Развитие волевых качеств младших школьников

Развитие эмоционально-волевой саморегуляции у детей младшего школьного возраста является важнейшим условием успешной учебной деятельности.

Развитие эмоционально - волевой саморегуляции не может осуществляться самостоятельно, та как необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.docx108.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие волевых качеств младших школьников

Воля проявляется в способности человека отсрочить удовлетворение актуальных потребностей ради достижения более долгосрочных.

Волевым можно считать такого ребенка, который способен отказаться от удовольствия компьютерной игры сейчас для того, чтобы, сделав непростое и неприятное домашнее задание, получить тем самым необходимые знания и обеспечить себе высокий уровень успеваемости и компетенции в дальнейшей жизни.

Важнейшим основанием для становления воли в подростковом возрасте является произвольность, сформированная в дошкольном и младшем школьном возрасте, т. е. способность ребенка произвольно (в соответствии с пожеланиями взрослого) регулировать свое поведение. Развитие произвольности самым тесным образом связано со становлением мозгового субстрата. Именно развитие новой коры лобных долей больших полушарий головного мозга, в основном завершающееся к семи годам (у мальчиков чуть позже, чем у девочек), обеспечивает способность направлять и регулировать свое поведение. Возможность действовать произвольно, а не спонтанно в соответствии с текущими желаниями и случайными стимулами, является важнейшим элементом готовности ребенка к школе.

Развитию произвольности способствуют любые систематические занятия, установленные рамки и правила, задания, выполнение которых проходит в соответствии с определенным образцом. Таким образом, предлагая ребенку действовать по образцу, требуя от него соблюдения правил, взрослые тем самым обеспечивают развитие у него произвольности. Важнейшими инструментами этой работы являются игры по правилам (в том числе и переменным), следование дисциплинарным нормам в ходе занятий (с постоянно увеличивающейся продолжительностью), задания, требующие соблюдения правил их выполнения.

Наиболее разумные психолого-педагогические подходы к формированию и развитию воли подростков.

1. Запреты и требования. Чтобы сформировать у ребенка волевые качества, их, прежде всего, необходимо задать ему извне в виде системы родительских запретов и требований. Речь не идет о каких-либо жестких мерах домашней тирании. Достаточно сформулировать ряд несложных требований к ребенку, соблюдение которых должно обеспечиваться.

Например: это могут быть самые простые вещи, касающиеся учебы, работы по дому, ухода за собой и своими вещами.

Главное, не вступая в излишние дебаты с ребенком транслировать мысль, что эти требования должны быть соблюдены просто потому, что таковы правила. Ребенок может принять участие в их разработке и высказывать по их поводу свое мнение, но будучи утвержденными, они обязательны для соблюдения.

2. Контроль. Процесс подготовки домашнего задания проходит через четыре этапа, характерные практически любой деятельности: планирование, выполнение, контроль, исправление. Уже в младшей школе ребенок способен самостоятельно осуществлять выполнение домашнего задания, при условии что остальные этапы реализуются совместно со взрослым. Постепенно ребенку можно передавать этап планирования, оставляя за собой только контроль и исправление. Затем и исправление ошибок должно стать самостоятельной деятельностью ребенка. Последний этап любого действия, который родители и учителя оставляют за собой, – это контроль. Может приобретать разные формы: от поверхностной проверки наличия сделанного задания, до глубокого исследования проделанной ребенком работы.

3. Мотивация. Важным элементом формирования волевого поведения является актуализация тех мотивов, которые обеспечат эффективное, социально приемлемое поведение. Ничто так не мотивирует к какой-либо деятельности, как успех в ней. Именно поэтому часто не хотят учиться дети, у которых по разным причинам это плохо получается. Беда состоит только в том, что усилия в освоении того или иного материала (учебного, творческого или спортивного) неизбежно должны предшествовать успехам и достижениям. Нельзя сначала выиграть соревнования, завоевав любовь и уважение товарищей, а потом тренироваться.

Для того чтобы облегчить ребенку процесс волевой саморегуляции разумно снабдить его ситуациями, в которых отдача от его усилий может стать очевидна и для него самого, и для окружающих его сверстников. Соревнования, конкурсы, школьные и окружные олимпиады – источники опыта конкуренции и переживания достижений. Очень важно при этом не формировать у ребенка установку на победу, эффект может быть обратным. Целесообразнее придерживаться олимпийского принципа – главное участие, ведь само участие в соревновании служит подтверждением компетентности и признанием достижений ребенка в той или иной сфере.

4. Тренировка навыков. Одним из инструментов трансляции навыков волевой саморегуляции являются совместные со взрослыми настольные и спортивные игры по правилам.

Принимая правила игры, переживая опыт поражений и продолжая играть (следуя примеру родителей) ребенок усваивает модель волевого поведения и учится применять ее в повседневной жизни.

Проблема воли локализована в нашей повседневной жизни и находит в ней свое дальнейшее развитие. Даже если во время прогулки в парке нам хочется скорее избавиться от надоевшей упаковки из-под мороженного, мы берем на себя труд дойти до ближайшей урны. Родители каждого ребенка ежедневно демонстрируют волевое поведение: отправляясь на работу, выполняя правила жизни в человеческом обществе.

   

                                 http://elearning.ftip.ru/pluginfile.php/3883/course/overviewfiles/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0.jpg