Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" АООП (вариант 2) 4 класс, школа VIII вида
Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и направлена на достижение учащимися, личностных и предметных результатов по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности | Кол-во часов | Дата пров-я | |
I четверть – 17 ч | |||||
1. | Диагностика. | 2 | 02.09. 09.09 | ||
2. | 05.09. | ||||
3-4. | Повторение. Гласные звуки и буквы А,а, У, у, О,о, ы. | Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Узнай звук». Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. | 2 | 09.09. 12.09. | |
5-6 | Повторение. Звук и буква М, м | Упражнения в узнавании (различении) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. | 2 | 16.09. 19.09. | |
7-8 | Повторение. Звук и буква Х, х | Упражнения в узнавании (различении) образов букв, обводка, письмо по точкам, по образцу. Чтение и письмо слогов, слов с буквой. | 2 | 23.09. 26.09. | |
9-10 | Повторение. Звук и буква С ,с | Обводка буквы, письмо по точкам, по образцу. Чтение и письмо слогов, слов с буквой. Чтение и письмо слогов, слов с буквой. | 2 | 30.09. 03.10. | |
11-12 | Повторение. Звук и буква Н, н | Обводка буквы, письмо по точкам, по образцу. Чтение и письмо слогов, слов с буквой. Чтение и письмо слогов, слов с буквой. | 2 | 07.10. 10.10. | |
13-14 | Повторение. Чтение слогов и слов с пройденными буквами. | Проговаривание чистоговорок, соотношение письменной и печатной буквы. Работа с кассой букв. Звуко-буквенный анализ слов. Составление схемы слова, запись слов в тетрадь по слогам, целым словом. | 2 | 14.10. 17.10. | |
15 | Диагностическая контрольная работа | 1 | 21.10. | ||
16 | Работа над ошибками | 1 | 24.10. | ||
17 | Повторение. Чтение слогов и слов с пройденными буквами. | Проговаривание чистоговорок, соотношение письменной и печатной буквы. Работа с кассой букв. Звуко-буквенный анализ слов. Составление схемы слова, запись слов в тетрадь по слогам, целым словом | 1 | 28.10. | |
II четверть – 15 ч. | |||||
1 | Повторение. Написание элементов пройденных букв. | Пальчиковая гимнастика. Написание элементов пройденных букв, «бордюров». Упражнения в составлении букв из эелементов | 1 | 07.11. | |
2-3 | Звук и буква ы. | Артикуляционная гимнастика. Называние букв. Игра «Кубики с буквами». Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание. | 2 | 11.11 14.11. | |
4-5. | Буква ы. Упражнения в её написании. | Составление слогов из разрезной азбуки с изученными буквами, копирование их в тетрадь | 2 | 18.11. 21.11. | |
6-7 | Звук и буква Л,л. Чтение слогов с буквой Л | Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание. | 2 | 25.11. 28.11. | |
8-9 | Повторение. Чтение слогов и слов с пройденными буквами. | Проговаривание чистоговорок, соотношение письменной и печатной буквы. Работа с кассой букв. Звуко-буквенный анализ слов. Составление схемы слова, запись слов в тетрадь по слогам, целым словом | 2 | 02.12. 05.12. | |
10-11 | Рассказ «Муха». | Прослушивание рассказа, ответы на вопросы по содержанию. Пересказ рассказа по вопросам учителя | 2 | 09.12. 12.12. | |
12 | Диагностическая контрольная работа | 1 | 16.12. | ||
13 | Работа над ошибками | Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой. | 1 | 19.12. | |
14-15 | Написание слогов с буквами ы, Л, л | Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой. | 2 | 23.12. 26.12. | |
III четверть – 19 ч. | |||||
1-2 | Звук и буква В, в. Чтение слогов, слов с буквой В. | Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание.Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание. | 2 | 09.01. 13.01. | |
3-4 | Буквы В, в. Упражнения в написании. | Составление, чтение слогов, слов с буквой | 2 | 16.01. 20.01. | |
5-6 | Звук и буква И, и Чтение слогов, слов с буквой И, и. | Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание. | 23.01. 27.01. | ||
7-8 | Буквы И, и. Упражнения в написании. | Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой. | 2 | 30.01. 03.02. | |
9-10 | Дифференциация Ы-И | Артикуляционная гимнастика. Выделение звуков при произношении. Называние букв. Упражнения на дифференциацию звуков. Составление слогов из разрезной азбуки с буквами. | 2 | 06.02. 10.02. | |
11-12 | Звук и буква Ш,ш Чтение слогов, слов с буквой Ш,ш | Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание. | 2 | 13.02. 17.02. | |
13-14 | Буквы Ш,ш. Упражнения в написании. | Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой. | 2 | 20.02. 27.02. | |
15-16 | Дифференциация С-Ш | Артикуляционная гимнастика. Выделение звуков при произношении. Называние букв. Упражнения на дифференциацию звуков и букв. Составление слогов из разрезной азбуки с буквами. | 2 | 03.03. 06.03. | |
17 | Диагностическая контрольная работа | 1 | 10.03. | ||
18 | Работа над ошибками | 1 | 13.03. | ||
19 | Повторение. Чтение слогов и слов с пройденными буквами. | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действие предметов. Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации. Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь. | 1 | 17.03. | |
IV четверть – 15 ч. | |||||
1 | Условно - графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением». | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действие предметов. Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации. Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь. | 1 | 03.04. | |
3-4 | Звук и буква П, п. Чтение слогов, слов с буквой Г. | Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание. | 2 | 07.04. 10.04. | |
5-6. | Буквы П,п. Упражнения в написании. | Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой. | 2 | 14.04. 17.04. | |
