Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Изобразительная деятельность", 4 класс (вариант 2), школа VIII вида
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Изобразительная деятельность", 4 класс (вариант 2), школа VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 46.84 КБ |
izo_ktp.docx | 55.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительная деятельность»
4 класс (Вариант II)
Составила:
учитель начальных классов
Винокурова Э.П.
с. Косолапово, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2).
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) - Федеральный перечень учебников;
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
- Учебный план образовательной организации ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат» Мари-Турекского района 2022 – 2023 учебный год.
УМК:
- Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2018;
- Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2018.
Программа, по которой работает учитель: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Под ред. И. М. Бгажноковой - М., «Просвещение», 2011
Срок реализации программы – 2022-2023 уч. год
2.Общая характеристика учебного предмета
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
В процессе обучения детей изобразительной деятельности на этом этапе решаются следующие задачи:
- продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности и потребность рисовать в свободное время;
- совершенствовать приемы работы с карандашами, фломастерами, кистью;
- продолжать учить рисовать округлые, прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;
- продолжать учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;
- закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;
- познакомить с цветосмешением;
- продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, правый, левый, середина;
- учить выполнять сюжетные рисунки, используя трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения для создания отдельных элементов рисунка;
- продолжать учить выполнять предметную и тематическую аппликацию из готовых и самостоятельно вырезанных элементов;
- продолжать учить выполнению рваной аппликации;
- закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;
- продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;
- продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;
- учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
- закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
- учить рассматривать собственные и чужие работы, узнавать изображенные предметы, называть их;
- продолжать формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.
Педагогическая деятельность основывается на следующих принципах:
- Принцип системности коррекционно-развивающих задач. Не только коррекция отклонений и их предупреждение, но и создание условий для реализации.
- возможностей учащихся (Нужно учитывать, что личность развивается разносторонне и неравномерно). 2. Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекционно-развивающее обучение требует знания данных об учащихся и контроля динамики коррекции.
- Принцип учета возрастных и психологических особенностей. Путь развития каждого ребенка индивидуален. В пределах возраста можно наметит и программу оптимизации развития ребенка с нарушениями интеллекта, с несформированной эмоционально-волевой сферой.
- Деятельностный принцип коррекции. Исходным моментом для достижения положительного результата является организация активной деятельности учащихся.
- Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Способы и средства, методы и приемы должны логически и последовательно применяться в совокупности.
- Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Для решения этих задач программой предусмотрены следующие виды занятий: лепка, аппликация, рисование.
Лепка:- учить различать пластичные материалы и их свойства - учить разминать пластилин, тесто, глину, раскатывать тесто, глину, учить отрывать кусочек материала от целого куска, откручивать кусочек материала от целого куска, отщипывать кусочек материала от целого куска - учить размазывать пластилин (по шаблону, внутри контура), катать колбаски (на доске, в руках), шарик (на доске, в руках) -учить сгибать колбаску в кольцо, закручивать колбаски в жгутик, переплетать колбаски расплющивать материал (на доске, между ладонями, между пальцами) - учить скручивать колбаски, лепешки, полоски, защипывать края детали, соединять детали изделия разными способами.
Аппликация: - учить различать разные виды бумаги среди других материалов - учить сминать бумагу, разрывать бумагу заданной формы, размера - учить сгибать лист бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали), скручивать лист бумаги - учить намазывать поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности)
Рисование:- учить различать материалы и инструменты, используемые для рисования - учить оставлять графический след на бумаге, доске - учить рисовать карандашом, фломастерами, красками, учить соблюдать последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.), учить различать основные цвета - учить рисовать точки, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединять точек.
Коррекционная направленность:
- развивать мелкую моторику пальцев рук
- развивать память, внимание, мышление
- создавать положительный эмоциональный настрой на совместную работу.
В процессе обучения изобразительной деятельности учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
- действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
- выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков (основы математических представлений, родная речь, музыкально-ритмических занятий и др.).
Программой не предусмотрено проведение контрольных работ.
Промежуточная аттестация проводится в форме практической работы.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с учащимся, имеющим тяжелые и множественные нарушения развития. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у учащегося воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация.
Включение изобразительной деятельности в программу обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких учащихся в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения учащихся с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности.
Актуальность занятий по аппликации, лепке, рисованию в том, что ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Используемые техники делают работы детей выразительнее, богаче по содержанию.
Занятия по изобразительной деятельности способствуют коррекции имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями. Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Уроки по данному учебному предмету оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), воспитанию у него положительных навыков и привычек
Для развития осмысленной деятельности учащихся проводится систематическая работа по формированию самостоятельности при выполнении заданий. Только при этом условии умственно отсталые учащиеся могут перейти на уровень сюжетного и тематического рисования, лепки и аппликации, выполнения заданий по собственному замыслу и оказываются в состоянии самостоятельно передавать целостное изображение со всеми его свойствами. Большое внимание уделяется развитию у детей способности отражать собственный изобразительный опыт в слове, т.е. рассказывать о том, что они нарисовали, слепили, наклеили, передать хотя бы в нескольких простых фразах, предложениях содержание изображения. Не менее важно научить каждого ребенка элементарному планированию предстоящей деятельности - сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Словесное планирование имеет большое значение для формирования у детей собственного изобразительного замысла, для определения задач изображения, способствует более целенаправленному проведению заключительного этапа занятия, когда происходит оценка выполненных изображений.
Узловым моментом в организации образовательной деятельности на занятиях является личностно-центрированная парадигма деятельности учащихся и взрослых. Работа в данной парадигме позволяет каждому учащемуся с умеренной умственной отсталостью найти в своей душе отклик на различные средства эстетического воздействия, выразить собственные эстетические предпочтения и возможности, реализовать практические умения в ситуации перманентного успеха. Эмоциональная включенность учащегося с умеренной умственной отсталостью в процесс эстетического воспитания является непременным условием эффективной реализации всех задач, заложенных в программе и обеспечивающих амплификацию детского развития.
Особенности психофизического развития учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития затрудняют их вхождение в социум. В процессе работы у учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у учащегося с умеренной умственной отсталостью положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Учащийся обучается уважительному отношению к своим работам, работам одноклассников. В процессе работы у учащихся формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.
Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех уроков. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.
- Описание места учебного предмета в учебном плане:
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область искусство
Количество часов в неделю по учебному плану: 3
Общее количество часов в соответствии с программой: 99 ч
I четв.- 25 ч II четв- 23 ч. III четв.- 28 ч. IV четв.- 23 ч.
- Планируемые (предполагаемые) результаты усвоения учебного предмета
Личностные:
- принимать предлагаемую помощь;
- выполнять элементарные действия при помощи со стороны учителя;
- определять состояние своего здоровья;
- проявлять собственные чувства;
- проявлять уважение к людям старшего возраста;
- проявлять собственные чувства;
- выполнять элементарные действия при помощи со стороны учителя.
