Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Микаилова Ирина Евгеньевна

Синдром дефицита внимания и гиперактивность

 Невнимательность:

  • С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
  • Часто допускает ошибки из-за небрежности
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
  • Часто оказывается  не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
  • Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
  • Избегает задания, требующие длительной концентрации
  • Часто теряет свои вещи
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях

Гиперактивность:

  • Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках
  • Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на  месте
  • Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает,       пытается куда-то залезть и т.д.
  • Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге
  • Часто находится в постоянном движении, «будто к нему  прикрепили мотор»
  • Часто бывает болтливым
  • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
  • Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места
  • Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

Рекомендации педагогам:

Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка в данном случае  – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его. 

 

Рекомендации родителям:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­дание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте,  по возможности,  больших скоплений людей; 
  • во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. 

 

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть.

Придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля.

Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.

Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком.

Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.

 Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синд­ромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер­живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.