Специфика и проектирования образовательной среды в начальной школе
Специфика и проектирования образовательной среды в начальной школе
Образовательная среда в начальной школе представляет собой специально организованное пространство, включающее в себя дидактические материалы, оборудование, инвентарь для развития обучающихся в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Проектирование образовательной среды играет важную роль не только в формировании и развитии личности ребенка, но и самих педагогов. Правильно организованная образовательная среда — это ключевой фактор, которые определяет характер поведения всех участников образовательного процесса. Современная система начального общего образования строится на основе требований ФГОС второго поколения. ФГОС НОО нацелен на формирование у учащихся базовых компетенций, необходимых человеку для адаптации и социализации в быстроизменяющихся условиях жизни: информационных компетенций, коммуникативной компетенции, способности к самореализации и самообразованию [9]. В данном случае, под компетентностью понимается: «новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте» [3, с. 86]. Данная трактовка понятия «компетентность» указывает на системно-деятельностный характер. Следовательно, в первую очередь, образовательная деятельность должна строиться с учетом системно-деятельностного подхода, который предполагает активность и субъект-субъектные отношения в процессе образования.
В контексте ФГОС НОО успешность человека в современном мире определяется ориентированностью на познание, использование современных технологий, активная жизненная позиция, способность адаптироваться в новых условиях, навыки эффективного взаимодействия, ведение здорового образа жизни.
В соответствии с требованиями Стандарта учитель начальных классов проектирует образовательную среду, которая способствует освоению образовательных программ по различным предметам; формированию метапредметных умений, формированию нравственных качеств и развитию социальной и личностно-значимой деятельности.
Понятие «образовательная среда» исследуется различными авторами и трактуется многоаспектно. Над данным понятием размышлял еще Л.С. Выготский. Согласно его позиции, человек вступает во взаимодействие с природой через среду, где среда становится фактором, определяющим его поведения.
Л.С. Выготский определяет среду как: «культурно-историческую реальность, интегрирующую в себе весь предшествующий опыт развития человечества и состоящую из предметов, имеющих для человека определенное значение» [2, с. 118]. В дальнейшем идеи Л.С. Выготского были развиты А.Н. Леонтьевым.
В.И. Слободчиков определяет образовательную среду как: «естественное и, может быть, наиболее оптимальное место встречи личности и общества, место продуктивного и взаиморазвивающего разрешения бытийных противоречий между ними» [7, с. 5].
Сущности понятия «образовательная среда» посвящены также работы В.И. Панова. В трактовке В.И. Панова образовательная среда – это: «это система «педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как еще непроявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации» [5, с. 226].
В.И. Панов отмечает, в образовательной среде нужно учитывать задатки, способности, возрастные и психологические особенности человека.
В.И. Пановым также разработана структура образовательной среды. Согласно его структуре, выделяется три компонента образовательной среды. Деятельностный компонент предполагает активное выполнение ведущей деятельности своего возраста. Для младшего школьного возраста – это учение. При этом автором отмечается, что деятельностный характер должен способствовать развитию психологических новообразований возраста, т.е. способствовать развитию у младших школьников произвольности, осознанности, опосредованности внутренних процессов и регуляции деятельности.
Следует отметить, что коммуникативный компонент выделяется всеми исследователями структуры образовательной среды. Данный компонент предполагает адаптацию, социализацию, обучение, освоение и трансляцию информации посредством взаимодействия с окружающими людьми.
Пространственно-предметный компонент направлен на создание развивающей предметной среды, траектории или ситуаций, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Таким образом, на наш взгляд, именно целостная образовательная среда, учитывающая рассмотренные компоненты, позволит сформировать у младших школьников метапредметные умения, отраженные во ФГОС НОО. Интегративным результатом образования согласно ФГОС НОО выступает создание комфортной развивающей образовательной среды, которая [9]:
- обеспечит высокое качество, доступность, открытость и привлекательность образования;
- направлена на духовно-нравственные развития учащихся начальной школы;
- гарантирует охрану и укрепление здоровья учащихся;
- способствует личностному росту учащихся.
Исходя из вышесказанного, образовательная среда представляет собой систему локальных сред, обеспечивающих эмоциональное благополучие всестороннее развитие учащихся. Проектируя образовательную среду в начальной школе, учитель должен учитывать познавательные потребности и возможности учащихся; использовать методы и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий: умение ставить цели и задачи, умение планировать свою деятельность, умение подводить итоги, умение производить самооценку и др.