Возможные предметные результаты:
- Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
- Различать и называть цвета;
- Закрашивать рисунок красками, соблюдая контуры рисунка;
- Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; объединять предметы по признаку формы;
- Создавать декоративные рисунки по образцу;
- Размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький);
- Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой;
- Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
- Пользоваться трафаретами;
- Участвовать в выполнении коллективных изображений.
Сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Группа БУД | Учебные действия и умения. |
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. |
2. Формирование учебного поведения: | - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - умение выполнять инструкции педагога: - использование по назначению учебных материалов: - умение выполнять действия по образцу и по подражанию: |
3. Формирование умения выполнять задание: | 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания |
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. |
- Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Изобразительная деятельность» проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации
Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего урока. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.
В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие.
Промежуточная аттестация
Задание 1. «Наряжаем елочку» (скатывание, надавливание пластилина на готовый рисунок)
Цель: выявить умение применять различные приемы работы с пластилином.
Оборудование: пластилин, рисунок елки, влажные салфетки, презентация к уроку: «Наряжаем елочку».
Ход задания: Учитель показывает обучающимся готовый образец изображения елки с приплюснутыми на нем шариками из пластилина. Предлагает ученикам самостоятельно сделать такую же елочку. При необходимости, оказывает индивидуальную помощь (показ действия и совместные действия).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы с пластилином | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1. Кладет перед собой рисунок ёлки. 2. Отщипывая от яркого цвета пластилина небольшие кусочки, скатывает маленькие шарики (игрушки на елку). 3. Прижимает пальчиком шарик (игрушку) на рисунок елки. | 1. Кладет перед собой рисунок ёлки. 2. Отщипывая от яркого цвета пластилина небольшие кусочки, скатывает маленькие шарики (игрушки на елку). 3. Прижимает пальчиком шарик (игрушку) на елки. | 1. Берет из рук учителя готовые кусочки пластилина (или удерживать в руке). 2. Совместными действиями кладет кусочек пластилина на обозначенное на рисунке место (по возможности, прижимает его или размазывает по рисунку). |
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 1 задания: _____баллов
Задание 2. «Елочка нарядная» (пальчиковое рисование)
Цель: выявить умения рисовать пальчиком - окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки (одно- и двуцветные)
Оборудование: баночки с гуашью, рисунок елочки, влажные салфетки, образец работы
Ход задания: Учитель показывает обучающимся готовый образец изображения елки с нарисованными на ней «игрушками» отпечатками пальчиков краской. Предлагает ученикам самостоятельно нарисовать такие же «игрушки» на елочке. При необходимости, оказывает индивидуальную помощь (показ действия и совместные действия).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы с палочками | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1. Кладет перед собой рисунок ёлки. 2. Обмакивает кончик пальца в заданный цвет краски и наносит отпечаток на рисунок елки (игрушки на елку). | 1. Кладет перед собой рисунок ёлки. 2. Обмакивает кончик пальца в краску и наносит отпечаток на рисунок елки (игрушки на елку). | 1. Совместными действиями обмакивает кончик пальца в краске и наносит отпечаток на бумагу (или размазывает по бумаге). |
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 2 задания: ____баллов
Протокол оценки по 2 заданиям:
№ | наименование | оценка |
1 | Задание 1. «Наряжаем елочку» (скатывание, надавливание пластилина на готовый рисунок) | |
2 | Задание 2. «Елочка нарядная» (пальчиковое рисование) | |
Итого за 2 задания | Сумма баллов |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
2-3 балла – программный материал не усвоен.
4-6 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.
7-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.
Итоговая аттестация:
Задание 1. «Радуга - дуга» (работа с пластилином).
Цель: выявить умения выполнять простые действия с пластилином.
Оборудование: раскраска «Радуга» на картоне, пластилин, влажные салфетки, образец работы.
Ход задания: Учитель показывает обучающимся готовый образец изображения радуги из приплюснутых дуг пластилина. Предлагает ученикам самостоятельно сделать такую же радугу. При необходимости оказывает индивидуальную помощь (показ действия и совместные действия).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы с пластилином | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1. Кладет перед собой раскраску радуги. 2. Отщипывая от заданного цвета пластилина небольшие кусочки, скатывает маленькие шарики. 3. Прижимает пальчиком шарик на заданном участке раскраски, размазывает пластилин, не выходя за контур. | 1. Кладет перед собой раскраску радуги. 2. Отщипывая от заданного цвета пластилина небольшие кусочки, скатывает маленькие шарики. 3. Прижимает пальчиком шарик на заданном участке раскраски, размазывает пластилин, не выходя за контур. | 1. Берет из рук учителя готовые кусочки пластилина (или удерживать в руке). 2. Совместными действиями кладет кусочек пластилина на обозначенное на рисунке место (по возможности, прижимает его или размазывает по рисунку). |
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 1 задания:___баллов
Задание 2. «Река» (аппликация)
Цель: выявить умение выполнять поделку с клеем и бумагой, умение работать по образцу, умение ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: образец изображения - "Река», готовые полоски (3 шт.) бумаги голубого цвета (для каждого обучающегося), клей - карандаш, чистый лист бумаги (по количеству детей).
Ход задания: Учитель показывает (вывешивает на доску или на мольберт) готовый образец аппликации. Предлагает ученикам рассмотреть аппликацию, обращает внимание на количество полосок и их расположение на листе бумаги; далее - самостоятельно сделать такую же. При необходимости, оказывает индивидуальную помощь (показ действия и совместные действия).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы с пластилином | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1. Кладет перед собой чистый лист бумаги. 2. Намазывает клеем место приклеивания полосок голубой бумаги. 3.Выполняет поделку (приклеивает полоски). | 1. Кладет перед собой чистый лист бумаги. 2. Намазывает клеем место приклеивания полосок голубой бумаги. 3.Выполняет поделку (приклеивает полоски). | 1. Кладет перед собой чистый лист бумаги. 2. Намазывает клеем место приклеивания полосок голубой бумаги. 3.Выполняет поделку (приклеивает полоски). |
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 2 задания:_____баллов
Задание 3.«Одуванчики» (рисование методом тычка)
Цель: выявить умения:
-выполнять предметно-орудийные действия при работе с гуашью,
- действовать по образцу,
- ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: образец рисунка "Одуванчик", лист бумаги с нарисованным стеблем одуванчика (по количеству детей), гуашь, жесткая кисть.
Ход задания: Учитель показывает (вывешивает на доску или на мольберт) готовый образец рисунка. Предлагает ученикам рассмотреть изображение, обращает внимание на стебель, тычинки, расположение рисунка на листе бумаги; далее просит самостоятельно изобразить на стебле тычинки. При необходимости, оказывает индивидуальную помощь (показ действия и совместные действия).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы с пластилином | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1. Кладет перед собой альбомный лист с нарисованным стеблем. 2. Обмакивает кисть в гуашь, методом тычка выполняет изображение тычинок, удерживая кисть вертикально. 3. Повторяет действия методом тычка несколько раз. | 1. Кладет перед собой альбомный лист с нарисованным стеблем. 2. Обмакивает кисть в гуашь, методом тычка выполняет изображение тычинок, удерживая кисть вертикально. 3. Повторяет действия методом тычка несколько раз. | 1. Методом тычка выполняет изображение тычинок, удерживая кисть вертикально. |
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 3 задания:______баллов
Протокол оценки по 3 заданиям:
№ | наименование | оценка |
1 | Задание 1 «Радуга - дуга» (работа с пластилином). | |
2 | Задание 2 «Река» (аппликация) | |
3. | Задание 3 «Одуванчик» (работа методом тычка) | |
Итого за 3 задания | СУММА БАЛЛОВ |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
4-6 баллов – программный материал не усвоен.
