Эссе "Я учитель"
У каждого человека в жизни есть своя мечта. Я с детства мечтала стать учителем. Еще в начальных классах мы с девчонками играли дома в школу. После окончания 11 классов я поступила в Куйбышевский педагогический колледж на специальность преподавание в начальных классах. Три года пролетели незаметно и вот моя мечта детства сбылась. Меня пригласили в коррекционную школу. В педагогическом колледже нас учили работать с детьми с нормой, а в коррекционной школе учатся дети, которым необходимы специальные условия, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи взрослых.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, на сегодняшний день очень актуальна, так как одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях образовательного учреждения должна занимать исключительное положение. Вот уже 14 лет я работаю в данной школе. Первое время было трудно, так как мне дали 4 класс, в котором было 13 учеников и все дети были разные. Опыта работы с детьми с ОВЗ «за плечами» не было. На помощь приходили более опытные педагоги, к которым я обращалась и не заменимый наш «помощник» интернет. В свободное от уроков время, читала литературу по коррекционной педагогике. Первые дни работы начала с изучения документов таких детей. Одним из основных документов является заключение ТПМПК, где прописан образовательный маршрут и рекомендации для педагогов, специалистов и родителей. Каждый педагог, начинающий работу с такими детьми, должен глубоко изучить все документы ребёнка с ОВЗ.
Чтобы включить детей с ОВЗ в работу класса, обязательно:
- веду коррекционный дневник динамического наблюдения за ребёнком с ОВЗ, где отмечаю проблемы и успехи его взаимоотношений со сверстниками, прописываю работу, которую провожу для устранения проблем, результат этой работы;
- включаю в план по воспитательной работе занятия «Уроки толерантности». Иногда требуется продолжить данные занятия во 2-ой и 3-й год обучения. На данных уроках толерантности пытаюсь донести до детей понимание, в чем особенность их одноклассника, какая ему нужна от нас помощь, и чему мы можем научиться у него;
- вовлекаю ребёнка с ОВЗ участвовать по мере его возможностей в школьных и классных мероприятиях.
В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, развить у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, стремление достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с ними, ведь эта наша общая победа.
Каждый день я совершенствуюсь. Знакомлюсь с новейшими открытиями в коррекционной педагогике: регулярно обучаюсь на курсах повышения квалификации, посещаю мастер-классы, семинары, которые дают возможность расширять и модернизировать средства коррекционной работы. Делюсь и своими знаниями: участвую в семинарах, даю открытые уроки, выступаю на педсоветах.
Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья в двойне не легкий труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма и все эти качества умноженные на два. Детское сердце чуткое и щедрое. Если детей одаривают любовью, они возвращают её. Мне хочется, чтобы мои ученики умели удивляться, сопереживать, дружить и уважать друг друга. Неравнодушный, внимательный учитель даст каждому ученику шанс проявить себя. Главное, чтобы дети не боялись экспериментировать, а для этого они должны чувствовать, что учитель верит в них и всегда поддержит. А ещё я стараюсь похвалить каждого ученика, тогда ребёнок в школу идет с улыбкой, и из школы он уходи тоже с улыбкой. Улыбка учителя способна на многое, стоит ему только улыбнуться, и ребёнок начинает чувствовать себя увереннее.
Я с большим удовольствием хожу с ребятами в поход, участвую в играх и конкурсах, ставлю танцы и сама с ними танцую. Пусть они видят во мне не только учителя, но и верного друга, пусть запомнят своего первого учителя способного «на всё».
Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, так как дети с ОВЗ быстро утомляются. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, упражнения для развития мелкой моторики рук; организую музыкальные, танцевальные физминутки; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.
Мой рабочий кабинет оснащен компьютерной техникой, мультимедийным проектором, интерактивной доской. Все эти современные средства помогают делать уроки насыщеннее, красочнее и интереснее, что повышает мотивацию учащихся к получению новых знаний. ИКТ использую не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Я как классный руководитель, привлекаю детей участвовать в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах (очных и дистанционных, через интернет). Участвуя, дети получают грамоты, дипломы, благодарности и порой не просто за участие, а за призовые места. Педагог общеобразовательной школы может восхищаться блеском ума своего воспитанника, иметь радость сотворчества. У нас другая радость: ребенок чему-то научился, он просто стал уметь. В этом тихая радость педагога школы для детей с ОВЗ.