Адаптация первоклассника
Адаптационный период первоклассника
Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка, это связано с переходом на новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с кризисом 6–7 лет. Для родителей это следующие трудности: во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка; во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки; в-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Физиологическая адаптация
Первый этап физиологической адаптации психологи называют «физиологическая буря» — это период, когда все системы в детском организме работают в полном напряжении и ребёнок тратит множество ресурсов на то, чтобы привыкнуть к огромному количеству новшеств в своей жизни.
Второй этап физической адаптации — «неустойчивое приспособление», когда системы организма ребёнка уже справляются с напряжением, но это всё ещё очень энергозатратно.
И наконец, наступает третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Он связан с тем, что школьные вызовы стали для детского организма чем‑то более или менее привычным. Ребёнок уже не тратит все силы на то, чтобы научиться просто существовать в новой среде, и может начать осваивать школьную программу.
Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:
Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.
Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:
-Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
-Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
-К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.
Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.
Неоценимую помощь оказывает учителю школьный психолог. В конце октября проводится первая диагностика уровня адаптации первоклассников.
Цель
· оценить прохождение этапа адаптации учащихся 1 классов к школе, выявить проблемы, которые возникли у детей в процессе адаптационного периода,
· провести диагностику тревожности, установить адекватность самооценки детей и уровень сформированности позиции школьника.
В ходе диагностики были использованы следующие методы:
1) Проведение психологической проективной методики «Школа зверей».
2) Беседы с классным руководителем.
В результате были получены следующие данные по моему 1-Б классу.
Класс 1-Б | Уровень адаптации | ||
высокий | средний | низкий | |
32 ученика | 20% | 40% | 40% |
Выявлены следующие проблемы:
Низкая самооценка – 4%
Высокая самооценка – 4%
Выражение агрессии- 16%
Повышенная тревожность- 44%
Отрицательный эмоциональный настрой – 16%
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками – 8%
Напряженность – 8%
Вывод: адаптация 1-Б класса не завершена.
Рекомендации:
1. Систематически проводить занятия по сплочению классного коллектива.
2. Классному руководителю продолжить работу по формированию эмоционального климата классного коллектива и формированию устойчивой учебной мотивации.
3. Провести беседы с родителями, чьи дети испытывают сложности с целью совместной работы по их устранению.
На основе рекомендаций началась серьезная работа с родителями - это и индивидуальные беседы и посещение семей и родительские собрания.
В результате были выявлены некоторые причины, которые оказали влияние на адаптационный период:
Семейные ситуации:
1. Ситуация развода.
2. Конфликтная семья.
3. Воспитание мамой-одиночкой.
4. Воспитание ребенка бабушкой.
Как заниматься с детьми
· Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым помогают им приобрести навыки учебной деятельности.
· Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как игра и домашние занятия с ними помогают в учебе.
· Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.
Как родители могут помочь своим детям учиться
· Постарайтесь выбрать удобное для занятий время. Старайтесь заниматься регулярно. Если в течение недели вы заняты, используйте для этого конец рабочей недели. При обучении придерживайтесь следующих принципов:
· поддерживайте интересы ребенка;
· предлагайте ребенку новый материал для речевого развития;
· поощряйте ребенка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки;
· одобряйте применение знаний в деятельности.
Как развивать речь ребенка
· Ваша речь должна быть примером для подражания. Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше он приобретает навыков общения.
· Ваша речь должна быть четкой. Разучивайте с детьми новые стихи, песни, учите его пересказывать те или иные истории. Играйте с детьми в такие игры, которые развивают его речь, память и внимание.
· Постарайтесь изолировать ребенка от просмотра телешоу, фильмов, песен, разговоров с детьми, которые научат их неприемлемым нормам языка и поведения.
Памятка родителям от ребенка
· Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
· Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
· Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
· Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
· Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
· Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
· Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
· Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
· Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
· Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
· Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
· Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
· Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.
· Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
· Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
Впереди еще много работы, и родителям есть над чем поразмыслить. Проведенная повторная диагностика показала, что процесс адаптации завершился успешно, у детей исчезли проблемы с общением в коллективе, тревожность.
Важнейшим направлением, реализуемого мною, учебно-воспитательного процесса будет являться развитие активности, самостоятельности, инициативы, креативности.
