МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО УСКОРЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ
МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО УСКОРЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ
(памятка для родителей, учителей, воспитателей)
Правила:
- Прежде, чем говорить, подумай о чём хочешь сказать и только затем медленно говори.
- На заданный вопрос сначала ответь мысленно, затем тихим шёпотом еле шевеля губами, затем вслух медленно и ритмично.
Виды работ.
- Плавные спокойные движения под ритм и под музыку (спокойные танцы).
- Ритмическая гимнастика и подвижные игры в сочетании с речью (малая подвижность).
- Чтение стихов под маршировку, музыки.
- Хороводные игры.
- Слушание музыки, пение.
Методика преодоления:
I. Режим молчания.
Цель: отвлечение от ускоренной речи, отвыкание от имеющегося стереотипа.
II. Усвоение медленного темпа речи (громкое чтение: сначала логопед, затем сопряжённо, отражённо; хоровое чтение, самостоятельное). Сначала по слову (темп речи, как у логопеда), затем по строчке (при этом весь текст обязательно прикрывается листком бумаги, оставляя открытой ту строчку, часть которой в данный момент читается). Рекомендуется так же произнесение речевого материала под хлопки или метроном).
Задача: замедление всех психомоторных процессов. Замедляются все движения, скорость реакции на внешнюю среду и т.д.
III. Редактирование высказываемых мыслей.
Точные пересказы прочитанного по плану и без него. Упражнения в произношении различных редакций одной и той же фразы.
IV. Работа над коллективным рассказом.
Включение по сигналу в рассказ товарища.
Приёмы:
- подражание;
- ритмическое чтение;
- речевые упражнения под ритм;
- медленное чтение про себя
- функциональные тренировки (использование речи в реальной жизни, в различных ситуациях общения).
V. Подготовка к публичному выступлению.
При ускоренной речи часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления, поэтому большое внимание уделяется воспитанию логического мышления. Полезны вопросы «ПОЧЕМУ», игры на договаривание фраз подчинённые одной теме.
Преодоление патологического замедления темпа речи проводится с помощью тех же приёмов с противоположной направленностью.