7-9 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.
10-12 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.
6. Содержание учебного предмета
Лепка Аппликация из пластилина «Яблоко». Аппликация из пластилина «Груша». Аппликация из столбиков пластилина «Домик». Аппликация из столбиков пластилина «Ёлочка». Лепка «Помидор». Лепка «Огурец». Лепка «Морковь». Лепка из пластилина геометрических фигур. Лепка из пластилина «Домик». Лепка из пластилина «Пирамидка». Лепка грибов. Изготовление ёлочной игрушки из соленого теста. Изготовление ёлочной игрушки из соленого теста «Сапожок». Лепка из соленого теста «Снеговик». Изготовление ёлочной игрушки из соленого теста «Снеговик». Лепка из соленого теста «Бабочка». Лепка из соленого теста фруктов. Аппликация из пластилина «Дом». Лепка из пластилина веточки сирени. Лепка из пластилина «Вишенки». Лепка из пластилина «Конфеты». Лепка из шариков пластилина «Мяч». Лепка из шариков пластилина «Мухомор». Лепка из шариков пластилина «Зонт». Лепка из соленого теста цифр. Лепка из соленого теста цифр. Лепка из соленого теста букв. Лепка из соленого теста «Солнышко». Лепка из соленого теста «Я пеку, пеку, пеку». Аппликация из пластилина «Улитка». Аппликация из пластилина «Чашка». Аппликация из пластилина «Чайник». Аппликация из пластилина «Ваза». Аппликация из пластилина «Светофор». Аппликация из пластилина «Цыпленок». |
Аппликация Аппликация из засушенных листьев «Лист большой, лист маленький». Аппликация из засушенных листьев "Бабочка". Аппликация из засушенных листьев «Осеннее дерево». Аппликация из засушенных листьев «Осенний вальс цветов». Аппликация из засушенных листьев «Птица с птенцами». Аппликация из засушенных листьев «Мышка и мышонок». Аппликация из оборванных цветных кусочков «Осеннее дерево». Аппликация из треугольников «Кораблик». Аппликация «Снеговик». Рисование по точкам «Рыбка в аквариуме». Аппликация «Пингвин». Изготовление бумажного фонарика. Изготовление флажков. Аппликация «Многоэтажный дом». Изготовление цветка из полос цветной бумаги. Изготовление закладки. Аппликация «Грибы». Аппликация «Колокольчик». Аппликация «Цыплёнок». Аппликация из полос цветной бумаги «Рыбка». Аппликация из геометрических фигур «Паровоз». Аппликация из геометрических фигур «Ракета». Аппликация из геометрических фигур «Цыплёнок». Аппликация «Верба». |
Рисование Рисование по шаблону «Осенний листопад». Рисование по пунктирным линиям «Шары и флажки». Рисование. «Линия. Точка. Пятно». Рисование по шаблонам геометрических фигур. Рисование по шаблонам «Домик». Рисование по шаблонам «Кораблик». Рисование «Радуга». Рисование. «Радуга. Дерево. Трава». Рисование «Солнце на небе. Травка на земле. Забор». Рисование по трафарету фруктов. Рисование по трафарету овощей. Рисование разных по величине кругов. Рисование разных по величине квадратов. Рисование разных по величине треугольников. Рисование предметов круглой и овальной формы. Рисование предметов из 2-3 простых форм. Рисование «Забор». Рисование «Море». Рисование по штрихам «Кукла неваляшка». Рисование «Ель». Раскрашивание готового геометрического орнамента в квадрате. Рисование узора в полосе из треугольников. Рисование узора в полосе из кругов. Рисование «Дом в деревне». Рисование «Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик». Рисование ватными палочками «Цыпленок». Рисование ватными палочками «Цветок». Рисование по опорным точкам «Скворечник». Рисование «Подсолнух». Рисование по точкам «Ягода». Рисование по точкам «Моя любимая чашка». Рисование по точкам «Чайник». Рисование по точкам «Колобок на пеньке». Рисунок по точкам «Бабочка на поляне». |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Характеристика видов учебной деятельности учащихся |
1 | Аппликация | 37 | Различать разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка, альбом и др. Различать инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации. Сминать бумагу. Отрывать бумагу заданной формы (размера). Скручивать лист бумаги. Намазывать всю (часть) поверхность клеем. Собирать изображения объекта из нескольких деталей. Конструировать объект из бумаги: заготавливать отдельные детали, соединять детали между собой |
2 | Рисование | 28 | Узнавать (различать) материалы и инструменты, используемые для рисования. Выбирать цвет для рисования. Рисовать точки. Рисовать вертикальные (горизонтальные, наклонные) линии. Соединять точки. Рисовать контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Рисовать с использованием нетрадиционных техник: «рисование ладошками, пальцами». |
3 | Лепка | 34 | Узнавать (различать) инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами. Разминать пластилин. Отрывать кусочки материала от целого куска. Откручивать кусочки материала от целого куска. Отщипывать кусочки материала от целого куска. Отрезать кусочки материала стекой. Размазывать пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Расплющивать материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивать колбаски (лепешки, полоски). Защипывать край детали. Соединять детали изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепить предмет из одной (нескольких) частей. Лепить предметы |
Всего | 99 |
- Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
Список используемой литературы:
- Грошенков И.А. Уроки рисования в 1 – 4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Москва «Просвещение», 2009г
- Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М. :
- Рау М.Ю., Овчинникова М.А. и др. Изобразительное искусство. Методические рекомендации.1-4 классы Учебное пособие для общеобразовательных организации, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 1-4 классы\ М.Ю. Рау, Т.А.Соловьева- М.: Просвещение, 2016.
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Под ред. И. М. Бгажноковой - М., «Просвещение», 2011
- Петрова В.Г. Обучение учащихся в 1-4 классах коррекционных учреждений/ В. Г. Петрова М, « Просвещение», 2009г
Материально-техническое обеспечение
- Раскраска в загадках и стихах. Времена года.
- Раскраски: грибы, дикие животные, овощи.
- Альбомы для рисования.
- Краски, соленое тесто, глина
- Кисточки.
- Баночки под воду.
- Скалка, стека идр.
- Сюжетные картинки.
- Цветные карандаши.
- Набор восковых овощей и фруктов.
- Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).
- Раздаточный материал: разрезные карточки, лото, счетные палочки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел.
- Демонстрационные пособия:
- наборное полотно, набор цифр, образцы письменных цифр;
- таблицы к основным разделам предметного материала;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по математике, счетный материал;
- набор геометрических фигур в соответствии с программой по математике;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
- измерительные приборы.
