Работа школьного логопеда в службе сопровождения.
Речь пойдет о службе психоло-педагогического сопровождения обычной школы и о работе в ней учителя-логопеда. Это относительно новая форма оказания логопедической помощи учащимся. Уточняю, речь идет не о логопункте, а о работе учителя-логопеда в составе службы сопровождения. Как сказал методист РМО, у нас в районе только я одна работаю учителем-логопедом в службе сопровождения. Эта деятельность осуществляется на основании Распоряжения Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Логопедическая помощь оказывается для успешного освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Основными задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся; организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
Мною проводятся занятия с обучающимися, имеющими высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся. Есть так же несколько учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, а так же учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Занятия проводятся только для учащихся начальных классов, исходя из «Положения об организации службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ». Разработаны две программы: для первых классов-«Программа профилактики смешанных форм дисграфии», для вторых, третьих, четвертых классов-«Программа коррекции смешанных форм дисграфии». Это групповые занятия ,2 раза в неделю. Занятия носят комплексный характер и производится работа, в основном, с преобладающими нарушениями у большинства учащихся, а именно, нарушениями письменной речи в связи с фонематическим недоразвитием, недоразвитием языкового анализа. Редко встречаются оптические нарушения. У большинства учащихся есть полиморфные и мономорфные нарушения звукопроизношения, которые не влияют на письменную речь.
В связи с ограничениями, введенными в школе из-за эпидемии ковида, есть, конечно, организационные затруднения в работе на данный момент - нет логопедического кабинета. Так же не финансируется приобретение пособий. Но есть и радостные моменты в работе в это, прямо скажем, непростое время. Ребята приходят разные на занятия: кто-то хочет заниматься, кто-то «устал» бороться с трудностями в освоении правил русского языка. Детям с логопедическими нарушениями трудно дается усвоение предмета «русский язык», при этом ты стараешься использовать игровые и другие приемы , чтобы разнообразить занятия,, сделать их немонотонными, даже веселыми. У ребят в начальной школе в отношениях уже сильно присутствует соревновательный момент. Это использую в работе: придумала «систему» баллов поощрения и штрафных. Ребят это мотивирует.
В заключение, хочу сказать, несмотря на много трудностей в работе и в организации данной формы логопедической помощи учащимся , считаю ее очень необходимой и своевременной .