Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе РАС, вар. 8.2
Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе РАС, вар. 8.2
ГБОУ№ 8, Санкт-Петербург, 2024
Выполнила: Городеева Елена Ивановна, учитель- логопед
Учебный предмет: логопедическое занятие.
Тема: «Работа над словами. Слова, обозначающие предметы, признаки предметов, их действия»
Тип занятия: сюжетно - дидактическая игра
Цели занятия: Развитие и коррекция ВПФ (высших психических функций) через игровую деятельность. Повторение и закрепление обобщающих понятий и слов. Развитие фонематического слуха. Развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления. Активизация знаний учащихся по лексической теме «Животные жарких стран».
Деятельностная цель: Создать условия для повторения пройденного материала и ознакомления с новым; развитие и поддержание игровой деятельности; совместная игра; тренинг по отработке понятий: слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов; дифференциация понятий.
Содержательная цель: Логопедическая поддержка и сопровождение детей с РАС путём активного вовлечения в образовательный процесс, пополнение и активизация словаря; развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять артикуляционный уклад при произнесении изучаемых звуков, закреплять умение образовывать множественное число имени существительного, закреплять умение подбирать предметы по аналогии, совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.
Оборудование: панно саванны, фигурки животных, карточки с изображениями животных жарких стран, предметные картинки, дидактические настольные игры: «Противоположности» из серии «Большие- маленькие» и «Магнитный пазл», карточки с заданиями, мяч.
Формы работы: индивидуальная.
Этап занятия, цель этапа | Деятельность учителя- логопеда | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности Орг.момент. 1. – Орг.момент. Посмотри, кто это ? Назови одним словом (животные) Правильно. - Сегодня будем играть в игру, название которой «Сафари». Что это такое, знаешь? Это путешествие в мир природы с целью наблюдения за животными и их жизнедеятельностью, т.е жизнью в своей среде обитания, питанием, особенностями, повадками и др. | Показ и демонстрация игрового и дидактического материала.
| Отвечает (по возможности) на вопрос учителя-логопеда; выполняет задания.
| Предметные: - различать предметы, соотносить с предлагаемым наглядным, игровым материалом; - узнавать и называть демонстрируемые предметы; - указывать признаки предметов;
Метапредметные:
- научиться применять полученные знания в самостоятельной деятельности; -использовать знаково-символические средства (карточки); -осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение объектов и явлений; -уметь использовать коммуникативные (речевые) средства для решения поставленных задач.
Личностные: -проявлять интерес к новым знаниям; - развивать способность к словотворчеству, самооценке; -осваивать различные роли (в т.ч. игровые)
|
II. Актуализация необходимых знаний. Демонстрация панно «Животные саванны» Задание: -Итак, начинаем. Мы совершим путешествие по очень интересному месту. Это саванна. Находится она в Африке. Саванны – это тропические степи или луга, у которых бывает засушливый и дождливый периоды. Там бывает очень жарко, но и красиво. Растительность редкая, но трава может достигать местами 3-х метров. В саванне проживают много разных видов животных. Сейчас будем выкладывать на планшет изображения разных животных и знакомиться с ними. Некоторых ты уже знаешь, поэтому называешь сам, других назову я. (Выкладывание фигурок животных и называние их. Выкладывание транспорта и называние). Мы сейчас называли слова, обозначающие предметы- живые и не живые. Про живые мы говорим «кто?» про неживые «что?». Что неживое? (машина, мотоцикл), кто живые? (животные). | Рассматривание панно с иллюстрациями животных саванны. Задаёт вопросы; уточняет смысл непонятных слов.
Осуществляет коррекцию ответов ребёнка.
| Отвечает (по возможности) на вопросы. Внимательно слушает то говорит учитель-логопед, выполняет задания. Учится наблюдать, классифицировать, обобщать полученные знания
.
| |
III. Основная часть. 1.Давай разобьём животных на группы: хищники и травоядные. Кого больше? (хищников), кого меньше? (травоядных). 2. –Давай вспомним действия разных животных (саванны) и назовём словом, фразой или предложением (например, гепард – быстро бегает, лев – громко рычит, крокодил – ловко охотится, жираф – достаёт свежие листья с верхушек деревьев, страус – быстро бегает, слон – переносит тяжести, достаёт пищу и пьёт хоботом и др. | Учитель-логопед задаёт вопросы; Предлагается выполнить задание на материале предложенных картинок. Называются слова-действия. | Внимательно слушает то, что объясняет учитель-логопед. Обучающийся (при необходимости со взрослым) повторяет слова-действия, отвечает на вопросы. Оценивается работа с помощью «смайликов». | |
IV. Нейрогимнастика, артикуляционная гимнастика, массаж рук 1. -Сейчас выполним несколько нейроупражнений (задание выполняется по схеме). 2. - Давай сделаем артикуляционную гимнастику, повторяя движения, которые могут делать и/ или делают животные в своей жизнедеятельности (слон: хоботок-трубочка; крокодильчик: пожуём язычок; обезьянка: закладываем язык под нижнюю губу; змея: острый язычок; и др.). 3. Сейчас вспомним, как животные могут играть своими передними лапками, мыться, ухаживать за собой и др. и продемонстрируем это через массаж (массаж рук, пальцев). | Показ движений пальцев рук сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих руках. Выполнение артикуляционной гимнастики. Взрослый выполняет совместно с учащимся нужные действия; используется зеркало. Выполнение массажных движений на кистях, пальцах рук. | Обучающийся выполняет предложенную инструкцию, задание. При необходимости получает помощь.
