Приемы привлечения младших школьников к процессу целеполагания

 Приемы привлечения младших школьников к процессу целеполагания

Педагогический процесс не возможен без взаимной деятельности педагога и ученика. Деятельность педагога определяется целями и задачами, которые формируются на основе социального заказа образовательной системы. Эти цели и задачи трансформируются в профессиональном сознании педагога.

Целеполагание реализуется в содержательно-целевом компоненте целостного педагогического процесса и, согласно требованиям ФГОС начального общего образования, является важным этапом при организации урока. Любой учитель с легкостью может описать предполагаемый конечный результат. Однако, деятельности обучаемого или детского коллектива также присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы, только они являются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя. Естественно, что деятельность двух субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. И, на наш взгляд, это большая проблема. Ведь для положительного результата педагогический процесс должен быть организован как процесс полного взаимодействия всех его субъектов. Стремление всех партнеров к достижению общего и единого конечного результата.

Проблема привлечения учащихся к целеполаганию рассмотрена многими авторами. Мы познакомились с работами Андрея Викторовича Хуторского, Юлии Игоревны Глаголевой и Марины Григорьевны Ермолаевой, работа последней оказалась самой значимой для нас. А также рассмотрели различные способы и приемы, способствующие вовлечению школьников в процесс целеполагания, так как знание этих приемов облегчит работу учителя и превратит ребенка в активного партнера при проектировании урока в начальной школе.

Андрей Викторович Хуторской в своей книге «Современная дидактика» говорит о том, что часто цели, которые задает нам учебная программа, в значительной мере отличаются от жизненных ориентиров учеников, что в общем и целом приводит к несогласованности желаемого и действительного в процессе обучения. В качестве предупреждения подобных ситуаций, Андрей Викторович предлагает заранее, в начале курса, раздела или темы, вводить учащихся в ситуацию образовательного целеполагания.

Для развития способности учащихся к целеполаганию Андрей Викторович рекомендует максимально использовать все возможности учебного курса, так как это не требует дополнительных затрат во времени в момент занятий по теме. Следует обратить внимания на следующие задания из обычного предметного материала: «Поставьте цели своей домашней работы», «Составьте план наблюдения за..», «Предложите схему-алгоритм для решения задачи..», «Составьте памятку-рекомендацию», «Вспомните свои основные трудности, возникшие при..» и так далее. Подобные задания не только решают учебные задачи по предмету, но и дают учащимся возможность отточить навык самоорганизации образования.

Таким образом, ученик попадает в ситуацию целеполагания каждый раз, когда от него требуется личностное самоопределение и конкретные действия. Учитель с вою очередь должен найти, сформулировать и переопределить цели на каждом этапе образовательного процесса, при этом изменяя как глобальные установки на обучение, так и цели конкретных образовательных ситуаций.

Юлия Игоревна Глаголева рассматривает проблему привлечения обучающихся к процессу целеполагания под другим углом. Она считает, что через грамотно построенное начало урока можно управлять познавательным процессом учащихся и выстраивать отношения детей с учителем, предметом, школой определенным образом.

Не просто так начало урока выделяют в отдельный структурный компонент. Без предварительной организации класса нельзя начинать урок. Ведь организационный момент имеет две важные функции: обеспечение нормальной внешней обстановки для работы и психологической настройки учащихся на предстоящее занятие. А так же второстепенные функции, например, адаптация учащихся к новым учебным условиям, снять страх и напряжение в ожидании контроля, переключить внимание с одного предмета познания на другой, «задать» настроение, дисциплинировать и организовать учащихся и другие.

При грамотном подходе к проектированию урока, учащийся должен осознанно войти в пространство учебной деятельности в процессе обучения. Именно для этого на организационном этапе урока ученика необходимо замотивировать к выполнению учебной деятельности. В первую очередь необходимо актуализировать требования к учащемуся со сторону учебной деятельности («надо»), создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») и установить тематические рамки («могу»).

Для мотивации учащихся к учебной деятельности Юлия Игоревна, как и Андрей Викторович Хуторской, предлагает в полной мере использовать потенциал содержания учебного предмета. При постановке учебной задачи, ученики опираются на противоречия или затруднения, выявленные ранее. Однако неверно приравнивать постановку учебной задачи урока с определением его темы. Большинство младших школьников еще не способны абсолютно самостоятельно выявить учебную задачу урока, для осуществления этой деятельности им необходима помощь и контроль учителя. Уже немного позже, когда у обучающихся будет накоплен опыт учебной деятельности, степень их самостоятельности в определении учебной задачи увеличится.