7-8 | Условно - графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением». | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих предметы. Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации. Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь. | 2 | 21.04. 24.04 | |
9-10 | Звук и буква Т, т. Чтение слогов, слов с буквой Т, т | Артикуляционная гимнастика. Выделение звука при произношении. Называние буквы. Обводка буквы и по трафарету, раскрашивание. | 2 | 28.04. 05.05.. | |
10-11 | Буквы Т,т. Упражнения в написании. | Узнавание (различение) образов букв, обводка, письмо по пунктиру, точкам. Письмо слогов, слов с буквой. | 2 | 12.05. 15.05. | |
12-13 | Условно - графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением» | Артикуляционная гимнастика. Выделение звуков при произношении. Называние букв. Упражнения на дифференциацию звуков и букв. Составление слогов из разрезной азбуки с буквами. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих предметы. Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации | 2 | 19.05 22.05. | |
14-15 | Диагностика. | 2 | 26.05. 29.05. | ||
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
4 класс (Вариант II)
Составила:
учитель начальных классов
Винокурова Э.П.
с. Косолапово, 2022
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и направлена на достижение учащимися, личностных и предметных результатов по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Нормативные документы для составления рабочей программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
- Федеральный перечень учебников;
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
- Учебный план образовательной организации ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат» Мари-Турекского района 2022 – 2023 учебный год.
УМК:
- Аксёнова А.К. Букварь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. /А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. М.: Просвещение, 2017
- Аксёнова А.К. Пропись для 1 класса. В 3 ч. /А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. М.: Просвещение, 2017
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г
Срок реализации программы – 2022-2023 уч. год
2.Общая характеристика учебного предмета.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи программы:
- формирование потребности в общении,
- развитие сохранных речевых механизмов,
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- формирование умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- формирование умения использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- обучение глобальному чтению в доступных пределах
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Методические задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Особенностью организации учебного процесса направлена на формирование у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование. Большое внимание уделяется при обучении учащихся развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей рук, пальцев, развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий, упражнения по формированию простейших умений звукового анализа. С учетом индивидуальных возможностей создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Язык и речевая практика». Программа предусматривает следующее количество часов:
Количество часов в неделю по учебному плану: 2
Общее количество часов в соответствии с программой: 66 ч
I четв.- 17 ч II четв- 15 ч. III четв.- 19 ч. IV четв.- 15 ч.
4.Планируемые результаты
Личностные
- освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные:
- умение пользоваться разными пишущими предметами;
- выполнение элементарных заданий, совершенствуя способы работы по показу и по образцу;
- умение соотносить иллюстрации и ее элементы со знакомым текстом, прочитанным взрослым.
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными[1].
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возможностями обучения
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма.
Сформированность базовых учебных действий
Группа БУД | Учебные действия и умения. |
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. |
2. Формирование учебного поведения: | - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - умение выполнять инструкции педагога: - использование по назначению учебных материалов: - умение выполнять действия по образцу и по подражанию: |
3. Формирование умения выполнять задание: | 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания |
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. |
- Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации
Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.
В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие.
Промежуточная аттестация
Задание 1.«Послушай сказку».
Цель: выявить умение соотносить прослушанное содержание сказки с соответствующей иллюстрацией (эмоциональной реакцией – 3 группа).
Оборудование: иллюстрации к ключевым звеньям сказки «Колобок»,
Инструкция: «Послушай, узнай сказку (часть сказки), найди нужную картинку»
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе задания: | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа: |
1. Выбор из 3 – 4 иллюстраций к прослушанному фрагменту сказки. | 1. Выбор из 2-х иллюстраций к прослушанному фрагменту сказки. | 1. Наличие или отсутствие эмоциональной реакции на знакомый текст. |
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть задания или все задание после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 1 задания______ баллов
Задание 2.«Обводим контур пишущим предметом»
Цель: определить умение выполнять графо – моторные задания.
Оборудование: 3 типа заготовок – изображений на листе А4:
Для 1 группы – контуры букв А, О, У, М,
Для 2 группы – контур снеговика,
Для 3 группы – контуры кружочков.
