Обучение письму у леворуких детей
До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Педагогу важно создать условия для обучающихся для успешного развития своих навыков. Например, посадка ребёнка должна быть у окна, правильное положение при письме, особенная подача материала (больше наглядности, медленный темп объяснения материала и др.) Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_pismu_levorukih_detey.ppt | 631 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При обучении письму учителю необходимо учитывать особенности функционального развития леворуких детей: — недостатки развития тонких координированных движений руки, пальцев; — несовершенство нервно-мышечной регуляции движений; — дефицит зрительно-пространственного восприятия; — дефицит зрительно-моторной интеграции.
Правила держания ручки: — ручка должна (по возможности) составлять одну линию с рукой (или угол должен быть очень небольшим); — рука при письме должна быть над линией письма; — тетрадь располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела к левой руке; — правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает её по мере необходимости; — свет при письме должен падать справа.
При изучении каждой буквы необходимо: 1. Зафиксировать внимание детей на правосторонней, левосторонней ориентации всех элементов. 2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева—направо). Значок (<) поможет сделать это. 3. Необходимо объяснить детям, как соединяются буквы с помощью соединительного элемента (штриха), в каких случаях он необходим (ОМ, ОН, ЮК), а в каких — нет (ЛИ, УЛ, ШЛ). 4. Необходимо подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы, зафиксировать внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз.
Формирование навыков правильной посадки и письма у леворуких детей
Первый способ : зеркальное отражение «праворукого» положения руки при письме. Им чаще всего пользуются дети. Считается, что такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения: так как все образцы в тетрадях (прописях) расположены слева, при письме ребенок закрывает их кистью руки и не может на них ориентироваться, выполняя графические упражнения. Поэтому при таком способе письма у леворуких детей очень часто наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв, неправильное написание графических элементов.
Второй способ : кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество графических ошибок при письме. Леворукие дети чаще всего сами приходят к такому способу письма.
Третий способ : кисть левой руки с ручкой находится под строкой. При этом точкой опоры пишущей руки является лишь ногтевая фаланга левого мизинца, кисть руки практически полностью оказывается на весу. При таком способе письма ребенок хорошо видит образец, ему не приходится выворачивать кисть руки, написанное ранее не смазывается. Правда, при таком способе происходит нарушение общепринятых требований наклона письма вправо.
Упражнения для выработки хорошего почерка у леворуких
1. Рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать тоже самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Нужно успокоить ребенка: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка. Во время выполнения ребенком задания взрослому следует обратить внимание на то, как он держит ручку или карандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно), сильно ли напряжен, правильно ли сидит.
2. Открывание небольшой коробочки (например, спичечного коробка). Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание может быть следующим: «Найди, в какой коробке спрятана спичка». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает). 3. Построй домик из спичек (палочек). Ведущая рука используется более активно.
4. «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (например, теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол перед ребенком. Задание: взять мяч, бросить взрослому, затем подкинуть и поймать его несколько раз. 5. Вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Ведущая – более активная рука, причем это не обязательно та, в которой ребенок держит ножницы, так как они могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вырезание может быть очень трудным и не информативным в тех случаях, когда размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (колоды карт). Все карточки (10-15) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать их по одной.