МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Плеханова Ксения Сергеевна

УДК 377, 378

МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Плеханова К.С., магистрант ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» г. Москва

Научный руководитель:

Круглова М.Г., канд. пед. наук

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» г. Москва

 

 Аннотация. Современная действительность бросает много вызовов здоровью человека. Экономическая и социальная нестабильность, вспышки эпидемий, стремительная компьютеризация общества представляют серьёзную угрозу для эмоционального и психического здоровья молодого поколения, наиболее сильно подверженного негативным воздействиям окружающей среды. Эмоциональное и психическое здоровье является важнейшим показателем состояния благополучия ребенка, благодаря которому он может противостоять жизненным стрессам, продуктивно учиться и развиваться, внося свой вклад в развитие общества. Особую озабоченность вызывает поддержание состояния эмоционально-психического здоровья у детей, имеющих нервно-психическую патологию, психические заболевания различной этимологии. Эффективным средством коррекции данных заболеваний служит музыкальная ритмика, благотворно влияющая на психические и эмоциональные процессы развития ребенка. Тем не менее, в практике коррекционного обучения развивающий и оздоровительный потенциал музыкальной ритмики используются далеко не в полной мере. Это обусловило необходимость более глубокого изучения возможностей музыкальной ритмики в гармонизации, восстановлении эмоционально-психического здоровья младших школьников коррекционной школы и определении  наиболее эффективной методики  педагогического сопровождения данного процесса.

Ключевые слова: эмоционально-психическое здоровье, музыкальная ритмика, гармонизация здоровья, коррекционное образование, оздоровительные технологии.

 

Введение Непредсказуемость и быстрый «поток» современной жизни, стремительная смена происходящих в ней событий не только не дает поводы для комфортного состояния и хорошего настроения у людей, но и сохраняет немало объективных оснований для возникновения у них признаков тревоги, утомления, депрессии. Особенно острой эта проблема является для подрастающего поколения. Невнимание к эмоциональной регуляции может поставить под угрозу не только психическое и эмоциональное состояние ребенка, но и весь процесс обучения, и, как следствие, будущую трудовую карьеру. Все это делает проблему эмоционально-психического состояния здоровья детей особенно актуальной в наше время.

Эмоциональное здоровье в современной психологии рассматривается как системообразующий фактор бытия человека и функциональное проявление его социально-психологической зрелости, потенциальная устремленность жить в согласии с собой и вместе с другими людьми [7]. Эмоционально-психическое здоровье человека – важнейшее условие его благополучия, при котором он может реализовать свой личностный потенциал, жить в гармонии с обществом, природой, с самим собой. Использование термина «эмоционально-психическое здоровье» уже подчёркивает неразделимость эмоционального, телесного и психического начала в человеке. Поэтому и эмоциональное, и психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

Учеными выявлено, что критерии эмоционального здоровья человека представлены его включенностью во взаимодействие со средой, в различные виды отношений и содержат осмысленность эмоций, эмпатию, модальность эмоциональных образов других, интерес к делу, переживание взаимности, чувство принадлежности группе. Так, М.И. Лисина под эмоциональным здоровьем понимает устойчивое положительно окрашенное эмоциональное состояние индивидуума, при котором удовлетворены базовые социальные и физиологические потребности человека [3]. По мнению Г.А. Урунтаевой, эмоциональное здоровье способствует обретению уверенности в собственных силах, формирует базовое чувство безопасности, что способствует формированию гармоничной личности, способствует развитию положительного отношения к окружающей действительности [10]. Помимо данных характеристик, эмоциональное здоровье выступает гарантом успешного функционирования всех сфер личности в социуме [5].

К основным критериям эмоционального здоровья относят такие, как: отношение ребенка к самому себе, восприятие самого себя, и других людей,  общее благоприятное эмоциональное состояние ребенка; сформированная и развитая эмпатия, благодаря которой ребенок может считывать эмоциональное состояние других людей, приемлемый уровень личностной и ситуативной тревожности, уровень личностной активности в разных сферах деятельности,  высокий уровень работоспособности, хорошее самочувствие, положительно выстроенные отношения с окружающим миром.

Таким образом, эмоциональное здоровье представляет собой интегративное понятие, в которое включены чувства, которые обуславливаются успешным функционированием всех сфер личности ребенка [там же]. Не случайно, поэтому, исследователи связывают эмоциональное здоровье с психическим здоровьем.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Сохранение человеком своего психического здоровья в наше время является достаточно злободневной и сложной проблемой. Под воздействием многочисленных негативных факторов окружающей действительности люди подчас испытывают серьезные психические перегрузки, следствием которых становятся различные психосоматические заболевания. Особую группу риска ухудшения состояния психического здоровья составляют дети, у которых и без того наблюдаются различные отклонения в развитии. Наиболее частыми проявлениями нарушения психического здоровья являются: когнитивные нарушения (нарушения познавательной деятельности: памяти, внимания, мышления, воображения), эмоциональные расстройства (тревога, страхи, депрессивные состояния), расстройства поведения (СДВГ, агрессивность, пассивность, социофобии и пр.).

