Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня

 

Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня

 

В группе продленного дня воспитателю необходимо тщательно продумывать формы и методы организации деятельности учащихся.

Одним из основных этапов в режиме группы продленного дня является самоподготовка. Самоподготовка - организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы. Немалую роль в выработке этих навыков играют воспитатели. Организуя выполнение домашнего задания, они приучают детей к определенному порядку

приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Воспитательные задачи самоподготовки: закрепить навыки самообразовательной работы; воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание; сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания; научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, работать с библиотекой.

Основные дидактические требования к самоподготовке:

● занятия по самоподготовке следует проводить регулярно, в одно время, иметь определенную продолжительность;

● задание ученики выполняют самостоятельно;

● проверку рекомендуется проводить поэтапно: самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем;

● первичная поэтапная оценка выполненной работы;

● индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками;

● объем и характер заданий определяется и регулируется совместно учителями и воспитателями.

При организации самоподготовки необходимо учитывать:

- уровень общеучебных умений и навыков;

- уровень навыков самостоятельной работы;

- возрастные и индивидуальные особенности детей.

Выделяются основные структурные элементы самоподготовки:

Организационный момент: начало самоподготовки занимает 1-2 минуты. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить им подготовить свое рабочее место. В начале учебного года учащимся можно предложить памятку по организации рабочего места («Памятку по подготовке уроков»). Подготовка к самостоятельной работе не должна занимать много времени. Руководствуясь памяткой, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки. Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки или обращает внимание на текст памяток («Как решать задачу», «Как выполнять домашнее задание по русскому языку», «Как готовить пересказ»), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе учащихся. Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, они работают с бòльшей степенью самостоятельности. Последовательность выполнения домашних заданий по предметам - вопрос достаточно трудный. Естественно, что тут нетерпим шаблон. Надо выбрать наиболее эффективные варианты организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса. Так, например, учащимся 2 класса надо начинать самоподготовку с чтения, так как ученик, умеющий хорошо читать, быстрее разберет и осмыслит задание по русскому языку и математике. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий дети могут выбирать сами. Во втором и третьем классах на самоподготовку отводится 1,5 академических часа, за это время дети успевают сделать задание по двум предметам. Поэтому целесообразно готовить в группе

уроки по русскому языку и математике. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на дом, так как после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с родителями. Самостоятельная работа школьников - основной структурный элемент самоподготовки. Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей делать собственные усилия, создавать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности детей на выполняемой работе. Темпы работы учащихся различны, что определяется индивидуальными особенностями детей. Это создает для воспитателя определенные трудности, и в этом случае ему может помочь установка часов в помещении для занятий. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом к завершению работы. Основное требование к ученику в процессе работы - самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. Но нужно, конечно, помнить, что у детей может быть не всегда устойчивое внимание, что не у всех выработаны необходимые навыки и что задания могут быть сложными.

В некоторых случаях помощь воспитателя оправдана. Однако ученик должен знать, что прежде всего ему нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, затем подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, то есть он обязан научиться преодолевать трудности сам. Рабочий шум в группе вполне допустим и не мешает плодотворной работе учеников, но при этом не должно быть громких разговоров и даже замечания воспитателя не должны отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время в случае необходимости может обратиться к воспитателю за помощью.

Индивидуальная работа с учениками иногда носит эпизодический характер, но может вестись и длительное время. Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этими учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка систематической работы. Но материал для повторения, направленный на ликвидацию пробелов, не должен быть «довеском» к общему заданию для всех учащихся - работа ведется по индивидуальному плану. При этом чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности детей.

Оказывая помощь ребенку, надо поощрять его даже за малые успехи, стараясь убедить его в том, что ему самому по силам преодолеть возникающие трудности в обучении, так что постепенно, при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других. Педагогически неправильно поступают те преподаватели, которые загружают дополнительными занятиями учеников, быстро справляющихся с работой. Такой прием, подчас считающийся средством, развивающим познавательные способности учащихся, только подавляет интерес способных к учебе детей. Хорошо успевающих по русскому языку и математике и умеющих объяснять детей можно назначить консультантами-помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение или рассказ. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного задания, можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Рекомендуются игры, не требующие подготовки: такие, как «Наборщик», «Закоулки», «Эрудит», «Точки», «Пазлы», игры в паре и другие. Ребенку можно позволить избрать вид отдыха и самому, разрешить побывать в библиотеке, читать книгу, рисовать.

Важным этапом самоподготовки является самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия. Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять правильность решения задач и примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, природоведению. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: делать обратное вычисление; при выполнении упражнения еще раз повторить правило и сравнить свои записи с образцом в учебнике; рассказать прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану или по опорным словам (используя таблицу); спросить себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось. В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию у ребенка ответственности, требовательности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

При подведении итогов работы воспитатель дает оценку работе каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных.

Таким образом, заранее продумав весь ход самоподготовки, спрогнозировав затруднения детей и способы их устранения на каждом этапе самоподготовки, воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса. Совместно с учителем он предъявляет единые требования к устной и письменной речи детей.

Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом при организации режима дня детей. Во время их самоподготовки необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто выполнил задание, не мешал тем, кто еще работает.

Методов много. Одним словом, к организации самостоятельной работы детей в группе продленного дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.

При организации самоподготовки необходимо учитывать санитарно-гигиенические требования к ней: обеспечить равномерную и достаточную освещенность всего помещения; регулярно (раз в полугодие) перемещать учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную; не затемнять окна шторами, цветами и близко растущими деревьями; поддерживать в помещении для занятий нормальный температурный режим; регулярно проветривать помещение; перед началом занятий по самоподготовке делать в классе влажную уборку; использовать школьную мебель в соответствии с возрастными данными школьников; следить за соблюдением школьниками личной гигиены; проводить физкультминуток и делать динамической паузы; устранять шумовых раздражителей. При всем этом не следует перегружать учеников дополнительным учебным материалом, но непременно менять виды деятельности.

По окончании учебных занятий в школе для восстановления работоспособности перед последующим ответственным периодом - выполнением домашнего задания – организуется отдых детей. Целесообразно предусматривать прогулки: до обеда - длительностью до одного часа после окончания учебных занятий в школе, перед самоподготовкой - один час, а также после самоподготовки и перед уходом домой.

Прогулки рекомендуется сопровождать подвижными играми и физическими упражнениями. Одна из прогулок один раз в день должна проводиться с большой физической нагрузкой (спортивный час), который проводит учитель физкультуры, тренер или инструктор. Это время заполняется различными играми, кратковременными походами, простейшими соревнованиями. Занятия физическими упражнениями и играми должны отвечать основной цели - обеспечению активного отдыха детей и укреплению их здоровья. С целью повышения оздоровительного влияния отдыха на свежем воздухе в первую половину прогулки или спортивного часа рекомендуется давать детям наибольшую нагрузку (прыжки, бег наперегонки, соревнования, спортивные и другие высоко эмоциональные игры), а последние 10 минут активного отдыха для снятия чрезмерного возбуждения перед самоподготовкой отводить спокойным играм (например, играм на внимание). При всем этом физические нагрузки должны соответствовать возрасту учащихся, объем и интенсивность упражнений - состоянию их здоровья. В часы прогулки возможна организация общественно-полезного труда: 30 минут - 1-4 классы, 45 минут - остальные классы.

При планировании прогулки воспитателю необходимо:

– определить вид прогулки;

– поставить цель;

– разработать маршрут;

– выбрать место для прогулки;

– определить затраты времени;

– разработать для детей задания и наметить виды деятельности;

– составить конспект прогулки;

– предупредить детей заранее о том, чтобы их одежда и обувь соответствовала погоде;

– сообщить о цели прогулки;

– рассказать о маршруте, задании и порядке следования;

– назначить ответственных;

– наблюдать за самочувствием детей;

– проводить индивидуальные и групповые беседы;

– подвести итог отдыха;

– проследить за порядком возвращения в школу.

При работе в группе продленного дня предлагается использовать различные виды прогулок, которые можно классифицировать следующим образом:

- Прогулка с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, за жизнью домашних и диких животных, за трудом и отдыхом людей.

- Прогулка с целью поздравления товарищей или взрослых с праздником, приглашения гостей на классное или школьное мероприятие, с целью извещения населения (родителей, товарищей) о каком-либо событии или мероприятии и с целью оказания помощи нуждающимся в ней.

- Прогулка-«задача» предусматривает решение практической задачи, например, определить расстояние, величину или высоту предмета и т.п.

- Прогулка - поиск лекарственных трав; сеянцев; семян деревьев и др.

- Прогулка - поход на скорость, выносливость, дисциплину, внимание, ориентирование на местности.

- Прогулка-«фантазия»: сделать зарисовку, изготовить поделку из природного материала, сплести венок, корзину, составить букет из листьев (цветков, веток), придумать сказку, стихотворение, рассказ.

- Прогулка-показ. Во время такой прогулки познакомить детей с местными достопримечательностями, различными предметами и объектами, редкими цветами, деревьями, кустарниками, показать детям все это, рассказать о разнообразных свойствах и признаках предметов.

- Прогулка-практикум ставит своей целью закрепление знаний учащихся о ПДД, о технике безопасности, трудовых навыках; формирование умения детей ориентироваться на местности (в том или ином районе города), воспитание культуры поведения.

- Комбинированная прогулка проводится в сочетании с играми, спортивными занятиями, трудом, экскурсионными работами.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Гайдина Л.И. Группа продленного дня. – «Веко», 2001.

3. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. – М.:«Учитель», 2005.

4. Качинский А.И. Тематическое планирование в группе продленного дня. – М.: Союзпечать, 1969.

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.

6. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: Методические рекомендации. – Минск: МОИПК и ПРР и СО, 2001.

7. Левчук С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня. – АРКТИ, 2007.

8. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

9. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2003.

10. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004.

11. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004.