственного обучения, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали, узлы оборудования, образцы материалов, изделий и т. п.) и изобразительные (плакаты, макеты, схемы, диаграммы….).
Изучение объектов, явлений, процессов при наблюдении их в натуре самое эффективное. Однако далеко не все, что подлежит изучению, возможно и целесообразно использовать на уроке в натуре; изобразительные средства наглядности используются тогда, когда изучаемые объекты в натуре или очень велики, или малы (доменная печь, часовой механизм), или их вообще нельзя наблюдать (электрический ток, строение молекул). Незаменимы изобразительные наглядные пособия и тогда, когда изучаемые предметы или явления в натуре скрыты от наблюдения (внутреннее устройство оборудования, процессы в аппаратах), когда следует изучать процессы, протекающие слишком быстро или слишком медленно (рост растений, газовый разряд), когда требуется графически выразить определенные закономерности, упростить сложные объекты или объяснить принцип действия и т. п.
Для того чтобы средства наглядности давали наибольший эффект, при их изготовлении, выборе и подготовке к использованию необходимо соблюдать определенные требования. Натуральные объекты для использования в качестве наглядных пособий следует подготовить или обработать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смотровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т.п. При изготовлении изобразительных наглядных пособий необходимо, чтобы изображения и надписи на них были достаточно крупными, четкими, хорошо наблюдаемыми с любого места в учебной мастерской; наиболее важные изображения и их детали следует выделять специальным окрашиванием. Наглядные пособия не следует перегружать большим количеством изображений и текста, изображаемые на пособии объекты должны быть в естественных положениях с соблюдением масштабных соотношений и пропорций существенных деталей.
Используя наглядные пособия на уроке, следует помнить, что их демонстрация - не цель, а средство достижения цели. Чтобы добиться от обучающихся полного и точного восприятия наглядных пособий, создания наглядного образа демонстрируемого предмета, явления, процесса, необходимо обучать их умению рассматривать. Путем словесных пояснений и указаний надо помочь обучающимся выделить в наблюдаемом главное, основное, отвлечься от второстепенного, сравнить, сопоставить, сделать вывод, направить их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения, объединить их в целостный образ. По возможности следует дать возможность обучающимся самостоятельно поработать с пособием: включить, выключить, разобрать, собрать, отрегулировать, опробовать в работе, снять показания, сделать замеры, выписать данные.

Из других методических приемов руководства восприятием наглядных пособий можно выделить следующие:
1.  демонстрация наглядных пособий должна органически сочетаться с показом трудовых приемов, разбором технических требований, технологии выполнения работы и т.д.;
2. наглядное пособие следует демонстрировать тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала;
3.  не следует перегружать урок демонстрацией наглядных пособий и других средств наглядности;
4.  в процесс восприятия демонстрируемого необходимо вовлекать возможно большее количество анализаторов: зрение, слух, осязание, а при необходимости - вкус и обоняние;
следует обеспечивать условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия: место расположения, освещенность, четкость изображения;
5.  действующие и динамические пособия необходимо показывать и использовать в действии;
6.  для демонстрации образцов работ, инструментов, приспособлений и др. целесообразно комплектовать их на специальных тематических щитах, что создает условия для сравнения и обобщения;
7.  при объяснении технологии обработки, сборки, монтажа и т. п. следует широко использовать образцы, обработанные (собранные, смонтированные) в последовательности технологических переходов;
8.  натуральные объекты средних размеров и массы (инструменты, детали, приборы и т. п.) следует использовать как «раздаточный» наглядный материал.

Эффективным методическим приемом повышения качества восприятия средств наглядности является установка на контроль, особенно при использовании их в качестве основного источника информации. С этой целью перед организацией самостоятельной работы с наглядными пособиями, проведением демонстрационного эксперимента обучающимся сообщаются вопросы, по которым будут подводиться итоги демонстрации или самостоятельной работы, выдаются специальные задания на опознание, выделение существенного, сравнения, обоснования, которые обучающиеся выполняют на основе анализа увиденного.

Применение экранных и других технических средств обучения


В процессе производственного обучения наибольшее применение находят экранные средства: видеофильмы и их фрагменты, а также слайды, раскрывающие прикладные вопросы соответствующей техники и технологии.