Компьютерное и мультимедийное оборудование
- Интерактивная панель
- МФУ
- Ноутбук
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительная деятельность»
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | Планируемые (предполагаемые) результаты | ||||
Дата проведения | Кол-во часов | ||||||
Предметные | Базовые учебные действия | ||||||
I четверть – 25 часов | |||||||
1 | Аппликация из засушенных листьев «Лист большой, лист маленький». | 02.09 | 1 | Наблюдение за действиями учителя. Выполнение упражнений вместе с учителем. Выполнение упражнений по показу, самостоятельно. | Аккуратно работать с листьями, выполнять аппликацию по образцу | Принимать контакт, инициированный взрослым | |
2 | Аппликация из засушенных листьев "Бабочка". | 05.09 | 1 | Наблюдение за действиями учителя. Выполнение упражнений вместе с учителем. Выполнение упражнений по показу, самостоятельно. | Аккуратно работать с листьями, выполнять аппликацию по образцу | Направлять взгляд на лицо взрослого | |
3 | Аппликация из засушенных листьев «Осеннее дерево». | 07.09 | 1 | Создание образа осеннего дерева с помощью природного материала, упражнения в аккуратном намазывании и приклеивании листочков. | Намазывать клей, приклеивать листья, ориентироваться на листе бумаги, пользоваться клеем, салфеткой. | Направлять взгляд на выполняемое задание | |
4 | Аппликация из засушенных листьев «Осенний вальс цветов». | 09.09 | 1 | Рассматривание рисунков, прослушивание стихов, П.И. Чайковского «Времена года». выполнение упражнений в аккуратном намазывании и приклеивании листочков. | Намазывать клей, приклеивать листья, ориентироваться на листе бумаги, пользоваться клеем, салфеткой. | Выполнять простые речевые инструкции | |
5 | Аппликация из засушенных листьев «Птица с птенцами». | 12.09 | 1 | Выполнение упражнений по развитию чувства формы, фактуры, тактильных ощущений. Прослушивание А.Вивальди «Времена года». Работа по сюжетным картинкам. Ответы на вопросы. | Аккуратно приклеивать засушенные листья, создавать образ, пользоваться клеем, салфеткой. | Принимать помощь взрослого | |
6 | Аппликация из засушенных листьев «Мышка и мышонок». | 14.09 | 1 | Выполнение упражнений по развитию чувства формы, фактуры, тактильных ощущений. Прослушивание А.Вивальди «Времена года». Работа по сюжетным картинкам. Ответы на вопросы. | Аккуратно приклеивать засушенные листья, создавать образ, пользоваться клеем, салфеткой. | Использовать по назначению учебные предметы | |
7 | Аппликация из пластилина «Яблоко». | 16.09 | 1 | Отщипывание кусочков пластилина. Размазывание пластилина по картону. Технология выполнения приема: размазывания пластилина (сначала большим пальцем, затем указательным, средним, безымянным и мизинцем с усилием размазать пластилин по картону, получив пятно). | Повторять за учителем анализ образца изделия из пластилина Повторять за учителем планирование хода работы над изделием. Выполнять аппликацию из пластилина. | Выполнять задания по подражанию | |
8 | Аппликация из пластилина «Груша». | 19.09 | 1 | Отщипывание кусочков пластилина. Размазывание пластилина по картону. Технология выполнения приема: размазывания пластилина (сначала большим пальцем, затем указательным, средним, безымянным и мизинцем с усилием размазать пластилин по картону, получив пятно). | Повторять за учителем анализ образца изделия из пластилина Повторять за учителем планирование хода работы над изделием. Выполнять аппликацию из пластилина. | Выполнять задания по образцу | |
9 | Аппликация из столбиков пластилина «Домик». | 21.09 | 1 | Раскатывание пластилина столбиками (палочками, жгутиками) Технология выполнения приема: пластилин раскатывают в ладонях и на подкладной доске. | Повторять за учителем анализ образца изделия из пластилина Повторять за учителем планирование хода работы над изделием. Выполнять аппликацию из пластилина. | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | |
10 | Аппликация из столбиков пластилина «Ёлочка». | 23.09 | 1 | Раскатывание пластилина столбиками (палочками, жгутиками) Технология выполнения приема: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске. | Повторять за учителем анализ образца изделия из пластилина Повторять за учителем планирование хода работы над изделием. Выполнять аппликацию из пластилина. | сидеть за партой в течение определенного периода времени | |
11 | Лепка «Помидор». | 26.09 | 1 | Рассматривание картинок с изображением помидора, муляжа Скатывание шара из пластилина Технология выполнения приема: скатывание пластилина кругообразными движениями в ладонях. | Лепить предметы шаровидной формы. | Принимать помощь учителя | |
12 | Лепка «Огурец». | 28.09 | 1 | Рассматривание картинок с изображением огурца, муляжа Раскатывание шара до овальной формы, вытягивание одного конца столбика Технология выполнения приема: раскатывание пластилина в ладонях. | Лепить предметы овальной формы. | Выполнять задания в течение определенного временного промежутка | |
13 | Лепка «Морковь». | 30.09. | 1 | Рассматривание картинок с изображением моркови, муляжа. Вытягивание одного конца овальной формы Технология выполнения приема: катание овальной формы и вытягивание ее с одного конца, обкатывая между ладонями до конической формы. | Лепить предметы конической формы. | Выполнять задание в соответствии с предъявляемыми требованиями | |
14 | Аппликация из оборванных цветных кусочков «Осеннее дерево». | 03.10 | 1 | Сравнение осенних листьев по форме и цвету. Рассматривание осенних иллюстраций таких известных художников, как И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев и др.. Прослушивание стихов А. Барто. Упражнения в разрывании цветной бумаги на мелкие куски, намазывании клея, приклеивания кусочков бумаги. Создание образа. | Рвать бумагу на мелкие кусочки, аккуратно приклеивать, пользоваться салфеткой. | Выполнять задания с заданными качественными параметрами | |
15 | Рисование по шаблону «Осенний листопад». | 05.10 | 1 | Рассматривание осенних иллюстраций, прослушивание детских песен об осени, стихов. Выполнение логоритмических упражнений. Обводка шаблонов листьев карандашом (С помощью учителя). раскрашивание листьев цветными мелками, карандашами. | Располагать шаблоны на альбомном листе. Обводить по шаблону (с помощью учителя), раскрашивать, соблюдая контур. | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | |
16 | Рисование по пунктирным линиям «Шары и флажки». | 07.10 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Обсуждение, какого цвета шары и флажки. Рисование по пунктирным линиям простым карандашом. Раскрашивание цветными карандашами. | Обводить по пунктирным линиям. Раскрашивать, не выходя за контур, правильно подбирая цвета. | Выполнять задания в течение периода времени | |
17 | Рисование. «Линия. Точка. Пятно». | 10.10 | 1 | Упражнения в проведении прямых линий (широких и узких) в зависимости от нажима кисти, примакивании. | Соотносить форму пятна, множество точек и разнообразие линий Работать с красками и кистью, примакивать, проводить линии | Переходить от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом действия. | |