Я верю, что каждый ребенок по-своему талантлив, способен к развитию, самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsionnyy_period_pervoklassnika.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптационный период первоклассника
Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка, это связано с переходом на новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с кризисом 6–7 лет. Для родителей это следующие трудности: во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка; во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки; в-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Физиологическая адаптация
Первый этап физиологической адаптации психологи называют «физиологическая буря» — это период, когда все системы в детском организме работают в полном напряжении и ребёнок тратит множество ресурсов на то, чтобы привыкнуть к огромному количеству новшеств в своей жизни.
Второй этап физической адаптации — «неустойчивое приспособление», когда системы организма ребёнка уже справляются с напряжением, но это всё ещё очень энергозатратно.
И наконец, наступает третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Он связан с тем, что школьные вызовы стали для детского организма чем‑то более или менее привычным. Ребёнок уже не тратит все силы на то, чтобы научиться просто существовать в новой среде, и может начать осваивать школьную программу.
Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:
Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.
Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:
-Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
-Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
-К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.
Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.
Неоценимую помощь оказывает учителю школьный психолог. В конце октября проводится первая диагностика уровня адаптации первоклассников.
Цель
· оценить прохождение этапа адаптации учащихся 1 классов к школе, выявить проблемы, которые возникли у детей в процессе адаптационного периода,
· провести диагностику тревожности, установить адекватность самооценки детей и уровень сформированности позиции школьника.
В ходе диагностики были использованы следующие методы:
1) Проведение психологической проективной методики «Школа зверей».
2) Беседы с классным руководителем.
В результате были получены следующие данные по моему 1-Б классу.
Класс 1-Б | Уровень адаптации | ||
высокий | средний | низкий | |
32 ученика | 20% | 40% | 40% |
Выявлены следующие проблемы:
Низкая самооценка – 4%
Высокая самооценка – 4%
Выражение агрессии- 16%
Повышенная тревожность- 44%
Отрицательный эмоциональный настрой – 16%
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками – 8%
Напряженность – 8%
Вывод: адаптация 1-Б класса не завершена.
Рекомендации:
1. Систематически проводить занятия по сплочению классного коллектива.
2. Классному руководителю продолжить работу по формированию эмоционального климата классного коллектива и формированию устойчивой учебной мотивации.
3. Провести беседы с родителями, чьи дети испытывают сложности с целью совместной работы по их устранению.
На основе рекомендаций началась серьезная работа с родителями - это и индивидуальные беседы и посещение семей и родительские собрания.
В результате были выявлены некоторые причины, которые оказали влияние на адаптационный период:
Семейные ситуации:
1. Ситуация развода.
2. Конфликтная семья.
3. Воспитание мамой-одиночкой.
4. Воспитание ребенка бабушкой.
Как заниматься с детьми
· Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым помогают им приобрести навыки учебной деятельности.
· Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как игра и домашние занятия с ними помогают в учебе.
· Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.
Как родители могут помочь своим детям учиться
· Постарайтесь выбрать удобное для занятий время. Старайтесь заниматься регулярно. Если в течение недели вы заняты, используйте для этого конец рабочей недели. При обучении придерживайтесь следующих принципов:
· поддерживайте интересы ребенка;
· предлагайте ребенку новый материал для речевого развития;
· поощряйте ребенка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки;
· одобряйте применение знаний в деятельности.
Как развивать речь ребенка
· Ваша речь должна быть примером для подражания. Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше он приобретает навыков общения.
· Ваша речь должна быть четкой. Разучивайте с детьми новые стихи, песни, учите его пересказывать те или иные истории. Играйте с детьми в такие игры, которые развивают его речь, память и внимание.
· Постарайтесь изолировать ребенка от просмотра телешоу, фильмов, песен, разговоров с детьми, которые научат их неприемлемым нормам языка и поведения.
Памятка родителям от ребенка
· Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
· Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
· Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
· Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
· Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
· Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
· Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
· Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
· Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
· Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
· Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
· Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
· Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.
· Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
· Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
Впереди еще много работы, и родителям есть над чем поразмыслить. Проведенная повторная диагностика показала, что процесс адаптации завершился успешно, у детей исчезли проблемы с общением в коллективе, тревожность.
Важнейшим направлением, реализуемого мною, учебно-воспитательного процесса будет являться развитие активности, самостоятельности, инициативы, креативности.
Я верю, что каждый ребенок по-своему талантлив, способен к развитию, самосовершенствованию.