Оформление речевой карты и формулирование логопедического заключения
В перечень логопедической документации входит речевая карта, которая является необходимым документом логопедической диагностики детей с речевыми нарушениями. Материал представлен в виде речевой карты с формулировками, отражающими структуру речевого дефекта детей логопатов. Она позволяет не только сэкономить время специалисту на оформление данного документа, но и профессионально отразить специфику речевого нарушения. Также, данные специальные формулировки и характеристики могут использоваться специалистами при заполнении логопедических представлений, листов динамических наблюдений и другой специальной документации.
Анамнестические данные
- Возраст матери ______________________________________________________________
- Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических и соматических заболеваний:
эпилепсия, алкоголизм, расстройство психики, эндокринные, ДЦП, парезы, параличи, нарушения слуха и зрения, нарушения речи и др.
речевых нарушений: дислексии, дисграфии и др.
- Характер течения беременности:
нормальное, токсикоз (1-я половина, 2-я половина беременности), физические и психические травмы (психозы), хронические и инфекционные заболевания (грипп, корь, желтуха), интоксикации (отравления), нефропатия, несовместимость по резус-фактору (резус-конфликт), угроза прерывания беременности и др.
- Характер течения родов:
в срок, досрочные: в 8, 7 мес., нормально протекающие, стремительные, затяжные, стимулирование, обвитие пуповиной, кесарево сечение, асфиксия, гипоксия и т.п.
- Крик:
сразу, после реанимационных мероприятий, др.
- Рост, вес при рождении:
вес (в норме от 2800г) и рост (в норме от 45 см) при рождении.
- На какие сутки принесли кормить
в норме 6-15 часов, сразу, др.
- Сколько времени продолжалось грудное вскармливание
в норме до 1 года.
- Особенности питания ребенка
нарушены ли сосательные, глотательные, хватательные рефлексы, др.
- Перенесенные заболевания, травмы, интоксикации (до года, после года):
тяжелые инфекционные и соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, судороги при высокой температуре ( пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, др., длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы, энурез)
Раннее психомоторное развитие
Психомоторное развитие в пределах нормы, опережающее, с задержкой.
- Начал держать голову с (в норме: с 1,5 мес.)
- Стал самостоятельно сидеть с (в норме: с 6 мес.)
- Начал ползать с (в норме: с 6-7 мес.)
- Стоит с (в норме: с 10-11 мес.)
- Стал самостоятельно ходить с (в норме: с 11-12 мес.)
- Начал узнавать близких с (в норме: с 2,5-3 мес.)
- Первые зубы появились в (в норме: в 6-8 мес.)
- Количество зубов к году (в норме: 8 зубов)
- Поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как ребенок спал)
- Навыки самообслуживания:
развиты хорошо, недостаточно, не развиты; владеет мелкими и крупными деталями, только крупными. Опрятен или неопрятен в еде и одежде. Умеет или не умеет самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, др.
Речевой анамнез
Речевое развитие в пределах нормы, опережающее, с задержкой.
- Гуление в (в норме: с 2-х мес.)
- Лепет в (в норме: с 4-6 мес.)
- Первые слова (в норме: около года)
- Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)
- Какие звуки долго произносились неправильно
- Характер звуко–слоговой структуры и неправильного произнесения звуков
искажения, замены, отсутствие (до 4 лет и после 4 лет).
- Протекание речевого развития:
скачкообразное, постепенно, с прерыванием, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине.
- Использование жестов:
замена речи, дополнение к речи.
- Отношение членов семьи к речевому дефекту:
безразличное, переживают, постоянно фиксируют внимание на нарушенной речи, поправляют, предъявляют непомерные требования, оставляют дефект незамеченным.
- Как ребёнок относится к речевому дефекту:
дефект осознаёт, переживает, не обращает внимание, угнетает.
- Занятия с логопедом (с какого времени, сколько времени, результаты).
Речевая среда и социальные условия
- Речевая среда:
благоприятная речевых отклонений среди членов семьи нет), наличие двуязычия - билингвизм (какой язык преобладает в общении, диалект), неблагоприятная ( ограниченность социальных контактов, контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией - подражание неправильным образцам речи, недостаток воспитания - когда родители культивируют несовершенное детское произношение, дефицит общения).