Эффективность использования видеофильмов, которые обычно используются на первых и последних уроках изучения темы в качестве введения или заключения, во многом зависит от умения мастера руководить восприятием обучающихся. Перед началом демонстрации обучающимся необходимо сообщить, что им предстоит увидеть, как это связано с тем, что они будут изучать на предстоящих уроках, поставить перед обучающимися вопросы, на которые они должны ответить после просмотра фильма или по которым будет проводиться обсуждение увиденного. Такая установка на контроль повышает эффективность восприятия показываемого.

В процессе демонстрации мастер путем попутных пояснений, концентрации внимания обучающихся на главном, наиболее существенном, путем комментирования наблюдаемого, применения «стоп-кадров» руководит восприятием обучающимися информации, предъявляемой с помощью фильма.

После демонстрации фильма или его фрагмента необходимо проверить, как воспринят материал, предложить обучающимся ответить на поставленные ранее вопросы.

Следует подчеркнуть исключительно большой эффект использования видеосъемок в процессе демонстрации трудовых приемов и способов. Специфические возможности видеосьемок: ускорение и замедление; стоп-кадр; сочетание крупных и общих планов; звуковое сопровождение; возможность многократного повторения необходимых кадров и т. п. - весь этот арсенал способов позволяет надежно и доходчиво раскрыть подлежащие изучению приемы и способы. Это, по сути «педагогическое препарирование» трудового действия, которое мастер производит при показе трудовых приемов. Но там все зависит от педагогического искусства мастера и его опыта. Кроме того, мастер никогда не застрахован он случайностей. При предварительной подготовке видеофрагмента показа все это делается в спокойной обстановке, имеется возможность отбора наиболее удачного повтора - «дубля», съемки показа наиболее рациональных приемов и способов выполненного высококвалифицированным специалистом.

Слайды и диафильмы, как и наглядные пособия, могут быть средством иллюстрации и первоисточником информации. Чаще всего слайды и диафильмы используются как средство наглядности; в этом случае к ним полностью относятся требования, предъявляемые к демонстрации наглядных пособий. Обычно они применяются для детального рассмотрения и изучения узла машины или механизма, схемы, чертежа, диаграммы.

В процессе производственного обучения в ряде случаев применяется звукозапись, которая обычно воспроизводится с магнитной ленты через магнитофон. Звукозапись применяется для иллюстрации различных видов неисправностей машин и механизмов, признаков их обнаружения, регулировок в процессе работы и т. п. Как правило, делается последовательно две записи шумов и звуков - неисправной машины, станка, двигателя, механизма и исправной - для того, чтобы учащиеся могли сравнить их, уловить характерные различия и сделать на основе сравнения необходимые выводы. Иногда перед записью шумов и звуков или после них на ленту записывают пояснительный дикторский текст.

Звукозапись широко используется для развития профессионального слуха у обучающихся, это помогает формировать у них навыки технической диагностики.

Практические методы производственного обучения


Производственное обучение – это формирование и развитие профессиональных умений и навыков обучающихся - происходит в процессе применения практических методов, основными из которых являются упражнения - основной метод производственного обучения и лабораторно-практические работы.

Упражнения


Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования. В процессе упражнений, таким образом, происходит переход количества (в данном случае количества повторений, воспроизведений) в качество, которое характеризуется совершенствованием знаний, способов деятельности, образованием умений и навыков.

Вместе с тем не все так просто, не каждое многократное повторение является упражнением, дает приращения качества. Можно часто повторять одни и те же действия, но улучшения их может и не наступить. Все зависит от цели и содержания упражнений, от методики, организации и руководства упражнениями обучающихся со стороны мастера производственного обучения.

Упражнения как метод производственного обучения должны удовлетворять следующим основным требованиям:
1.  упражнения - это не только повторение, но и движение вперед, очередной шаг в овладении профессией;
2.  каждое упражнение должно иметь четкую цель: учебную - чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и т. д. и производственную - что, как и сколько сделать в процессе упражнений. Цели должны сочетаться, причем достижение производственной цели является средством достижения учебной цели. Цели должны быть четко доведены до обучающихся и осознаны ими;
3.  упражнения выполняются под руководством мастера производственного обучения. Цель мастера при руководстве упражнениями должна быть и целью обучающихся. Корректировка деятельности обучающихся в процессе упражнений должна производиться прежде всего с позиций реализации учебной цели;
4.  выполняя упражнения, обучающийся должен иметь прочную сознательную ориентировочную основу своих действий, четко знать, что, как и почему именно так надо выполнять учебно-производственные задания;
5) высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности обучающихся;
6.  в процессе выполнения упражнений обучающиеся должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования, сигнал тренажера и т. п.);
7.  на каждом этапе выполнения упражнения обучающийся должен четко представлять, каких результатов он добился.