18 | Рисование по шаблонам геометрических фигур. | 12.10 | 1 | Обводка по шаблону (с помощью учителя) круга, треугольника, квадрата. Называние. Раскрашивание красками. | Работать с красками и кистью. Аккуратно раскрашиваь красками, не выходя за контур. | Принимать контакт, инициированный взрослым | |
19 | Рисование по шаблонам «Домик». | 14.10 | 1 | Обводка по шаблону треугольника, прямоугольника, большого и маленького квадратов. Называние геометрических фигур. Сравнение квадратов по величине. | Сличать, различать основные цвета с помощью учителя, обводить по шаблону (с помощью учителя). Закрашивать узор, не выходя за контур рисунка. | Направлять взгляд на лицо взрослого | |
20 | Рисование по шаблонам «Кораблик». | 17.10 | 1 | Обводка по шаблону геометрических фигур. Называние геометрических фигур. Сравнение по цвету, величине. Рассматривание иллюстраций с изображением кораблей.. | Сличать, различать основные цвета с помощью учителя, обводить по шаблону (с помощью учителя). Закрашивать узор, не выходя за контур рисунка. | Направлять взгляд на выполняемое задание | |
21 | Рисование «Радуга». | 19.10 | 1 | Рассматривание видеофрагмента о радуге, ответы на вопросы. Отгадывание загадок с опорой на картинки. Счет количества цветов радуги, называние цветов.рассматривание иллюстрации Н. Крымова Московский пейзаж. Радуга. | Работать с красками. Проводить кистью линии. Создавать образ. | Выполнять простые речевые инструкции | |
22 | Рисование. «Радуга. Дерево. Трава». | 21.10 | 1 | Рассматривание видеофрагмента о радуге, ответы на вопросы. Отгадывание загадок с опорой на картинки. Счет количества цветов радуги, называние цветов.рассматривание иллюстрации Н. Крымова Московский пейзаж. Радуга. | Работать с красками. Проводить кистью линии. Создавать образ. Раскрашивать рисунок. | Принимать помощь взрослого | |
23 | Рисование «Солнце на небе. Травка на земле. Забор». | 24.10 | 1 | Рисование кистью желтого пятна и линий вокруг него желтой краской.рисование кистью забора краской коричневого цвета. Рисование примакиванием зеленой травки. | Работать с красками. Проводить кистью линии. Создавать образ. Раскрашивать рисунок. | Использовать по назначению учебные предметы | |
24 | Рисование по трафарету фруктов. | 26.10 | 1 | Рассматривание иллюстраций с изображением груши, яблока, сливы; муляжей. Называние фруктов. Счёт фруктов. Называние количества. Что можно приготовить из данных фруктов. | Обводить по трафарету. Аккуратно раскрашивать мелками, цветными карандашами; называть фрукты. | Выполнять задания по подражанию | |
25 | Рисование по трафарету овощей. | 28.10 | 1 | Рассматривание иллюстраций с изображением моркови, огурца, свёклы, баклажана; муляжей. Называние овощей. Счёт овощей. Называние количества. Что можно приготовить из данных овощей. | Обводить по трафарету. Аккуратно раскрашивать мелками, цветными карандашами; называть овощи. | Выполнять задания по образцу | |
II четверть – 23 часа | |||||||
Рисование разных по величине кругов. | 07.11. | 1 | Упражнения в рисовании кругов по штрихам. Рисование кругов по трафарету в полосе в порядке уменьшения. раскрашивание цветными карандашами. Называние геометрических фигур. Показ самого большого, самого маленького. | Рисовать по штрихам. Обводит по трафарету, раскрашивать, не выходя за контур. | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | ||
Рисование разных по величине квадратов. | 09.11 | 1 | Упражнения в рисовании квадратов по штрихам. Рисование квадратов по трафарету в полосе в порядке уменьшения. раскрашивание цветными карандашами. Называние геометрических фигур. Показ самого большого, самого маленького. | Рисовать по штрихам. Обводит по трафарету, раскрашивать, не выходя за контур. | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | ||
Рисование разных по величине треугольников. | 11.11 | 1 | Упражнения в рисовании треугольников по штрихам. Рисование треугольников по трафарету в полосе в порядке уменьшения. раскрашивание цветными карандашами. Называние геометрических фигур. Показ самого большого, самого маленького. | Рисовать по штрихам. Обводит по трафарету, раскрашивать, не выходя за контур. | Принимать контакт, инициированный взрослым | ||
Рисование предметов круглой и овальной формы. | 14.11 | 1 | Рассматривание и называние предметов круглой формы. Рисование по штрихам солнца, воздушного шара. | Рисовать по штрихам, раскрашивать цветными карандашами, не выходя за контур. | Направлять взгляд на лицо взрослого | ||
Рисование предметов из 2-3 простых форм. | 16.11 | 1 | Рисование по штрихам вагона, состоящего из геометрических фигур. Рассматривание и называние геометрических фигур. Счет одинаковых фигур. | Рисовать по штрихам, раскрашивать цветными карандашами, не выходя за контур. | Направлять взгляд на выполняемое задание | ||
Рисование «Забор». | 18.11 | 1 | Упражнения в рисовании горизонтальных и вертикальных линий. Рисование забора. | Проводить горизонтальные и вертикальные линии цветными карандашами. | Выполнять простые речевые инструкции | ||
Рисование «Море». | 21.11 | 1 | Упражнения в рисовании кривых и ломаных линий, точек. Рисование «Море» | Проводить ломаные и кривые линии цветными карандашами. | Принимать помощь взрослого | ||
Лепка из пластилина геометрических фигур. | 23.11 | 1 | Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка из жгутиков пластилина овала, круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Называние полученных геометрических фигур. Счет. | Раскатывать пластилин на подложке, лепить геометрические фигуры, называть их. | Использовать по назначению учебные предметы | ||
Лепка из пластилина «Домик». | 25.11 | 1 | Лепка из столбиков пластилина разной длины домика. Упражнения в раскатывание пластилина. | Раскатывать пластилин на подложке, лепитьдомик. | Выполнять задания по подражанию | ||
Аппликация из треугольников «Кораблик». | 28.11 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с ножницами Правила ТБ. Вырезание треугольников. Составление из них кораблика. Приклеивание. | Вырезать по контуру треугольники, аккуратно приклеивать. Выполнять аппликацию. | Выполнять задания по образцу | ||
Лепка из пластилина «Пирамидка». | 30.11 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Прослушивание стихотворений. Скатывание шариков из пластилина разной величины и цвета, сплющивание шариков. Работа по схеме, алгоритму. Соединение деталей. Создание образа. | Катать шарики, сплющивать их, соединять детали. | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | ||
Лепка грибов. | 02.12 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок с опорой на картинки. Ответы на вопросы. Скатывание шарообразной формы, скатывание овальной формы, сплющивание пластилина. Скатывание столбиков. Размазывание пластилина по картону. | Катать шарики, овал, столбики, размазывать пластилин по картону | сидеть за партой в течение определенного периода времени | ||