- Социальная среда:
полная, неполная, состав семьи; ребёнок воспитывался в доме ребёнка, в детском доме, в образцовой, многодетной, с работающими (безработными) родителями, контакты с лицами, страдающими нарушением слуха и зрения, расстройствами психики, социально неблагополучные семьи.
- Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений имеют (не имеют) место частые конфликты в семье, неблагоприятная семейная обстановка, напряжённые отношения с родителями, пренебрежение к взрослым, стойкое непослушание;
- Особенности воспитания:
гиперопека родителей, чрезмерное заласкивание, неоправданно высокий уровень родительской оценки, излишняя строгость; недостатки внимания, эмоционально – волевой регуляции, самоконтроля; педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий.
состояние моторной сферы
Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, координация движений – заполняется после проведения тестовых упражнений):
нарушений общей моторики нет (не наблюдается), нарушена; ориентируется в пространстве, не ориентируется или испытывает трудности в ориентировке в пространстве; координация движений не нарушена, неуверенность в движениях, движения нескоординированы, рассогласованы; скорость выполнения движений достаточная, недостаточная, низкая, патологически-быстрая; ловок; движения выполняет точно, с неточностями, нарушение точности, одновременности; общая вялость, замедленность, моторная неловкость, застревание на одной позе, насильственные движения, неуклюж, малоподвижен.
- Тестовые упражнения:
попрыгать на двух ногах, на левой ноге (дизартрики не прыгают на левой ноге!), на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч.
Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии заполняется после тестовых упражнений):
Мелкая моторика развита достаточно, недостаточно, моторная ограниченность. Уверенно владеет карандашом, ножницами. Наблюдается напряжение или вялость мышц кистей рук. Объём движений полный, неполный, ограничен. Переключаемость достаточная, недостаточная, некоторые трудности при переключении. Темп нормальный, быстрый, медленный.
- Кинестетическая основа движений:
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой)
- Кинетическая основа движений:
упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой.
- Навыки работы с карандашом
умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.
Анатомическое строение органов артикуляции
- Губы:
обычные, излишне толстые, тонкие, расщелина, наличие рубцов, шрамы, короткая верхняя губа.
- Зубы:
двойной ряд зубов, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, диастемы между передними зубами.
- Челюсти (верхняя, нижняя):
прикус - прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный.
- Твёрдое нёбо:
Номальное, низкое, высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, наличие расщелин, их характер.
- Мягкое нёбо:
нормальное, отсутствие, укороченное, раздвоенное, расщепления маленького язычка, отсутствие маленького язычка.
- Язык:
обычный, толстый, узкий, массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка.
Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный (впереди небольшая расщелина).
Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении, ассиметричное положение вытянутого вперёд языка.
- Подъязычная связка:
короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области.
Особенности речевой моторики
- Состояние мимической мускулатуры:
наблюдаются или не наблюдаются насильственные движения мимической мускулатуры, недостаточная дифференцированность эмоций, выраженная ассиметрия лица, наблюдаются судорожные движения мышц внеречевой мускулатуры лица (тики), туловища, конечностей (зажмуривание глаз, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, сжимание пальцев. притопы ногами…)
- Состояние артикуляционной моторики:
наличие или отсутствие движений, тонус (тонус нормальный, повышенный, чрезмерно напряжённый или гипертонус, гиперкинез, пониженный, вялый), активность движений (достаточная, недостаточная), объём движений (полный, неполный, ограничен), точность (движения точные, неточные, замена другим движением), длительность выполнения движений, переключаемость движений (быстрая, достаточная, недостаточная, испытывает затруднения в переключении с одного вида движений на другое, в удержании заданной позы, двигательные функции сохранены), темп движения, замены одного движения другим, наличие синкинезии (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движение пальцев рук при движении языка, насильственные непроизвольные движения, наличие тремора отклонение кончика языка, неправильные артикуляционные уклады), добавочных – заполняется после проведения тестовых упражнений)
Упражняемые органы. Движения
| Наличие или отсутствие движения
|
Тонус
|
Активность
|
Объём
|
Точность
|
Темп
|
Замена
|
Синкинезии
|
Переключение
|
Для мышц лица 1. Зажмурить глаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Спокойно закрыть и открыть глаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Последовательно закрыть правый, затем левый глаз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Нахмурить брови (рассердиться) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Поднять брови (удивиться) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Надуть щёки – «Толстячок» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Втянуть щёки – «Худышка» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Надуть только правую щёку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Надуть только левую щёку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для нижней челюсти 1. Рот широко открыть, закрыть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Нижняя челюсть вправо-влево |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для губ 1. Растянуть губы в улыбке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Вытянуть губы вперёд трубочкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Улыбка – трубочка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Поднять верхнюю губу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Опустить нижнюю губу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Одновременно поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для языка 1. Язык широкий («Лопаткой») на нижней губе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Высунуть узкий язык («Жалом») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Язык широкий, узкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу («Качели») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Круговое облизывание кон - чиком языка губ («Вкусное варенье») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Язык в форме «Лодочки» (бо - ковые края языка приподняты) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Язык в форме «Чашечки» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Пощёлкать (поцокать) языком |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Язык вправо – влево («Маятник») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для мягкого нёба 1. Отрывисто на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук [а] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Широко открыть рот и зевнуть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Саливация: соответствует норме, повышенная (обильное слюнотечение).
