"Я-учитель"
Предварительный просмотр:
«Я-Учитель» (эссе учителя начальных классов)
Остается позади школьная пора и перед подростком возникает один из важных вопросов: кем быть? От выбора профессии зачастую зависит то, как сложится дальнейший жизненный путь, какие люди встретятся, что найдешь и что потеряешь. Сложный выбор…
В моем случае выбор профессии отчасти это стечение обстоятельств. Отчасти, потому что хотела преподавать русский язык и литературу, а преподаю в начальных классах. И сегодня этому несказанно рада.
В 1994г. поступила в ЛГПУ Краснодарского края. Мощный преподавательский состав, строгость и требовательность к знаниям, доступность в общении и оказании методической помощи педагогами стали хорошим фундаментом в моей профессии.
Как уже говорила, что, будучи школьницей, мечтала преподавать русский язык и литературу. Передо мною был пример в лице замечательного педагога Гарьковенко Веры Ивановны. Всегда внешне спокойна, собрана, голос тихий и уверенный. На её уроках заговорили даже самые отстающие ученики. И сейчас, спустя много лет, я стараюсь подражать её манере вести урок.
Я учитель… Не сразу осознала себя в этой роли. Очень трудно было работать с родителями, особенно с теми, кто на много лет старше меня самой, стать частью коллектива в родной школе.
Профессия учителя сложная, но увлекательная. Не все и не всегда проходит гладко. Школьная жизнь далека от рутины. Постоянно что-то меняется, что-то происходит: уроки, кружки, беседы с детьми и их родителями, совещания, онлайн опросы, образовательные платформы, планы и тетради. Приходишь домой- звонки, смс…
Так хочется всё бросить, остаться дома и переделать все домашние дела, уделить время семье, сходить в гости к друзьям. А мысли снова и снова возвращаются к работе, к ученикам, их трудностям и успехам. И душа радуется, когда утром тебя дети встречают не в классе, а у школьной калитки. Бегут навстречу, обнимают…
Любовь к детям определяет учителя в первую очередь. А все дети разные: общительные и замкнутые, неугомонные, сообразительные и не очень, есть особенные дети… И любить нужно всех!
Трудно? Конечно! Но, по другому не получится. Детей не обманешь – они сразу чувствуют фальшь, лицемерие. Нельзя забывать об этом, когда нужно построить общение и установить эмоциональный контакт.
Не стоит забывать и о потребности детей в чувстве безопасности и защищенности. Им важно чувствовать себя в классе комфортно и уверенно; знать, что могут рассчитывать на помощь и поддержку с моей стороны.
Очень важный момент – это доверие детей. И завоевать его не просто.
Я должна найти свой подход к каждому ребенку, подобрать к нему свой ключ. С одним нужно быть немного строже, а с другим ласковее. Стараюсь быть другом для детей, но при этом соблюдать дистанцию. Сейчас из-за большой разницы в возрасте между нами это проще. У каждого ребенка всегда есть чем поделиться со мной. Мне рассказывают о семейных праздниках и поездках, о питомцах, об обидах и переживаниях. Ищут утешения и поддержки. Приносят показать новые игрушки. А кто-то, забывшись, называет мамой. Для меня важно, чтобы дети приходили в мой класс с удовольствием, чувствовали себя комфортно.
Дети не позволяют мне сидеть сложа руки и деградировать. С ними я в постоянном поиске новых творческих идей, способов объяснения и запоминания учебного материала. В начальной школе закладывается фундамент знаний. Та основа, которая предопределит будущее ребенка. И моя задача донести учебный материал до каждого ученика. А они разные. Многим требуется многократное повторение материала, больше времени для его усвоения и закрепления. При этом необходимо следить , чтобы дети не переутомлялись, дозировать домашнее задание, не жертвовать переменами. А так хочется, чтобы наш совместный труд (мой, детей, родителей) давал хорошую отдачу.
«Доступность. Интерес. Успех.»- девиз моей работы. Уже много лет по крупицам я собираю свою копилку «важных мелочей»: схемы-опоры, приёмы и маленькие хитрости для быстрого запоминания. Что-то придумываю сама, что-то заимствую у коллег. Мне нравится находиться в процессе поиска, применять новшества на практике. Радуюсь положительным результатам. Каждый успех окрыляет, дает силы и желание идти вперед.
А недавно у нас появилось общее хобби. Время от времени я принимаю участие в театрализованных постановках и часто провожу классные мероприятия в образе. И когда моему классу предложили поставить музыкальную сказку ко Дню матери, согласилась не раздумывая. Впервые мои дети выступали со сцены. И это был успех, который сплотил нас еще больше, дал уверенность в себе, повысил самооценку.
Учитель-профессия, требующая от нас большой моральной выдержки. Мы несем ответственность не только за обучение и воспитание детей, но и за их жизнь, здоровье, психологическое состояние. Ошибка может дорого стоить. Каждый раз, набирая первый класс, я испытываю чувства тревоги и беспокойства. Дети, как хрупкие сосуды: их можно доверху наполнить самым хорошим и полезным, а можно случайно разбить.
Когда мы с детьми на уроках литературного чтения знакомимся с биографией поэтов и писателей, то часто встречаем слова «занимался самообразованием», «самостоятельно изучил». Я всегда обращаю на это внимание своих учеников. Ведь моя задача не только дать определенный багаж знаний, но и научить учиться, самостоятельно пополнять свои знания, находить и перерабатывать нужную информацию.
Современное общество ставит перед нами свои требования. Ему необходимы люди мобильные, коммуникативные, те, кто может шагать в ногу со временем, быстро подстраиваться под любые изменения и новшества. И эти качества личности так же закладываются в школе.
Вышеперечисленные требования относятся и ко мне, как к учителю. Сложно ли мне? Ещё как! Время идет-школа меняется. Вместе с ней меняюсь и я. Хорошо помню как делала свои первые отчеты на печатной машинке. А сегодня я уверенный пользователь ПК. Активно использую в работе презентации, электронные учебники, интерактивные тренажеры. Но продолжаю изучать что-то новое. Пришлось освоить работу в видеоредакторе, учиться создавать сайт, работать с гаджетами. Для меня это хороший и необходимый опыт.
Я строю образовательный процесс исходя из физических и психологических особенностей учащихся. Но кто учитывает мои особенности? Кто учитывает к какому психотипу я отношусь, какой у меня биоритм, состояние здоровья?
Вот и приходится, уча ребят соблюдать режим дня, попутно перестраивать свой. Прежде чем дать детям новое упражнение из нейробики, сначала сама его отрабатывала. В результате сформировала для себя комплекс ежедневных упражнений. И так во многом. Учимся вместе, учимся друг у друга.
Плоды своей работы я вижу в том, что мои ученики меня не забываю, приходят пообщаться и поделиться успехами. Мой успех в успехе моих воспитанников.
В том, что со многими из родителей мы стали хорошими друзьями и до сих пор поддерживаем связь.
А через два года уже мои ученики приведут в мой класс своих детей. И это оправданный мною кредит доверия, который мне оказали их родители много лет назад.
.