метод песочной терапии в работе с младшими школьниками
Метод песочной терапии в работе с младшими школьниками.
Песочная терапия один из моих любимых видов арт-терапии. Я использую его в работе с эмоциональными нарушениями у детей. С помощью песочной терапии можно:
-проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне;
-отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;
-изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим;
- вернуться к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения
К противопоказаниям можно отнести:
- эпилепсия, шизофрения
- высокий уровень тревожности ребенка
- аллергия на пыль и мелкие частицы
- невроз навязчивых состояний (если ребенок зациклен на чистоте рук)
- легочные заболевания
- кожные заболевания и порезы на руках
Откуда же берет начало метод песочной терапии? Еще с древних времен люди замечали, что детей очень привлекает копание в песке, особенно если по близости есть вода. Однако целенаправленная работа с песком в мировой практике началась в 20-е годы 20-го века. Истоками является аналитическая психология Юнга, а так же «техника мира» Маргарет Ловенфельд, которая придумала новый метод, когда конструкции из песка, которые получаются в конце каждой сессии мы называем «миры».
Классическая Юнгианская песочница это деревянный ящик, размером 50 на 70 см, с высотой бортов 8 см. Дно песочницы и стенки выкрашены в голубой цвет (символизирует небо и воду). Также для песочной терапии понадобиться набор миниатюрных фигурок, цветные камушки, ракушки (чем больше, тем лучше). Песок я рекомендую использовать кварцевый. Он приятный, мягкий, однородный и хорошо лепиться, если добавить воду.
Для дезинфекции песок необходимо прокаливать в духовке один раз в месяц.
В среднем ребенку требуется от 5 до 10 сессий. В процессе терапии можно выделить 3 стадии игры с песком:
1. Хаос. На этой стадии все страхи и тревоги накопленные в бессознательном не имеют пока еще структуры и проживаются в песке. Стадия "хаоса" может занимать от 1 до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
2. Борьба. На стадии "борьбы" в песочницу бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость. В беседе важно уточнить кто же этот герой?. В идеале героем является сам ребенок, если он еще и контролирует все что происходит в его мире – это говорит о том, что в ребенке появились необходимые силы, которые способны справиться с проявлениями его психики. В процессе борьбы разрешаются внутренние или внешние конфликты, снимается внутреннее напряжение, освобождается энергия, которую важно направить в нужное русло.
3. Разрешение конфликта. К концу терапии песочные картины становятся более гармоничные, интересные, спокойные и понятные.
Перед началом работы я озвучиваю ребенку что эти песчинки прибыли к нам с моря. Это целая семья и каждая песчинка дружит с другой песчинкой. Они очень сильно расстраиваются если некоторые песчинки выходят за границы песочницы. Поэтому пожалуйста не расстраивай песчинки и постарайся чтобы они все оставались в границах песочницы. После этого я предлагаю ребенку сесть рядом с песочницей и познакомиться песком. Для этого можно использовать различные мотивационные техники. (низкий дождь, средний дождь, высокий дождь, рисования простых геометрических фигур, рисование эмоций и др.). Это позволяет ребенку почувствовать ценность работы с песком.
Далее ребенку нужно продемонстрировать коллекцию фигурок. Предлагаем выбрать те фигурки, которые понравились больше остальных и говорим ребенку, что у него сейчас есть возможность создать свой собственный мир, и он может сделать любой ландшафт, потому что он сейчас волшебник.
После этого ребенок начинает игру, начинает строить мир а мы просто наблюдаем, мы идем за ребенком мы не подсказываем, просто сидим рядом.
Применение метода песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с целью нормализации эмоционального состояния обучающихся начальной школы является эффективным психопрофилактическим и психокоррекционным средством и помогает обучающимся адаптироваться к школе.
Метод песочной терапии сейчас очень популярен не только среди психологов, но и среди педагогов, которые понимают, что этот метод имеет массу возможностей для того, чтобы развить творческий потенциал ребенка.