Структура психической и практической деятельности у обучающихся в процессе выполнения упражнений не остается неизменной. Поначалу  обучающийся стоит перед новым для него действием. Постепенно в ходе упражнений отдельные элементы действия выполняются быстрее и лучше. В дальнейших пробах эти элементы (движения, приемы, способы) изменяются уже не так значительно. Применение приемов и способов все более автоматизируется, освобождается от контроля сознания, что открывает возможность управлять скоростью выполнения действий, приспосабливать их к изменяющимся задачам, переносить на новые ситуации и объекты.

Для того чтобы обучающийся овладел профессиональной работой так, как ею владеет квалифицированный рабочий, специалист, необходимо не только вооружить его различными умениями и навыками, но и обогатить и конкретизировать его знания, научить применять их на практике, развить ряд профессионально важных психофизиологических качеств: глазомер, скорость, координированность, быстроту мышления, чувство времени и т. п.

Таким образом, при помощи упражнений решаются разнообразные по своему характеру и степени сложности задачи, причем в зависимости от места темы в программе и ее содержания одни задачи выступают на первый план, другие приобретают вспомогательное значение, а некоторые могут и вовсе отсутствовать.


Лабораторно-практические работы


Лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся. В ряде случаев лабораторно-практические работы организуются и проводятся совместно преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения. В процессе производственного обучения лабораторно-практические работы являются чаще всего составной частью занятия, включаются в него как один из структурных элементов.

Основными видами лабораторно-практических работ, характерных для производственного обучения, являются:
1.  изучение и анализ (описание) устройства и работы машин, механизмов, аппаратов, приборов и т. п., например, разборо-сборочные работы; выбор резцов по характеру выполняемых работ; сборка схем и включение в сеть электродвигателей и др.;
2.  исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками, например, определение на образцах бумаги различной плотности необходимого времени набухания бумажных обоев; определение оптимальных условий десульфурации стали и др.;
3.  изучение способов использования контрольно-измерительных приборов и инструментов, например - пользование штангенциркулями, угломерами, микрометрами, индикаторами; контроль предельных размеров калибрами; измерение сопротивления цепи мостом сопротивлений и др.;
4.  диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка оборудования, например, проверка станка на точность; регулировка и наладка систем, узлов и агрегатов тракторов и сельскохозяйственных машин и др.

В зависимости от организации проведения лабораторно-практические работы могут проводиться фронтально или нефронтально (звеньями, бригадами). Способ проведения работ определяется наличием необходимого оборудования. Лабораторно-практические работы, проводимые в процессе производственного обучения, подразделяются на иллюстративные (конкретизируют и углубляют знания прикладного характера, полученные на уроках специальных предметов) и исследовательские. Работы исследовательского характера вызывают у обучающихся значительный интерес, способствуют развитию наблюдательности, внимательности, чувства ответственности за результаты работы. Знания и умения, полученные ими в процессе выполнения таких работ, более глубокие и полные по объему. Большинство лабораторно-практических работ, проводимых в процессе производственного обучения, имеют в определенной степени сугубо прикладную исследовательскую направленность.

Руководство лабораторно-практической работой мастер осуществляет в форме инструктирования: вводного, текущего и заключительного.

Методика и организация вводного инструктирования во многом зависит от характера и организации лабораторно-практической работы. В тех случаях, когда в ходе лабораторно-практической работы обучающиеся должны проводить какие-либо исследования, вскрывать зависимости (например, зависимость геометрии заточки резца от твердости обрабатываемого материала), мастер подробно объясняет обучающимся порядок выполнения работы, указывает, в какой последовательности производить замеры, как вести записи, демонстрирует приемы выполнения. Особое внимание, как при проведении вводного инструктажа, так и в ходе работы мастер обращает на необходимость сравнения получаемых результатов, выявление зависимостей между ними, обоснование выводов. Обучающиеся должны понимать, что основная задача состоит не столько в получении абсолютно точных результатов (в условиях учебного заведения это зачастую просто невозможно), сколько в практическом подтверждении изученной закономерности, сущности явления или процесса.

