Крупные проблемы мелкого почерка
Интересная вещь: хотя первоклассники одного и того же класса учатся по одним и тем же прописям, ко второму классу почерк каждого ребёнка обретает неповторимость и индивидуальность. Хорошо, если он легко читается, и при проверке письменных работ учителям не приходится чрезмерно напрягать зрение. Но нередко школьные тетради содержат такие головоломные шифровки, которые не в силах разобрать даже сами юные «писатели». Особенно трудно бывает прочитать написанное почерком, похожим на бисер. Если к такому миниатюрному написанию прибавить искажённую форму букв и цифр, то понять этот почерк бывает практически невозможно.
Не принимая во внимание вопросы эстетики, психологии и графологии — кстати, последняя утверждает, что обладатель лилипутского письма, мягко говоря, чересчур рационален и до скупости бережлив — чем нехорош мелкий почерк?
С практической точки зрения, крошечные буквы создают большое неудобство для восприятия текста: их тяжело читать. Для понимания такого почерка читающему приходится прилагать дополнительные усилия и «ломать глаза».
Если обладатель убористого письма — это школьник, то его письменные работы будут вызывать у педагогов вполне определённую отрицательную эмоцию — раздражение. С усилием вглядываясь в маловразумительные каракули, проверяющие вольно или невольно будут испытывать чувства недовольства и досады. При относительной одинаковости двух работ, одной — написанной чётким и хорошо читаемым почерком, и второй — написанной почерком микроскопическим и нечитабельным, предпочтение явно будет отдано первой. Таким образом, мелкий почерк медленно, но верно приводит ребёнка к снижению успеваемости.
Неразборчивый почерк может сказаться и на результатах выпускных экзаменов. В ЕГЭ есть часть «С», которую экзаменуемый пишет от руки. Эту работу проверяют другие учителя, вне зависимости от симпатий к выпускнику, и от того, как она будет написана, будет зависеть оценка. Но это ещё не всё: в весьма вероятном будущем, при поступлении в высшее учебное заведение, мелкий почерк приведёт к провалу на письменном экзамене. Если школьный учитель может посмотреть на экзаменационную работу сквозь пальцы, то вузовский экзаменатор оценит нечитаемую писанину абитуриента более объективно.