В связи с этим, важнейшей задачей современной психологии, педагогики и медицины является гармонизация психического здоровья таких детей, оптимизация внутренних и внешних условий их жизни и деятельности, в процессе которой происходит адаптация личности к условиями окружающей среды.  Однако, современная медицина и психотерапия часто сталкиваются с собственными ограничениями по оказанию помощи в данном направлении. Только лишь медикаментозные методы не способны справиться со своими задачами по разным причинам: из-за длительности лечения, возможного привыкания к вмешательству терапевта и направленности на излечение лишь внешнего, физического проявления болезни. Поэтому в настоящее время достаточно актуальным и закономерным является поиск новых методов оздоровления человека, ориентированных на формирование сознательного, ценностного отношения личности к своему здоровью и качественно новой смысловой установки не на «избавление от недуга», а на «поддержание здорового состояния тела и духа» [6].

На основании этого можно утверждать, что важную роль в сохранении психического здоровья ребенка играет работа педагогов и психологов по проектированию и оптимизации учебно-воспитательной среды, предоставление условий, обеспечивающих раскрытие личностного потенциала ребенка и предотвращение различных психических расстройств и деформаций личности.

Методы. Большими возможностями на пути гармонизации эмоционально-психического здоровья личности ребенка с отклонениями в развитии обладает музыкальная ритмика. Музыкально-ритмическая деятельность, основные положения которой были разработаны швейцарским педагогом Э. Жак- Далькрозом, стала внедряться в систему коррекционного образования в начале XX века. Ж. Далькроз и его последователи объясняли положительное влияние коррекционной ритмики на детей органичным сочетанием музыкального, двигательного и ритмического компонентов. Такое соединение способствуют развитию у обучающихся высших психических функций: памяти, мышления, внимания, восприятия, а также музыкального слуха, пластичности, двигательной активности. В своих работах ученый писал, что в музыкально-ритмической деятельности приоритетом является именно музыка как искусство, влияющее, в первую очередь, на эмоции и чувства человека [2, с. 32].

Э. Жак-Далькроз характеризует ритм как активность какой-либо материи, организованную в пространстве и во времени. У каждого мускула, согласно утверждению Далькроза, есть своя задача выполнения логически грамотно выстроенного ряда движений с определенной амплитудой. Исследователь подразделяет музыкально-ритмические движения на сознательные, которые дети совершают сознательно, задействуя сознание, бессознательные, которые дети выполняют на подсознательном уровне, поскольку такие движения осуществляются на уровне рефлексов, и автоматические движения, которые осуществляются без привлечения механизмов какого-либо контроля за происходящим действием [там же, с. 43].

Н.А. Александрова, последователь Ж. Далькроза, подчеркивала необходимость разделения музыкальной ритмики на разные направления, в зависимости от того, на кого будет ориентирована ритмика в рамках образовательного процесса: на взрослых людей, на детей с сохранным интеллектом и нормальным психофизическим развитием и на детей с особыми образовательными потребностями [4]. В работах Е.А. Медведевой находят подтверждение положения о том, что музыкально-ритмическая деятельность способствует активизации мыслительных операций, повышения уровня запоминания, восприятия, формирования целенаправленной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью [4, с. 9].

Разные формы активности на уроках по музыкальной ритмике способствуют возникновению положительных эмоций, зарождению творческой активности, формированию художественно-эстетического вкуса, развитию навыков социализации. Адекватно подобранные методы и музыкально-ритмические упражнения в верной последовательности, гармонично сочетающиеся с музыкальным сопровождением, укрепляют нервную систему, улучшают осанку детей [2, с. 48]. Тем самым, на уроках по музыкальной ритмике осуществляется комплексное развитие детей.

Музыкальная ритмика представляет собой обобщенное понятие, многогранный предмет в образовательном процессе, который подразделяется на следующие виды ритмической деятельности:

- логопедическую ритмику, цель которой состоит в том, чтобы развивать речь детей;

- фонетическую ритмику, ориентированную на детей с нарушением слуха;

- коррекционную ритмику, ориентированную на детей с задержкой психического развития, с интеллектуальным недоразвитием.

Профилактика нарушений, лечение, коррекционные мероприятия и развитие детей – представляют собой основные цели коррекционно-ритмического процесса. При построении коррекционно-педагогического процесса, педагог опирается на апробированные методики, которые разрабатывались в междисциплинарном взаимодействии ряда дисциплин: общей и специальной психологии, специальной педагогики, музыкальной педагогики. В рамках коррекционно-образовательного процесса музыкальная ритмика на практике успешно сочетается с арт-терапией.

Поэтому, крайне важно разрабатывать методически верную концепцию каждого урока, основанную на гибком сочетании различных методов. К наиболее эффективным можно отнести: логоритмический метод, метод пластического интонирования, ассоциативный, игровой метод (музыкально-дидактические игры), метод музыкальной драматизации (инсценировка песен), метод перкуссии, метод мелодекламации, метод ритмодекламации в сопровождении музыкальных инструментов или музыкально-ритмических движений, изготовление проективных рисунков под музыкальное сопровождение и др.