Лепка грибов. | 05.12 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок с опорой на картинки. Ответы на вопросы. Скатывание шарообразной формы, скатывание овальной формы, сплющивание пластилина. Скатывание столбиков. Размазывание пластилина по картону. | Катать шарики, овал, столбики, размазывать пластилин по картону | Принимать помощь учителя | ||
Рисование по штрихам «Кукла неваляшка». | 07.12 | 1 | Рассматривание иллюстраций, игрушки. Беседа о неваляшках. Обведение фигуры куклы пальчиком. Рисование по штрихам. Раскрашивание цветными карандашами. | Рисовать по штрихам (с помощью учителя), аккуратно раскрашивать. | Выполнять задания в течение определенного временного промежутка | ||
Рисование «Ель». | 09.12 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Прослушивание стихотворений. Отгадывание загадок с опорой на иллюстрации. Рисование красками. | Рисовать красками по образцу, алгоритму. | Выполнять задание в соответствии с предъявляемыми требованиями | ||
Аппликация «Снеговик». | 12.12 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Прослушиваний стихотворений о зиме, занятиях детей в зимнее время года. Обведение кругов по шаблону. Вырезание, наклеивание. Вырезание елки, наклеивание. | Вырезать, наклеивать, брать дозировано клей. | Выполнять задания с заданными качественными параметрами | ||
Аппликация «Пингвин». | 14.12 | 1 | Катание шариков из ваты. Вырезание по шаблону. Рассматривание иллюстраций о пингвинах. Кто такие? Где живут? Выполнение логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики о пингвинах. | Катать шарики из ваты, обводить по шаблону, вырезать. | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | ||
Изготовление бумажного фонарика. | 16.12 | 1 | Рассматривание сюжетных картинок. Прослушивание стихотворений. Чем украшать ёлку? Надрез по короткой вертикальной линии после разметки; надрез по короткой наклонной линии. | Выполнять надрезы до линии, склеивать, соединять детали. | Выполнять задания в течение периода времени | ||
Изготовление флажков. | 19.12 | 1 | Надрез по размеченным линиям. Сгибание бумаги. Нанизывание на нитку. | Выполнять надрезы до линии, склеивать, соединять детали. | Переходить от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом действия. | ||
Изготовление ёлочной игрушки из соленого теста. | 21.12 | 1 | Рассматривание сюжетных картинок. Прослушивание аудиозаписей, стихов, просмотр видеофрагментов о празднике. Раскатывание теста. Вырезание теста при помощи фигурки. Выполнение отверстия. | Раскатывать тесто, раскрашивать работу. | Принимать контакт, инициированный взрослым | ||
Изготовление ёлочной игрушки из соленого теста «Сапожок». | 23.12 | 1 | Рассматривание сюжетных картинок. Прослушивание аудиозаписей, стихов, просмотр видеофрагментов о празднике. Раскатывание теста. Вырезание теста при помощи фигурки. Выполнение отверстия. | Раскатывать тесто, раскрашивать работу. | Направлять взгляд на лицо взрослого | ||
Лепка из соленого теста «Снеговик». | 26.12 | 1 | Рассматривание сюжетных картинок. Прослушивание аудиозаписей, стихов, просмотр видеофрагментов о празднике. Катание шариков, соединение между собой при помощи воды. Создание образа. | Катать из теста шарики разной величины, соединять их между собой аккуратно водой. | Направлять взгляд на выполняемое задание | ||
Изготовление ёлочной игрушки из соленого теста «Снеговик». | 28.12 | 1 | Рассматривание сюжетных картинок. Прослушивание аудиозаписей, стихов, просмотр видеофрагментов о празднике. Раскатывание теста. Изготовление кругов разной величины. Соединение их между собой водой. Выполнение отверстия. | Раскатывать тесто, раскрашивать работу. | Выполнять простые речевые инструкции | ||
III четверть – 28 часов | |||||||
1 | Лепка из соленого теста «Бабочка». | 09.01 | 1 | Рассматривание иллюстраций, прослушивание стихотворений. Беседа о соленом тесте, его свойствах. Лепка шариков. Сплющивание шариков. Соединять детали водой. Создание образа. | лепить шарики, сплющивать шарики. | Принимать контакт, инициированный взрослым | |
2 | Лепка из соленого теста фруктов. | 11.01 | 1 | Рассматривание иллюстраций, муляжей, отгадывание загадок с опорой на картинки. Беседа о тесте. Какое оно, что можно с ним делать. Упражнения в разминании, раскатывании теста. Лепка из теста груши, яблока, банана. | Катать из теста шар, раскатывать тесто. | Направлять взгляд на лицо взрослого | |
3 | Аппликация из пластилина «Дом». | 13.01 | 1 | Рассматривание сюжетных картинок. Какой дом. Одноэтажный-многоэтажный? Какое время года на картинке? Работа с пластилином. Беседа о свойствах пластилина. Размазывание пластилина. Заполнение деталей дома пластилином. | Размазывать аккуратно пластилин | Направлять взгляд на выполняемое задание | |
4 | Лепка из пластилина веточки сирени. | 16.01 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Какого цвета? Выполнение пальчиковой гимнастики. Отщипывание пластилина, раскатывание, размазывание. Дорисовывание жилок стекой. | Размазывать, отщипывать, скатывать в «жгутики», дорисовывать стекой. | Выполнять простые речевые инструкции | |
5 | Аппликация «Многоэтажный дом». | 18.01 | 1 | Рассматривание сюжетных картинок. Беседа. Сравнение домов по высоте. Выполнение аппликации из полос цветной бумаги. Обведение по шаблону треугольника. Вырезание. Вырезание полос, квадратов (окон) по заранее размеченным линиям. Создание образа. | Вырезать полосы цветной бумаги, треугольника. Наклеивать. | Принимать помощь взрослого | |
6 | Аппликация «Многоэтажный дом». | 20.01 | 1 | Рассматривание сюжетных картинок. Беседа. Сравнение домов по высоте. Выполнение аппликации из полос цветной бумаги. Обведение по шаблону треугольника. Вырезание. Вырезание полос, квадратов (окон) по заранее размеченным линиям. Создание образа. | Вырезать полосы цветной бумаги, треугольника. Наклеивать. | Использовать по назначению учебные предметы | |
7 | Изготовление цветка из полос цветной бумаги. | 23.01 | 1 | Работа с ножницами. Разрез по прямой длинной линии (заранее размеченной). Обведение по шаблону круга. Вырезание. Соединение деталей. Наклеивание. | Вырезать по линиям (с помощью учителя), обводить по шаблону, вырезать круг, соединять детали, приклеивать. | Выполнять задания по подражанию | |
8 | Раскрашивание готового геометрического орнамента в квадрате. | 25.01 | 1 | Рассматривание узоров, какого цвета могут быть. Подбор цветов. Расширение представлений о назначении и применении орнамента. | Раскрашивать по образцу цветными карандашами. | Выполнять задания по образцу | |
9 | Раскрашивание готового геометрического орнамента в квадрате. | 27.01 | 1 | Рассматривание узоров, какого цвета могут быть. Подбор цветов. Расширение представлений о назначении и применении орнамента. | Раскрашивать по образцу цветными карандашами. | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | |
10 | Рисование узора в полосе из треугольников. | 30.01. | 1 | Создание композиции из геометрических фигур на плоскости листа. | Рисовать по трафарету изображений знакомых предметов. Раскрашивать карандашами. | сидеть за партой в течение определенного периода времени | |
11 | Рисование узора в полосе из треугольников. | 01.02 | 1 | Создание композиции из геометрических фигур на плоскости листа. | Рисовать по трафарету изображений знакомых предметов. Раскрашивать красками. | Принимать помощь учителя | |