- тремор наблюдается, не наблюдается, девиация языка в сторону (лев., прав.).
- координация движений: скоординированы, не скоординированы.
Тип и характер дыхания:
- Тип дыхания (верхнеключичное (до 3х раз за 16-20 сек), грудное, диафрагмальное):
сформировано, не сформировано.
Носовое дыхание: вдох и выдох короткие, поверхностное, шумное, нет пауз, наличие носового оттенка, сформировано, затруднено, отсутствует, неровное, прерывистое.
- Ротовая воздушная струя: сформирована (на 1 выдох 3-4 слова), слабая, короткая, достаточной длины, отсутствует.
- Координация вдоха и выдоха: скоординированы, не скоординированы.
Исследование неречевых психических функций
- Исследование слухового восприятия.
- Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты) _______________________________________________________________________
- Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов…):
слуховое восприятие развито, правильно опознаёт и дифференцирует шумы, недостаточно развито, допускает ошибки при дифференциации шумов, не распознает и не дифференцирует шумы.
- Определение направления звука:
определяет правильно, не определяет, действует неуверенно.
- Восприятие и воспроизведение ритма:
воспроизводит точно, допускает погрешности, грубые ошибки.
- Исследование зрительного восприятия
- Различение цвета, умение соотносить цвета предметов, узнавание предметов в условиях наложения, узнавание предметов в неполном изображении, условия реального изображения, условия силуэтного изображения, условия контурного изображения, условия пунктирного изображения, условия точечного изображения, исследование восприятия по Гольдштальду, соотнесение элементов изображения с целым (Матрица равенна):
не нарушено, нарушено незначительно, показывает предметы заданного цвета, подбирает предметы по цвету, допускает ошибки или грубо нарушено при узнавании предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении.
- Восприятие формы (геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб, прямоугольник, многоугольник, конус):
не нарушено, нарушено, недостаточно сформировано представление о формах, соотносит предметы по форме, различает и называет геометрические формы.
- Восприятие величины (представление о величине, соотносение предметов по величине, дифференциация предметов по величине, обозначение величины:
не нарушено, нарушено, недостаточно сформировано представление о величине, соотносит предметы по величине, различает и называет величину.
- Исследование восприятия зрительно-пространственных функций
- Состояние биологического зрения ребёнка (данные из медицинской карты)__________________________________________________________________
- Состояние зрительно-пространственных функций, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
- Определение ведущей руки (использование пробы на переплетение пальцев, на аплодирование, «поза Наполеона»), определение ведущей ноги (встать на одно колено, выполнить небольшой прыжок в длину), ведущего глаза (посмотреть в калейдоскоп, в отверстие трубки), ведущего уха (послушать морскую ракушку, шум за дверью).
- Ориентировка в окружающем пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, слева вверху, справа вверху, справа внизу); в схеме собственного тела (Пробы Хэда (показать левой рукой правый глаз, правой рукой левое ухо; показать правые и левые части сидящего напротив человека)).
- Складывание картинок из частей (6-8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы); складывание фигур из палочек по образцу, по представлению («ёлочка» и «дерево» из 6-ти палочек, «лодочка» и «лесенка» из 7-ми палочек).
- пространственные представления не нарушены, не сформированы, недостаточно сформированы, нарушены; правильно или неправильно ориентируется собственном теле и в пространстве, имеет нечёткие представления о левой и правой руке в разных пробах, понятиях «справа», «вверху»...; складывает или не складывает разрезные картинки, пазлы, фигуры из палочек по образцу и представлению.
