Звуки - это вам игрушки!
В первом классе ребята знакомятся с обширным разделом русского языка - фонетикой. Такой непростой материал детям даётся легко, потому что работа со звуковым составом нашего языка постигается через игру. Гласный поём, звонкий согласный "звенит у нас в горлышке" и т.п. И только в 3 классе по программе "Школа России" школьники должны выполнять развёрнутый звуковой разбор слова. Но ведь ребята готовы его сделать уже первоклашками. И снова помогают игровые приёмы. Хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, как мы с ребятами играем в звуки, а на самом деле делаем звуковой разбор, подобный тому. что программа предлагает в 3 классе.
Итак, каждому звуку и его вариации присваиваем символ. Гласный - поющий смайл. Ударный гласный - с ударением-хвостиком (косичка/причёска). Безударный - на коврике, он болеет. слабенький. Тут закидываю удочку к пониманию гласного в слабой позиции: слабых надо лечить, читай проверять. Согласный - нордически смайл с сомкнутым ртом. Звонкий- колокольчик, глухой - наушники, твёрдый - кирпич, мягкий - подушка, парные - близнецы с соответствующими символами на груди, непарные - один из близнецов (без символов). Для удобства карточки "твёрдый-мягкий", парный-непарный", " ударный"-безударный" объединяю в пару в виде книжечки и детям наглядно, что эти понятия связаны в пару для выбора.
Для поднятия интереса ребятам говорю, что будем работать в полиции или в паспортном столе, т.к. звуки потеряли документы, а мы их будем восстанавливать. "Восстанавливаем" по схеме-алгоритму, приведённому на фото. На доске размещаем "документы" по правилу фонетического разбора. Ребятам очень нравится играть, выбирая и размещая необходимые карточки на доске, прикрепляя их магнитами. Так что, звуки - это вам вполне себе игрушки!