12 | Рисование узора в полосе из кругов. | 03.02 | 1 | Создание композиции из геометрических фигур на плоскости листа. | Различать величину и форму предметов, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела. Рисовать по трафарету. Раскрашивать карандашами | Выполнять задания в течение определенного временного промежутка | |
13 | Рисование узора в полосе из кругов. | 06.02. | 1 | Создание композиции из геометрических фигур на плоскости листа. | Различать величину и форму предметов, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела. Рисовать по трафарету. Раскрашивать красками. | Выполнять задание в соответствии с предъявляемыми требованиями | |
14 | Лепка из пластилина «Вишенки». | 08.02 | 1 | Отгадывание загадки с опорой на иллюстративный материал. Рассматривание картинок. Вишни какие по форме, цвету. Выбор соответствующего цвета пластилина. Скатывание пластилина в «жгутики». | Раскатывать пластилин в тонкие жгуты, наматывать его. | Выполнять задания с заданными качественными параметрами | |
15 | Лепка из пластилина «Конфеты». | 10.02 | 1 | Отгадывание загадки с опорой на иллюстративный материал. Рассматривание картинок. Конфеты какие по форме, цвету. Выбор соответствующего цвета пластилина. Скатывание пластилина в «жгутики». | Раскатывать пластилин в тонкие жгуты, наматывать его. | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | |
16 | Изготовление закладки. | 13.02 | 1 | Обводка кругов и квадратов по шаблону. Вырезание. Наклеивание на готовый прямоугольник из картона. | Обводить по шаблону, вырезать, наклеивать, работать с ножницами, клеем. | Выполнять задания в течение периода времени | |
17 | Изготовление закладки. | 15.02 | 1 | Обводка кругов и треугольников по шаблону. Вырезание. Наклеивание на готовый прямоугольник из картона. | Обводить по шаблону, вырезать, наклеивать, работать с ножницами, клеем. | Переходить от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом действия. | |
18 | Рисование «Дом в деревне». | 17.02 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Дом. Уют. Тепло. Разнообразие домов. Природные материалы для постройки, роль дерева. Образ традиционного русского деревенского деревянного дома. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников. Рисование дома, деревьев около дома. | Работать с красками. Рисовать кистью дом (горизонтальными линиями), поэтапно, по образцу 2 дерева около дома. | Принимать контакт, инициированный взрослым | |
19 | Аппликация «Грибы». | 20.02 | 1 | Лес. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Названия грибов (2-3). Форма гриба и его строение. Части гриба. Шляпка, ножка. Лесная полянка. Обводка грибов по шаблону. Наклеивание на поверхность бумаги. Создание образа. | Обводить по шаблону (с помощью учителя), вырезать с помощью учителя, наклеивать. | Направлять взгляд на лицо взрослого | |
20 | Рисование «Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик». | 22.02 | 1 | Рассматривание картины знаменитых художников (И. Левитан и др.). Рисование по образцу, описанию, вместе с учителем, поэтапно. . Композиция рисунка. Построение рисунка. Использование вспомогательных точек для построения кораблика. Цвет. Колорит. Оценка своей деятельности. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников. | Рисовать по образцу круг (вместе с учителем), рисовать по точкам кораблик, самостоятельно ручей. | Направлять взгляд на выполняемое задание | |
21 | Рисование ватными палочками «Цыпленок». | 27.02 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок с опорой на иллюстративный материал. Техника работы ватными палочками. Рисование ватными палочками. | Работать с ватными палочками, аккуратно брать краску нужного цвета, заполнять пространство краской при помощи ватных палочек. | Выполнять простые речевые инструкции | |
22 | Рисование ватными палочками «Цветок». | 01.03 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок с опорой на иллюстративный материал. Техника работы ватными палочками. Рисование ватными палочками. | Работать с ватными палочками, аккуратно брать краску нужного цвета, заполнять пространство краской при помощи ватных палочек. | Принимать помощь взрослого | |
23 | Лепка из шариков пластилина «Мяч»» | 03.03 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Упражнения в размятии пластилина. Выбор нужного цвета пластилина. Катание пластилина в шарики одинаковой величины. Соединение их между собой. Создание образа. Оценивание своей работы. | Лепить из пластилина шарики одинаковой величины, соединять их между собой. | Использовать по назначению учебные предметы | |
24 | Лепка из шариков пластилина «Мухомор». | 06.03 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Упражнения в размятии пластилина. Выбор нужного цвета пластилина. Катание пластилина в шарики одинаковой величины. Соединение их между собой. Создание образа. Оценивание своей работы. | Лепить из пластилина шарики одинаковой величины, соединять их между собой. | Выполнять задания по подражанию | |
25 | Лепка из шариков пластилина «Зонт». | 10.03 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Упражнения в размятии пластилина. Выбор нужного цвета пластилина. Катание пластилина в шарики одинаковой величины. Соединение их между собой. Создание образа. Оценивание своей работы. | Лепить из пластилина шарики одинаковой величины, соединять их между собой. | Выполнять задания по образцу | |
26 | Рисование по опорным точкам «Скворечник». | 13.03 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Называние, проговаривание изображаемого предмета. Из каикх геометрических фигур состоит? Выбор цвета. Рисование по опорным точкам знакомых предметов. | Рисовать по опорным точкам. Размещать рисунок, передавая пространственные и величинные отношения предметов. | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | |
27 | Лепка из соленого теста цифр. | 15.03 | 1 | Повторение и называние цифр. Катание теста между ладонями в «жгутики», «столбики». | Катать тесто между ладонями в «жгутики», «столбики». | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | |
28 | Лепка из соленого теста букв. | 17.03 | 1 | Повторение и называние букв. Катание теста между ладонями в «жгутики», «столбики». | Катать тесто между ладонями в «жгутики», «столбики». | Выполнять задания по подражанию | |
IV четверть – 23 часа | |||||||
1 | Лепка из соленого теста «Солнышко». | 03.04. | 1 | Форма круга и шара, нахождение между ними различий. Скатывание жгутиков, раскатывание круга. | Скатывать тесто в жгутики, раскатывать тесто, получать круг. | Принимать контакт, инициированный взрослым | |
2 | Лепка из соленого теста «Я пеку, пеку, пеку». | 05.04 | 1 | Разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск, пряник (полусфера, колобок (шар, пирожок, вареник (диск или круг, сложенный пополам, бублик (тор, кольцо) и т. д. Раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков. Упражнения для развития чувства формы, пропорций, согласованности в работе обеих рук. | Сплющивать тесто, катать шарики, прищипывать, защипывать. | Направлять взгляд на лицо взрослого | |