- Состояние речезрительных функций
- Знание букв – печатных и рукописных (даётся задание назвать буквы, предложенные вперемешку):
печатные и рукописные (или только – рукописные, или только – печатные)буквы знает или не знает.
- Узнавание букв в усложнённых условиях: «зашумленных» букв, изображённых пунктиром, недописанных, стилизованных, правильно и неправильно (зеркально) написанных:
узнает буквы в усложненных условиях – «зашумленных» букв, изображённых пунктиром, недописанных, стилизованных, правильно и неправильно (зеркально) написанных.
- Узнавание букв, наложенных друг на друга, по типу фигур Попельрейтера, сходных по начертанию букв, предъявленных изолированно или в буквенном ряду:
узнает или не узнает буквы наложенные друг на друга, сходные по начертанию.
- Возможность воспроизведения изолированных букв, рядов букв, сходных по начертанию, способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов:
воспроизводит изолированные буквы, ряды букв, сходных по начертанию, конструирует и реконструирует печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов.
Общая характеристика речи
Импрессивная речь (обращенная речь)
Понимает или не понимает просьбы, (не) ориентируется в названиях предметов (действий, признаков и качеств предметов) изображённых на картинках, (не) понимает косвенных падежей; различает изменение значений, выносимых отдельными частями слова (приставками, суффиксами); (не) различает значение предлогов (положи в коробку, на коробку, около коробки, перед коробкой и т.д.).
Пассивный словарь (не) достаточен. Объём активного словаря (не) достаточный, точно (не) понимает значение слов, словосочетаний и предложений.
Экпрессивная речь (активная устная речь)
- Запись беседы, самостоятельных связных высказываний
На все вопросы отвечает самостоятельно, правильно; отвечает при помощи наводящих вопросов; на вопросы отвечает неправильно; не отвечает. Запас знаний о себе и семье в пределах возрастной нормы; знания о себе и семье не сформированы; имеет или не имеет представления относительно себя и своей семьи (сколько лет, домашний адрес, ИО и работа родителей и т.д.); сведения о себе и семье неполные. Может или не может сформулировать свои интересы.
- Словарный запас
Номинативный словарь: (не) владеет обобщающими понятиями, самостоятельно их (не) называет; (не) правильно объясняет лексические значения слов; (не) знает многозначность слов, абстрактные понятия, (не) подбирает синонимы, антонимы, (не) знает и называет детёнышей животных, распространённые профессии, части и целое.
Атрибутивный словарь: (не) правильно называет предметы по описанию, (не) достаточно прилагательных, (не) определяет цвет и форму предмета.
Предикативный словарь: (не) владеет глагольной лексикой, преобладают или недостаточно глаголов в речи.
Наречия: (не) употребляет в речи, недостаточно наречий.
Словарный запас представлен различными морфологическими категориями (сущ. гл. прил. нареч. мест.); Словарный запас сформирован, соответствует возрастной норме (достаточный); словарный запас недостаточен, ограничен; незначительный объём прилагательных, наречий и др.; словарный запас значительно ограничен, не соответствует биологическому возрасту ребёнка, беден.
- Грамматический строй речи
- Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).
- Употребление имён существительных ед. ч. и мн. ч. в косвенных падежах.
- Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).
- Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам).
- Употребление числительных с существительными.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).
- Образование названий детёнышей животных.
- Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
- Образование приставочных глаголов.
- Образование глаголов совершенного вида (составить предложение по картинкам).
- Личные окончания глаголов.
- Изменение глаголов по временам.
- Название действий по предъявленному предмету.
- Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
- Добавление простых и сложных предлогов в предложения.
- Составление сложных предложений из двух простых и данного союза.
Грамматический строй речи (не) сформирован для данного возраста; имеются случаи словообразования по аналогии; (не) правильно употребляет (простые, сложные) предлоги, падежи; имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число; имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах; допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; грамматическая форма хорошо усвоена, т.к. употребляется в разных по назначению словах; (степень выраженности аграмматизма при его наличии) отсутствие грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, неустойчивые ошибки; (не) умеет использовать способы словообразования и словоизменения, составлять словосочетания; нарушен порядок слов в предложении, пропуски (замена, смешение) предлогов, неиспользование сложных предлогов в речи; отсутствует назывное (простое нераспространенное, простое распространённое, сложносочиненное, сложноподчинённое, с однородными членами…); (не) использует разнообразные виды предложений адекватно замыслу.
