Оценка качества результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

Оценка качества результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

 

План

  1. Контроль и оценка как компоненты процесса обучения и деятельности учителя начальной школы
    1.  Сущность, функции и виды контроля и оценки образовательных результатов.
    2.  Общие подходы и принципы построения новой системы оценки в соответствии с требованиями новых стандартов.
    3.  Особенности организации безотметочного оценивания.
  2. Сущность оценочной деятельность учителя и обучающихся.
  3. Особенности организации оценочной деятельности в вариативных УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка качества результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

План

  1. Контроль и оценка как компоненты процесса обучения и деятельности учителя начальной школы
  1.  Сущность, функции и виды контроля и оценки образовательных результатов.
  2.  Общие подходы и принципы построения новой системы оценки в соответствии с требованиями новых стандартов.
  3.  Особенности организации безотметочного оценивания.
  1. Сущность оценочной деятельность учителя и обучающихся.
  2. Особенности организации оценочной деятельности в вариативных УМК.

Ключевые понятия:

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Контроль – выявление, измерение и оценивание образовательных достижений обучающихся.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью фиксировать повышение качества учебной работы учащихся.

Отметка - это условно-знаковое выражение оценки.

  1. Контроль и оценка как компоненты процесса обучения и деятельности учителя начальной школы

1.1. Сущность, функции и виды контроля и оценки образовательных результатов

Стандарты нового поколения требуют создания в образовательной организации системы оценки образовательных результатов, обеспечивающей возможность отслеживания динамики достижений обучающихся. Одним из обязательных результатов освоения стандарта является формирование  у обучающихся умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Главной функцией контроля является обеспечение обратной связи, получение информации о степени освоения обучающимися основной образовательной программы, о позитивных тенденциях, проблемах и недостатках. Отсутствие контроля приводит к тому, что учитель теряет рычаги управления.

Понятие «контроль» означает выявление, измерение и оценивание образовательных достижений обучающихся. Выявление и измерение называют проверкой. Известный методолог В.И. Загвязинский определяет контроль как операцию сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. По мнению академика В.А. Сластенина, контроль представляет собой определенную систему проверки эффективности функционирования педагогического процесса. В словаре русского языка С.И. Ожегова  слово «контроль» [франц. contrôle] означает – проверка, а также наблюдение с целью проверки. Слово «проверить» - 1. Удостовериться в правильности чего-нибудь, обследовать с целью надзора, контроля. 2. Подвергнуть испытанию для выяснения чего-нибудь. Поэтому проверка — составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учащимся и учителем, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Сопоставление цели и результата, особенно за длительный период обучения, удается, на наш взгляд, учителю хуже. Причина в том, что зачастую педагоги затрудняются формулировать цели обучения конкретно, просто и точно. Как правило, трудность вызывает отбор содержания, подлежащего контролю. Педагогу хочется контролировать всё и ещё чуть больше. Между тем, выносить на проверку большой объем содержания неэффективно – гораздо важнее отобрать главные, существенные аспекты изучаемого материала.

Контроль заканчивается оценкой. «Оценка», как правило, понимается как результат проверки (И.П. Подласый). Это суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью фиксировать повышение качества учебной работы учащихся. Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

Контроль и оценка являются важнейшими структурными компонентами процесса обучения. Специфика контроля и оценки определяется педагогическими целями и задачами, содержанием, методами и формами обучения. При этом процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Следует напомнить одно из определений деятельности, представленное в педагогическом энциклопедическом словаре: «Деятельность – есть активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого  живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности». (Педагогический энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»).

Ксензова Г.Ю. определяет деятельность как целенаправленную активность, дающую личностно или общественно значимый результат. В структуру деятельности входят цель, мотив, средства, действия, результат и оценка. Говоря об оценочной деятельности, мы рассматриваем ее как структурную часть целостной педагогической деятельности учителя. Все компоненты оценочной деятельности подчинены главной педагогической цели – созданию условий развития и воспитания личности каждого ребенка. Оценочная деятельность ученика – это структурная часть его учебной деятельности. Она позволяет «научиться учиться» самостоятельно.

Методологической основой современной системы контроля и оценки учебных достижений школьников являются положения системно-деятельностного и  личностно-ориентированного образования, ведущими из которых выступают:

- принцип самоактуализации;

- принцип индивидуальности;

- принцип субъектности;

- принцип выбора;

- принцип доверия и поддержки;

- принцип творчества и успеха.

