«Мастер-класс, как эффективная форма профессионального обучения педагогов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
Статья на тему
«Мастер-класс, как эффективная форма профессионального обучения педагогов»
Подготовил: педагог дополнительного образования Богданова Е. Ю.
Рассказово 2024
Основной принцип мастер-класса:
«Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательной деятельности. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причём такими характерными приёмами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»)
При организации мастер-класса нужно руководствоваться формулой: «Как? Для чего? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенным, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.
Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нём могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических приёмов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовывать, «цеплять» слушателя.
Разрабатывая свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т.е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен для:
- педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;
- педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, приём и т.п.
- педагогов, которые хотели бы повысить своё профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности.
Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует чётко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.
Возможный предмет деятельности во время мастер-класса:
- обзор актуальных проблем и технологий;
- различные аспекты и приёмы использования технологий;
- авторские методы применения технологии на практике;
- тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.
Мастер-класс предполагает:
- описание общего алгоритма работы;
- анализ одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности;
- обратную связь для участников: они могут принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развёрнутый комментарий;
- подготовку своего портфолио и раскрытие методов его эффективного использования;
- ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.
Деятельность участников мастер-класса:
- изучение разработок по теме мастер-класса;
- участие в обсуждении полученных результатов;
- постановка вопросов, получение консультаций;
- обсуждение собственных проблем, вопросов, разработок;
- предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.
Организация мастер-класса
Продумав содержание мастер-класса, можно перейти к его организованной части, которая имеет несколько особенностей.
Продолжительность мастер-класса не является постоянной. Кроме того, при организации мастер-класса должно быть обязательно предусмотрено следующее:
- удобное для проведения занятий помещение;
- проектор (для показа схем и иллюстраций);
- канцелярские принадлежности (листы бумаги, маркеры, ножницы и т.д.);
- вода, чай, кофе и др.
Модель проведения мастер-класса:
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа Деятельность мастера | Деятельность участников |
1. Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач. | Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия (приём «Камертон»), объявление темы. | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
2. Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. | Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приёмов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приёмов) с комментариями. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование-предста-вление выполненных работ. |
3. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: - овладение общеинтел-лектуальными способами деятельности; - развитие способности к рефлексии; - развитие коммуни-кативной культуры. | Организует обмен мнениями присутствующих, даёт оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. |
Для качественного проведения мастер-классов необходимо наличие определённого пакета документов:
- положение о мастер-классе (приложение 1);
- памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса (приложение 2);
- информационная справка о мастер-классе (приложение 3);
- план-конспект мастер-класса (приложение 4);
- анкета для участника мастер-класса (приложение 5);
- справка для участника мастер-класса (приложение 6).
Положение о мастер-классе – локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер-класса как особый формы обмена педагогическим опытом, а также особенности его организации в данном учреждении.
Памятка для педагога-мастера представляет собой развёрнутое описание всех действий, которые должны быть выполнены и учтены в процессе подготовки к мастер-классу.
Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников мастер-класса.
План-конспект мастер-класса – это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами.
Анкета для участников мастер-класса необходима, во-первых, для фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников мастер-класса, т.е. становится необходимым элементом этапа рефлексии. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате опроса, даёт возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.
Также опыт проведения мастер-классов показал, что довольно часто участники обращаются к организаторам за оправдательными документами, подтверждающими их присутствие на данном образовательном мероприятии. Роль такого документа и выполняет справка. Она же может использоваться как документальное свидетельство повышения профессионального уровня педагога и войти в его портфолио при подготовки к аттестации.
Таким образом, грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность.
Приложение 1
Положение о мастер-классе
1. Общие положения
1.1. Мастер-класс – один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путём прямого комментированного показа приёмов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде.
1.2. Мастер-класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии.
1.3. Ведущим (автором) мастер-класса является педагог-мастер – высококвалифицированный педагогический работник, владеющий инновационным опытом работы, обладающий индивидуальным стилем педагогической деятельности, достигший высоких результатов в сфере своёй профессиональной деятельности.
1.4. Педагог-мастер при проведении мастер-класса руководствуется настоящим Положением и несёт ответственность за достоверность и объективность фактов, представленных в материалах мастер-класса.
