Поступаем в 1 класс.
Идём в первый класс. Поддержка современного родителя для успешности ребёнка
Только вместе с родителями
общими усилиями,
учителя могут дать детям
большое человеческое счастье
(В.А.Сухомлинский).
Одним из важнейших условий успешного обучения ребёнка является преемственность между ступенями образования. Хочу представить вам звенья и составляющие, формы работы и возможности.
Процесс обучения складывается из трёх активных участников: воспитатель - ребёнок – родитель, в последствии учитель - ребёнок – родитель.
Именно родители могут стать связующим звеном между дошкольным и начальным школьным образованием. Чтобы они стали нашими помощниками, их этому надо научить. Возникает ряд вопросов: чему учить, когда, а главное, как?
От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности.
Современные родители заинтересованы в успешности своего ребенка в школе и старательно готовят его к поступлению в 1 класс. НО, к сожалению, родители убеждены, что посещение ребенком в дошкольном возрасте различных кружков и секций, развивающих занятий даст положительную динамику в обучении. Родители полагают, что если ребёнок до поступления в 1 класс умеет читать, писать, считать, а в идеале знает таблицу умножения, то к обучению в школе ребёнок готов.
В условиях вариативности дошкольного образования и отсутствия единых представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета, НО
- у 35−40% из них не развита мелкая моторика,
- у 60% – устная речь,
- у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность.
И, к удивлению родителей, в школе ребёнок сталкивается с большим количеством трудностей, и родители полагают, что ребенок не успешен, потому что его плохо учат.
Замена ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте на учебную деятельность приводит к тому, что к началу младшего школьного возраста, у детей не формируются те психологические факторы, которые образуются у дошкольников в игровой деятельности:
- плохо развита фантазия,
- общение,
- обобщение полученной информации,
- дети не умеют прочитывать смысловые значки,
- познавательная мотивация,
- сильно отстают в развитии учебная мотивация и произвольность.
Родители недооценивают значение игровой деятельности ребенка, заменяя ее учебной. А именно в игре закладываются гибкие навыки, способствующие развитию взаимоотношений, коммуникации и социализации. Поэтому дети приходят в школу с большим количеством информации никак не связанной с реальной жизнью, с отставанием в социальном развитии. Они не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, не могу сформулировать проблему, мысли, желания.
Наша задача - расставить приоритетные точки и выстроить маршруты.
Составляющими успешности обучения ребенка в школе являются:
- хорошо развитая мелкая моторика,
- мотивация,
- причинно-следственные связи,
- речь, словарный запас,
- ориентация в пространстве.
Так же важную роль играет состояние здоровья ребенка.
Главное, что необходимо донести до родителей, что готовность ребёнка к школе – это не количество знаний, а именно данные навыки. Какие рекомендации необходимы родителям от воспитателей в детских садах и учителей в школе?
Мелкая моторика.
Для развития каждой высшей психической функции есть свой сензитивный период. Мелкую моторику надо начинать развивать ещё в грудничковом возрасте. В школе и даже в детском саду развивать этот навык поздно, можно только корректировать. Но родителям, дети которых не посещали ясли и детские сады, говорить об этом необходимо. Возможно, они применят эти знания при воспитании младших детей или расскажут об это своим подругам, у которых есть маленькие дети.
Рекомендации для родителей:
- массаж пальчиков,
- игры с пальчиками, лепка из пластилина,
- рисование пальчиками,
- разделение мелких предметов на ощупь.
Мотивация.
Родители считают: «Ребёнок не слушает на уроке, потому что ему неинтересно», на самом деле у ребёнка нет мотивации к обучению, которое формируется в период «почемучек».
Рекомендации для родителей:
- отвечать на его бесконечные вопросы детей,
- учить их играть в настольные игры,
- не подменять живое общение с ребёнком гаджетами.
Ориентация в пространстве.
Удивительный факт: дети пишут в тетради, не попадая в строку, в клетку. Это происходит потому, что у них не сформирован процесс ориентации в пространстве. Ну, а как же ДОУ? Педагоги проводят занятия, но проблема состоит в том, что выпадает звено родителей: дома с детьми не проговаривают эти понятия. Родители не знают: чтобы ребёнок научился ориентироваться в пределах тетрадного листа, ему надо научиться ориентироваться в пределах собственного тела, в пределах комнаты, ковра, стола.
Рекомендации для родителей:
- Научить ребёнка называть части своего тела и их расположение.
- Чтобы ребёнок запомнил направление, родителям, одевая ребёнка, надо просить дать не «другую» руку, а левую или правую.
- В любой игре учить ориентации в пространстве, например, строя замки на ковре, проговаривать расположение кубиков в пространстве.
Именно эти игры в раннем возрасте и закладывают успех.
Причинно-следственные связи.