Действия, которые необходимо оценить в процессе задания | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1. Называть буквы А, О, У, М, обводить по контуру пишущим предметом. | 1. Обводить по контуру пишущим предметом (клубок, снежный ком) с опорой на образец. | 1.Использовать пишущий предмет для обозначения или обводки изображений кружочков по контуру. |
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 2 задания ___баллов
Протокол оценки по 2 заданиям:
№ | Наименование | оценка |
1 | Задание 1 «Послушай сказку» | …. |
2 | Задание 2 «Обводим контур пишущим предметом» | |
Итого за 2 задания | СУММА БАЛЛОВ |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
2 балла – программный материал не усвоен
3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне
6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне
Итоговая аттестация
Задание 1.«Беседа».
Цель: оценить умения обучающегося понимать вопрос и отвечать на него в доступной форме, или выполнить действие по инструкции.
Оборудование:
Для 1 группы - сюжетная картинка, пиктограмма;
Для 2 группы - сюжетная картинка, пиктограмма;
Для 3 группы - предметы - мяч, кукла, банка и палочки.
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе задания | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1. Умение отвечать на вопросы доступным способом: Кто это? Что делает? Что у нее в руках? А ты что любишь делать? и т.п.): 3-4 вопроса. | 1. Умение отвечать на вопросы с помощью доступных средств коммуникации. «Кто (что) на картинке?», «Что делает девочка?» (ответь жестом, звуком и/или картинкой, пиктограммой): 2-3 вопроса. | 1. Выполнять знакомое действие по инструкции: «Покажи мяч», «Собери палочки в банку», «Дай Лене куклу». |
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть задания или все задание после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 1 задания ___баллов.
Задание 2.«Буквы и слова»
Цель: выявить способность соотносить акустический образ языковой единицы (буквы, слова) с графическим.
Оборудование: слова для узнавания и картинки (без подписей) к ним; карточки с буквами У, М, картинки на эти буквы
Инструкция:
Для 1 группы предлагается найти заданное слово из 3 (не схожих по буквенному составу), далее предлагается положить это слово под соответствующую картинку («Найди картинку, положи под нее слово»); для 2 группы – предлагается найти букву У, положить ее на нужную картинку (можно с напечатанной такой же буквой): «Куда ее надо положить?»), для 3 группы – предлагается нарисовать дорогу (ранее знакомая инструкция).
Действия, которые необходимо оценить в процессе задания | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1. Умение узнавать (среди 3-4) слова (окно, машина, утюг), напечатанные на карточках, соотносить их с картинками. | 1. Умение показывать (находить) букву У, букву М (из 2), соотносить букву с картинкой (например, утюг или утка, Маша или мяч). | 1. Умение проводить произвольную линию на листе бумаги карандашом, восковым мелком («Рисуй дорогу»), на доске мелом. |
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 2 задания ___баллов.
Протокол оценки по 2 заданиям:
№ | Наименование | оценка |
1 | Задание 1 «Беседа» | …. |
2 | Задание 2 «Буквы и слова» | |
Итого за 2 задания | СУММА БАЛЛОВ |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
2 балла – программный материал не усвоен
3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне
6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне
- Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
В разделе "Коммуникация":
- совершенствование средств общения обучающихся с учителем и со сверстниками в разных ситуациях делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
- освоение практически значимых ситуаций с использованием в доступной форме альтернативных средств коммуникации,
- расширять доступные умения коммуникации в практике диалогической речи.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- совершенствование коммуникативных возможностей для поддержания разных ситуаций социального взаимодействия, близких к опыту обучающегося
- совершенствование возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- совершенствование ручной и мелкой моторики,
- совершенствовать умения целенаправленно действовать пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,
- совершенствовать элементарные графо моторные умения,
- расширять возможности слухового внимания и слухового восприятия при создании разнообразных ситуаций коммуникации,
-закреплять интерес и проявлять потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым, соотносить их с иллюстрациями.
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебная и справочная литература:
- Аксёнова А.К. Букварь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. /А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. М.: Просвещение, 2017
- Аксёнова А.К. Пропись для 1 класса. В 3 ч. /А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. М.: Просвещение, 2017
- Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М., 2005.
- Бабина Г.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой.– М., 1985.
- Бгажнокова И.М.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы/ Под ред. И.М. Бгажноковой. - М.:ВЛАДОС, 2013
- Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М. 1996.
- Кириченко Е.И. Динамика речевого и интеллектуального развития у детей и подростков с общим недоразвитием речи // Материалы конференции по детской психиатрии. - М., 1970
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ., 2004
Компьютерное и мультимедийное оборудование
- Интерактивная панель
- МФУ
- Ноутбук
- Программно-методический комплекс Буквария. Обучение чтению
Материально-техническое обеспечение
- Игровой набор для раннего развития по методике Фридриха Фребеля
- Индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики
- Кассы букв
- Кубики Зайцева собранные.
- Магнитная игра "Читаем по слогам", Умная дорога,
- Набор методических материалов «Сказки»
- Портреты авторов
- Прописные буквы с игровым полем
- Предметные картинки
- Развивающая игра «Пиши и стирай» (5 элементов) – 1 комплект
- Тактильный алфавит. Сенсорика и др.