"Я-учитель"

Журкина Марина Валерьевна

Эссе учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx12.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Я-Учитель»  (эссе учителя начальных классов)

Остается  позади школьная пора и перед подростком возникает один из важных вопросов: кем быть? От выбора профессии зачастую зависит то,  как сложится дальнейший жизненный путь, какие люди встретятся, что найдешь и что потеряешь. Сложный выбор…

В моем случае выбор профессии отчасти это стечение обстоятельств.  Отчасти, потому что хотела преподавать русский язык и литературу, а преподаю в начальных классах. И сегодня этому несказанно рада.

В 1994г. поступила в ЛГПУ Краснодарского края. Мощный преподавательский состав, строгость и требовательность к знаниям, доступность в общении и оказании методической помощи педагогами стали хорошим фундаментом в моей профессии.

 Как уже говорила, что, будучи школьницей,  мечтала преподавать русский язык и литературу. Передо мною был пример в лице замечательного педагога Гарьковенко Веры Ивановны. Всегда внешне спокойна, собрана, голос тихий и  уверенный. На её уроках заговорили даже самые отстающие ученики. И сейчас, спустя много лет, я стараюсь подражать её манере вести урок.

Я учитель… Не сразу осознала себя в этой роли. Очень трудно было работать с родителями, особенно с теми, кто на много лет старше меня самой, стать частью коллектива в родной школе.

Профессия учителя сложная, но увлекательная. Не все и не всегда проходит гладко. Школьная жизнь далека от рутины. Постоянно что-то меняется, что-то происходит: уроки, кружки, беседы с детьми и их родителями, совещания, онлайн опросы, образовательные платформы, планы и тетради. Приходишь домой- звонки, смс…

Так хочется всё бросить, остаться дома и переделать все домашние дела, уделить время семье, сходить в гости к друзьям. А мысли снова и снова возвращаются к работе, к ученикам, их трудностям и успехам. И душа радуется, когда утром тебя дети встречают не в классе, а у школьной калитки. Бегут навстречу, обнимают…

Любовь к детям определяет учителя в первую очередь. А все дети разные: общительные и замкнутые, неугомонные,  сообразительные и не очень, есть особенные дети… И любить нужно всех!

 Трудно? Конечно! Но, по другому не получится. Детей не обманешь – они сразу чувствуют фальшь, лицемерие. Нельзя  забывать об этом, когда нужно построить общение и установить эмоциональный контакт.

Не стоит забывать и о потребности детей в чувстве безопасности и защищенности. Им важно чувствовать себя в классе комфортно и уверенно; знать, что могут рассчитывать на помощь и поддержку с моей стороны.

Очень важный  момент – это доверие детей.  И завоевать его не просто.

Я должна найти свой подход к каждому ребенку, подобрать к нему свой ключ. С одним нужно быть немного строже, а с другим ласковее. Стараюсь быть другом для детей, но при этом соблюдать дистанцию. Сейчас из-за большой разницы в возрасте между нами это проще. У каждого ребенка всегда есть чем поделиться со мной. Мне рассказывают о семейных праздниках и поездках, о питомцах,  об обидах и переживаниях. Ищут утешения и поддержки. Приносят показать новые игрушки. А кто-то, забывшись, называет мамой. Для меня важно, чтобы дети приходили в мой класс с удовольствием, чувствовали себя комфортно.

Дети не позволяют мне сидеть сложа руки и деградировать. С ними я в постоянном поиске новых творческих идей, способов объяснения и запоминания учебного материала. В начальной школе закладывается фундамент знаний. Та основа, которая предопределит будущее ребенка. И моя задача донести учебный материал до каждого ученика. А они разные. Многим требуется многократное повторение материала, больше времени для его усвоения и закрепления. При этом необходимо следить , чтобы дети не переутомлялись, дозировать домашнее задание, не жертвовать переменами. А так хочется, чтобы наш совместный труд (мой, детей, родителей) давал хорошую отдачу.

«Доступность. Интерес. Успех.»- девиз моей работы. Уже много лет по крупицам я собираю свою копилку «важных мелочей»: схемы-опоры, приёмы и маленькие хитрости для быстрого запоминания. Что-то придумываю сама, что-то заимствую у коллег. Мне нравится находиться в  процессе поиска, применять новшества на практике. Радуюсь положительным результатам. Каждый успех окрыляет, дает силы и желание идти вперед.

 А недавно у нас появилось общее хобби. Время от времени я принимаю участие в театрализованных постановках и часто провожу классные мероприятия в образе.  И когда моему классу предложили поставить музыкальную сказку ко Дню матери, согласилась не раздумывая.  Впервые мои дети выступали со сцены. И это был успех, который сплотил нас еще больше, дал уверенность в себе, повысил самооценку.

Учитель-профессия, требующая от нас большой моральной выдержки. Мы несем ответственность не только за обучение и воспитание детей, но и за их жизнь, здоровье, психологическое состояние. Ошибка может дорого стоить. Каждый раз,  набирая первый класс, я испытываю чувства тревоги и беспокойства.  Дети, как хрупкие сосуды: их можно доверху наполнить самым хорошим и полезным, а можно случайно разбить.

Когда мы с детьми на уроках литературного чтения знакомимся с биографией поэтов и писателей, то часто встречаем слова «занимался самообразованием», «самостоятельно изучил». Я всегда обращаю на это внимание своих учеников. Ведь моя задача не только дать определенный багаж знаний, но и научить учиться, самостоятельно пополнять свои знания, находить и перерабатывать нужную информацию.

Современное общество ставит перед нами свои требования. Ему необходимы люди мобильные, коммуникативные, те, кто может шагать в ногу со временем, быстро подстраиваться под любые изменения и новшества. И эти качества личности так же закладываются в школе.

Вышеперечисленные  требования относятся   и ко мне, как к учителю. Сложно ли мне? Ещё как! Время идет-школа меняется. Вместе с ней меняюсь и я. Хорошо помню как делала свои первые отчеты на печатной машинке. А сегодня я уверенный пользователь ПК.  Активно использую в работе презентации, электронные учебники, интерактивные тренажеры. Но продолжаю изучать что-то новое. Пришлось освоить работу в видеоредакторе, учиться создавать сайт, работать с гаджетами.  Для меня это хороший и необходимый опыт.

Я строю образовательный процесс исходя из физических и психологических особенностей учащихся. Но кто учитывает мои особенности? Кто учитывает к какому психотипу я отношусь, какой у меня биоритм, состояние здоровья?

Вот и приходится, уча  ребят  соблюдать режим дня,  попутно перестраивать  свой.  Прежде чем дать детям новое упражнение из нейробики, сначала сама его отрабатывала. В результате сформировала для себя комплекс ежедневных упражнений. И так во многом. Учимся вместе, учимся друг у друга.

Плоды своей работы я вижу в том, что мои ученики меня не забываю, приходят пообщаться и поделиться успехами. Мой успех в успехе моих воспитанников.

В том, что со многими из родителей мы стали хорошими друзьями и до сих пор поддерживаем связь.

А через два года уже мои ученики приведут в мой класс своих детей. И это оправданный мною кредит доверия, который мне оказали их родители много лет назад.

.