Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе РАС, вар. 8.2

Гордеева Елена Ивановна

                          Технологическая карта логопедического занятия  в 1 классе РАС, вар. 8.2

                                                                           ГБОУ№ 8,   Санкт-Петербург,  2024

 Выполнила: Городеева Елена Ивановна, учитель- логопед

Учебный предмет: логопедическое занятие.

Тема: «Работа над словами. Слова, обозначающие предметы, признаки предметов, их действия»

Тип занятия: сюжетно - дидактическая  игра

Цели занятия: Развитие и коррекция ВПФ (высших психических функций) через игровую деятельность. Повторение и закрепление обобщающих понятий и слов. Развитие фонематического слуха. Развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления. Активизация  знаний учащихся по лексической теме «Животные жарких стран».

Деятельностная цель: Создать условия для повторения пройденного материала и ознакомления с новым; развитие и поддержание игровой деятельности; совместная игра; тренинг по отработке понятий: слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов; дифференциация понятий.

Содержательная цель: Логопедическая  поддержка и сопровождение детей с РАС путём активного вовлечения в образовательный   процесс, пополнение и активизация словаря;  развитие связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять артикуляционный уклад при произнесении  изучаемых звуков, закреплять умение образовывать множественное число имени существительного, закреплять умение подбирать предметы по аналогии, совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, зрительное восприятие, мышление,  мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость,  интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.

Оборудование: панно саванны,  фигурки животных, карточки с изображениями животных жарких стран, предметные картинки,  дидактические настольные игры: «Противоположности» из серии «Большие- маленькие» и «Магнитный пазл», карточки  с заданиями, мяч.

Формы работы: индивидуальная.

Этап занятия,

цель этапа

Деятельность учителя- логопеда

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.    Мотивация к деятельности

Орг.момент.

1. – Орг.момент. Посмотри, кто это ? Назови одним словом (животные) Правильно.

- Сегодня будем играть в игру, название которой «Сафари». Что это такое,  знаешь? Это путешествие в мир природы с целью наблюдения за животными и их жизнедеятельностью, т.е жизнью в своей среде обитания, питанием, особенностями, повадками и др.

Показ и демонстрация  игрового и дидактического материала.

 

Отвечает (по возможности) на вопрос учителя-логопеда; выполняет задания.

 

 

 

Предметные:

- различать предметы, соотносить с предлагаемым наглядным, игровым материалом;

- узнавать и называть демонстрируемые предметы;

- указывать признаки предметов;

 

 

 

 

 

Метапредметные:

 

- научиться применять полученные знания в самостоятельной деятельности;

-использовать знаково-символические средства (карточки);

-осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение объектов и явлений;

-уметь использовать коммуникативные (речевые) средства для решения поставленных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

-проявлять интерес к новым знаниям;

- развивать способность к словотворчеству, самооценке;

-осваивать различные роли (в т.ч. игровые)

 

 

 IIАктуализация необходимых знаний.

Демонстрация панно «Животные саванны»

Задание:

-Итак, начинаем. Мы совершим путешествие  по  очень интересному месту. Это саванна. Находится она в Африке. Саванны – это тропические степи или луга, у которых бывает засушливый и дождливый периоды. Там бывает очень жарко, но и красиво. Растительность редкая, но трава может достигать местами 3-х метров. В саванне проживают много разных видов животных. Сейчас будем выкладывать на планшет  изображения  разных животных и знакомиться с ними. Некоторых ты уже знаешь, поэтому называешь сам, других назову я.

(Выкладывание фигурок животных и называние их. Выкладывание  транспорта  и называние). Мы сейчас называли слова, обозначающие предметы- живые и не живые. Про живые мы говорим «кто?» про неживые «что?». Что неживое? (машина, мотоцикл), кто живые? (животные).

Рассматривание  панно с иллюстрациями животных саванны.

Задаёт вопросы; уточняет смысл непонятных слов.

 

 

 Осуществляет коррекцию ответов ребёнка.

 

Отвечает (по возможности)  на вопросы.

Внимательно слушает то говорит учитель-логопед, выполняет задания.

Учится наблюдать, классифицировать, обобщать полученные знания

 

.

 

 

III. Основная часть.

1.Давай разобьём животных на группы: хищники и травоядные. Кого больше? (хищников), кого меньше? (травоядных).

2. –Давай вспомним действия разных животных (саванны) и назовём словом, фразой или предложением (например, гепард – быстро бегает, лев – громко рычит, крокодил – ловко охотится, жираф – достаёт свежие листья с верхушек деревьев,  страус – быстро бегает,  слон – переносит тяжести, достаёт пищу и пьёт хоботом и др.

Учитель-логопед  задаёт вопросы;

Предлагается выполнить задание  на материале предложенных картинок.

Называются слова-действия.

Внимательно слушает то, что объясняет учитель-логопед.

Обучающийся (при необходимости со взрослым)  повторяет слова-действия,

отвечает на вопросы.

Оценивается  работа с помощью «смайликов».

IV.  Нейрогимнастика, артикуляционная гимнастика, массаж рук

1. -Сейчас выполним несколько нейроупражнений (задание выполняется по схеме).