2. Цели, задачи и ожидаемые результаты мастер-класса
Целью мастер-класса является:
2.1. Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачами мастер-класса являются:
2.2. Конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательной деятельности (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
2.3. Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
2.4. Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность учащихся;
2.5. Популяризация его инновационных идей, авторских находок;
2.6. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.
Ожидаемые результаты мастер-класса (безотносительно к его конкретному содержанию) могут включать в себя:
2.7. Понимание его участниками сути авторской системы педагога-мастера;
2.8. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
2.9. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
2.10. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
2.11. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
3. Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер-класса
3.1. Изложение концептуальных основ собственной системы работы (актуальность, основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности, его новизна, важнейшие результаты).
3.2. Краткая характеристика практической стороны педагогического опыта педагога-мастера:
- рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера;
- характеристика учащихся;
- ознакомление участников мастер-класса с основными приёмами и методами работы, дидактическими материалами, которые будут демонстрироваться.
3.3. Прямой комментированный показ в действии приёмов и методов работы педагога-мастера в форме:
- открытого занятия с участием учащихся;
- практического занятия с участниками мастер-класса путём непосредственного контактного обучения основным приёмам осуществления представляемой деятельности;
- ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса и др.
3.4. Рефлексия:
- самоанализ проведённого занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером;
- вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведённому занятию (игре и т.п.);
- общая дискуссия;
- заключительное слово педагога-мастера.
3.5. Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта.
4. Организация мастер-класса
4.1. Мастер-класс может проводиться как на уровне учреждения – для сотрудников, так и на муниципальном уровне – для педагогов других образовательных учреждений.
4.2. Мастер-класс может проводиться как отдельное (разовое) мероприятие, так и в виде серии мероприятий, объединённых одной темой.
4.3. Участие педагогических работников в проведении мастер-классов учитывается при аттестации.
Приложение 2
Памятка
для педагога-мастера
о подготовке и проведении мастер-класса
1. Этап подготовки
1.1. Приглашение на мастер-класс в различных формах:
- интернет-объявление на сайте, рассылка по электронной почте;
- текстовые формы – листовки, буклеты, объявления, афиши;
- личные контакты – устная информация по телефону, на мероприятии и т.д.
1.2. Структура объявления о мастер-классе:
- ФИО автора;
- сведения об авторе;
- фото;
- тема мастер-класса;
- аннотация мастер-класса;
- кому адресован, на какой возраст детей рассчитан;
- дата проведения мероприятия;
- адрес учреждения;
- примерная продолжительность;
- контактный телефон, электронный адрес.
1.3. Подготовка помещения:
- посадочные места, а также столы или планшеты;
- технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.);
- оборудование в зависимости от профиля – станки, мольберты, спортивные снаряды и т.п.;
- расходные материалы;
- канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры и т.п.;
- напитки – минеральная вода, чай, кофе и т.п.
1.4. Регистрация участников:
- лист регистрации участников;
- ответственный за регистрацию.
1.5. Раздаточный материал для участников мастер-класса:
- информационная справка о мастер-классе;
- методические рекомендации по применению представляемой технологии;
- дидактические материалы – схемы, выкройки, чертежи, фотографии и другие материалы по усмотрению педагога-мастера.
1.6. План-конспект мастер-класса.
План-конспект имеет имеет следующую структуру:
- тема;
- цель и задачи мастер-класса;
- ожидаемые результаты;
- ход мастер-класса;
- методы и приёмы;
- дидактические материалы;
- список литературы.
2. Этап реализации.
На данном этапе не предполагается соблюдение строгой последовательности всех предложенных ниже составляющих. Кроме того, некоторые компоненты (например, 2.4; 2.6;2.7) можно либо опустить, либо заменить другими по усмотрению автора. Иными словами, эту часть мастер-класса педагог-мастер волен выстраивать и структурировать по своему замыслу.
2.1. Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность).
2.2. Информирование о предлагаемой форме представления опыта педагога-мастера.
2.3. Постановка целей и задач мастер-класса.
2.4. Активизация деятельности его участников (тренинг, разминка и т.п.).
2.5. Представление опыта педагога-мастера как системы путём прямого комментированного показа в действии основных приёмов и методов его работы с использованием тех или иных форм:
- элементов открытого занятия с участием учащихся;
- практического занятия с участниками мастер-класса путём непосредственного контактного обучения основным приёмам осуществления представляемой деятельности;
- ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса и др.