С точки зрения личностно-ориентированного образования каждый ребенок индивидуален, уникален и самоценен. С позиций аксиологии ребенок является наивысшей педагогической ценностью. Вот почему для понимания сущности оценочной деятельности важны и положения развивающего образования:

- понимание ребенка как субъекта деятельности;

- обучение в зоне ближайшего развития ребенка;

 - принцип самоценности каждого возраста и полнота реализации индивидуальных возможностей ребенка на каждой образовательной ступени (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец);

- принцип осознания школьниками процесса учения (Л.В. Занков).

Образовательная функция контроля и оценки заключается не в том, чтобы выявить и зафиксировать состояние дел, а в том, чтобы помочь научить исправлению ошибок, способствовать дальнейшему продвижению в учебе каждого ребенка. Заметим, движение вперед невозможно без создания ситуаций успеха, без предоставления ученику функций самоконтроля и самооценки учебных действий и достижений. Формирование универсальных учебных действий самоконтроля и самооценки выступает одной из важных задач современного образования.

При этом оценка должна удовлетворять следующим требованиям:

  • объективность - оценка не должна зависеть от того, кто ее выставляет;
  • точность - оценка должна соответствовать подлинному качеству знаний обучаемого;
  • доступность - оценка должна быть понятной ученику.

Функциями оценки выступают:

  1. Обучающая:
  • дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;
  • способствует  прибавлению, расширению фонда знаний.
  1. Воспитательная:
  • обеспечивает взаимопонимание и  контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;
  • способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям.

3. Ориентирующая:

  • воздействует на умственную работу с целью осознания «  процесса этой работы и понимания собственных знаний (Ананьев Б.Г.);
  • формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке.

4. Стимулирующая:

  • оказывает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом;
  • под ее непосредственным влиянием  ускоряются, либо замедляются темпы умственной работы (Ананьев Б.Г.).

5. Диагностическая:

  • фиксирует как общего уровня подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности;
  • предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся,  измерение уровня знаний на различных этапах  обучения;
  • позволяет выявить причины отклонения от заданных целей и задач.

1.2. Общие подходы и принципы построения новой системы оценки в соответствии с требованиями новых стандартов

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу (пп. 9-12 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785). В соответствии с этим, возникла необходимость построения новой системы оценки достижений учащихся, которая позволяет оценить не только предметные, но и метапредметные результаты и фиксировать динамику личностного развития ребенка.

В целом система оценки – это сложный механизм, который включает и учителей, и учащихся и их родителей в особую деятельность.

Система оценки включает в себя внутреннюю и внешнюю оценку.

Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ученика, учителя, школьного психолога, администрации и т.д.).

Внутренняя оценка должна выполнять две основные функции:

- информировать учащихся об их продвижении в освоении программы; учителей – об эффективности их педагогической деятельности;

- обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся.

Внешняя оценка проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Внешняя оценка проводится в рамках следующих регламентированных процедур:

- государственная итоговая аттестация выпускников школы;

- аккредитация общеобразовательных учреждений;

- аттестация работников образования;

- мониторинговые исследования.

В соответствии с требованиями ФГОС система оценивания должна строиться на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

Оценка - словесная характеристика результатов действия. Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы. Таким образом,  с помощью отметки могут фиксироваться предметные и метапредметные результаты.

  1. Оценивать можно только то, чему учат.
  2. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Инструментарий для оценивания представлен в приложении 1. Кроме того, приложение содержит диагностические материалы по оцениванию каждого вида УУД.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Кроме того, ФГОС начального и основного общего образования подробно раскрывают требования к системе оценки достижений планируемых результатов по освоению ООП. В них говорится, что система оценки должна:

- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, содержать описание объекта и оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов НОО;

- предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Стандарт нового поколения обязывает использовать разнообразные методы и формы контроля и оценки, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, практические, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). В примерных образовательных программах начального общего и основного общего образования, одобренных федеральным учебно-методическим объединением 8 апреля 2015 года, говорится о необходимости формирующего оценивания на этапе текущего контроля, а также использования бинарной системы оценки образовательных результатов. Формирующее оценивание предполагает обучение школьников самооценке результатов деятельности, широкому использованию рефлексивных ситуаций на уроках и внеурочных занятиях.

Точкой соприкосновения внешней и внутренней оценки является итоговая оценка. Составляющими итоговой оценки являются:

- накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов,

- и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы. К таковым относятся контрольные и проверочные работы по предметам, комплексные работы.