При проведении сугубо практической работы (сборка-разборка, изучение способов пользования инструментами и т.п.) главное в содержании вводного инструктирования - объяснение и показ приемов, восстановление в памяти обучающихся теоретических знаний.

На характер и содержание вводного инструктирования влияет организационное построение лабораторно-практической работы. При фронтальном проведении работы мастер подробно инструктирует группу преимущественно в устной форме. При проведении нефронтальных работ большое значение имеет письменное инструктирование учащихся, в частности в форме заданий-инструкций.

В такой инструкции формулируется тема и цель лабораторно-практической работы; кратко излагаются теоретические сведения, связанные с работой; приводится перечень оборудования для ее выполнения; описывается весь ход работы и указываются меры предосторожности, которые нужно соблюдать; даются указания по оформлению результатов работы.
Руководство выполнением лабораторно-практической работы мастер осуществляет в форме текущего инструктирования в процессе обходов рабочих мест учащихся. При этом мастер контролирует ход работы, помогает обучающимся справиться с возникшими затруднениями и неполадками, отвечает на их вопросы. Если лабораторно-практическая работа выполняется звеньями, необходимо следить, чтобы в работе принимали участие все члены звена. При этом работа должна быть распределена таким образом, чтобы у каждого обучающегося были определенные обязанности. В ходе работы обучающиеся меняются ролями, с тем чтобы каждый выполнил все элементы задания.

После выполнения лабораторно-практической работы каждый обучающийся или старший звена представляет мастеру сделанные записи и расчеты. При выполнении сугубо практических работ, не требующих расчетов и записей, подведение итогов работы проводится путем развернутой беседы с обучающимися.

Упражнения в освоении трудовых приемов и способов


Это в основном тренировочные, предварительные упражнения по освоению элементов, приемов выполнения трудовых операций.

Ориентировочную основу выполнения таких упражнений составляют теоретические знания обучающихся; демонстрация мастером соответствующих трудовых приемов и способов и необходимые пояснения при этом; описания и инструктивные указания и пояснения в инструкционной карте; изображение способа выполнения приема, вида работ на наглядном пособии - плакате, слайде, кино - видеофрагменте. Основная цель проведения указанных упражнений - формирование первоначальных умений обучающихся правильно выполнять основные элементы трудового процесса - трудовые приемы и способы действия, соответствующие показанному мастером образцу и описанию в инструкционной карте. Такие упражнения являются, как правило, начальным этапом освоения новой операции или вида работы. Проводятся они обычно в течение небольшого отрезка времени - не более 1-2 часов проводятся путем выполнения чисто учебных работ, не имеющих производственной ценности (плитки, учебные валики, пластины, обрезки ткани, отходы проводов и т. п.) и заключаются в многократных повторениях разучиваемых трудовых действий (трудовых движений, установки, перестановки, настройки, регулировки, заправки, пробной обработки, сборки-разборки и т. п.).

По мере освоения профессии и накопления опыта обучающихся при переходе к изучению новой трудовой операции, предусмотренной учебной программой, упражнения по первоначальной отработке приемов и способов ее выполнения проводятся выборочно – только по отработке более сложных, новых по содержанию приемов и способов. Более простые и легкие для освоения элементы трудовой операции отрабатываются при выполнении операции в целом.

Особую разновидность упражнений в освоении трудовых приемов и способов составляют упражнения по отработке правильной последовательности трудовых действий. Такие упражнения наиболее характерны при освоении приемов включения - выключечния и управления машиной, наладки, настройки, регулировки, ввода данных, снятия показаний-результатов и т. п. технологических операций, где для получения положительного результата требуется алгоритмически четкая последовательность действий. При их проведении обычно вводное инструктирование в нарастающей профессии сочетается с собственно упражнениями. При этом при многократном повторении уже освоенной последовательности действий с добавлением каждый раз нового элемента целостного действия создается определенный стереотип соответствующей трудовой деятельности, который закрепляется в ходе упражнений.

Упражнения в освоении первоначальных приемов и способов выполнения некоторых сложных по конструкции операций (преимущественно ручного труда) выполняются с использованием тренировочных приспособлений, имеющих устройства, сигнализирующие о правильности отработки трудовых движений.