- Слоговая структура слова
Элизии (пропуски звуков, слогов, слов); итерации (не судорожные запинки, повторы и добавления в речи); смешение элементов двух или более слов, (усечение) выпадение конечного звука или звуков, сокращение слова, пропуск (отсутствие звука в слове), персеверации (циклическое повторение, отсроченное повторение или настойчивое воспроизведение), антиципатии (замена предшествующего звука последующим); «парафазии» (замены)); не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; количество слогов в многосложных словах определяет неправильно; переставляет слоги местами; слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
- Звукопроизношение
При первичном обследовании: звукопроизношение соответствует норме (в пределах возрастной нормы); фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, отсутствие, искажения), фонологические дефекты (замены, вариативные замены, простой звук заменяется сложным, смешения).
После коррекции: звуки поставлены частично (какие?): автоматизированы в слогах в словах; нестойкое употребление поставленных звуков в речи, которые по инструкции ребёнок произносит правильно; правильное, отчётливое произношение всех звуков родного языка, умение дифференцировать (высокий уровень); неустойчивость и недостаточная чёткость произношения и дифференциации звуков (средний уровень); дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации.
Связная речь
- Пересказ: пересказ полный, близкий к тексту, кратко, недостаточно полно, фрагментарно; пересказывает самостоятельно, связно, последовательно отражает содержание рассказа, может предложить свою интерпретацию рассказа, при помощи взрослого, нарушает смысловые части рассказа, на вопросы отвечает односложно, вносит поправки в рассказ не пересказывает.
- Составление рассказа по сюжетной картине: развёрнутая фразовая речь; смысл рассказов не понятен. В словесном плане нет логики; словесно-логическое мышление не развито; составляет только простые нераспространённые предложения, рассказы по картине бедны; предложения и рассказ по картине не составляет, только перечисляет предметы (рассказ-перечисление).
- Составление рассказа по серии картинок: смысл картинок понятен, картинки раскладывает верно, (не) по порядку; рассказы отличаются высокой творческой выдумкой, фантазией; констатирует факты; причинно – следственные отношения устанавливает; составляет рассказ только с помощью наводящих вопросов; затрудняется восстановить последовательность событий и составить рассказ; недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, преобладает наглядно-действенное; последовательность в картинках не прослеживается, картинки выложены не по порядку, не последовательно (серию сюжетных картинок не раскладывает в логической последовательности.); причинно-следственные отношения не устанавливает; словесно-логическое мышление не развито, речь бедна. Рассказ не составляет, только перечисляет предметы.
Исследование фонематических процессов и языкового анализа и синтеза
- Фонематическое восприятие:
- изолированное произнесение звуков; дифференциация звуков; различение оппозиционных звуков в слогах; отражённое проговаривание пар слов, предложения.
Фонематические представления:
- осуществление фонематического анализа слов в умственном плане, на основе представлений (назвать слова, в которых есть звук ...; назвать слова, в которых 4 (…) звуков; отобрать картинки, в названии которых 5-… звуков, подобрать картинки или слова на заданный звук).
- Фонематический анализ и синтез:
- Выделение 1-й ударного гласного, 1-й и последний согласный звук в слове,
- Синтез и анализ односложных простых слов (без стечения согласных).
- Определение места звука в слове.
- Выделение гласного из середины слова.
- Определение последовательности звуков в слове.
- Определение количества звуков.
- Определение места звука относительно других звуков.
- Слоговой анализ и синтез:
- Определение количества слогов в слове.
- Произнесение слитно слова, предложения, произнесённое логопедом по слогам.
- Анализ состава предложений:
- Определение количества, последовательность и место слов в предложении.
Фонематический слух недостаточно сформирован; фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков; фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки; затрудняется придумать слово на заданный звук; слабо дифференцирует оппозиционные фонемы; неправильно дифференцирует слова; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; звуки не выделяет, анализом и синтезом не владеет; Выделяет 1-ый и последний согласный (гласный) в слове, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности; не владеет простыми и сложными формами анализа; языковый анализ и синтез сформированы на достаточном уровне; (не) называет все слова по порядку; (не) определяет место слова в предложении; языковый анализ и синтез не сформированы (не владеет).
