РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сабанцева Алевтина Аркадьевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_shkolnogo_muzeya_sabantseva_a.a.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

  А.А. Сабанцева,

учитель начальных классов,

МБОУ «Параньгинская средняя общеобразовательная школа»

 им. Б.Р.Ахматьянова

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

В наше время, как никогда, задачи патриотического воспитания молодежи, не только не утратили своей актуальности, но приобрели новую остроту и специфику. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

ФГОС третьего поколения акцентированы на патриотическое воспитание обучающихся школ. Начался активный процесс возрождения школьных музеев. От простой созерцательной экскурсии школьный музей может «продвигать» ребёнка к осмыслению более серьёзных вопросов и проблем: как родного посёлка, района, республики, так и истории, культуры, науки страны в целом. Музей – это хранитель памяти, а историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве.

          Школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также учеников группы «риска». 

          Любви к Родине нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. И в этом школьный музей – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле.

          Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своей страны, школы, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России. Музейная работа позволяет развивать качества так необходимые в жизни: коммуникабельность и речь, умение общаться с людьми разных возрастов и социальных групп, формировать ответственность и инициативность. Учит правильно организовать свободное время.  

Наш школьный краеведческий музей был основан в 2009 году, имеет свидетельство и включён в реестр школьных музеев. В музее имеются разделы: «История Параньгинской средней школы», «Педагоги нашей школы», «Лучшие моменты школьной жизни», «Великая Отечественная война,  «Из истории пионерии», «Комсомольская юность моя», «Этнографический уголок», «Герои земли Параньгинской», «Есть профессия – родину защищать» - собраны и представлены материалы об участниках локальных войн и СВО.  Он является живым организмом, центром краеведческой и патриотической работы школы.  Здесь можно ощутить себя частью истории, личностью, способной повлиять на её ход. Главное, что дает школьный музей - духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит любить свои корни, свою семью, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример, способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своей семьи, рода, родного поселка, республики, страны, ориентирует школьника на гражданские, патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование гражданина и патриота России.

Список источников:

  1. Иванова О.В. Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 3(51). С. 148-160.
  2. Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г. Преподавание основ музейного дела в школе: Методическое пособие. М.: Перспектива, 2011.
  3. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2004
  4. Школьный музей / Сост. О. Залуцкая, Н. Луйгас. Минск: Красико-Принт, 2007.