Уроки в начальной школе как средство поликультурного воспитания младшего школьника

Эльвира Касимовна Монасыпова

Уроки в начальной школе как средство поликультурного воспитания младшего школьника

 

Одной из актуальных проблем современного воспитательного процесса является формирование нравственной культуры личности, создающей основу для уважительного отношения к людям другой культуры, поскольку образовательное пространство России представляет собой многообразие различных взаимосуществующих культур и культурных традиций.

Россия -  многонациональная страна, в ней проживают более 180 народов, а это значит, что и система образования страны является поликультурной и многоязычной. В этой связи встает вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в условиях как поликультурного, так и этнокультурного образования. Отсюда вытекает педагогическая необходимость проектирования воспитательной системы школы, которая бы учитывала не только фундаментальные общероссийские традиции воспитания подрастающего поколения, но и этнокультурные ценности народов мира, страны.

Поликультурное воспитание включает в себя все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой нравственной личности.

Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь в процессе, когда он видит, делает, наблюдает».

Начальная школа является тем звеном, где через урочную и внеурочную деятельность, можно заложить в детях основы воспитания и образования детей в поликультурном обществе.  

Для поликультурного воспитания на уроках окружающего мира большое значение имеет использование национально-регионального компонента. Регионализация предмета «Окружающий мир» позволяет учитывать национальное мировосприятие, основные традиции, культуру того или иного народа, общественное стремление к расширению сферы функционирования родного языка и в то же время является базой для восприятия общечеловеческих ценностей. Регионализация этого предмета обеспечивает в педагогическом процессе учёт социокультурной среды учащихся, этнографический и народно-хозяйственных особенностей региона.

На уроке при знакомстве с символами России, мы обязательно знакомим учеников с флагом, гербом и гимном Республики Мордовия.

Изучая тему «семья», мы сравниваем традиции русской, мордовской, татарской семьи на основе рассказов учащихся о своих семьях. Говоря о родственных отношениях в семье, составляем генеалогическое древо.

При изучении темы «одежда» знакомим учеников с образцами русской, мордовской и татарской национальной одежды с помощью рисунков, рассказа и экспонатов. Сравниваем костюмы, отмечаем их особенность и назначение национальной одежды.

Изучая тему «Береги природу», освещаем проблему охраны воздуха, воды, растений и животных в нашей Республике. Интересно проходит знакомство с Красными книгами Российской Федерации и Республики Мордовия. Дети делают сообщения о растениях и животных. Активно проходят на уроке проходят беседы, диспуты о необходимости создания заповедников. Дети с удовольствие готовят творческие проекты после экскурсий в заповедные зоны Республики Мордовия.

Говоря о традициях народов нашей страны, обязательно знакомимся с традициями мордовского, русского и татарского народа, с их национальной кухней, обрядами, традициями, одеждой и.т.д.

Этнокультурный компонент на уроках литературного чтения предполагает обратиться к изучению устного народного творчества народов к их сказкам, пословицам и поговоркам.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества из поколения в поколение передавалась духовная культура народа.

В сказках отражены труд и быт народов в условиях  суровой природы, мечты над победой стихией, над злом. В них проявляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм.

Изучение литературы Мордовии начинается немыслимо без изучения народных пословиц и загадок. Мордовские народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре.

В пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются многолетние наблюдения над жизнью.

Много внимания в своей работе я уделяю воспитанию любви к природе родного края.

 В учебниках по русскому языку имеются тексты о широко известных местах нашей Родины: «Урал», «Сахалин», «Байкал». В связи с использованием этих текстов привлекаю дополнительный материал. Например, предлагаю учащимся для составления предложений или написания сочинений следующие темы: «Мой край-Мордовия моя», «Мой город».

По программе предусмотрено немало сочинений по картинам. На таких уроках провожу беседы о художественной культуре республики, знакомлю с картинами самобытных мордовских художников Ф. В. Сычкова., А. В. Попкова. Данная работа поможет заинтересоваться культурой родного края, увидеть красоту нашей Родины, открыть ее для себя, полюбить.

Ведущими формами реализации основных направлений учебно-воспитательного процесса могут являться уроки-игры, уроки-путешествия, внеклассные мероприятия, классные часы. Большим потенциалом в решении данной проблемы обладает внеурочная деятельность младших школьников.

Поликультурное воспитание на уроках занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Только при таком подходе к изучению родного края можно сформировать у ученика понимание исторической и межкультурной ценности каждой нации, каждого народа и каждой взятой личности.

Сегодня перед школой стоит задача, которая заключается в том, чтобы привить ребенку нравственные и эстетические ценности, раскрыть лучшие моральные качества. Только сохраняя память и передавая подрастающему поколению традиции прошлых поколений, мы можем выстоять в этом мире и поддержать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать нация.