Особенности динамической стороны речи
- Темп:
- нормальный, медленный, замедленный, несколько замедленный (брадилалия), ускоренный (скороговорка), быстрый (тахилалия), скачкообразный, захлёбываясь на вдохе, с запинками, неправильные паузы в потоке речи, заикание.
- Ритм:
- нормальный, дисритмия, растянутый, скандированный, с определёнными паузами (правильность употребления пауз).
- Особенности голоса:
- нормальной силы, громкий, чрезмерно громкий, крикливый, не громкий, тихий, слабый, глухой с носовым оттенком (назализованный, гнусавый),затухающий, сдавленный (тусклый, сиплый),прерывистый, не полётный, гортанный (форсированный, напряжённый), с отсутствием голосовых модуляций (наличие (отсутствие) монотонности, не может менять высоту тона), спонтанный, не умеет говорить шёпотом.
- Речь:
- выразительная, употребляет основные виды интонации (повествовательную, вопросительную, побудительную), разборчивая, разборчивость снижена, неразборчивая, малопонятная, интонационно-невыразительная, монотонная, назализованная, с незначительной назализацией, смазанная.
Исследование процесса чтения
Чтение. (Характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных); слов: односложных, двухсложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре); предложений (простых нераспространённых, распространённых, сложносочинённых, сложноподчинённых); текста).
а) Уровень овладения техникой чтения: побуквенное; отрывистое слоговое; плавное слоговое; с элементами целостного прочтения слов; чтение целыми словами.
б) Ошибки при чтении: замены, пропуски, искажения, перестановки, искажение ударения, ошибки в прочтении окончаний слов, без ошибок.
в) Понимание прочитанного: не передает смысл прочитанного; передает основной смысл; передает скрытый смысл; искажение смысла прочитанного.
г) Скорость чтения: ниже нормы; норма; выше нормы.
Исследование процесса письма
Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение, замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся – диктантах, изложениях, сочинениях, списывание с печатного и рукописного текста, письмо предложений или текстов с дефектно произносимыми звуками, письмо предложений или текста с не дифференцируемыми по слуху звуками, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте)
Фонематические ошибки: смешение; пропуски; замена букв, обозначающие звуки сходные по артикуляции и звучанию; неправильное звукопроизношение на письме.
Ошибки языкового анализа и синтеза: нарушение границ предложения; слитное написание предлогов со словами; слитное написание слов; раздельное написание частей слова; пропуски согласных: в середине слова/ в конце слова; пропуски гласных: в середине слова/ в конце слова; перестановка слогов; пропуск слогов; добавление слогов; добавление гласных; добавление согласных; пропуск слов.
Оптические ошибки: зеркальное изображение букв; недописывание элементов букв; замены букв, которые состоят из разного количества одинаковых элементов; замены букв по пространственному расположению.
Аграмматические ошибки: искажение морфологической структуры слова; замена префиксов; замена суффиксов; изменение падежных окончаний; нарушение предложных конструкций; нарушение в согласовании числа существительных с глаголами и прилагательными; трудности в конструировании сложных предложений; пропуски членов предложений; нарушение последовательности слов в предложении.
Орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных; на написание гласных после шипящих; на написание большой буквы; на правописание непроверяемых слов; ошибки переноса слов.
Проявление заикания
(Не) наблюдается в анамнезе.
- предполагаемая причина: выраженность заикания, ситуации в которых оно проявляется (усиливается в момент болезни, переутомления, ответы у доски и т.п.)
- степень заикания: слабая (умеренная) – при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению; средняя и сильная (тяжелая) – при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным,
наблюдаются сопутствующие движения и эмболофразия. - формы заикания: клоническая, тоническая, смешанная.
- судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате.
- особенности общего и речевого развития: организованность, общительность, замкнутость, импульсивность.
Краткая характеристика ребёнка по педагогическим наблюдениям
Работоспособность: крайне низкая, снижена, достаточная, высокая…
Характер деятельности: деятельность устойчивая (работает с интересом), деятельность неустойчивая, отсутствие мотивации к деятельности, работает формально…
Поведение: (не) адекватное, демонстративное...
Контактность: легко вступает в контакт со всеми в незнакомой обстановке, испытывает волнение, смущается, неконтактен...
Внимание: достаточно устойчивое; длительность сосредоточения внимания удовлетворительная, недостаточная, низкая; хорошая концентрация; невнимателен, часто отвлекается, рассеян...