Целью итоговых контрольных и проверочных  работ по предмету является оценка способности выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами данного предмета. Содержание итоговой работы должно определяться содержанием и структурой планируемых результатов. Система заданий разрабатывается таким образом, чтобы можно было проверить не только предметные, но и метапредметные результаты.

Комплексная контрольная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных задач и проблем. Итоговые комплексные работы строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру. Задачей комплексной работы является установление уровня овладения обучающимися ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Структура проверочных работ должна включать 2 составляющие: задания базового и задания повышенного уровня. Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий школьника, которые необходимы для успешного его продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Задания повышенного уровня сложности проверяют способность учащегося выполнять такие учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета, (по определению, представленному в Планируемых результатах).

 1.3. Особенности организации безотметочного оценивания

Российская школа уже не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания: менялись социально-политические, исторические условия, менялась сама картина мира, а школьное оценивание оставалось без изменений. Более того, с определенного момента оно стало фактором, тормозящим развитие системы образования.

Действующая система контроля, учета и оценки успешности обучения ориентирована исключительно на конечный результат и не связана с отслеживанием динамики учащихся в процессе их работы с учебным материалом. Среди недостатков пятибалльного (а в практике школьной жизни трехбалльного) оценивания необходимо отметить следующее:

- ученик крайне ограничен в возможностях увидеть динамику собственного развития. Если ученик делал в диктанте 10 ошибок, он получал «2», и если он улучшал свой результат в 2 раза, т.е. делал всего 5 ошибок, он все равно получал «2». В такой ситуации невозможно даже поддерживать мотивацию учения, не говоря уже о том, чтобы ее повышать;

- отношения «учитель-ученик» определены контролирующей функцией наставника. Образ учителя в сознании общества в целом и каждого ученика в частности слился с образом контролера. Это никак не поднимает авторитета учителя и не способствует мотивации учения;

- отношения «родитель-ребенок» и «учитель-родитель» тоже не вызывают положительных эмоций: при пятибалльном оценивании очень сложно говорить об объективности, а ведь именно этого ждут непрофессиональные участники образовательного процесса от профессионалов;

- ребенок в условиях традиционного оценивания не учится контролировать и оценивать сам себя, а ведь во взрослой жизни именно это ему нужно будет делать изо дня в день. Как следствие этого, отсутствие у многих детей адекватной самооценки.

Одним из новых подходов к оцениванию является безотметочное обучение.

При моделировании системы оценивания, учитель должен четко представлять:

- что оценивать (т.е. что именно подлежит оценивании, а что оценивать не следует);

- как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);

- каким образом оценивать (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом для обсуждения. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различными и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий.

Таким образом, система оценки достижения результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС должна строиться на критериальной основе. Критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения. Дети с 1 класса приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. Когда критерии сформулированы и зафиксированы на бумаге, то учитель и ученик становятся на один уровень в оценивании выполненного задания. Большое значение для становления рефлексии у младших школьников имеет коллективный характер обсуждения соответствия работы указанным критериям. При критериальном оценивании образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.

Самооценивание начинается с того, что ребенок сам участвует в выработке критериев оценки, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Традиционная отметка как инструмент оценивания учащегося в школе не может решить задачу формирования адекватной самооценки. Критерии и способы оценивания в традиционной системе дети получают от взрослых. А ведь известно, что если ученик не участвует в выработке критериев, то самостоятельно объективно оценивать себя он не сможет.