3 | Аппликация «Колокольчик». | 07.04 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок с опорой на иллюстрации. Обведение ладошек на цветной бумаге синего цвета. Обведение по шаблону. Вырезание. Наклеивание. | Обводить свои ладошки, обводить по трафарету, вырезать, наклеивать. | Направлять взгляд на выполняемое задание | |
4 | Аппликация «Цыплёнок». | 10.04 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Прослушивание стихотворения, детской песни. Обводка овала по трафарету. Вырезание полос цветной бумаги по готовым размеченным линиям. Вырезание. Наклеивание. | Вырезать по готовым линиям, обводить по шаблону, вырезать, наклеивать. | Выполнять простые речевые инструкции | |
5 | Аппликация из пластилина «Улитка». | 12.04 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок с опорой на иллюстрации. Катание жгутиков из пластилина, размазывание пластилина по поверхности картона. | Катать из пластилина жгутики, размазывать пластилин по поверхности картона. | Принимать помощь взрослого | |
6 | Рисование «Подсолнух». | 14.04 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок с опорой на иллюстрации. Рисование зубной щеткой, ватными палочками. | Рисовать зубной щеткой, аккуратно пользоваться красками, выбирать нужный цвет, рисовать ватными палочками. | Использовать по назначению учебные предметы | |
7 | Рисование по точкам «Ягода». | 17.04 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Прослушивание и заучивание доступного для учащихся стихотворения. Рисование простым карандашом по точкам. Раскрашивание рисунка красками. | Рисовать простым карандашом по точкам. Раскрашивать красками. | Выполнять задания по подражанию | |
8 | Рисование по точкам «Чашка». | 19.04 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадки по опорным иллюстрациям. Рисование по точкам. Раскрашивание. Обобщение предметов. Называние посуды (2-3). Проговаривание. | Рисовать по точкам, раскрашивать. | Выполнять задания по образцу | |
9 | Рисование по точкам «Чайник». | 21.04 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадки по опорным иллюстрациям. Рисование по точкам. Раскрашивание. Обобщение предметов. Называние посуды (2-3). Проговаривание. | Рисовать по точкам, раскрашивать. | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | |
10 | Рисование по точкам «Колобок на пеньке». | 24.04 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Рассказывание сказки по опорным картинкам. Отгадывание загадки по опорным иллюстрациям. Рисование по точкам. Раскрашивание цветными карандашами (мелками) | Рисовать по токам, раскрашивать цветными карандашами (мелками). | сидеть за партой в течение определенного периода времени | |
11 | Рисунок по точкам «Бабочка на поляне». | 26.04 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок по опорным иллюстрациям. Прослушивание стихотворения о бабочке. Рисование по точкам. Раскрашивание карандашами. | Рисовать по точкам, раскрашивать. | Принимать помощь учителя | |
12 | Аппликация из пластилина «Чашка». | 28.04 | 1 | Рассматривание картинок. Обобщение название предметов – посуда. Называние предметов посуды. Назначение чашки. Размазывание пластилина по картону внутри контура. Декорирование. | Размазывать пластилин, катать шарики из пластилина, отщипывать пластилин. | Выполнять задания в течение определенного временного промежутка | |
13 | Аппликация из пластилина «Чайник». | 03.05. | 1 | Рассматривание картинок. Обобщение название предметов – посуда. Называние предметов посуды. Назначение чайника. Размазывание пластилина по картону внутри контура. Декорирование. | Размазывать пластилин, катать шарики из пластилина, отщипывать пластилин. | Выполнять задание в соответствии с предъявляемыми требованиями | |
14 | Аппликация из пластилина «Ваза». | 05.05. | 1 | Рассматривание картинок. Обобщение название предметов – посуда. Назначение вазы. Размазывание пластилина по картону внутри контура. Декорирование. | Размазывать пластилин, катать шарики из пластилина, отщипывать пластилин. | Выполнять задания с заданными качественными параметрами | |
5 | Аппликация из полос цветной бумаги «Рыбка». | 10.05 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок с опорой на иллюстрации. Вырезание полос по готовым линий. Наклеивание на шаблон. Создание образа. | Вырезать полоски цветной бумаги по готовым линиям, наклеивать, учитывая длину полос. Аккуратно пользоваться клеем. | Выполнять речевые инструкции, предъявленные фронтально | |
16 | Аппликация из геометрических фигур «Паровоз». | 12.05 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Просматривание видеофрагмента. Прослушивание звука. Отгадывание по звуку. Отгадывание загадок по опорным иллюстрация. Вырезание готовых шаблонов. Создание образа без клея. Наклеивание. | Вырезать по контуру, создавать образ, наклеивать, аккуратно пользоваться клеем, салфеткой. | Выполнять задания в течение периода времени | |
17 | Аппликация из геометрических фигур «Ракета». | 15.05 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Просматривание видеофрагмента. Прослушивание звука. Отгадывание по звуку. Отгадывание загадок по опорным иллюстрация. Вырезание готовых шаблонов. Создание образа без клея. Наклеивание. | Вырезать по контуру, создавать образ, наклеивать, аккуратно пользоваться клеем, салфеткой. | Переходить от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом действия. | |
18 | Аппликация из геометрических фигур «Цыплёнок». | 17.05 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Просматривание видеофрагмента. Прослушивание звука. Отгадывание по звуку. Отгадывание загадок по опорным иллюстрация. Вырезание готовых шаблонов. Создание образа без клея. Наклеивание. | Вырезать по контуру, создавать образ, наклеивать, аккуратно пользоваться клеем, салфеткой. | Принимать контакт, инициированный взрослым | |
19 | Рисование по точкам «Рыбка в аквариуме». | 19.05 | 1 | Рассматривание иллюстраций. Прослушивание и заучивание доступного для учащихся стихотворения. Рисование простым карандашом по точкам. Раскрашивание рисунка красками. | Рисовать простым карандашом по точкам. Раскрашивать красками. | Направлять взгляд на лицо взрослого | |
20-21 | Аппликация из пластилина «Светофор». | 22.05 24.05 | 2 | Рассматривание иллюстраций. Прослушивание и заучивание доступного для учащихся стихотворения. Просмотр видеофрагмента о светофоре. Назначение светофора. Называние цветов в правильной последовательности. Размазывание пластилина. Заполнение поверхности. | Отщипывать пластилин, размазывать, не выходя за контур. | Направлять взгляд на выполняемое задание | |
22-23 | Аппликация из пластилина «Цыпленок». | 26.05 29.05 | 2 | Рассматривание иллюстраций. Прослушивание и заучивание доступного для учащихся стихотворения. Просмотр видеофрагмента о светофоре. Назначение светофора. Называние цветов в правильной последовательности. Размазывание пластилина. Заполнение поверхности. | Отщипывать пластилин, размазывать, не выходя за контур. | Выполнять простые речевые инструкции |