Отношение к своему дефекту: равнодушное, испытывает комплекс, замыкается…
Примерные формулировки логопедического заключения
При формулировке логопедического заключения сначала записываем характер нарушений речи на основе психолого-педагогической классификации, а затем – клинико-педагогической.
Примерные формулировки логопедического заключения детей дошкольного возраста с нормальным интеллектом
- Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
- Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
- Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
- Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
- Общее недоразвитие речи (II уровень). Заикание легкой степени выраженности.
- Общее недоразвитие речи (III уровень). Стертая дизартрия.
- Общее недоразвитие речи (III уровень). Выход из моторной алалии.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.
- Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.
- Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
- Фонетическое нарушение речи.
Примерные формулировки логопедического заключения детей дошкольного возраста с ЗПР
- Несформированность средств языка. Стертая дизартрия.
- Недостаточная сформированность средств языка. Заикание легкой степени выраженности.
- Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи. Выход из моторной алалии.
Примерные формулировки логопедического заключения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
- Системное недоразвитие речи легкой степени. Дизартрия.
- Системное недоразвитие речи средней степени. Ринолалия.
При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются тс же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом, заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии или/и дисграфии.
В заключении указываются:
- Нарушения устной речи
- Нарушения письменной речи:
1 класс – Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные...;
2 класс 1 полугодие – Нарушения формирования процессов чтения и письма, обусловленные...;
2 класс 2 полугодие Нарушения чтения и письма/несформированность или недостаточная сформированность чтения и письма, обусловленные...
конец 2 класса – указывается вид дисграфии или/и дислексии, обусловленные...
Примерные формулировки логопедического заключения детей школьного возраста с нормальным интеллектом
- Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные ОНР (II уровень); моторная алалия.
- Нарушения формирования процессов чтения и письма, обусловленные ЛГНР.
- Нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР; заикание.
- ОНР (III уровень). Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
- ФФН. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
- НОНР. По типу задержки речевого развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия.
- Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.
- Дисграфия обусловленная ОНР (акустическая…….).
- Дисграфия обусловленная ФФН (ФН).
Примерные формулировки логопедического заключения детей школьного возраста с ЗПР
- Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные несформированностью средств языка с преобладанием неполноценности смысловой (или звуковой) стороны речи; дизартрия.
- Нарушение процессов формирования чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи; дизартрия, заикание.
- Нарушение чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием неполноценности звуковой стороны речи; ринолалия.
- Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные несформированностью средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи; дизартрия.
- Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием неполноценности звуковой стороны речи; стертая дизартрия.
- Нарушения чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи; заикание.
- Недостаточная сформированность всех средств языка; псевдобульбарная дизартрия.
- Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи; семантическая дислексия; аграмматическая дисграфия.
- Аграмматическая дисграфия, обусловленная недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи.
Примерные формулировки логопедического заключения детей школьного возраста с умственной отсталостью
В логопедическом заключении определяются: 1) степень системного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нарушения письменной речи.
- Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные системным недоразвитием речи легкой степени; дизартрия, ринолалия.
- Нарушение процессов формирования чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи средней степени; заикание.
- Несформированность чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи легкой степени; дизартрия, ринолалия, заикание.
- Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные системным недоразвитием речи средней степени; дизартрия.
- Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи легкой степени; заикание (логоневроз).
- Нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи легкой, степени.
- Системное недоразвитие речи средней степени. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
- Системное недоразвитие речи легкой степени, механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.
Список использованной литературы:
- Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников, - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
- Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения (принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программы обучения по родному языку детей с первичной речевой патологией): методические рекомендации. – М.: АПК и ППРО, 2010 г.
- Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – (РГПУ им. Герцена).
- Кучергина, О.В. «Использование речевой карты в работе логопеда дошкольного образовательного учреждения» // Логопед – 2005. – №2. – С. 27.
- Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: Союз, 2003.
- Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
- Лалаева, Р.И. логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Логинова, Е.А. Особенности письма младших школьников с ЗПР. Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1992.
- Никитина, Е.Ю. Оформление речевых карт, логопедических представлений и характеристик // Логопед – 2010. – №2. – С. 34.
- Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник логопеда. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007 (проекты программ для детей с ОНР, допущенные Министерством образования РФ).
- Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007 г.
- Мне нравится (2)