Сущность личностно-ориентированного и развивающего образования заключается в том, что ребенок выступает субъектом учебной деятельности. Ребенок как субъект обучения принимает цель деятельности, т.е. осознает, что к концу урока он сможет научиться чему-нибудь, например: различать парные согласные, различать жанры сказок или научиться наблюдать за изменениями в природе весной и т.д. Эту цель он сформулировал сам или со сверстниками, т.к. учитель создал соответствующую учебную ситуацию. Цель должна быть конкретна, понятна и очевидна к концу урока. Цели можно достичь (реализовать) через определенные самостоятельные действия, а не через волшебные превращения. Ученик сам рассматривает иллюстрацию, сам читает текст учебника, предполагает, о чем пойдет речь на уроке, сам анализирует и размышляет – каким действием решается задача, как пишется приставка в слове, как образуются горные породы и т.д. Далее сверяет свои размышления с научным образцом. И учебная книга, и учитель выступают носителями научного образца. В совместном обсуждении открывается новое знание. Для его усвоения ученик выполняет другие действия: сначала по образцу (затем в измененных условиях) делает упражнения и сам себя контролирует. Средством самоконтроля выступает правило(или алгоритм, памятка, способ), которое  «открыто» в совместном обсуждении с учителем. После выполнения задания требуется проверка, сличение с эталоном. Ученик сам себя проверяет, если образец выполнения задания ему дан. И если он сам себя проверяет, то, следовательно, сам он и оценивает свою работу. Оценка может быть такой: «всё сделал правильно», «ошибся во втором действии», «есть ошибки в двух словах» и т.д. Задача учителя: подвигнуть ученика на размышление: «почему не получилось?», «попробуй, найди сам ошибку». И только потом педагог дает свою оценку успехам ученика, причем так, чтобы желание учиться дальше у ребенка не пропало.

Иными словами, ребенок-субъект сам себя учит. С помощью учителя, разумеется. Наиболее трудным действием для учителя является организация самооценки школьника. Педагогу хочется самому оценить работу ученика: ученическую самооценку он считает забавой, игрой. Но если убрать это звено в цикле учебной деятельности, ребенок послушно примет оценку своей работы, но вряд ли станет задумываться о причинах знания или незнания, правильности или ошибки своих действий. А вот самооценка и размышления о своих результатах (рефлексия) способны создать в головном мозге прочные связи, удерживающие информацию о главном, существенном: «чему я учусь?», «зачем я учусь?», «как я учусь?». Именно такого субъекта деятельности требует воспитать новый стандарт образования.

Нормативно-правовые основы перехода на безотметочное оценивание представлены в приложении 2.

Ребенок, приходя в школу и включаясь в новую для него учебную деятельность, еще не является ее субъектом. Благоприятным периодом становления самостоятельной позиции является время обучения в начальной школе!

2. Сущность оценочной деятельности учителя и обучающихся

Оценочная деятельность учителя.

Оценочная деятельность учителя – это отбор, разработка и применение нормативных и индивидуальных критериев оценивания, оценочных шкал и способов контроля и оценки.

Для осуществления оценочной деятельности учителю необходимо уметь:

- разрабатывать и подбирать критерии оценки учебных достижений школьников;

- использовать разные виды оценочных шкал и инструменты оценивания;

- разрабатывать и подбирать методы и формы контроля;

- организовывать рефлексию учебной деятельности учащихся в соответствии с критериями и правилами оценочной деятельности.

Всякая оценка предполагает, прежде всего, диагностику состояния объекта и связана с измерением каких-то параметров. На сегодняшний день, по мнению В.В.Гузеева, разработано несколько методов измерения: шкалирование, метод экспертных оценок, тестирование и контент-анализ (В.В. Гузеев).

Сущность оценочной деятельности ученика.

Оценочная деятельность ученика есть целенаправленная активность по составлению характеристики собственных учебных действий и учебных достижений. Деятельность по самооцениванию включает в себя две составляющие:

- понимание учеником критериев качества своей работы;

- владение способами оценивания.

Оценочная деятельность проявляется в том, что ученик представляет, что он знает хорошо, а что необходимо подучить. Он понимает, в чем причина его ошибки, умеет ее находить и исправлять, может придумать задание для работы над ошибками. Главный смысл самооценки состоит в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности.

Самооценка – ест умение дать содержательную и развернутую характеристику своих результатов.

Функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что я знаю хорошо, а что недостаточно?),

- мобилизационная (мне многое удалось, но в этом вопросе я разобрался не до конца),

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Процедуры самооценки:

- принятие учеником четких критериев оценивания или совместная их разработка,

- ознакомление с заданием,

- прогностическая самооценка по критериям (смогу ли, все ли, часть задания?),

- сопоставление эталонов и результатов, рефлексивная самооценка,

- постановка коррекционно-развивающих задач.

Самооценка значительно легче вводится в учебный процесс, если у школьника нет другого опыта оценивания. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Несовпадение двух оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, а с другой – позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую задачу (А.Б. Воронцов).