Чтобы ребенок мог правильно формулировать свои мысли, грамотно строить предложения в письменных работах, находить грамматическую основу предложения, решать задачи, формулировать высказывания на уроках литературного чтения и окружающего мира, важно научить его устанавливать причинно-следственные связи: Что было раньше? Почему так произошло?
Как вовлечь родителей? Давайте рассмотрим основные формы и методы, которые можно использовать.
Необходимо научить родителей задавать вопросы ребёнку, как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе.
Например:
- Гуляя с детьми обращать внимание на лужи после дождя, на траву, которой вчера не было. Почему в ручейке вода течёт, а в луже нет? Ты понюхал одуванчик, а почему твой нос стал жёлтый? Во время прогулки надо быть «вместе» с ребёнком, а не отдельно от него (в книге, в телефоне, в проблемах).
- Читая ребенку книгу, задавать вопросы. Например: стихотворение С. В. Михалкова «Щенок» Почему щенка покусали осы? (Щенок с мёдом жбан перевернул)
ИЛИ в стихотворение «А что у вас?» Сколько лет детям? Как ты это понял? (Дети – дошкольники. Они неправильно называют цвета: «мне купили синий-синий-презеленый-красный шар», путаются во временных представлениях: «а у нас сегодня кошка родила вчера котят», путаются в нумерации: «это раз …, это два…, а в четвертых…»)
ИЛИ в стихотворении Генриха Сапгира «Людоед и принцесса» Когда слова ужасное и прекрасное обозначают одно и то же? (Аппетит ужасный – аппетит прекрасный)
- В игре с разрезными картинками раскладывать их в хронологической последовательности. Воспроизводить знакомую сказку по картинкам.
Не сформированные причинно-следственные связи приводят к сложностям в усвоении тем по различным предметам. Русский язык: Например: найти в предложении грамматическую основу:
Большие города украшают площади.
Солнце закрыло большое облако.
Площади украшают города или города украшают площади, солнце закрыло облако или облако закрыло солнце.
Так же вызывают сложности в формулировании высказываний на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Состояние здоровья.
Если ребенок гиперактивный, или не усваивает программу, или плохо переключается с одного вида деятельности на другой, необходимо обратить внимание родителей на состояние его здоровья. К сожалению, родители невролога путают с психиатром и отказываются от своевременной консультации. Отказ от своевременной помощи приводит к плачевным последствиям: к несформированности речи и скудному словарному запасу на фоне следующих факторов:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией.
Речь и словарный запас.
Несформированность речи и не достаточный словарный запас приводят к проблемам на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
- Дети неверно трактуют лексическое значение слов:
Дрожжи – это когда холодно и все дрожат.
Воронка – жена ворона.
Грибница – это женщина, которая собирает грибы.
Ельник – это там, где едят.
Осинник – это там, где живут осы.
- Переставляют слоги, неверно произносят слова:
Я катался на левосипеде.
На столе стояла маслянка.
- Путают лексическое значение близких по звучанию слов:
просека - пасека
опушка - избушка
свечу - свищу
- Пропускают слоги при произношении и в письменных работах:
Вчера мы с мамой были в запарке. (в зоопарке)
Башка (бабушка) испекла вкусный пирог.
- Разрывают слова, соединяют конец предыдущего слова с следующим.
- Не видят границы предложений.
- Не понимают смысл вопроса:
- Не дочитывают вопрос до конца:
- Не соотносят название животного с его внешним видом (у воробья длинный язык, у тараканов когти):
Родителям не приходит в голову, что дети не знают элементарных бытовых слов.
Нужно познакомить детей с предметами на кухни и их назначением. Чтобы дети понимали, что сахарный песок находится в сахарнице, а не в песочнице, соль - в солонке, а не в сольнице, масло в масленке, а не в масленице и т.д.
Аналогичную работу провести в комнате, в прихожей и т.п.
Детям нужно самим читать книжки, а не перекладывать это на аудио записи. Ребенку нужно живое общение. Просматривать вместе с ребенком иллюстрации и показывать на картинке что обозначает то или иное слово. Задавать уточняющие вопросы по ходу чтения.
Как привлечь родителей к сотрудничеству?
Чтобы выше изложенные рекомендации родители не только услышали, но и приняли и воспользовались нашими советами, нужно родителей расположить, повернуть к себе лицом, стать для них «своим человеком». Как это сделать? Современные родители – это дети 90-х, которые не доиграли в детстве. Приглашая их на детские праздники, надо их включить в игру, чтобы они были не зрители, а активные участники праздника. Не организатор, а именно участник игры.
На празднике задания должны быть несложные, веселые, не затратные по подготовке. Например: отгадать загадки, собрать пазлы, спеть песню под караоке, инсценировать сказку и т.п. Во всех конкурсах родители принимают участие на равных с детьми. Закончить праздник совместным чаепитием
Если нам удастся обучить родителей всему выше сказанному, если родители станут нашими единомышленниками, то в какой бы сад ни ходил ребенок, в какую бы школу он ни поступил, везде ребенок будет успешен.