В стремительно изменяющихся условиях именно начальная школа способна заложить фундамент достижения важнейших целей дальнейшего образования (самообразования) человека.
Специфика проектирования образовательной среды в начальной школе заключается в направленности на раскрытие и развитие личностного потенциала каждого школьника; на обеспечение качественного образования; на формирование метапредметных умений. Учитель начальных классов должен быть вооружен инструментарием по выявлению и организации образовательной среды, адекватной потребностям и возможностям учащихся. При этом среда должна быть комфортной, здоровьесберегающей, доставлять учащимся эмоциональное насыщение, расширять познавательные возможности и интересы, стимулировать активность учащихся, побуждать к творческой деятельности и самостоятельности.
Изучение педагогической, психологической, научно-методической, а также имеющийся опыт деятельности, позволяет утверждать, что наиболее эффективными формами проектирования образовательной среды, направленной на достижение современных требований, являются: личностно-ориентированное и интерактивное обучение.
Исходя из требований ФГОС, современный урок должен вызывать и укреплять интерес учащихся к предмету, развивать их самостоятельность и индивидуальность. Эти вопросы решаются с помощью личностно-ориентированного подхода к обучению. Личностно-ориентированный подход направлен на обеспечение индивидуализации при обучении, на учет и развитие интересов и способностей каждого учащегося, на формирование необходимых умений для самостоятельного изучения информации.
Включение учащихся в совместную работу посредством интерактивного обучения и решение общих задач развивает в них партнерские чувства и желание работать в команде. Организовывая работу в парах или группах, координируя их деятельность, педагогу легко будет видеть успехи каждого из школьников.
Рассмотрим пример проектирования образовательной среды для учащихся 2-го класса по теме «Родственные слова». Организуется парная работа. Определенным учащимся предложено задание средней степени сложности (найти лишние слова и выписать оставшиеся); остальные учащиеся получают задание высокой степени сложности (прочитать текст и выписать родственные слова). Подобная организация образовательной среды позволяет каждому учащемся получить задание в соответствии со своими возможностями и выразить свою позицию.
Работать над формированием одновременно всех трех групп результатов (личностных, метапредметных, предметных) позволит проектная деятельность, т.к. именно в проектной деятельности дети уже в младшем школьном возрасте могут научиться сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, планировать свою деятельность, исследовать, защищать проект.
Учащимся начальной школы могут быть предложены на выбор темы проектов: «Что такое электричество и как оно превращается в свет?», «Роботы-помощники дома», «В волшебном мире звезд», «Математика в ребусах», «Выращивание растений» и др.
Таким образом, под образовательной средой понимается система используемых форм, методов и приемов деятельности, обеспечивающих эмоциональное благополучие и всестороннее развитие учащихся. Проектируя образовательную среду в начальной школе, учитель должен учитывать познавательные потребности и возможности учащихся. Всестороннее развитие личности, формирование метапредметных умений, способности действовать самостоятельно, креативно, а не по образцу, стремиться к познанию, анализировать, выдвигать гипотезы, исследовать, принимать решения, делать выводы – все это будет являться основой для проектирования образовательной среды в начальной школе.
Список использованных источников
- Владимирова А.И. Проектирование образовательной среды педагогами начальной школы Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. материалы международной заочной научно-практической конференции. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2017. С. 73-75.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008. 671 с.
- Кротова Е.Ю., Гоголевская Е.С. Урок в контексте системно-деятельностного подхода // Альманах мировой науки. 2019. № 2 (28). С. 86-89.
- Лебедева Ю.В., Куваева И.О. Педагогическая психология: практикум. Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2019. 159 с.
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер, 2007. 352 с.
- Сибаева Г.М., Баязитова Д.Н., Халисова Р.М. О влиянии образовательной среды начальной школы на развитие нраственных качеств младших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 30. С. 7-10.
- Слободчиков В.И., Громыко Ю.В. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000. № 2. С. 4-8.
- Улановская И.М., Янишевская М.А. Как образовательная среда школы влияет на метапредметные результаты начального обучения // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 6-5 (64). С. 424-430.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2019. - 53 с.
- Шмидт А.И. Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО // Вестник педагогического опыта. 2017. № 38. С. 27-35.