Самоанализ урока. Предмет: окружающий мир. Класс: 1. Программа: "Школа России". Тема урока: "Что такое хвоинки?"

Романенко Наталья Николаевна

Самоанализ урока по теме «Что такое хвоинки?»

Предмет: окружающий мир.

Класс: 1

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.

Технология построения урока:

  • Технология обучения в сотрудничестве.
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология исследовательской деятельности.
  • Здоровьесберегающие технологии.

Тема урока: «Что такое хвоинки?»

Цель урока: формирование представлений о хвойных деревьях, их отличии друг от друга.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева.
  • Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе, расширять словарный запас.
  • Сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Основные термины, понятия: хвойные деревья, хвоинки, вечнозеленые, экологические знаки, пешеходный переход, гигиена.

Межпредметные связи:  основы безопасности жизнедеятельности, литературное чтение, изобразительное искусство.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация; ветки, шишки и хвоинки сосны и ели, цветные карандаши, лупы, экологические знаки,  рисунки, лесные ягоды, влажные гигиенические салфетки, одноразовая посуда.

 

 

 

 

Планируемые результаты:

 

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы;

- желание помочь Лесовичку;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения работать в группах.

 

Метапредметные умения

Познавательные – усвоить новые понятия и термины;

- определять основание для распределения заданных элементов на группы;

регулятивные – выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- проверять выполненное задание;

- оценивать выполненное учебное задание;

 коммуникативные – формулировать высказывание, мнение с использованием терминов в рамках учебного диалога;

- учитывать чужую точку зрения;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в школе).

Предметные умения

- знать, что хвоинки – это листья хвойных деревьев;

-различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

- научиться приводить примеры съедобных, несъедобных грибов и ягод.

 

 

 

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС.

Структура урока соответствовала его цели и типу, этапы урока последовательно и логически связаны.

Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех обучающихся в учебно-познавательную деятельность.

Содержание урока соответствует требованиям стандарта, учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся первого класса. Изложение изучаемого  материала доступно уровню понимания содержания обучающимися. В ходе изложения материала акцент делался на ведущие идеи по данной теме. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленных целей на уроке. Урок целей достиг.

Содержание урока самым тесным образом связано с формированием у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни /одевайся по погоде, ПДД, правила поведения в лесу, польза птиц для здоровья человека, опасность ядовитых грибов и ягод, правила гигиены/.

На этапе изучения нового материала перед обучающимися были поставлены 4  проблемы, решить  которые они должны были в течение урока:

  1. Что такое хвоинки?
  2. Почему хвойные деревья называются вечнозелеными?
  3. Хвоинки живут столько же, сколько и дерево?
  4. Как объяснить расположение веток на сосне и ели?

На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. В процессе обучения школьники учились овладевать элементами проектной деятельности: работая в группах, проводились наблюдения под руководством учителя для создания образовательного продукта. Продуктивной деятельности учащихся способствовали и такие методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические, игра. На уроке чередовались различные виды деятельности: умственные действия подкреплялись практическими и игровыми.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. На данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что особенно важно в начальных классах для организации учебной деятельности учащихся (это создание ситуации успеха, создание проблемных ситуаций, яркие образные представления, достаточный наглядный материал, связь с жизнью, использование ИКТ).

Для применения нового знания (первичного закрепления)  применяла индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в группах, проявляя интерес к изучаемому.

         На протяжении всего урока дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё мнение, не боялись дать неправильный ответ. У обучающихся в достаточной степени сформированы навыки контроля и самоконтроля.  Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, подобранных заданий и частой сменой деятельности. Запланированный объём урока выполнен.

На уроке имели место здоровьесберегающие технологии: были применены различные виды отдыха, дети имели возможность выполнять ряд заданий, не сидя на месте, а также использовалась веселая физминутка.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение учителя и одноклассников и на стадии рефлексии показать своё эмоциональное восприятие нового материала.