2. - Давай сделаем артикуляционную гимнастику, повторяя движения, которые могут делать и/ или делают животные в своей жизнедеятельности (слон: хоботок-трубочка; крокодильчик: пожуём язычок; обезьянка: закладываем язык под нижнюю губу; змея: острый язычок; и др.).

3. Сейчас вспомним, как животные могут играть своими передними лапками, мыться, ухаживать за собой и др. и продемонстрируем  это через массаж (массаж рук, пальцев).

Показ движений пальцев рук сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих руках.

Выполнение артикуляционной гимнастики.

Взрослый выполняет совместно с учащимся нужные действия; используется зеркало.

Выполнение массажных движений на кистях, пальцах рук.

Обучающийся выполняет предложенную инструкцию, задание.

При необходимости получает помощь.

 

V. Основная часть. Продолжение.

   1. У животных есть разные повадки: одни быстро передвигаются, другие могут сидеть часами в засаде подстерегая добычу, третьи поддаются или не поддаются дрессировке, ну и др. особенности. Сейчас узнаем и другие подробности,  будем отвечать на вопрос: какой? Слушай.

Гепард –  какой он? -это самое быстрое животное на земле. Он может  бежать со скоростью 180км/ч, чтобы догнать свою добычу (карточка)

Слон какой он?- самое большое животное на земле. Это животное поддаётся дрессировке и обладает хорошей памятью. Где можно увидеть дрессированного слона? (в цирке). Кого ещё можно увидеть в цирке, зоопарке? (обезьяну). Она также поддаётся дрессировке и может обучаться несложным правилам поведения. (пазл)

Зебра- какая она?- очень пугливое животное, которое не поддаётся ни приручению, ни дрессировке. (кубики)

Крокодил какой он?- может подстерегать свою добычу часами, прикинувшись сонным и даже мёртвым, долго лежит в воде как  бревно (пазл)

Загадка: подумай, про кого?

Узнать (жирафа) просто,

Узнать его легко;

Высокого он роста

И видит далеко.

Жирафкакой он?-самое высокое животное на земле (карточка)

Носорог какой он?- самое большое, после слона, сухопутное животное, может быстро разъяриться и погнать животное со своей территории, бегает  примерно 40 км/ч (картинка)

Лев какой он?- самый крупный представитель кошачьих в Африке. Этот царь зверей- хищник, он никого не боится и его страшный рёв слышен на много километров вперёд. Охотится на зверей только львица. За один раз лев может съесть 10 кг мяса.

Страус какой он?- самая крупная из современных птиц. Это нелетающая птица, но быстро бегающая.и т.д.

2. Доп.: Карточка «Страус» (счёт, ед.и мн.ч, составление и распространение предложений и др.).

 

Учитель-логопед демонстрирует  фигурки и/или картинки животных, помогает, при необходимости, ответить на вопрос.

 

 

 

 

 

Проводит коррекцию ответов слов- признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание из серии «Логопедические карточки»

 

Обучающийся  отвечает на вопросы

с опорой на иллюстрации, игровой и дидактический материал.

 

 

Оценивается  работа с помощью «смайликов».

VI. Физкульт.минутка:

«Назови животное»

-Давай отдохнём! Сейчас будем бросать друг другу мяч и вспоминать диких животных,  называть их. Можно начать с названия животных жарких стран, с которыми мы только что знакомились.

Контролирует динамическую паузу, чтобы учащийся участвовал в ней и смог переключиться, отдохнуть.

 

Обучающийся (по желанию)  повторяет движения, бросает мяч и ловит его, говоря при броске название животного.

VII.  Основная часть. Продолжение.

а)- И про зверей,  и про разные другие вещи и предметы можно сказать, обозначая противоположности.

-Давай вспомним и назовём, кто из животных самый большой? Кто самый маленький?  (слон – сурикаты). Кто самый быстрый? А кто медленный?  (гепард-черепаха). Кто самый смелый? А кто пугливый? (лев- зебра). Кто самый высокий? Самый низкий (жираф – крокодил, черепаха) и др.

б)-Собери пазл, находя и называя  различные  противоположности.

в) Назови животных, когда он один и когда их много:

слон-слоны,  жираф-жирафы,  лев-львы и др.

Используются игры: «Противоположности» из серии «Большие- маленькие» и «Магнитный пазл».

Задаёт вопросы.

 

Уточняет названия при назывании ед.ч. и мн.ч. существительных.

 

Проводит коррекцию ответов, действий.

Учится наблюдать, классифицировать, обобщать полученные знания

 

Выполняет задания (совместно или самостоятельно).

 

Оценивается  работа с помощью «смайликов».

VIII.   Заключительная часть. Подведение итогов.Рефлексия.

 - Что мы с тобой сегодня делали?

- Что узнал нового?

 -Всё получилось?

 -Что понравилось?

- Что-то  было не понятно?

-Хорошо поработал! Молодец! Улыбочку ставим (смайлик).

- Занятие закончено.

 

Задаёт вопросы.

Проводит коррекцию ответов, действий.

 

 

С  опорой на вопросы учителя- логопеда (с помощью)  анализирует свою деятельность по теме занятия.