Каждый из этих методов имеет универсальное действие. Так, логоритмический метод, являя собой синтез музыки, речи и движения, позволяет не только активизировать речевое развитие детей, но и  синхронизирует речевые и моторные ритмы, обеспечивает интенсификацию  двигательных реакций, улучшает мышечный тонус, снимает переутомление, улучшает работу внимания и памяти, способствует возникновению положительных эмоций. «Сочетание музыки, ритма, движений и специальных речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций» [11].

Метод пластического интонирования под музыку позволяет детям свободно выразить собственные эмоции через спонтанные движения тела и импровизацию [9, с. 22], раскрепоститься и избавиться от зажатости. Благодаря телесно-пластическому выражению художественно-образного содержания звучащей музыки, у детей развивается художественное мышление, восприятие, воображение, фантазия, эстетическое чувство, расширяется спектр впечатлений, настроений, переживаний, возникающих в процессе «погружение» творческого «перевода» музыки в движение.

Объединенные эмоциональные переживания, ритм и двигательно-пластическая передача переживаний представляет собой фундамент моторного аспекта музыкального восприятия. В данном случае, танцевально-двигательная активность преобразует слуховые импринты в эмоциональные реакции. На основании полученных результатов некоторых исследований, можно сделать вывод, что восприятие музыки обретает иные характеристики, если слушание музыки сочетается с передачей эмоций в виде танцевально-пластических движениях [8, с. 171].

Мелодекламация, как и ритмодекламация, – методы, применяемые на музыкально-ритмических занятиях, представляющие собой произнесение текста параллельно звучащей музыки. Также к произнесенному тексту педагоги могут присоединять пальчиковые игры, жесты, движения, игру на элементарных музыкальных инструментах, соответствующие уровню развития детей.

Результаты. В рамках небольшой статьи невозможно охарактеризовать достоинства и возможности всех выше обозначенных методов (это тема отдельного исследования), однако с большой уверенностью можно сделать вывод о большом коррекционном, педагогическом и развивающем потенциале музыкальной ритмики и ее максимально благотворном влиянии на эмоционально-психическое здоровье детей, имеющих нарушения в развитии.

Немаловажную роль в этом играет и музыкальная составляющая занятий по ритмике.  Ведь музыка, будучи источником формирования чувства прекрасного, служит той основой, которая соединяет в единое целое многочисленные элементы этой сложной системы, создает благоприятную художественно-эстетическую среду. Поэтому огромное значение имеет выбор произведений для упражнений, песен, игр и пластических импровизаций с обязательным включением образцов музыкального фольклора,  классической и современной музыки. И хотя многие из этих произведений (в силу особенностей восприятия младших школьников) преподносятся на уроках музыкальной ритмики в адаптированном виде (в исполнении фортепиано или в виде аранжировки), это не является помехой для их восприятия и не умаляет степени их благотворного влияния на детей. Поэтому, в ходе занятий целесообразно использовать произведения эмоционально яркие, разнообразные по жанрам и характеру [1].

Заключение. Таким образом, музыкально-ритмические занятия влияют на организм ребенка в целом, на общее психоэмоциональное состояние, на процесс формирования личности детей, их волевую сферу, положительно сказываются на работе мозга.

Важно, однако, понимать, что продуктивность деятельности педагога зависит от его способности применять и гибко сочетать выбранные методы и способы деятельности, встраивать их в адекватные формы проведения занятий, творчески их использовать, внося в каждый урок элемент новизны, живого общения, создавая, тем самым, благоприятный эмоциональный «климат» и поддерживая на высоком уровне интерес маленьких воспитанников.

 

Список литературы

 

  1. Безбородова, Л.А., Пустовойтова, М.Б. Музыкально-ритмическое развитие дошкольников и младших школьников //  Наука и школа. Вып. 5. 2012. С. 107-109.
  2. Жак-Далькроз, Э.  Ритм. М.: Классика-XXI, 2002. 248 с.
  3. Лисина М.И.  Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 c.
  4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Медведевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.
  5. Наливайко, Т.Е., Шинкорук, М.В. Эмоциональное благополучие личности: от психологического здоровья к качеству жизни. // Ученые записки. № III. 2 (19). 2014. URL: https://www.uzknastu.ru/files/pdf/19/1/Наливайко%20Т_Е_,%20Шинкорук%20М_В_%20Статья_правка.pdf (дата обращения: 04.12.2021)
  6. Пазекова, Г.Е. Психологические технологии здоровья: идеационный способ гармонизации личности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-tehnologii-zdorovya-ideatsionnyy-sposob-garmonizatsii-lichnosti (дата обращения: 13.11.2021).
  7. Тарабакина, Л.В.  Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2015. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-zdorovie-kak-predmet-sotsialno-psihologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 21.11.2021).
  8. Торопова, А.В. Развитие целостности личности через чувственное наполнение музыкального сознания ребенка // Методология педагогики музыкального образования (научная школа Э. Б. Абдуллина). М., 2007. C. 167–181.
  9. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… : Творч. музицирование, импровизация и законы бытия.  М. : Едиториал УРСС, 2003.  261 с.
  10. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.  336 с.
  11. Филатова, Ю.О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedago... (дата обращения: 25.01.2022).