2.7. Индивидуальная работа с участниками мастер-класса (при необходимости).
2.8. Осуществление видеозаписи (или фотографирование) мастер-класса.
3. Этап рефлексии
3.1. Самоанализ педагогом-мастером проведённого мастер-класса.
3.2. Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведённому занятию (игре и т.п.).
3.3. Общая дискуссия.
3.4. Заключительное слово педагога-мастера.
3.5. Опрос участников мастер-класса (анкетирование).
3.6. Заполнение книги отзывов.
Для наиболее заинтересованных участников мастер-класса:
3.7. Возможность ознакомиться с образовательной программой.
3.8. Консультирование педагога-мастера.
3.9. Форум на сайте.
3.10. Видеозапись мастер-класса.
3.11. Возможность пригласить педагога-мастера в своё ДОУ, где внедряется его методика, с целью получения профессиональной помощи.
Приложение 3
Информационная справка о мастер-классе
Структура информационной справки:
- тема мастер-класса;
- место проведения (учреждение), отдел, аудитория, дата, время;
- Ф.И.О. автора, его фото (можно в окружении детей);
Сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива);
- аннотация мастер-класса (указать, что демонстрируется во время мастер-класса, на какой возраст детей рассчитана методика);
- рекомендуемая литература;
- контактный телефон автора, электронный адрес.
Приложение 4
План-конспект мастер-класса
Тема:_______________________________________________________
Педагог-мастер_______________________________________________
Дата проведения______________________________________________
Время проведения ____________________________________________
Место проведения ____________________________________________
Продолжительность мастер-класса ______________________________
Цель мастер-класса: __________________________________________
____________________________________________________________
Задачи:
Обучающие (перечислить)
Развивающие (перечислить)
Воспитательные (перечислить)
Оборудование: ______________________________________________
Раздаточный материал: _______________________________________
Ход мастер-класса:
Вводная часть (5 мин.)
Основная часть (35 мин.)
Заключительная (5 мин.)
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью: _________________________________________
Приложение 5
Анкета для участника мастер-класса
Название мастер-класса: _____________________________________________
Ф.И.О. педагога, ведущего мастер-класс _______________________________
Дата ____________________________
Место проведения __________________________________________________
Уважаемый коллега!
Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса, организуемых в нашем образовательном учреждении. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов.
1. Из каких источников Вы узнали об этом мастер-классе?
□ Отдел образования
□ Сайт образовательного учреждения
□ Другие источники _____________________________________________
2. Какие причины побудили Вас посетить именно этот мастер-класс?
□ Желание усовершенствовать собственную методику
□ Стремление познакомиться с известным в округе педагогом
□ Желание познакомиться с новыми образовательными технологиями
□ Простое любопытство
□ Обязало начальство
□ Другое _______________________________________________________
3. Что Вам понравилось?
□ Оригинальная методика
□ Личность педагога
□ Инновационные подходы
□ Отдельные педагогические приёмы
□ Техническое оснащение
□ Структура занятия
□ Организация мастер-класса
□ Атмосфера мастер-класса
□ Другое _______________________________________________________
4. Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?
□ Методика
□ Отдельные педагогические приёмы
□ Техническое оснащение
□ Структура занятия
□ Организация мастер-класса
□ Другое _______________________________________________________
5. Чем для Вас был полезен данный мастер-класс?
□ Стала понятной авторская система педагога-автора
□ Повысилась моя компетентность по ряду аспектов
□ Получил следующие навыки ___________________________________
6. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?
____________________________________________________________
7. Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведённого мастер-класса Вы считаете целесообразными?
____________________________________________________________
8. Что бы Вам хотелось ещё узнать по теме проведённого мастер-класса?___________________________________________________________
9. Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности? ________________________________________________
10. Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса? ___________________________________________________________
11. В заключении опроса, пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе:
Пол ________________________________________________________
Возраст _____________________________________________________
Должность __________________________________________________
Благодарим Вас за участие в опросе!
Приложение 6
Справка для участника мастер-класса
Справка
Настоящим удостоверяется, что ________________________________
(Ф.И.О. участника)
принал(а) участие в мастер-классе, проведённого в ОУ ___________________
________________________________________________________________
«______»______________20____года по теме ___________________________
__________________________________________________________________
Форма участия (нужное подчеркнуть): выступление с сообщением, участие в общем обсуждении.