В учебно-методическом пособии «Современный урок: анализ, тенденции, возможности» Марина Григорьевна Ермолаева рассматривает целеполагание как процесс выявление целей учителя и учащихся, их предъявление друг другу, согласование, иногда корректировку и последующее достижение этих целей. Ведь в педагогической деятельности, как и в любой другой, определение цели является ключевым компонентом, так как от этого зависит содержание деятельности, формы, методы, средства и приемы реализации, а также конечный результат.

Главное условие успешного целеполагания — обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон и их согласование, то есть, перевод учебных целей в цели деятельности ученика, и при необходимости — трансформация цели учителя в цели учащихся. Если учитель, ставя перед собой цель урока, не согласует цель с учеником, он автоматически превращает учащихся в средство достижение цели. И для того, чтобы избежать таких ситуаций, как раз-таки необходимо использовать различные приемы сообщения цели, при реализации которых учащиеся будут думать, что они поставили их самостоятельно. Необходимо учитывать, что для этого необходимо, чтобы цель была очевидна, понятна и интересна ребенку.

Главная задача образовательной цели — отражение изменений, которые произойдут с ребенком в процессе проведения учебного занятия. Если учитель не сможет понять, каким образом достичь описанный результат через последовательное выполнение учащимися отдельных действий, через их деятельность в целом, то ни одна, даже самая совершенная система целей обучения не поможет ему в достижении поставленной цели.

Хотелось бы рассмотреть несколько приемов привлечения младших школьников к процессу целеполагания на фрагментах с проведенных на практике уроков.

1. Математика, 1 класс, «Прямая и ее обозначение». После этапа актуализации знаний детям были выданы карточки, на которых были изображены несколько кривых линий и несколько прямых. И предложено задание — найти кривые линии и обвести (провести сверху, по линии) их, затем найти прямые линии и попробовать обвести их также ровно, как и на чертеже. Ситуация затруднения, дети понимают, что самостоятельно не смогут это сделать. Учитель загадывает загадку:
Линию прямую, ну-ка
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука,
Пригодится здесь...
Ответ: линейка.
Дети знакомятся с новым инструментом, совместно с учителем, с помощью наводящих вопросов, дают ему определение. Далее, снова проблемная ситуация — учащиеся не знают, как отличать одну прямую от другой. Для решения этой ситуации им необходимо научиться давать прямым имена, то есть, обозначать их.

Таким образом, учащимися формулируется цель урока: сегодня мы научимся чертить прямые линии по линейке и давать им обозначения. Такой прием помог учителю дать обучающимся представление о том, для чего и зачем им нужен этот урок, как они смогут использовать полученные знания и навыки в практической деятельности.

2. Окружающий мир, 2 класс, «Птичьи секреты». Учитель предлагает обучающимся сыграть в игру «Верю — не верю». Педагог говорит, а ученики должны поднять руку, если считают, что это высказывание верно. Высказывания были следующие:
1. Верители вы, что осенью птицы возвращаются из теплых краев? (нет)
2. …, что птиц, которые улетают в теплые крася, называют перелетными? (да)
3. …, что птицы улетают, так как с наступлением холодов становится меньше корма (нет)
4. …, что ласточки и стрижи улетают задолго до наступления холодов? (да)
5. …., птицы, которые остаются зимовать у нас, всю зиму ничего не едят? (нет)
Ученики обратили внимание на то, что ответы в некоторых вопросах у них разошлись, а значит, нужно выяснить, какой ответ все-таки является верным. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, учащимся необходимо больше узнать о жизни птиц с наступлением осени, что и являлось целью для учеников на этом уроке.

Также стоить отметить, что высказывания составлены таким образом, что раскрывают ключевые моменты содержания урока, это позволяет детям узнать, о чем примерно пойдет речь, и какие «птичьи секреты» они сегодня раскроют.

3. Литературное чтение, 2 класс, «Сказка о рыбаке и рыбке». На данном уроке этап актуализации знаний находился в тесной связи с этапом целеполагания. На предыдущем уроке учащиеся знакомились с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина, и теперь им нужно было составить кластер «Что мы знаем об Александре Сергеевиче?». Дети называли по одному известному им факту, и он появлялся на доске, формируя кластер-гроздь.