| |
V. Основная часть. Продолжение. 1. У животных есть разные повадки: одни быстро передвигаются, другие могут сидеть часами в засаде подстерегая добычу, третьи поддаются или не поддаются дрессировке, ну и др. особенности. Сейчас узнаем и другие подробности, будем отвечать на вопрос: какой? Слушай. Гепард – какой он? -это самое быстрое животное на земле. Он может бежать со скоростью 180км/ч, чтобы догнать свою добычу (карточка) Слон – какой он?- самое большое животное на земле. Это животное поддаётся дрессировке и обладает хорошей памятью. Где можно увидеть дрессированного слона? (в цирке). Кого ещё можно увидеть в цирке, зоопарке? (обезьяну). Она также поддаётся дрессировке и может обучаться несложным правилам поведения. (пазл) Зебра- какая она?- очень пугливое животное, которое не поддаётся ни приручению, ни дрессировке. (кубики) Крокодил – какой он?- может подстерегать свою добычу часами, прикинувшись сонным и даже мёртвым, долго лежит в воде как бревно (пазл) Загадка: подумай, про кого? Узнать (жирафа) просто, Узнать его легко; Высокого он роста И видит далеко. Жираф – какой он?-самое высокое животное на земле (карточка) Носорог – какой он?- самое большое, после слона, сухопутное животное, может быстро разъяриться и погнать животное со своей территории, бегает примерно 40 км/ч (картинка) Лев – какой он?- самый крупный представитель кошачьих в Африке. Этот царь зверей- хищник, он никого не боится и его страшный рёв слышен на много километров вперёд. Охотится на зверей только львица. За один раз лев может съесть 10 кг мяса. Страус – какой он?- самая крупная из современных птиц. Это нелетающая птица, но быстро бегающая.и т.д. 2. Доп.: Карточка «Страус» (счёт, ед.и мн.ч, составление и распространение предложений и др.). |
Учитель-логопед демонстрирует фигурки и/или картинки животных, помогает, при необходимости, ответить на вопрос.
Проводит коррекцию ответов слов- признаков.
Задание из серии «Логопедические карточки» |
Обучающийся отвечает на вопросы с опорой на иллюстрации, игровой и дидактический материал.
Оценивается работа с помощью «смайликов». | |
VI. Физкульт.минутка: «Назови животное» -Давай отдохнём! Сейчас будем бросать друг другу мяч и вспоминать диких животных, называть их. Можно начать с названия животных жарких стран, с которыми мы только что знакомились. | Контролирует динамическую паузу, чтобы учащийся участвовал в ней и смог переключиться, отдохнуть.
| Обучающийся (по желанию) повторяет движения, бросает мяч и ловит его, говоря при броске название животного. | |
VII. Основная часть. Продолжение. а)- И про зверей, и про разные другие вещи и предметы можно сказать, обозначая противоположности. -Давай вспомним и назовём, кто из животных самый большой? Кто самый маленький? (слон – сурикаты). Кто самый быстрый? А кто медленный? (гепард-черепаха). Кто самый смелый? А кто пугливый? (лев- зебра). Кто самый высокий? Самый низкий (жираф – крокодил, черепаха) и др. б)-Собери пазл, находя и называя различные противоположности. в) Назови животных, когда он один и когда их много: слон-слоны, жираф-жирафы, лев-львы и др. | Используются игры: «Противоположности» из серии «Большие- маленькие» и «Магнитный пазл». Задаёт вопросы.
Уточняет названия при назывании ед.ч. и мн.ч. существительных.
Проводит коррекцию ответов, действий. | Учится наблюдать, классифицировать, обобщать полученные знания
Выполняет задания (совместно или самостоятельно).
Оценивается работа с помощью «смайликов». | |
VIII. Заключительная часть. Подведение итогов.Рефлексия. - Что мы с тобой сегодня делали? - Что узнал нового? -Всё получилось? -Что понравилось? - Что-то было не понятно? -Хорошо поработал! Молодец! Улыбочку ставим (смайлик). - Занятие закончено. |
Задаёт вопросы. Проводит коррекцию ответов, действий.
| С опорой на вопросы учителя- логопеда (с помощью) анализирует свою деятельность по теме занятия.
|
|
- Мне нравится (1)