Коррекционная работа в группе продленного дня.
В законе «Об образовании» говорится, что коррекционная работа - одно из самых деликатных направлений в педагогической науке. Она проводилась всегда, но в настоящее время стала более актуальна. Под коррекционной работой понимают систему мероприятий, направленных на исправление соматических, психологических недостатков или поведения человека с помощью специальных средств психолого-педагогического воздействия, создания условий для компенсации или особой среды для детей с особыми образовательными потребностями. Коррекционная работа строится не как отдельные упражнения по совершенствованию каких-либо личностных качеств или норм поведения ребенка, а как целостная система мер, направленных на создание комфортности в обучении младших школьников. Решая поставленные задачи, важно создать о каждом ребенке полную картину его развития, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями личности и характера. Это в свою очередь возможно при условии осуществления совместных усилий в деятельности учителя начальных классов, школьного психолога, дефектолога, логопеда и родителей и воспитателя ГПД. Более подробно хочется остановиться на работе с неуспевающими детьми. I Необходимо установить причины неуспеваемости. Есть различные классификации. Если взять за основу классификацию П.П. Борисова, то мы выделим четыре блока причин. - Педагогическую причину: недостатки преподавания, пробелы в знаниях за предыдущие годы. - Социально – бытовые причины: неблагополучные условия жизни, отсутствие режима, безнадзорность ребенка. - Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, нарушение двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы. - Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора. Для определения причин, вызывающих трудности в учебе работу можно разделить на 5 этапов: 1. Сбор предварительных данных об ученике, их анализ; 2. Диагностика с использованием методик; 3. Сопоставление результатов первого и второго этапов; 4. Выбор необходимого педагогического воздействия; 5. Правильное построение работы с учеником II Работа по устранению этих причин. Воспитатель группы продленного дня может и должен включаться в коррекционную работу. Как было сказано выше, неуспевающих детей можно разделить на 2 группы: дети с ослабленным здоровьем; дети с психологическими причинами Понятно, что дети 1 группы пропускают много уроков и часто не могут в полной мере овладеть учебным материалом самостоятельно. Необходимы дополнительные занятия с учителем, воспитателем. При выполнении заданий таким учащимся требуется уделять больше внимания. Ориентировать их на изученный ранее материал. Дети второй группы нуждаются в специальных занятиях по развитию памяти, внимания, развития речи, расширения кругозора. В книге Г. Мониной, Е Панасюк «Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником» разработан тренинг эффективного взаимодействия с такими учениками, приводятся игры, в которые можно играть на уроках и переменах, после уроков. Тренинг направлен на сплочение детей, отработки навыков командного взаимодействия, повышения самооценки отдельных учащихся. Для развития памяти и внимания можно использовать различные игры, которые будут полезны всем детям. Я использую в своей работе такие: - найди отличия - повтори узор - угадай, что исчезло, что появилось - кто быстрее (в тексте зачеркнуть 1 или несколько одинаковых букв) - найди ошибки Физкультминутки: - запретное движение - топ – хлоп (даются фразы, понятия, дети на правильный вариант хлопают, на неправильный топают) Приемы мнемотехники (воспитатель Николаева Н.И.): Игра «Кто больше» - развитие зрительной памяти, мыслительных процессов, восприятия. Дети за 10 – 15 секунд должны запомнить, как можно больше окружающих предметов одного размера или формы, цвета, в названиях которых 2 слога и т.д. Затем они закрывают глаза и перечисляют. Игра «Прятки» - развивает тактильную память, умение подчинять поведение определенным требованиям) Несколько мелких предметов ребенок с закрытыми глазами ощупывает двумя руками. Позже эти предметы помещаем среди других, ребенок должен узнать. Игра «Пары слов» - помогает освоить приемы запоминания, развивает умение связывать слова по смыслу, объединять их. Яма лопата Груша ваза Конфета друг Корабль море. Очень важно развивать речь детей. Для ее развития необходимы: - упражнения на развитие мелкой моторике руки (штриховка, разукрашивание, лепка, гимнастика для рук) Приведу примеры такой гимнастики. 1) Сжать кисть в кулак, большой палец сверху прижимает 4 остальных. Затем, 4 пальца прижимают большой (10 – 15 раз). 2) Круговые движения каждым пальцем в отдельности.(8 раз). 3) Сгибание пальцев в ногтевых и средних фалангах (20 – 25 раз). 4) Сведение и разведение пальцев (16 – 18 раз). 5) Поочередное поднимание каждого пальца (5 раз). 6) Поочередное поднимание каждого пальца и движение им вправо, влево. 7) Пальцы разведены врозь. Начиная с мизинца последовательно согнуть все пальцы в кулак. Также последовательно разогнуть, начиная с мизинца. (10 – 12 раз). 8) Большой палец приведен к ладони. Одновременно согнуть 4 пальца и отвести большой. (14 – 15 раз). 9) Пальцы разведены и опираются на стол. Статическое напряжение мышц кисти (54 – 7раз). 10) Большой и указательный пальцы опираются о стол. Упражнение «шпагат». - игры со словами - использование приемов мнемотехники. Хорошее упражнение, когда дети, слушая рассказ, рисуют отдельные предметы. Затем по этим предметам восстанавливают весь текст. Для расширения кругозора провожу следующее: - беседы (о природе, по этике, по истории, о знаменательных датах и т.д.); - праздники (совместно с учителем или без); - чтение и обсуждение книг, знакомство с писателями; - разгадывание загадок и рисунки к ним; - составление кроссвордов. Коррекционная работа помогает детям стать уверенными в себе и успешными. Задача педагогов, наша задача, – помочь им в этом.