Последним элементом кластера были «сказки», ведь Александр Сергеевич Пушкин знаменит своими сказками. Далее от этого элемента мы переходим к конкретным сказкам, обзорному знакомству с самыми основными (название и несколько иллюстраций). Далее учащиеся открыли учебник на нужной странице, прочитали тему урока («Сказка о рыбаке и рыбке») и самостоятельно сформулировали цель: познакомиться со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

4. Математика, 4 класс, «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями». В первую очередь нужно отметить, что этот урок был последним по теме, следовательно, предполагал обобщение и закрепление знаний и умений по теме. По планированию этот урок стоит в 20-ых числа февраля, прямо после Дня Защитника Отечества.
В начале урока учитель спрашивает, что за праздник отмечали в России, что такое «Отечество» и зачем его защищать. Говорит о том, что воины-солдаты часто проходят боевые учения и спрашивает у учеников, что это такое. Ученики говорят, что учения нужны для того, чтобы отточить какое-либо умение, отработать его на практике. Учитель в честь праздника тоже предлагает пройти учения, только не боевые, а математические.
Для того, чтобы узнать тему учения, предлагается разгадать некий шифр: несколько выражений (например, 56000:8:1000 — актуализация знаний), числовое значение каждого выражения соответствует какой-либо букве. Из получившихся букв нужно составить слово — деление.
Учащиеся вспоминают, что на протяжении предыдущих уроков изучали тему «Деление на круглые числа», исходя из этого формулируют цель урока: закрепить умение выполнять деление на круглые числа. Данный прием способствует вовлечению в процесс целеполагания подавляющее большинство учеников, так как им очень интересно, что же там за шифр.

Включение этапа актуализации знаний в процесс целеполагания позволяет сократить время и уделять его практической отработке, что положительно влияет на достижение цели. Связь с праздником способствует духовному развитию и поднятия уровня патриотизма учащихся.

Во всех представленных примерах акцент сделан не столько на конкретных формулировках целей, сколько на содержании учебной задачи, то есть, на том способе действия, который должны открыть и усвоить учащиеся.

Таким образом, можно сделать вывод, что при реализации личностно-ориентированного обучения целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Для того, чтобы образовательные цели, формулируемые учителем, были обеспечены условиями достижения, необходим учет ученических целей. Организация целеполагания включает деятельность учителя, ученика и их совместную деятельность.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орехова Валерия

Приемы привлечения младших школьников к процессу целеполагания

Педагогический процесс не возможен без взаимной деятельности педагога и ученика. Деятельность педагога определяется целями и задачами, которые формируются на основе социального заказа образовательной системы. Эти цели и задачи трансформируются в профессиональном сознании педагога.

Целеполагание реализуется в содержательно-целевом компоненте целостного педагогического процесса и, согласно требованиям ФГОС начального общего образования, является важным этапом при организации урока. Любой учитель с легкостью может описать предполагаемый конечный результат. Однако, деятельности обучаемого или детского коллектива также присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы, только они являются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя.

Естественно, что деятельность двух субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. И, на наш взгляд, это большая проблема. Ведь для положительного результата педагогический процесс должен быть организован как процесс полного взаимодействия всех его субъектов. Стремление всех партнеров к достижению общего и единого конечного результата.

Проблема привлечения учащихся к целеполаганию рассмотрена многими авторами. Мы познакомились с работами Андрея Викторовича Хуторского, Юлии Игоревны Глаголевой и Марины Григорьевны Ермолаевой, работа последней оказалась самой значимой для нас. А также рассмотрели различные способы и приемы, способствующие вовлечению школьников в процесс целеполагания, так как знание этих приемов облегчит работу учителя и превратит ребенка в активного партнера при проектировании урока в начальной школе.

Андрей Викторович Хуторской в своей книге «Современная дидактика» говорит о том, что часто цели, которые задает нам учебная программа, в значительной мере отличаются от жизненных ориентиров учеников, что в общем и целом приводит к несогласованности желаемого и действительного в процессе обучения. В качестве предупреждения подобных ситуаций, Андрей Викторович предлагает заранее, в начале курса, раздела или темы, вводить учащихся в ситуацию образовательного целеполагания.

Для развития способности учащихся к целеполаганию Андрей Викторович рекомендует максимально использовать все возможности учебного курса, так как это не требует дополнительных затрат во времени в момент занятий по теме. Следует обратить внимания на следующие задания из обычного предметного материала: «Поставьте цели своей домашней работы», «Составьте план наблюдения за..», «Предложите схему-алгоритм для решения задачи..», «Составьте памятку-рекомендацию», «Вспомните свои основные трудности, возникшие при..» и так далее. Подобные задания не только решают учебные задачи по предмету, но и дают учащимся возможность отточить навык самоорганизации образования.