Директор МБУДО СЮТ _____________/________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
Статья на тему
«Мастер-класс, как эффективная форма профессионального обучения педагогов»
Подготовил: педагог дополнительного образования Богданова Е. Ю.
Рассказово 2024
Основной принцип мастер-класса:
«Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательной деятельности. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причём такими характерными приёмами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»)
При организации мастер-класса нужно руководствоваться формулой: «Как? Для чего? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенным, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.
Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нём могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических приёмов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовывать, «цеплять» слушателя.
Разрабатывая свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т.е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен для:
- педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;
- педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, приём и т.п.
- педагогов, которые хотели бы повысить своё профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности.
Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует чётко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.
Возможный предмет деятельности во время мастер-класса:
- обзор актуальных проблем и технологий;
- различные аспекты и приёмы использования технологий;
- авторские методы применения технологии на практике;
- тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.
Мастер-класс предполагает:
- описание общего алгоритма работы;
- анализ одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности;
- обратную связь для участников: они могут принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развёрнутый комментарий;
- подготовку своего портфолио и раскрытие методов его эффективного использования;
- ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.
Деятельность участников мастер-класса:
- изучение разработок по теме мастер-класса;
- участие в обсуждении полученных результатов;
- постановка вопросов, получение консультаций;
- обсуждение собственных проблем, вопросов, разработок;
- предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.
Организация мастер-класса
Продумав содержание мастер-класса, можно перейти к его организованной части, которая имеет несколько особенностей.
Продолжительность мастер-класса не является постоянной. Кроме того, при организации мастер-класса должно быть обязательно предусмотрено следующее:
- удобное для проведения занятий помещение;
- проектор (для показа схем и иллюстраций);
- канцелярские принадлежности (листы бумаги, маркеры, ножницы и т.д.);
- вода, чай, кофе и др.
Модель проведения мастер-класса:
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа Деятельность мастера | Деятельность участников |
1. Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач. | Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия (приём «Камертон»), объявление темы. | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
2. Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. | Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приёмов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приёмов) с комментариями. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование-предста-вление выполненных работ. |
3. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: - овладение общеинтел-лектуальными способами деятельности; - развитие способности к рефлексии; - развитие коммуни-кативной культуры. | Организует обмен мнениями присутствующих, даёт оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. |
Для качественного проведения мастер-классов необходимо наличие определённого пакета документов:
- положение о мастер-классе (приложение 1);
- памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса (приложение 2);
- информационная справка о мастер-классе (приложение 3);
- план-конспект мастер-класса (приложение 4);
- анкета для участника мастер-класса (приложение 5);
- справка для участника мастер-класса (приложение 6).
Положение о мастер-классе – локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер-класса как особый формы обмена педагогическим опытом, а также особенности его организации в данном учреждении.
Памятка для педагога-мастера представляет собой развёрнутое описание всех действий, которые должны быть выполнены и учтены в процессе подготовки к мастер-классу.
Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников мастер-класса.
План-конспект мастер-класса – это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами.
Анкета для участников мастер-класса необходима, во-первых, для фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников мастер-класса, т.е. становится необходимым элементом этапа рефлексии. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате опроса, даёт возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.
Также опыт проведения мастер-классов показал, что довольно часто участники обращаются к организаторам за оправдательными документами, подтверждающими их присутствие на данном образовательном мероприятии. Роль такого документа и выполняет справка. Она же может использоваться как документальное свидетельство повышения профессионального уровня педагога и войти в его портфолио при подготовки к аттестации.
Таким образом, грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность.
Приложение 1
Положение о мастер-классе
1. Общие положения
1.1. Мастер-класс – один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путём прямого комментированного показа приёмов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде.
1.2. Мастер-класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии.
1.3. Ведущим (автором) мастер-класса является педагог-мастер – высококвалифицированный педагогический работник, владеющий инновационным опытом работы, обладающий индивидуальным стилем педагогической деятельности, достигший высоких результатов в сфере своёй профессиональной деятельности.
1.4. Педагог-мастер при проведении мастер-класса руководствуется настоящим Положением и несёт ответственность за достоверность и объективность фактов, представленных в материалах мастер-класса.