При этом, на практике обычно знание границ ученических возможностей находится «в монопольном ведении» педагога: это  учитель знает, чего еще не проходили его ученики и старается давать задания в рамках усвоенного. Сам ученик обычно не ведает, где проходит граница его знаний. Не зная, чего он не знает, ребенок не знает, что ему следует узнать. И не пробует узнавать… Сам ученик  обычно не принимает решения о том, что он готов предъявить свои знания взрослому для оценки. Это решение почти всегда ученику навязывается. Сам ученик  почти никогда не участвует в принятии решения о том, усвоена ли тема, можно ли переходить к изучению нового материала. Сам ученик крайне редко имеет возможность примерить уровень сложности задачи к своим возможностям и потребностям осваивать этот способ действия. Сказанного достаточно, чтобы сформулировать один из диагнозов современной школы: ученику редко предоставляется возможность приобрести и  проявить контрольно-оценочную самостоятельность.

Некоторые  педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников представлены в Приложении 3.

  1. Особенности организации оценочной деятельности в вариативных УМК

Образовательная система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

В данной образовательной программе наиболее полно представлена система контроля и оценки учебной деятельности младшего школьника. Учебная самостоятельность школьника начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться». Технология организации действий самоконтроля и самооценки в учебной деятельности учащихся включает 3 этапа.

Первый этап – «Введение в школьную жизнь». Он проходит в первые две недели обучения в 1 классе. Второй этап (первое полугодие 1 класса) включает освоение «пространств» действий учащихся, способов и средств контроля на уроке и в учебном занятии. Отличительной чертой системы является учебное занятие как особая форма организации деятельности учащегося. На специальных занятиях в малых группах осуществляется работа по освоению операций, входящих в состав способа действия. Здесь обязательно использование пооперационного контроля, формирование навыков самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки. Со второго полугодия 1 класса и до конца 3 класса длится третий этап – диагностико-коррекционный. Школьники учатся выделять критерии для оценки выполненной работы, вести операционный контроль по заданному образцу, осваивают диагностико-коррекционный способ работы над ошибками. Совершенствование контрольно-оценочных действий происходит на четвертом этапе в 5-6 классах. В ходе разновозрастного сотрудничества старшие учащиеся привлечены к разработке диагностических заданий для младших школьников, планированию путей ликвидации выявленных проблем и трудностей в учебе.

Учебно-методический комплекс «Школа 2100».

В данном УМК само понятие «система оценки» разработано очень полно и тщательно. Учителю предлагается хорошо продуманная технология оценки учебных достижений и, прежде всего, различные шкалы оценки, возможность использования и пяти- и шести- и десятибалльной.

Отметка в ситуации текущего контроля не ставится, тем самым обеспечивая возможность каждому ученику усваивать материал в соответствии с индивидуальными особенностями. Цифровым баллом фиксируют только умения учащихся, достигнутые за определенный период – тему, раздел. Следовательно, отметкой оценивают только контрольные работы. И они фиксируются в специальной таблице требований. Учащиеся вовлечены в процесс самоконтроля и самооценки.

Оценка успешности в баллах осуществляется в соответствии с тремя уровнями успешности, выделенными в УМК. Необходимый уровень предполагает решение типовых задач, где используются отработанные умения и применяются усвоенные знания. Это уровень стандарта. Второй программный уровень предполагает решение нестандартной задачи с применением усвоенных знаний. Максимальный уровень (необязательный) – это применение материала, который в классе не изучался. В соответствии с уровнями выставляются баллы успешности.

В системе развивающего обучения Л.В. Занкова, УМК «Начальная школа XXI века» ведутся исследования проблемы организации контрольно-оценочной деятельности. Рабочие тетради по предметам предполагают осуществление школьниками действий самоконтроля и самооценки. Для контроля разрабатываются разноуровневые контрольные работы.

Вариативный учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» успешно позволяет решить задачи формирования оценочной самостоятельности. В содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности младших школьников. Учебники и рабочие тетради содержат рубрики «Проверь себя», «Найди ошибки», «Сравни свой ответ с текстом». Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, на самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения.

Литература

  1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А.Б. Воронцов. – М.: Рассказов, 2002. 303 с.
  2. Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест / В.В. Гузеев. М.:Знание, 1999. – 69 с.
  3. Кокарева З.А. ФГОС: оценка результатов обучения в 1-6 классах. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 160 с.
  4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 128 с.
  5. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.
  7. Поташник М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие / М.М. Поташник, М.В. Левит. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. – 47 с.
  9. Цукерман Г.А. Оценка без отметки/ Г.А. Цукерман. – Москва-Рига: Пед.центр. Эксперимент, 1999. – 133 с.