Таким образом, ученик попадает в ситуацию целеполагания каждый раз, когда от него требуется личностное самоопределение и конкретные действия. Учитель с вою очередь должен найти, сформулировать и переопределить цели на каждом этапе образовательного процесса, при этом изменяя как глобальные установки на обучение, так и цели конкретных образовательных ситуаций.

Юлия Игоревна Глаголева рассматривает проблему привлечения обучающихся к процессу целеполагания под другим углом. Она считает, что через грамотно построенное начало урока можно управлять познавательным процессом учащихся и выстраивать отношения детей с учителем, предметом, школой определенным образом. Не просто так начало урока выделяют в отдельный структурный компонент. Без предварительной организации класса нельзя начинать урок. Ведь организационный момент имеет две важные функции: обеспечение нормальной внешней обстановки для работы и психологической настройки учащихся на предстоящее занятие. А так же второстепенные функции, например, адаптация учащихся к новым учебным условиям, снять страх и напряжение в ожидании контроля, переключить внимание с одного предмета познания на другой, «задать» настроение, дисциплинировать и организовать учащихся и другие.

При грамотном подходе к проектированию урока, учащийся должен осознанно войти в пространство учебной деятельности в процессе обучения. Именно для этого на организационном этапе урока ученика необходимо замотивировать к выполнению учебной деятельности. В первую очередь необходимо актуализировать требования к учащемуся со сторону учебной деятельности («надо»), создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») и установить тематические рамки («могу»).

Для мотивации учащихся к учебной деятельности Юлия Игоревна, как и Андрей Викторович Хуторской, предлагает в полной мере использовать потенциал содержания учебного предмета.

При постановке учебной задачи, ученики опираются на противоречия или затруднения, выявленные ранее. Однако неверно приравнивать постановку учебной задачи урока с определением его темы. Большинство младших школьников еще не способны абсолютно самостоятельно выявить учебную задачу урока, для осуществления этой деятельности им необходима помощь и контроль учителя. Уже немного позже, когда у обучающихся будет накоплен опыт учебной деятельности, степень их самостоятельности в определении учебной задачи увеличится.

 В учебно-методическом пособии «Современный урок: анализ, тенденции, возможности» Марина Григорьевна Ермолаева рассматривает целеполагание как процесс выявление целей учителя и учащихся, их предъявление друг другу, согласование, иногда корректировку и последующее достижение этих целей. Ведь в педагогической деятельности, как и в любой другой, определение цели является ключевым компонентом, так как от этого зависит содержание деятельности, формы, методы, средства и приемы реализации, а также конечный результат.

Главное условие успешного целеполагания — обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон и их согласование, то есть, перевод учебных целей в цели деятельности ученика, и при необходимости — трансформация цели учителя в цели учащихся.

Если учитель, ставя перед собой цель урока, не согласует цель с учеником, он автоматически превращает учащихся в средство достижение цели. И для того, чтобы избежать таких ситуаций, как раз-таки необходимо использовать различные приемы сообщения цели, при реализации которых учащиеся будут думать, что они поставили их самостоятельно. Необходимо учитывать, что для этого необходимо, чтобы цель была очевидна, понятна и интересна ребенку.

Главная задача образовательной цели — отражение изменений, которые произойдут с ребенком в процессе проведения учебного занятия.

Если учитель не сможет понять, каким образом достичь описанный результат через последовательное выполнение учащимися отдельных действий, через их деятельность в целом, то ни одна, даже самая совершенная система целей обучения не поможет ему в достижении поставленной цели.

Хотелось бы рассмотреть несколько приемов привлечения младших школьников к процессу целеполагания на фрагментах с проведенных на практике уроков.

  1. Математика, 1 класс, «Прямая и ее обозначение»

После этапа актуализации знаний детям были выданы карточки, на которых были изображены несколько кривых линий и несколько прямых. И предложено задание — найти кривые линии и обвести (провести сверху, по линии) их, затем найти прямые линии и попробовать обвести их также ровно, как и на чертеже. Ситуация затруднения, дети понимают, что самостоятельно не смогут это сделать. Учитель загадывает загадку:

Линию прямую, ну-ка

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука,

Пригодится здесь...