2. Цели, задачи и ожидаемые результаты мастер-класса
Целью мастер-класса является:
2.1. Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачами мастер-класса являются:
2.2. Конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательной деятельности (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
2.3. Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
2.4. Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность учащихся;
2.5. Популяризация его инновационных идей, авторских находок;
2.6. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.
Ожидаемые результаты мастер-класса (безотносительно к его конкретному содержанию) могут включать в себя:
2.7. Понимание его участниками сути авторской системы педагога-мастера;
2.8. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
2.9. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
2.10. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
2.11. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
3. Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер-класса
3.1. Изложение концептуальных основ собственной системы работы (актуальность, основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности, его новизна, важнейшие результаты).
3.2. Краткая характеристика практической стороны педагогического опыта педагога-мастера:
- рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера;
- характеристика учащихся;
- ознакомление участников мастер-класса с основными приёмами и методами работы, дидактическими материалами, которые будут демонстрироваться.
3.3. Прямой комментированный показ в действии приёмов и методов работы педагога-мастера в форме:
- открытого занятия с участием учащихся;
- практического занятия с участниками мастер-класса путём непосредственного контактного обучения основным приёмам осуществления представляемой деятельности;
- ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса и др.
3.4. Рефлексия:
- самоанализ проведённого занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером;
- вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведённому занятию (игре и т.п.);
- общая дискуссия;
- заключительное слово педагога-мастера.
3.5. Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта.
4. Организация мастер-класса
4.1. Мастер-класс может проводиться как на уровне учреждения – для сотрудников, так и на муниципальном уровне – для педагогов других образовательных учреждений.
4.2. Мастер-класс может проводиться как отдельное (разовое) мероприятие, так и в виде серии мероприятий, объединённых одной темой.
4.3. Участие педагогических работников в проведении мастер-классов учитывается при аттестации.
Приложение 2
Памятка
для педагога-мастера
о подготовке и проведении мастер-класса
1. Этап подготовки
1.1. Приглашение на мастер-класс в различных формах:
- интернет-объявление на сайте, рассылка по электронной почте;
- текстовые формы – листовки, буклеты, объявления, афиши;
- личные контакты – устная информация по телефону, на мероприятии и т.д.
1.2. Структура объявления о мастер-классе:
- ФИО автора;
- сведения об авторе;
- фото;
- тема мастер-класса;
- аннотация мастер-класса;
- кому адресован, на какой возраст детей рассчитан;
- дата проведения мероприятия;
- адрес учреждения;
- примерная продолжительность;
- контактный телефон, электронный адрес.
1.3. Подготовка помещения:
- посадочные места, а также столы или планшеты;
- технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.);
- оборудование в зависимости от профиля – станки, мольберты, спортивные снаряды и т.п.;
- расходные материалы;
- канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры и т.п.;
- напитки – минеральная вода, чай, кофе и т.п.
1.4. Регистрация участников:
- лист регистрации участников;
- ответственный за регистрацию.
1.5. Раздаточный материал для участников мастер-класса:
- информационная справка о мастер-классе;
- методические рекомендации по применению представляемой технологии;
- дидактические материалы – схемы, выкройки, чертежи, фотографии и другие материалы по усмотрению педагога-мастера.
1.6. План-конспект мастер-класса.
План-конспект имеет имеет следующую структуру:
- тема;
- цель и задачи мастер-класса;
- ожидаемые результаты;
- ход мастер-класса;
- методы и приёмы;
- дидактические материалы;
- список литературы.
2. Этап реализации.
На данном этапе не предполагается соблюдение строгой последовательности всех предложенных ниже составляющих. Кроме того, некоторые компоненты (например, 2.4; 2.6;2.7) можно либо опустить, либо заменить другими по усмотрению автора. Иными словами, эту часть мастер-класса педагог-мастер волен выстраивать и структурировать по своему замыслу.
2.1. Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность).
2.2. Информирование о предлагаемой форме представления опыта педагога-мастера.
2.3. Постановка целей и задач мастер-класса.
2.4. Активизация деятельности его участников (тренинг, разминка и т.п.).
2.5. Представление опыта педагога-мастера как системы путём прямого комментированного показа в действии основных приёмов и методов его работы с использованием тех или иных форм:
- элементов открытого занятия с участием учащихся;
- практического занятия с участниками мастер-класса путём непосредственного контактного обучения основным приёмам осуществления представляемой деятельности;
- ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса и др.
