Формирование навыка письма у младших школьников: трудности и пути решения
Стоит отметить, что письмо является СЛОЖНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИЕЙ. Если у ребенка присутствует снижение НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, то в тетрадях можно увидеть: ученики медленно пишут; нестабильность нажима, размера и наклона букв. В этом случае на занятиях можно часто менять вид деятельности, положение тела, делать динамические паузы, физ.минутки. Дома родители в качестве помощи ребёнку регулируют режим дня, пересматривают график секций, оценивают адекватность нагрузки (физической и умственной), следят за количеством и качеством сна, делают общеукрепляющие процедуры, обеспечивают ребенка полноценным питанием. На первый взгляд может показаться, что это общие рекомендации. Но если отнестись серьёзно и наладить график сна и бодрствования, кружков, нагрузок, то поведение ребёнка, его включенность в образовательный процесс может значительно измениться. Также желательно пройти обследование у невролога и назначение поддерживающей терапии или лечения. Нужно понять, чем вызван дефицит. Желательно выбирать такого невролога, который работает со школьными трудностями, понимает их причину, видит ребёнка «целиком». Дети, у которых ФАКТОР ПЕРЕРАБОТКИ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ в дефиците, могут долго запоминать буквы, их написание, долго зеркалить буквы. Здесь будет полезно выполнение графических диктантов, срисовывание по клеточкам, повторение узоров, игра "Муха" и пр. Ошибки при недостатке ДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА функциональной системы письма: страдает точность движений и координация – пишущий не попадает в разлиновку, буквы «пляшут»; повтор букв, слогов, слов («застревание» на букве, слоге, слове); путаница в буквах (б-д, п-т, и-у). Ребёнок не успевает вовремя среагировать и изменить траекторию движения руки, продолжает движение по инерции. Здесь хорошо видна связь движения и внимания, т.е. руки и головы. Ошибки, которые касаются содержания письма, могут быть подсказками для педагога – они указывают, что небрежный почерк, вероятно, связан с трудностями переключения. Наиболее результавнимы будут следующие упраднения: ладушки, ритмы ладошками, музыкально-ритмические упражнения (например, Соку-Бачи, Арам-Зам-Зам, Кукушка), графические ритмы, игра с мячом "Десяточка", пальчиковая гимнастика ( например, упражнение "Лесенка"). При дефиците РЕГУЛЯТОРНОГО ФАКТОРА ребёнок не помнит и не соблюдет правила (инструкцию педагога или орфографические правила), не имеет интереса к умственной деятельности, не понимает, зачем это надо, его хочу» доминирует над «надо». Для формирования интереса будет полезна работа с различными пишущими инструментами, творческие каллиграфические упражнения. Методика обучения должна быть выстроена с учётом понимания психофизиологической структуры и механизмов письма. Важно также учитывать возраст детей (функциональную зрелость) и условия обучения (время, темп и т.д.).