Ответ: линейка. Дети знакомятся с новым инструментом, совместно с учителем, с помощью наводящих вопросов, дают ему определение. Далее, снова проблемная ситуация — учащиеся не знают, как отличать одну прямую от другой. Для решения этой ситуации им необходимо научиться давать прямым имена, то есть, обозначать их.

Таким образом, учащимися формулируется цель урока: сегодня мы научимся чертить прямые линии по линейке и давать им обозначения.

Такой прием помог учителю дать обучающимся представление о том, для чего и зачем им нужен этот урок, как они смогут использовать полученные знания и навыки в практической деятельности.

2. Окружающий мир, 2 класс, «Птичьи секреты»

Учитель предлагает обучающимся сыграть в игру «Верю — не верю». Педагог говорит, а ученики должны поднять руку, если считают, что это высказывание верно. Высказывания были следующие:

  1. Верители вы, что осенью птицы возвращаются из теплых краев? (нет)
  1. …, что птиц, которые улетают в теплые крася, называют перелетными? (да)
  2. …, что птицы улетают, так как с наступлением холодов становится меньше корма (нет)
  3. …, что ласточки и стрижи улетают задолго до наступления холодов? (да)
  4. …., птицы, которые остаются зимовать у нас, всю зиму ничего не едят? (нет)

Ученики обратили внимание на то, что ответы в некоторых вопросах у них разошлись, а значит, нужно выяснить, какой ответ все-таки является верным. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, учащимся необходимо больше узнать о жизни птиц с наступлением осени, что и являлось целью для учеников на этом уроке. Также стоить отметить, что высказывания составлены таким образом, что раскрывают ключевые моменты содержания урока, это позволяет детям узнать, о чем примерно пойдет речь, и какие «птичьи секреты» они сегодня раскроют.

  1. Литературное чтение, 2 класс, «Сказка о рыбаке и рыбке»

На данном уроке этап актуализации знаний находился в тесной связи с этапом целеполагания. На предыдущем уроке учащиеся знакомились с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина, и теперь им нужно было составить кластер «Что мы знаем об Александре Сергеевиче?». Дети называли по одному известному им факту, и он появлялся на доске, формирую кластер-гроздь. Последним элементом кластера были «сказки», ведь Александр Сергеевич Пушкин знаменит своими сказками. Далее от этого элемента мы переходим к конкретным сказкам, обзорному знакомству с самыми основными (название и несколько иллюстраций). Далее учащиеся открыли учебник на нужной странице, прочитали тему урока («Сказка о рыбаке и рыбке») и самостоятельно сформулировали цель: познакомиться со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

  1. Математика, 4 класс, «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями»

В первую очередь нужно отметить, что этот урок был последним по теме, следовательно, предполагал обобщение и закрепление знаний и умений по теме. По планированию этот урок стоит в 20-ых числа февраля, прямо после Дня Защитника Отечества.

В начале урока учитель спрашивает, что за праздник отмечали в России, что такое «Отечество» и зачем его защищать. Говорит о том, что воины-солдаты часто проходят боевые учения и спрашивает у учеников, что это такое. Ученики говорят, что учения нужны для того, чтобы отточить какое-либо умение, отработать его на практике. Учитель в честь праздника тоже предлагает пройти учения, только не боевые, а математические. Для того, чтобы узнать тему учения, предлагается разгадать некий шифр: несколько выражений (например, 56000:8:1000 — актуализация знаний), числовое значение каждого выражения соответствует какой-либо букве. Из получившихся букв нужно составить слово — деление. Учащиеся вспоминают, что на протяжении предыдущих уроков изучали тему «Деление на круглые числа», исходя из этого формулируют цель урока:  закрепить умение выполнять деление на круглые числа.

Данный прием способствует вовлечению в процесс целеполагания подавляющее большинство учеников, так как им очень интересно, что же там за шифр. Включение этапа актуализации знаний в процесс целеполагания позволяет сократить время и уделять его практической отработке, что положительно влияет на достижение цели. Связь с праздником способствует духовному развитию и поднятия уровня патриотизма учащихся.

Во всех представленных примерах акцент сделан не столько на конкретных формулировках целей, сколько на содержании учебной задачи, то есть, на том способе действия, который должны открыть и усвоить учащиеся.

Таким образом, можно сделать вывод, что при реализации личностно-ориентированного обучения целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Для того, чтобы образовательные цели, формулируемые учителем, были обеспечены условиями достижения, необходим учет ученических целей. Организация целеполагания включает деятельность учителя, ученика и их совместную деятельность.