2.7. Индивидуальная работа с участниками мастер-класса (при необходимости).
2.8. Осуществление видеозаписи (или фотографирование) мастер-класса.
3. Этап рефлексии
3.1. Самоанализ педагогом-мастером проведённого мастер-класса.
3.2. Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведённому занятию (игре и т.п.).
3.3. Общая дискуссия.
3.4. Заключительное слово педагога-мастера.
3.5. Опрос участников мастер-класса (анкетирование).
3.6. Заполнение книги отзывов.
Для наиболее заинтересованных участников мастер-класса:
3.7. Возможность ознакомиться с образовательной программой.
3.8. Консультирование педагога-мастера.
3.9. Форум на сайте.
3.10. Видеозапись мастер-класса.
3.11. Возможность пригласить педагога-мастера в своё ДОУ, где внедряется его методика, с целью получения профессиональной помощи.
Приложение 3
Информационная справка о мастер-классе
Структура информационной справки:
- тема мастер-класса;
- место проведения (учреждение), отдел, аудитория, дата, время;
- Ф.И.О. автора, его фото (можно в окружении детей);
Сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива);
- аннотация мастер-класса (указать, что демонстрируется во время мастер-класса, на какой возраст детей рассчитана методика);
- рекомендуемая литература;
- контактный телефон автора, электронный адрес.
Приложение 4
План-конспект мастер-класса
Тема:_______________________________________________________
Педагог-мастер_______________________________________________
Дата проведения______________________________________________
Время проведения ____________________________________________
Место проведения ____________________________________________
Продолжительность мастер-класса ______________________________
Цель мастер-класса: __________________________________________
____________________________________________________________
Задачи:
Обучающие (перечислить)
Развивающие (перечислить)
Воспитательные (перечислить)
Оборудование: ______________________________________________
Раздаточный материал: _______________________________________
Ход мастер-класса:
Вводная часть (5 мин.)
Основная часть (35 мин.)
Заключительная (5 мин.)
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью: _________________________________________
Приложение 5
Анкета для участника мастер-класса
Название мастер-класса: _____________________________________________
Ф.И.О. педагога, ведущего мастер-класс _______________________________
Дата ____________________________
Место проведения __________________________________________________
Уважаемый коллега!
Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса, организуемых в нашем образовательном учреждении. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов.
1. Из каких источников Вы узнали об этом мастер-классе?
- Отдел образования
- Сайт образовательного учреждения
- Другие источники _____________________________________________
2. Какие причины побудили Вас посетить именно этот мастер-класс?
- Желание усовершенствовать собственную методику
- Стремление познакомиться с известным в округе педагогом
- Желание познакомиться с новыми образовательными технологиями
- Простое любопытство
- Обязало начальство
- Другое _______________________________________________________
3. Что Вам понравилось?
- Оригинальная методика
- Личность педагога
- Инновационные подходы
- Отдельные педагогические приёмы
- Техническое оснащение
- Структура занятия
- Организация мастер-класса
- Атмосфера мастер-класса
- Другое _______________________________________________________
4. Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?
- Методика
- Отдельные педагогические приёмы
- Техническое оснащение
- Структура занятия
- Организация мастер-класса
- Другое _______________________________________________________
5. Чем для Вас был полезен данный мастер-класс?
- Стала понятной авторская система педагога-автора
- Повысилась моя компетентность по ряду аспектов
- Получил следующие навыки ___________________________________
6. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?
____________________________________________________________
7. Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведённого мастер-класса Вы считаете целесообразными?
____________________________________________________________
8. Что бы Вам хотелось ещё узнать по теме проведённого мастер-класса?___________________________________________________________
9. Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности? ________________________________________________
10. Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса? ___________________________________________________________
11. В заключении опроса, пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе:
Пол ________________________________________________________
Возраст _____________________________________________________
Должность __________________________________________________
Благодарим Вас за участие в опросе!
Приложение 6
Справка для участника мастер-класса
Справка
Настоящим удостоверяется, что ________________________________
(Ф.И.О. участника)
принал(а) участие в мастер-классе, проведённого в ОУ ___________________
________________________________________________________________
«______»______________20____года по теме ___________________________
__________________________________________________________________
Форма участия (нужное подчеркнуть): выступление с сообщением, участие в общем обсуждении.
Директор МБУДО СЮТ _____________/________________/
(подпись) (Ф.И.О.)