"Справочник от Самоделкина"
Хочу рассказать о своей наработке - самодельном "Справочнике", коей успешно пользуюсь уже более двадцати лет и с каждым из обученных мною классов она оказалась уместной и полезной.
Идея сподобного "Справочника" для учеников пришла из насущной необходимости. Когда нужно вспомнить на уроке давно изученное правило, а его ни в детских головах, ни в учебнике нет. Ведь в учебниках невозможно разместить все изученные ранее правила и памятки, да и память, и уровень обучаемости у школьников разный. Поэтому с первого класса начинаем формировать первые страницы нашей чудо-тетрадки.
В общей тетради с одной стороны оформляется обложка "Справочник по русскому языку", с другой - по математике. На страницы помещаю необходимые на мой взгляд (созданные мною же) наклейки со справочным материалом. Да, сейчас нет проблем с приобретеним справочной литературы, и сеть Интернет всем в помощь. Но, в нашем пособии только сугубо необходимый нам адаптированный под конкретный класс материал - ничего лишнего! Когда я интересуюсь на самом первом родительском собрании, нужен ли будет нам вот такой-то "Справочник", то родители, чьи дети учились у меня ранее, говорят, что нужен, что сами в него частенько заглядывают. А раз идея востребована, то она жива.
Справочную информацию, как упомянула выше, стараюсь адаптировать, т.е. сделать проще и нагляднее для детского восприятия и запоминания, не искажая при этом сути. Часто подаю правила в виде схем или алгоритмов. Некоторые - в виде таблиц, которые школьники заполняют от руки. Содержание "Справочника" варьирую, в зависимости от способностей класса. Иногда вклеиваю индивидуальные справки-подсказки слабоуспевающим ребятам. В нашем пособии обязательно имеется русский и латинский (для математики) алфавит, где показано написание не только печатных, но и прописных букв. Имеются страницы, куда помещены все словарные слова за 1-4 класс, разбитые на пронумерованные группы. Имеется ряд чисел 0-100, а для первоклашек в первые дни обучения вклеиваю предметныо-числовой ряд 1-10. Его используем как дополнительный для понимания состава чисел, их сравнения и вычислений. По мере изучения букв ребята закрашивают схемы в специальной звуко-буквенной таблице (там помещаю и некоторые сведения для родителей). Затем очень активно пользуются ей в следующих классах.
Когда в центральную часть тетради решила помещать справочный материал по чтению, включив внего портреты и кратчайшие сведения из биографии детских писателей, была приятно удивлена, что ребят очень заинтересовала эта информация. Они почти дословно выучили биографические факты и успешно соотносили портреты и фамилии авторов.
На прикрепленных к статье файлах представленны некоторые вклейки из "Справочника".
Уважаемые коллеги, мне было бы очень интересно узнать ваше мнение о моей затее. Возможно кто-то делает нечто подобное. Хотелось бы узнать о подобном опыте из ваших комментариев.
- Мне нравится (1)